Сделай Сам Свою Работу на 5

Дискреционная и недискреционная фискальная политика.





Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

1. Сущность, меры и виды фискальной политики.

2. Мультипликатор государственных расходов.

3. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

 

Сущность, меры и виды фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- это меры правительства по изменению: государственных расходов, налогообложения, состояния госбюджета, направленные на:

-обеспечение полной занятости,

-равновесия платежного баланса,

-экономический рост,

при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью- преодоление циклического спада экономики посредством: увеличения G, снижения налогов T, или комбинации этих мер.

В более долгосрочной перспективе средства:

-проведение комплексной налоговой реформы,

-оптимизация структуры государственных расходов,

-ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ.

Цель- политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.



Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция).

Её цель- ограничение циклического подъема экономики.

Средства: снижение G, увеличение налогов T, или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют- снизить инфляцию спроса средства ценой: роста безработицы, спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада AS и развертывания стагфляции, особенно если сокращение G осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Иначе, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в долгосрочной перспективе при использовании мер: снижение G, роста T, приводит к затяжной стагфляции и разрушению экономического потенциала.



 

Мультипликатор государственных расходов.

∆Y/∆G = 1/1-b

В краткосрочной перспективе мера бюджетно-налоговой политики сопровождается эффектами мультипликаторов: государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета.

b - это пред. скл. к потребления (MPC).

1/1-b –мультипликатор показывает, насколько возрастает равновесный уровень расхода в закрытой экономике в результате роста любого элемента из автономных расходов (a+I+G) на единицу.

Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC.

∆Y = ∆G * Mq

Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то: кривая планируемых расходов сдвигается верх на эту же величину; равновесный объем производства возрастает на величину ∆Y = ∆G * Mq.

b -> MPC -> предельная склонность к потреблению.

С учетом налогообложения дохода Y, изменится вид потребительской функции и соответственно, модель мультипликатора.

С учетом налогообложения Y модель мультипликатора:

Y = C + I + G

C = a + b (1-t) Y -> Y = (1 / 1-b (1-t)) * (a + I + G)

t- предельная налоговая ставка

где (1 / 1-b (1-t)) – мультипликатор расходов в закрытой экономике.

Предельная (налоговая) ставка (t) – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

t = ∆T / ∆Y

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска.

Чем ниже ставки налогооблажения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.



 

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

∆Y / ∆T = -b / 1-b

Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y – T возрастет на величину ∆T.

Потребительские расходы при снижении T увеличиваются на ∆T * b, что сдвигает кривую планируемых расходов вверх и увеличивает равновесный объем производства на величину ∆Y = -∆T * b / 1-b,

где ∆Y / ∆T = * -b / 1-b – мультипликатор налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид T = t * Y,

где t – пред. ставка налогов.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + b (Y – tY) = a + b (1-t) * Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

mt= -b / 1-b (1-t),

где mt – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая ф-ия имеет вид:

T = Ta + tY,

где t - пред. ставка налогов, Ta- автономные налоги, которые не зависят от величины текущего дохода Y. Например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a + b [Y – (Ta + tY)]

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = (1 / (1-b (1-t) + m’)) * (a + I + G + q) – (b / (1-b (1-t) + m’)) * Ta,

где – (b / (1-b (1-t) + m’)) – мультипликатор в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величины G определяется как:

∆Y = ∆G * ( 1 / (1-b (1-t) + m’)) - ∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Если G и Ta возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает.

В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда = или < единицы.

При этом имеется в виду, что ∆T (все изменения доходов бюджета) = ∆G (все изменения расходов бюджета).

Но, мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков.

Если государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастает на величину

∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) +m’))

Если правительство одновременно повысит налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска Y снизится на величину

∆Y = -∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составляет:

∆Y = ∆G / ∆Ta * [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))],

где [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))] < 1.

То есть ∆Y < ∆G = ∆Ta

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G (mq превышает mt).

Это объясняется тем, что G воздействует на величину Y и величину C (потребления) сильнее, чем изменение налогов, а отсюда и выбор инструментов фискальной политики.

Если цель -> расширение гос. сектора, то для преодоления циклического спада увеличивают G, то для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги.

Если фискальная политика не нацелена на ограничение государственного сектора, то: в фазе циклического спада снижаются налоги, в фазе циклического подъема снижаются гос. расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

 

Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

 

Дискреционная фискальная политика- целенаправленное изменение: величины G, величины T, сальдо гос. бюджета. В результате целенаправленных решений правительства, направленных на изменения: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика- автоматическое изменение: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Недискреционная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в гос. бюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления = Величина общих налоговых поступлений в бюджет – Сумма выплаченных правительственных трансфертов.

При недискреционной политике бюджетный дефицит и излишек возникает автоматически, в результате встроенных стабилизаторов экономики: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов ( в т.ч. страхование по безработице), система участия в прибылях.

Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных лагов дискреционной политики, т.к. эти механизмы “включаются” без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических “амортизаторов” колебаний АД.

G, T T’ T = Ta + tY

       
   
 


G- const

Циклические бюджетные излишки

G = Ga – γY Циклические бюджетные дефициты

 

y1 <- y0 -> y2

Циклический дефицит (излишек)- дефицит (излишек) гос. бюджета, выделенным автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) гос. трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема y2 > y0 и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум снижается.

В фазе циклического спада y1 < y0 и поэтому налоги автоматически уменьшатся, а трансферты увеличатся.

В итоге увеличиваются бюджетный дефицит на фоне относительного роста АД и объема пр-ва, что ограничивает глубину спада.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.