Сделай Сам Свою Работу на 5

Расчёт передачи роликовой цепи





Мощность передачи

Рц3ω3, (3.1)

где ω3 – угловая скорость тихоходного вала, с-1;

Т3 – крутящий момент вала зубчатого колеса, Нм.

Рц=24013,46=3230,4 Вт.

Угловая скорость ведущей звёздочки

ω3=13,46 с-1.

Передаточное отношение передачи

U=U3-4=2,24.

Коэффициент нагрузки учитывающий, условие монтажа и эксплуатации

КэаКнакКнатКсмКрежКд, (3.2)

где Ка – коэффициент, учитывающий межосевое расстояние, Ка=1;

Кнак – коэффициент, учитывающий наклон линии центров звёздочек к горизонту, Кнак=1;

Кнат - коэффициент, учитывающий натяжение цепи, Кнат=1,1;

Ксм - коэффициент, учитывающий смазку цепной передачи, Ксм=1,3;

Креж – коэффициент, учитывающий режим работы, Креж=1;

Кд – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, Кд=1.

Кэ=11111,11,3=1,43.

Момент ведущей звездочки по мощности передачи

T1= Рц /w3

T1=3230,4 /13,46=240 Нм

Частота вращения ведущей звёздочки

n3360/2π, (3.3)

n1=13,4660/23,14=128,6 мин-1.

Число зубьев ведущей звёздочки

Z3=25.

Число зубьев ведомой звёздочки

Z4= Z3U3-4, (3.4)

Z2=252,24=55.

Ближайшее к частоте вращения ведущей звёздочки табличное значение частоты вращения



n01=200 мин-1.

Расчётная мощность, передаваемая цепной передачей

РРцКэZ01n01/(Z3n3), (3.5)

где Рц – мощность, передаваемая цепной передачей, кВт;

Кэ – коэффициент, учитывающий режим эксплуатации;

Z01 – число зубьев (табличные данные), Z01=25;

РР=3230,41,4325200/25128,6=7,162кВт.

По табличным данным выбираем марку цепи при [РР]=11кВт.

Марка ПР-25,4-56700. Табличные данные:t=25,4 мм; Д=7,95 мм; b=22,61 мм; gm=2,6 кг/м. Цепь однорядная, роликовая

1. Ось;

2. Втулка;

3. Ролик;

4. Пластины.

Рисунок 3.1. Схема однорядной цепи

Диаметр делительной окружности звёздочек

Дi=t/sin(1800/Zi), (3.6)

где t – шаг цепи, мм;

Zi – число зубьев i звёздочки.

Д3=25,4/sin(1800/25)=203,2 мм;

Д4=25,4/sin(1800/55)=445,6 мм.

Скорость цепи

V=ω3Д3/2, (3.7)

где ω3 – угловая скорость выходного вала редуктора, с-1;

Д3 – делительный диаметр окружности ведущей звезды, м.

V=13,460,2032/2=1,368 м/с.

Сила тяги

Ft=2Т33, (3.8)

Ft=2240/0,2032=2362,2 Н.

Давление в шарнире цепи

g=F1Кэ/bdiр[g], (3.9)

где F1 – сила тяги, кН;



Кэ – коэффициент учитывающий эксплуатационные характеристики;

b – длина втулки, мм;

d – диаметр оси, мм;

iр – количество рядов цепи.

g=2362,21,43/22,617,95=18,79 МПа.

18,79 ≤ 30.

Предварительное межосевое расстояние

а=(30…50)t, (3.10)

а=3025,4=762мм.

Число звеньев

i=2а/t+(z3+z4)/2+(Z4-Z3/2π)2·t/а, (3.11)

где t – шаг цепи, мм;

а – предварительное межосевое расстояние, мм;

z3 – число зубьев ведущей звёздочки;

z4 – число зубьев ведомой звёздочки.

i=2·762/25,4+(25+55)/2+((55-25)/2·3,14)2·25,4/762=100,16=102.

