Сделай Сам Свою Работу на 5

Методический анализ учебного материала





Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях.

Целью производственного обучения является комплексное освоение обучающихся всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы обучающимся по профессии.

Задачей производственного обучения является:

· В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

· В процессе прохождения практики в учебно-производственных мастерских и на действующих предприятиях, организациях студент должен закрепить и углубить профессиональные знания о процессах и технологиях; овладеть умениями самостоятельно выполнять трудовые приемы, операции и получить рабочую профессию с необходимым квалификационным разрядом.

· В ходе прохождения педагогической практики в учреждениях начального профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий, учреждений, организаций студент должен закрепить знания психолого-педагогических дисциплин, приобрести практический опыт изучения личности обучающихся и учебной группы, умение планировать и проводить различные виды и типы уроков по профессиональной подготовке и внеклассных мероприятий.



· На преддипломной (квалификационной) практике студент приобретает умения организаторской и управленческой деятельности специалиста в образовательном процессе и на производстве, осуществляет сбор и подготовку материалов к дипломному проекту.

 

Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей в соответствии с рабочими программами практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением.

Учебная практика (производственное обучение) проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения. Учебная практика (производственное обучение) может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика (производственное обучение) проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.



Производственная практика обучающихся на первом году обучения и в последующие годы проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.

Обучающиеся зачисляются на вакантные должности, при их наличии, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

Практика осуществляется как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии.

В организации и проведении практики участвуют: образовательные учреждения и организации.

 

Образовательные учреждения:

· планируют и утверждают в учебном плане все виды практики в соответствии с, с учетом договоров с организациями;

· заключают договоры на организацию и проведение практики;

· совместно с организацией определяют объекты практики, согласовывают программу и планируемые результаты практики;

· осуществляют руководство практикой;

· контролируют реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;



· организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики.

Организации, участвующие в организации и проведении практики:

· заключают договоры на организацию и проведение практики;

· согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику, участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики;

· издают приказ о прохождении практики обучающимися;

· предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики, определяют наставников;

· обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимися;

· проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации.

Обучающиеся, при прохождении практики в организациях:

· полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики;

· соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

строго соблюдают требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.

Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.

Общее руководство и контроль за практикой от образовательного учреждения осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе. Непосредственное руководство практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.

В период прохождения производственной практики с момента зачисления обучающихся на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.

Практика завершается оценкой и/или зачетом обучающимся освоенных общих и профессиональных компетенций. По завершению производственной практики обучающиеся выполняют выпускную практическую квалификационную работу по профессии.

Результаты прохождения практики обучающимися представляются в образовательные учреждения и учитываются при итоговой аттестации.

2/7Учебная литература по предметам общетехнического и специального циклов, её анализ и выбор основного учебника

ГОСТ 7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» трактует учебное издание как «издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста».

Учебник должен выполнять роль интеллектуального самоучителя, утверждая, что интеллектуальное воспитание личности – это фактическая реализация права каждого ребенка умным в меру его возможностей. В.П.Беспалько считает, что учебник – это комплексная информационная модель, в которой отражены четыре элемента педагогической системы: цели, содержание, дидактические процессы и организационные формы.

1. Учебное издание - одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса.

2. Учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности.

Эти два положения диктуют ряд требований к изданиям. Так, первое положение предполагает, что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого. Второе положение говорит о том, что информация, характеризующая предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Причем учитываются не только особенности деятельности или знания, но и задачи формирования информационной культуры обучаемого..

Что же касается содержания предмета, то оно определяется государственными образовательными стандартами, которые включают требования к знаниям и умениям выпускников школ, колледжей, различных профессиональных училищ, вузов, а также необходимый минимум и структуру этих знаний и умений. Предметная область учебных изданий включает специально отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения.

Подчеркнем, что структура и содержание предметной области учебных изданий имеют своеобразный характер. Сюда включены не только знания, но и методы их получения, не только представления и навыки, но и методы их практического использования. Содержание предметной области учебных изданий структурируется на основе содержания деятельности и с учетом педагогической направленности информации. Содержание каждого учебного издания реализует те функции, которые призвана выполнять система образования и профессионального обучения в целом. Система образования и профессионального обучения обеспечивает три основных функции (информационную, познавательную, воспитательную)

Учебные издания выполняют следующие функции:

· коммуникативную;

· информационную;

· познавательную;

· развивающую;

· воспитывающую;

· организационную;

· систематизирующую;

В соответствии со ступенью обучения выделяют дошкольное, школьное общее образование; среднее и высшее профессиональное образование; повышение квалификации специалистов; переподготовку кадров. Каждой ступени образования соответствует своя система требований к характеру обучения, целям и задачам учебного процесса, формам и методам, используемым на различных его этапах.

Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации.Выделяют четыре группы изданий.

Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий. Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий. Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий (схема 1).

Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Материал организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Заслуга В.П.Беспалько заключается в том, что он предложил общую классификацию учебников, которая позволяет определить его тип по: характеру постановки цели обучения; дидактической подготовке содержания; рациональному использованию учебника при различных организационных формах обучения; воплощению в учебнике соответствующей технологии обучения.

Язык учебной книги должен быть связан со специфическим языком соответствующей науки или сферы деятельности. При изложении материала необходимо добиться единообразия в постановке сходных проблем, в использовании терминов и понятий, в развертывании рассуждений, в составлении формулировок, выводов. Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам.

Теория учебных изданий выделяет три составляющие аппарата: аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения материала, аппарат обработки издания в целом

Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений.

К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания.

Аппарат издания в целом в общем схож с аппаратом любого другого вида литературы, но имеет свои особенности. Нельзя сказать, что составляющие аппарата абсолютно самостоятельны и независимы. Нет. Они пересекаются при обеспечении тех или иных функций, тесно взаимосвязаны и готовятся с учетом друг друга.

Структуру учебного издания можно представить несколькими составляющими: информационной, логической, психолого-педагогической и эстетико-воспитательной.

Конвекционный (или систематический) учебник соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Реализует информационную функцию обучения.

Программированный учебник основан на обучении по системе «стимул - реакция». Имеет форму разветвленной или линейной программы.

Проблемный учебник базируется на теории проблемного обучения.

Комбинированный, или универсальный, учебник содержит отдельные элементы разных критерий системности науки и культуры в содержании образования.

Существуют следующие критерии для анализа учебной литературы:

- научность,

- системность изложения,

- доступность,

- целостность,

- полнота.

Анализ психолого-педагогической и дидактической литературы позволили выделить ряд требований к учебникам нового поколения, которые должны:

- соответствовать достижениям психолого-педагогической науки, государственному стандарту образования (в настоящее время – обязательному минимуму образования), учебной программе;

- отражать все виды содержания: теоретические предметные знания, методологические рекомендации о способах действия, фактические сведения;

- создавать положительную мотивацию своим содержательно-методическим построением;

- способствовать развитию познавательной самостоятельности учащихся;

- обладать гибкой структурой, что относится как к учебнику-книге, так и ко всему учебно-методическому комплексу;

- стимулировать дальнейшее самообразование выпускников;

- излагать доступно, ярко, занимательно;

- отвечать современному полиграфическому и художественно-техническому уровню издания, основанному на санитарно-гигиенических требованиях к учебной литературе.

- особенности современного научного знания: интеграция и дифференциация науки, фундаментализация науки и культуры;

- многодисциплинарность и полицикличность подготовки специалистов в высшей школе;

- гуманизация и гуманитаризация высшего образования;

- деятельностный подход;

- наличие инвариантного и вариативного компонентов в структуре каждой дисциплины.

Ориентируясь на данные требования, педагоги могут провести анализ учебной литературы и установление дидактической взаимосвязи учебных пособий по трем основным показателям: цели, содержание и методическая инструментовка.

При выборе учебника нужно помнить, что главное в образование – не объем знаний, а умение их применять в жизни. Поэтому выбор основного учебника обязательно нужно обосновывать педагогам, а по результатам мониторинга принимать педагогические и управленческие решения согласно стратегии развития ОУ. Так как правильная, грамотная и серьезная организация содержательной деятельности по выбору учебника зависит не только от методологической компетентности руководителя школы, от работы методической службы и основных положений программы развития ОУ, но и от компетентности педагогов.

Решая проблему выбора школьного учебника, руководитель и педагогический коллектив должны иметь представление о современных подходах к построению учебников.

органолептический метод определения показателей качества

Показатели качества, определяемые органолептическим методом, выражаются обычно в баллах Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств.

При органолептическом методе определения показателей качества продукции органы чувств человека выдают информацию о получении соответствующих ощущений. Значения показателей качества находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. Поэтому точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих их.

Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и т.д.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.

Методический анализ учебного материала

Методическая деятельность - как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоритические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога,

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

-аналитическая;

-проектировочная,

-нормативная,

- исследовательская.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методичеки переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

К видам аналитической методической деятельности выполняемым педагогами профессиональной школы, можно отнести:

- анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

- методический анализ учебного материала;

Она включает:

- Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

- Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

- Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала учебника.

- Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

- Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решений технических задач, опорные конспекты и т.д.

- Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

- Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

- Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков.

- Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

- Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Примерная схема общего анализа:

- Способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения.

