Методический анализ учебного материала
Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях.
Целью производственного обучения является комплексное освоение обучающихся всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы обучающимся по профессии.
Задачей производственного обучения является:
· В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
· В процессе прохождения практики в учебно-производственных мастерских и на действующих предприятиях, организациях студент должен закрепить и углубить профессиональные знания о процессах и технологиях; овладеть умениями самостоятельно выполнять трудовые приемы, операции и получить рабочую профессию с необходимым квалификационным разрядом.
· В ходе прохождения педагогической практики в учреждениях начального профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий, учреждений, организаций студент должен закрепить знания психолого-педагогических дисциплин, приобрести практический опыт изучения личности обучающихся и учебной группы, умение планировать и проводить различные виды и типы уроков по профессиональной подготовке и внеклассных мероприятий.
· На преддипломной (квалификационной) практике студент приобретает умения организаторской и управленческой деятельности специалиста в образовательном процессе и на производстве, осуществляет сбор и подготовку материалов к дипломному проекту.
Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей в соответствии с рабочими программами практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением.
Учебная практика (производственное обучение) проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения. Учебная практика (производственное обучение) может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика (производственное обучение) проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
Производственная практика обучающихся на первом году обучения и в последующие годы проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.
Обучающиеся зачисляются на вакантные должности, при их наличии, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
Практика осуществляется как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии.
В организации и проведении практики участвуют: образовательные учреждения и организации.
Образовательные учреждения:
· планируют и утверждают в учебном плане все виды практики в соответствии с, с учетом договоров с организациями;
· заключают договоры на организацию и проведение практики;
· совместно с организацией определяют объекты практики, согласовывают программу и планируемые результаты практики;
· осуществляют руководство практикой;
· контролируют реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
· организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики.
Организации, участвующие в организации и проведении практики:
· заключают договоры на организацию и проведение практики;
· согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику, участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики;
· издают приказ о прохождении практики обучающимися;
· предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики, определяют наставников;
· обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимися;
· проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации.
Обучающиеся, при прохождении практики в организациях:
· полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики;
· соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
строго соблюдают требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.
Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.
Общее руководство и контроль за практикой от образовательного учреждения осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе. Непосредственное руководство практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.
В период прохождения производственной практики с момента зачисления обучающихся на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.
Практика завершается оценкой и/или зачетом обучающимся освоенных общих и профессиональных компетенций. По завершению производственной практики обучающиеся выполняют выпускную практическую квалификационную работу по профессии.
Результаты прохождения практики обучающимися представляются в образовательные учреждения и учитываются при итоговой аттестации.
2/7Учебная литература по предметам общетехнического и специального циклов, её анализ и выбор основного учебника
ГОСТ 7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» трактует учебное издание как «издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста».
Учебник должен выполнять роль интеллектуального самоучителя, утверждая, что интеллектуальное воспитание личности – это фактическая реализация права каждого ребенка умным в меру его возможностей. В.П.Беспалько считает, что учебник – это комплексная информационная модель, в которой отражены четыре элемента педагогической системы: цели, содержание, дидактические процессы и организационные формы.
1. Учебное издание - одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса.
2. Учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности.
Эти два положения диктуют ряд требований к изданиям. Так, первое положение предполагает, что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого. Второе положение говорит о том, что информация, характеризующая предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Причем учитываются не только особенности деятельности или знания, но и задачи формирования информационной культуры обучаемого..
Что же касается содержания предмета, то оно определяется государственными образовательными стандартами, которые включают требования к знаниям и умениям выпускников школ, колледжей, различных профессиональных училищ, вузов, а также необходимый минимум и структуру этих знаний и умений. Предметная область учебных изданий включает специально отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения.
Подчеркнем, что структура и содержание предметной области учебных изданий имеют своеобразный характер. Сюда включены не только знания, но и методы их получения, не только представления и навыки, но и методы их практического использования. Содержание предметной области учебных изданий структурируется на основе содержания деятельности и с учетом педагогической направленности информации. Содержание каждого учебного издания реализует те функции, которые призвана выполнять система образования и профессионального обучения в целом. Система образования и профессионального обучения обеспечивает три основных функции (информационную, познавательную, воспитательную)
Учебные издания выполняют следующие функции:
· коммуникативную;
· информационную;
· познавательную;
· развивающую;
· воспитывающую;
· организационную;
· систематизирующую;
В соответствии со ступенью обучения выделяют дошкольное, школьное общее образование; среднее и высшее профессиональное образование; повышение квалификации специалистов; переподготовку кадров. Каждой ступени образования соответствует своя система требований к характеру обучения, целям и задачам учебного процесса, формам и методам, используемым на различных его этапах.
Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации.Выделяют четыре группы изданий.
Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий. Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий. Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий (схема 1).
Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.
Материал организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.
Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.
По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.
Заслуга В.П.Беспалько заключается в том, что он предложил общую классификацию учебников, которая позволяет определить его тип по: характеру постановки цели обучения; дидактической подготовке содержания; рациональному использованию учебника при различных организационных формах обучения; воплощению в учебнике соответствующей технологии обучения.
Язык учебной книги должен быть связан со специфическим языком соответствующей науки или сферы деятельности. При изложении материала необходимо добиться единообразия в постановке сходных проблем, в использовании терминов и понятий, в развертывании рассуждений, в составлении формулировок, выводов. Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам.
Теория учебных изданий выделяет три составляющие аппарата: аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения материала, аппарат обработки издания в целом
Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений.
К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания.
Аппарат издания в целом в общем схож с аппаратом любого другого вида литературы, но имеет свои особенности. Нельзя сказать, что составляющие аппарата абсолютно самостоятельны и независимы. Нет. Они пересекаются при обеспечении тех или иных функций, тесно взаимосвязаны и готовятся с учетом друг друга.
Структуру учебного издания можно представить несколькими составляющими: информационной, логической, психолого-педагогической и эстетико-воспитательной.
Конвекционный (или систематический) учебник соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Реализует информационную функцию обучения.
Программированный учебник основан на обучении по системе «стимул - реакция». Имеет форму разветвленной или линейной программы.
Проблемный учебник базируется на теории проблемного обучения.
Комбинированный, или универсальный, учебник содержит отдельные элементы разных критерий системности науки и культуры в содержании образования.
Существуют следующие критерии для анализа учебной литературы:
- научность,
- системность изложения,
- доступность,
- целостность,
- полнота.
Анализ психолого-педагогической и дидактической литературы позволили выделить ряд требований к учебникам нового поколения, которые должны:
- соответствовать достижениям психолого-педагогической науки, государственному стандарту образования (в настоящее время – обязательному минимуму образования), учебной программе;
- отражать все виды содержания: теоретические предметные знания, методологические рекомендации о способах действия, фактические сведения;
- создавать положительную мотивацию своим содержательно-методическим построением;
- способствовать развитию познавательной самостоятельности учащихся;
- обладать гибкой структурой, что относится как к учебнику-книге, так и ко всему учебно-методическому комплексу;
- стимулировать дальнейшее самообразование выпускников;
- излагать доступно, ярко, занимательно;
- отвечать современному полиграфическому и художественно-техническому уровню издания, основанному на санитарно-гигиенических требованиях к учебной литературе.
- особенности современного научного знания: интеграция и дифференциация науки, фундаментализация науки и культуры;
- многодисциплинарность и полицикличность подготовки специалистов в высшей школе;
- гуманизация и гуманитаризация высшего образования;
- деятельностный подход;
- наличие инвариантного и вариативного компонентов в структуре каждой дисциплины.
Ориентируясь на данные требования, педагоги могут провести анализ учебной литературы и установление дидактической взаимосвязи учебных пособий по трем основным показателям: цели, содержание и методическая инструментовка.
При выборе учебника нужно помнить, что главное в образование – не объем знаний, а умение их применять в жизни. Поэтому выбор основного учебника обязательно нужно обосновывать педагогам, а по результатам мониторинга принимать педагогические и управленческие решения согласно стратегии развития ОУ. Так как правильная, грамотная и серьезная организация содержательной деятельности по выбору учебника зависит не только от методологической компетентности руководителя школы, от работы методической службы и основных положений программы развития ОУ, но и от компетентности педагогов.
Решая проблему выбора школьного учебника, руководитель и педагогический коллектив должны иметь представление о современных подходах к построению учебников.
органолептический метод определения показателей качества
Показатели качества, определяемые органолептическим методом, выражаются обычно в баллах Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств.
При органолептическом методе определения показателей качества продукции органы чувств человека выдают информацию о получении соответствующих ощущений. Значения показателей качества находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. Поэтому точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих их.
Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и т.д.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.
Методический анализ учебного материала
Методическая деятельность - как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоритические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога,
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Функции методической деятельности:
-аналитическая;
-проектировочная,
-нормативная,
- исследовательская.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методичеки переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
К видам аналитической методической деятельности выполняемым педагогами профессиональной школы, можно отнести:
- анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
- методический анализ учебного материала;
Она включает:
- Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
- Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
- Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала учебника.
- Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
- Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решений технических задач, опорные конспекты и т.д.
- Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
- Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
- Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков.
- Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
- Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Примерная схема общего анализа:
- Способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения.