Уточним межосевое расстояние

а=0,25t·[i-(Z3+Z4)/2+√((i-(Z3+Z4)/2)2-8((Z4-Z3)/2π)2)], (3.12)

где t – шаг, мм;

i – число звеньев.

а=0,25·25,4·[102-(25+55)/2+√(102-((25+55)/2)2-8((55-25)/2·3,14)2]=778 мм.

Длина цепи

L=t·i, (3.13)

где t – шаг цепи, мм;

L=25,4·102=2590,8 мм.

Натяжение цепи

Ff=9,81·Kf ·gт·а, (3.14)

где Кf – коэффициент, учитывающий наклон линии к горизонту, Кf=1,5;

gт – масса 1 метра звена, gт=2,6 кг;

а – уточнённое межосевое расстояние, м.

Ff=9,81·1,5·2,6·0,778=29,77 Н.

Натяжение цепи от центробежной силы

FV=gm·V2, (3.15)

где gm – масса 1 метра цепи, кг;

V – скорость цепи, м/с.

FV=2,6·1,3682=4,87 Н.

Коэффициент запаса прочности данной цепи

n=(Fраз/(Ft·Kd+Ff+FV))≥[n], (3.16)

где Fраз – расчётная сила, Н;

Ft – сила тяги, Н;

Kd – коэффициент учитывающий динамическую нагрузку;

Ff – сила натяжения цепи, Н;

FV – сила натяжения цепи от центробежной силы, Н.

n=(56700/(2362,2·1+29,77+4,87)=23,66.

n≥[n],

23,66≥8,9.

Условие выполняется.

Нагрузка на валы

Fr=(1,05…1,15)Ft, (3.17)

где Ft – сила тяги, Н.

Fr=1,1·2362,2=2598.42 Н.

Уточним передаточное отношение цепной передачи

U=Z2/Z1, (3.18)

U=55/25=2,2.

ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА



Общие сведения

Трехзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колесами, образующие с неподвижным звеном вращающую или поступательную пару, называется зубчатой передачей. Эти передачи наиболее распространены в современном машиностроении. Их применяют в широких диапазонах скоростей (до 100 м/с) и мощностей (десятки тысяч кВт). Цилиндрические зубчатые передачи могут выполняться с внешним и внутренним зацеплением; прямозубые, косозубые и шевронные.

Достоинства:

1) постоянство передаточного числа;

2) высокая нагрузочная способность;

3) высокий КПД (0,97-0,99);

4) малые габаритные размеры;

5) большая надежность и долговечность.

Недостатки:

1) невозможность бесступенчатого передаточного числа;

2) высокие требования к точности изготовления и монтажа;

3) плохие амортизирующие свойства;

4) шум при больших скоростях;

5) громоскость передачи при больших межосевых расстояниях;

6) необходимость в специальном оборудовании и инструменте для нарезания зубьев.

 

Проектировочный расчёт

Исходные данные циклограммы нагружения:

Т2 – крутящий момент быстроходного вала, Нм;

Т3 – крутящий момент тихоходного вала, Нм;

U – передаточное отношение редуктора;

Т2=87,5, Нм;

Т3=240, Нм;

U=2,8.

Выбираем из табличных данных марку материала шестерни и зубчатого колеса: Сталь 40Х; термообработка: улучшение; твердость поверхности зубьев - НВ270; степень точности изготовления: 7.

Допускаемое контактное напряжение, МПа

н]=бH limbКHL/[SH] (4.1)

где бH limb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов,

бH limb=2НВ+70=2270+70=610 МПа;

где НВ– твердость зубьев по Бринеллю

КHL – коэффициент долговечности, КHL=1,0;

[SH] – коэффициент безопасности, [SH]=1,10.

н]=6101/1,1=554,545 МПа.

Межосевое расстояние

аwа (U+1) 3√(T3 K) /([бн]2 U2 yba), (4.2)

где Ка – коэффициент межосевого расстояния (для прямозубых передач), Ка=49,5;

K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине колеса, K =1,15;

ψba – коэффициент ширины зубчатого венца, yba=0,24.