- Способы целевой установки учащихся на качественное усвоение учебного материала урока.

- Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся

- Развитие самостоятельности учащихся (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера и т. п.).

- Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложност и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, про- ведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся и т. п.).

- Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки
законов и теорий, изучаемых в разных предметах и т. п.).

 

Критерии методического анализа учебного материала:

 

- Сложность текста (показатель, характеризующий степень профессионализации излагаемого текста и отражающий возможность понимания представляемого текста в зависимости от предметной подготовки субъекта, воспринимающего текстовую информацию).

- Структурированность текста. Структурированный текст – это текст, имеющий индивидуальную распознаваемую семантическую структуру с иерархически выстроенной системой отношений между понятиями внутри текста.

- Полнота глоссария. Каждый модуль курса обучения, как правило, должен сопровождаться списком основных терминов и понятий, употребляемых в данном курсе (глоссарий).

Подготовка содержания учебного материала проводится на основе его всестороннего анализа и корректируется впоследствии в соответствии с поставленными целями и методами обучения.

Способы:

1.Понятийный анализ необходим, как известно, для вычленения основных понятий и фактов с тем, чтобы правильно определить цели урока и выбрать методы обучения.

Для усвоения учебного материала необходимо новые понятия связать с ранее изученными опорными понятиями и фактами.

Выделенные опорные понятия подлежат актуализации как на первом этапе урока, так и по его ходу (попутная актуализация). Новые понятия, которые предстоит усвоить учащимся, подлежат формированию и на втором, и на третьем этапах. Поэтому необходимо органически слить этап формирования понятий с этапом применения знаний.

Понятийный анализ завершается выделением способов раскрытия сущности новых знаний: сообщение фактов, обращение к жизненным наблюдениям, анализ экспериментальных данных, аналогия, оперирование формулами.

Таким образом, понятийный анализ помогает ответить на вопросы: Что необходимо повторить учащимся? Что они должны усвоить? Какими способами учебной деятельности овладеть? И, в общем виде, на вопрос: как этого добиться?

2.Логический анализ учебного материала необходим для того, чтобы наметить определенную последовательность его изучения

Логический анализ позволяет определить противоречивые стороны информации: новый факт не соответствует ранее изученным; материал противоречит ранее сложившимся представлениям; противоречие, основанное на необходимости применить знания в конкретных условиях.

Наконец, логический анализ ориентирует на определение понятий (фактов, условий, выводов), которые должны усвоить на данном уроке учащиеся.

3..Психологический анализ учебного материала необходим для определения его доступности для учащихся. С учетом предположительного среднего уровня обученности материал можно изучать на основе создания проблемных ситуаций и решения учебных проблем.

Психологический анализ помогает обратить внимание педагога на мотивационную сторону обучения: обновление и углубление ранее известного, опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, применение демонстрационного эксперимента, просмотр кинофильма. Все это должно помочь создать необходимые на занятии мотивационные состояния учащихся (проявление внимания, заинтересованности, ответственного и серьезного отношения к своим действиям, стремление к познавательному общению и пр.).

4.Анализ воспитательной значимости содержания учебного материала. В учебных пособиях не раскрыт всегда раскрыт воспитательный потенциал материала. Это не значит, что само содержание изучаемого материала не обладает воспитывающими возможностями.

Во-первых, можно рассказать о вкладе ученых в развитие науки. Такие факты, не отнимая много времени, позволяют раскрыть научную и практическую значимость изучаемого материала, оказать на учащихся воспитывающее воздействие примером самоотверженности названных ученых.

Во-вторых, содержание материала позволяет осуществить связь обучения с жизнью, рассказать о перспективах развития науки в нашей стране.

В-третьих, последовательность изучения материала дает возможность побудить учащихся к обучению следующими приемами побуждения: разъяснение целей деятельности, работа с источниками знания (кинофильм), связь с жизненным опытом, опора в рассуждениях на демонстрационный эксперимент.

5.Дидактический анализ учебного материала позволяет:

- уточнить цель обучения:

- уточнить объем учебного материала, состав опорных знаний и новых понятий. Вместе с тем необходимо обратить внимание на отработку способов действий: постановка целей опытов, выделение существенного в наблюдаемом явлении, выявление различий;

- наметить типы самостоятельных работ на каждом из этапов занятия.

- предусмотреть источники информации: сообщающая беседа с опорой на опыт учащихся, эвристическая беседа с опорой на физический эксперимент, повторное рассмотрение и анализ явлений;

- продумать на занятии реализацию принципов обучения: проблемности, мотивации, наглядности, научности и доступности;

Дидактическим анализом завершается подготовка содержания учебного материала к занятию.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.