- Способы целевой установки учащихся на качественное усвоение учебного материала урока.
- Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся
- Развитие самостоятельности учащихся (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера и т. п.).
- Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложност и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, про- ведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся и т. п.).
- Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки законов и теорий, изучаемых в разных предметах и т. п.).
Критерии методического анализа учебного материала:
- Сложность текста (показатель, характеризующий степень профессионализации излагаемого текста и отражающий возможность понимания представляемого текста в зависимости от предметной подготовки субъекта, воспринимающего текстовую информацию).
- Структурированность текста. Структурированный текст – это текст, имеющий индивидуальную распознаваемую семантическую структуру с иерархически выстроенной системой отношений между понятиями внутри текста.
- Полнота глоссария. Каждый модуль курса обучения, как правило, должен сопровождаться списком основных терминов и понятий, употребляемых в данном курсе (глоссарий).
Подготовка содержания учебного материала проводится на основе его всестороннего анализа и корректируется впоследствии в соответствии с поставленными целями и методами обучения.
Способы:
1.Понятийный анализ необходим, как известно, для вычленения основных понятий и фактов с тем, чтобы правильно определить цели урока и выбрать методы обучения.
Для усвоения учебного материала необходимо новые понятия связать с ранее изученными опорными понятиями и фактами.
Выделенные опорные понятия подлежат актуализации как на первом этапе урока, так и по его ходу (попутная актуализация). Новые понятия, которые предстоит усвоить учащимся, подлежат формированию и на втором, и на третьем этапах. Поэтому необходимо органически слить этап формирования понятий с этапом применения знаний.
Понятийный анализ завершается выделением способов раскрытия сущности новых знаний: сообщение фактов, обращение к жизненным наблюдениям, анализ экспериментальных данных, аналогия, оперирование формулами.
Таким образом, понятийный анализ помогает ответить на вопросы: Что необходимо повторить учащимся? Что они должны усвоить? Какими способами учебной деятельности овладеть? И, в общем виде, на вопрос: как этого добиться?
2.Логический анализ учебного материала необходим для того, чтобы наметить определенную последовательность его изучения
Логический анализ позволяет определить противоречивые стороны информации: новый факт не соответствует ранее изученным; материал противоречит ранее сложившимся представлениям; противоречие, основанное на необходимости применить знания в конкретных условиях.
Наконец, логический анализ ориентирует на определение понятий (фактов, условий, выводов), которые должны усвоить на данном уроке учащиеся.
3..Психологический анализ учебного материала необходим для определения его доступности для учащихся. С учетом предположительного среднего уровня обученности материал можно изучать на основе создания проблемных ситуаций и решения учебных проблем.
Психологический анализ помогает обратить внимание педагога на мотивационную сторону обучения: обновление и углубление ранее известного, опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, применение демонстрационного эксперимента, просмотр кинофильма. Все это должно помочь создать необходимые на занятии мотивационные состояния учащихся (проявление внимания, заинтересованности, ответственного и серьезного отношения к своим действиям, стремление к познавательному общению и пр.).
4.Анализ воспитательной значимости содержания учебного материала. В учебных пособиях не раскрыт всегда раскрыт воспитательный потенциал материала. Это не значит, что само содержание изучаемого материала не обладает воспитывающими возможностями.
Во-первых, можно рассказать о вкладе ученых в развитие науки. Такие факты, не отнимая много времени, позволяют раскрыть научную и практическую значимость изучаемого материала, оказать на учащихся воспитывающее воздействие примером самоотверженности названных ученых.
Во-вторых, содержание материала позволяет осуществить связь обучения с жизнью, рассказать о перспективах развития науки в нашей стране.
В-третьих, последовательность изучения материала дает возможность побудить учащихся к обучению следующими приемами побуждения: разъяснение целей деятельности, работа с источниками знания (кинофильм), связь с жизненным опытом, опора в рассуждениях на демонстрационный эксперимент.
5.Дидактический анализ учебного материала позволяет:
- уточнить цель обучения:
- уточнить объем учебного материала, состав опорных знаний и новых понятий. Вместе с тем необходимо обратить внимание на отработку способов действий: постановка целей опытов, выделение существенного в наблюдаемом явлении, выявление различий;
- наметить типы самостоятельных работ на каждом из этапов занятия.
- предусмотреть источники информации: сообщающая беседа с опорой на опыт учащихся, эвристическая беседа с опорой на физический эксперимент, повторное рассмотрение и анализ явлений;
- продумать на занятии реализацию принципов обучения: проблемности, мотивации, наглядности, научности и доступности;
Дидактическим анализом завершается подготовка содержания учебного материала к занятию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|