аw=49,5 (2,8+1) ) 3√(240 1,15)/(554,5452 2,82 0,24)=146,9 мм.

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 аw=160 мм.

Нормальный модуль зацепления

mn=(0,01÷0,02) аw , (4.3)

mn=(0,01÷0,02)160=1,6÷3,2 мм;

принимаем по ГОСТ 9563-60* mn=2,5 мм.

Число зубьев шестерни

z1=2 аw /(U+1) mn , (4.4)

z1=2 160/(2,8+1)2,5=33,7.

Принимаем z1=34.

Число зубьев зубчатого колеса

z2=U z1 , (4.5)

z2=2,8 34=94.

Основные размеры шестерни и колеса:

диаметр делительной окружности шестерни

d1= mn z1 ; (4.6)

d1=2,5 34=85 мм;

диаметр делительной окружности зубчатого колеса

d2= mn z2 ; (4.7)

d2=2,5 94=235 мм.

Проверка:

аw=( d1+ d2)/2=(85+235)/2=160 мм;

диаметры вершин зубьев:

dа1=d1+2mn ; (4.8)

dа2=d2+2mn ; (4.9)

ширина зубчатого колеса

b2=yba аw ; (4.10)

b2=0,24 160=38,4 мм;

ширина шестерни

b1= b2+5 мм=85 мм.

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру

ybd= b1/d1, (4.11)

ybd=43,4/85=0,51.

Проверочный расчёт

Окружная скорость шестерни

V1=w2 d1 / 2, (4.12)

где w2 - угловая скорость вала шестерни.

V1=37,68 85/2=1,6 м/с.

Коэффициент нагрузки

КН= K КНa КНv

где K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине колеса, K =1,15;

КНa – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, КНa=1,0;

КНv – коэффициент, учитывающий динамические нагрузки зацепления, КНv=1,05.

КН= 1,15 1 1,05=1,21.

Проверка контактных напряжений

бН=(310/ аw)√(Т3 КН(U+1)3)/ (b2 U2)≤[бН] (4.13)

бН=(310/160) √(2401031,21 (2,8+1)3) / (38,42,82)=445,75≤554,545.

445,75≤554,545.

Условие выполняется.

Силы, действующие в зацеплении.

Схема действующих сил на зуб, в зацеплении зубьев цилиндрической прямозубой передачи приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. схема действия сил на зуб

 

Окружная сила

Ft=2T2 / d1 , (4.14)

где T2 – крутящий момент быстроходного вала, Нм;

d1 – диаметр делительной окружности шестерни, мм.

Ft=287,5103/85=2059 Н.

Радиальная сила

Fr= Ft tga , (4.15)

где Ft – окружная сила, Н;

a – угол зацепления, a=20°.

Fr=20590,36397=749,4 Н.

Расчет зубьев цилиндрических колес на выносливость при изгибе

бF=( FtK KFv YF)/(b1m) ≤[бF], (4.16)

где K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине колеса, K =1,37;

KFv – коэффициент, учитывающий динамические нагрузки, KFv=1,15;

YF – коэффициент формы зуба, YF=3,8;

b1 – ширина шестерни, мм;

F] – допускаемое напряжение на изгиб, МПа

Допускаемое напряжение на изгиб

F]= б°F limb /[S], (4.17)

где б°F limb – предел выносливости, соответствующий базовому числу циклу, б°F limb=1,8НВ=486 МПа;

[S] – коэффициент безопасности

[S]= [S]' [S]", (4.18)

где [S]' – коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес, [S]'=1,75;

[S]" – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, [S]"=1.

[S]=11,75=1,75.

F]=486/1,75=277,7 МПа.

бF=(2059 1,58 3,8) /(43,4 2,5)=114,465≤[бF].

114,465≤ 277,7.

Условие прочности выполнено.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.