Понятие и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность — один из видов социальной ответственности индивида. Ее главная особенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства. Это — властно-императивная форма ответственности, опирающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный моменты. Иными словами, перед нами извечная проблема деяния и воздаяния.
Юридическая ответственность — наиболее строгий и предельно формализованный вид социальной ответственности. Наказание за правонарушения, особенно за преступления, как правило, предусматривается и объявляется всему обществу заранее.
ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Устанавливается государством в правовых нормах
Опирается на государственное принуждение
Применяется специально уполномоченными органами
Выражается в определенных отрицательных последствиях
Является формой реализации санкции правовой нормы
Возлагается в процессуальной форме
Наступает только за совершенное правонарушение
Суммируя сказанное и имеющиеся мнения, юридическую ответственность можно кратко определить как необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия', или как вид и меру принудительного лишения лица известных благ.
В любом случае юридическая ответственность — это способ реагирования государства на правонарушение, осуществление предусмотренных законом санкций. Привлечение к ответственности — одна из форм реализации права, а именно применение, поскольку здесь достигается та цель, на которую рассчитывал законодатель.
Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность по своей природе далеко не одинакова, поэтому она подразделяется на соответствующие виды в основном по отраслевому признаку: 1) уголовную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6) процессуальную; 7) конституционную.
Все названные виды ответственности являются традиционными и хорошо известными, за исключением, пожалуй, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.
Юридическая ответственность представляет собой правореализационную деятельность государства, в частности, в такой ее форме, как применение правовых норм к правонарушителям. И оттого, насколько последовательна и неотвратима эта ответственность, прямо зависит эффективность указанной деятельности, ее результаты. Сегодня она, к сожалению, малоэффективна, огромная масса преступников никакой ответственности не несет, а спокойно пребывает на свободе, совершая все новые и новые уголовно наказуемые деяния.
Правовая (юридическая) конфликтология.
Правовая конфликтология – наука сравнительно молодая. В 1997 г. выходит учебное пособие под ред. Кудрявцева «Основы конфликтологии», в нем затрагиваются основные положения правовой конфликтологии. Тихомиров издает книгу «Юрид. коллизия» – в ней раскрыты природа и причины юридических коллизий (конфликтов), средства из преодоления. Эти издания являются теоретической базой для становления нового научного направления.
Правовая конфликтология изучает правовые отношения, нормы и институты с т.з. использования их для предупреждения и разрешения конфликтов. Предмет: правовые конфликты – это вид социальных конфликтов, которые протекают в сфере правовых отношений, порождаются юридическими ситуациями, а затем разрешаются юрид. средствами.
Правовой конфликт представляет собой конфликтное юридическое отношение + конфликтные действия сторон (противоборство).
Т.о., прав. конфликт – противоборство субъектов права с противоречивыми прав. интересами, возникшее в связи с применением, изменением, нарушением либо толкованием права.
Прав. конфликтология развивается, потому что есть экономические, социальные предпосылки (рыночная экономика, имущественное расслоение).
Право – одних из важнейших инструментов разрешения конфликтов
Внутригосударственное и международное право.
Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение. Основным источником международного права является нормативно-правовой договор.
Международное право не может быть отнесено ни к одной из национальных правовых систем. Вместе с тем очевидно, что формируется стойкая тенденция к внедрению общепризнанных принципов и норм международного права во внутригосударственные правовые системы. Так, в Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы м/н права и м/н договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если м/н договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила м/н договора. Т.о., данные нормы м/н права не только признаются частью системы права России, но и имеют приоритет над ее внутренним законодательством.
М/н право подключается к внутренним правовым системам и в плане защиты прав и свобод человека. Конституции ряда стран, в том числе и России, содержат норму, предоставляющую каждому право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Внутренний и внешний правопорядок тесно связаны между собой. М/н право, как и внутреннее право является правом лишь с признанием свободы индивидов, их правосубъектности, поскольку только на такой исходной основе возможны право, правопорядок и правовые отношения вообще - как в международных, так и во внутренних делах. Можно надеяться, что в силу такого принципиального единства внутреннего и м/н права постепенно будет складываться единое общечеловеческое правовое пространство - главное достижение человечества в борьбе за свободу, право и мир.
Право и политика.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|