Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационные формы теоретического обучения в учебных заведениях начального профессионального образования





Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Процесс обучения и воспитания реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов.

С точки зрения решения целей образования и систематичности организационные формы обучения делят на основные, дополнительные, вспомогательные.

Теоретическое обучение в образовательных учреждениях начального профессионального образования включает три цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный.

Методы обучения общетехническим и специальным предметам во многом определяются особенностями их содержания:

· многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;

· значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;

· взаимосвязь с производственным обучением учащихся;

· органическое сочетание фактического и теоретического материала;



· значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;

· необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.

Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя методы обучения.

Классификация:

1. по степени сложности: простые (беседа, зачет, экзамен, лекция), составные (сочетание простых), комплексные.

2.по форме организации образовательного процесса:

а) теоретическая подготовка:

урок – это организационная форма обучения, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающее, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом.Типы уроков: уроки изучения нового материала, уроки закрепления нового материала, контрольные, комбинированные или смешанные.



Лекция – основная форма обучения в вузе, представляет собой системное, монологическое изложение преподавателем учебного материала. Как правило, имеет три части: введение, основная часть, заключение. Виды лекций: вводная, мотивационная, обзорная, установочная и нетрадиционные лекции (проблемная, пресс-конференция, консультация ).

Семинарское занятие – это коллективное обсуждение определенной темы по заранее подготовленным вопросам. Существуют разные формы проведения семинаров: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции.

Экскурсия – форма обучения, связанная с посещением учебно-производственных участков. Основные этапы: подготовка плана, организация и проведение, подведение итогов.

Самостоятельная учебная работа - овладение учащимися необходимыми знаниями и учениями путем чтения соответствующей литературы, подготовки докладов, сообщений, составления конспектов.

Конференция – это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы.

Консультация – форма учебного занятия, в процессе которого обучающийся получает ответы преподавателей на конкретные вопросы по теоретическим положениям или аспектам их практического применения. Она может быть индивидуальной или групповой.

Индивидуальные занятия проводятся с отдельными учащимися с целью повышения уровня их подготовки и развития индивидуальных творческих способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.



Б) Формы практического обучения:

Лабораторная работа – форма обучения, направленная на формирование необходимых профессиональных умений. В ходе этой работы обучающийся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняют практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Практические занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой профессиональной подготовки.

Дидактическая игра - целенаправленная организация учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста. В процессе игры осуществляется игровое моделирование в условиях воссоздания социального и профессионального опыта..

Практика – получение обучающимися профессиональных умений и навыков в производственных условиях. Она осуществляется в процессе профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством преподавателя и специалиста в данном направлении. Различают ознакомительную, учебную, производственную, преддипломную практику.

Курсовое проектирование – это процесс разработки проектов по основным учебным курсам как заключительного этапа дидактического цикла обучения по тому или иному предмету. Целью этой формы является углубление профессиональной подготовки обучающихся в процессе самостоятельного творческого применения полученных знаний для решения практических задач.

Дипломное проектирование – процесс разработки дипломных проектов на завершающем этапе обучения в профессиональном учебном заведении. Дипломные проекты выполняют роль аттестационных работ при проведении государственной аттестации выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Они рецензируются и защищаются на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Расчетно-графическая работа (РГР) - индивидуальное задание, которое предусматривает решение конкретной практической учебной задачи с использованием известного, а также (или) самостоятельно изученного теоретического материала. Значительную часть такой работы составляет графический материал, который выполняется в соответствии с действующими нормативными требованиями и с обязательным применением компьютерной графики, если это определено задачей.

Расчетные и графические работы (РР ГР) - индивидуальные задания, которые предусматривают решения конкретной практической учебной задачи с использованием известного, а также (или) самостоятельно изученного теоретического материала . Основную часть расчетной работы составляют расчеты, которые могут сопровождаться иллюстративным материалом: графиками, векторным диаграммами, Гистограмма т.д. Основную часть ГР составляет графический материал, выполненный в соответствии с действующими нормативными требованиями.

Условием планирования в учебных планах КП, РГР (РР ГР) является наличие практических занятий по соответствующей учебной дисциплины.

Рефераты, аналитические обзоры и др.- это индивидуальные задания, которые способствуют углублению и расширению теоретических знаний студентов по отдельным темам дисциплины, развивают навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Контрольные работы, выполняемые во время СРС (ОКР)- это индивидуальные задания, которые предусматривают самостоятельное выполнение студентом определенной практической работы на основе усвоены теоретического материала. Контрольные работы, как и расчетные работы, могут предусматривать некий иллюстративный материал.

3. по организации деятельности учащихся:

фронтальная (работа со всем потоком), групповая (поток разбивается на группы), индивидуальная ( работа с каждым).

4.по методу воспроизведения:

а.Словесные методы.

- Устное изложение. В процессе изучения общетехнических и специальных предметов устное изложение учебного материала осуществляется с применением комплексного метода рассказ-объяснение, сочетающего изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач и т.д.

- Беседа - вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Такую беседу называют эвристической. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, это разновидность частично-поискового метода.

Дидактическая сущность такой беседы состоит в том, что преподаватель путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала.

 

б.Наглядные методы.

- Работа учащихся с книгой. Педагогической наукой и практикой предложен ряд методических приемов обучения учащихся работе с книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т.д.

Проектирование организационных форм профессионального обучения и воспитания предусматривает:

1. отбор форм, адекватных целям, задачам и содержанию образования; определение педагогической структуры формы обучения;

2. выстраивание такой методической структуры организационной формы, которая обеспечивала бы единство обучения, воспитания и развития обучающихся, а также композиционную целостность учебного процесса;

3. определение психологической структуры формы, которая зависит от последовательности и активности протекания познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Выбор методов.

Каждая группа методов, каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В любом акте обучающей деятельности всегда сочетается несколько методов, они как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе обучения является одним из важнейших условий решения вопроса об их выборе.

Факторы, определяющие выбор:

- комплексный учет критериев их оптимального сочетания. Первым из таких критериев является соответствие методов дидактическим принципам обучения. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями эффективно построенного процесса обучения, из которых вытекают сами принципы.

- соответствие методов целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся. Реализуется этот критерий путем сравнительной оценки различных методов в решении данного круга задач, имея в виду, что эти возможности у разных методов различны.

- Соответствие специфике содержания обучения. Одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое - дедуктивного метода, одно может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным для применения такого метода и т.д. Необходима специальная оценка возможностей различных методов в раскрытии конкретного содержания.

- соответствие их избранным формам организации учебного процесса, так как общегрупповые, бригадные (звеньевые) и индивидуальных формы работы потребуют различных методов обучения.

- соотносимость с логикой процесса учебного познания.Процессу логического обобщения соответствуют такие способы действий учащихся, как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий и т.п. Преподаватель руководит этими мыслительными процессами учащихся через организацию бесед, самостоятельных работ учащихся по решению различных задач, выполнение упражнений в проектировании технологических процессов и др.

- разнообразие. Однако разнообразие методов - не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы). По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу навыков и умений. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения.

- соотношение методов с реальными учебными возможностями учащихся. Высокий уровень подготовленности группы потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа и объяснения перед беседой. Наоборот, в группе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов; здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоятельных работ.

- соотношение с возможностями педагога по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных факторов выбора методов обучения. При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будет нецелостной, недостаточно эффективной.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.