Сделай Сам Свою Работу на 5

Бухгалтерский счет как важнейший регистр учета





БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

О ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

(Задания № 3 и 4)

 

 

Методические указания для выполнения

самостоятельной работы по дисциплинам «Бухгалтерский учет»,

«Основы бухгалтерского учета и финансы предприятий»

для студентов всех специальностей

дневных и заочных факультетов

 

Магнитогорск

 

 

Составитель: В.Н. Немцев

 

Балансовое обобщение информации о финансово-хозяйст­венной деятельности организаций. Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплинам «Бухгалтерский учет», «Основы бухгалтерского учета и финансы предприятий» для студентов всех специальностей дневных и заочных факультетов. Магнитогорск: МГТУ, 2002. 17 с.

 

Рецензент: Кривых Г.Г., доцент, канд. экон. наук

 

 

С Немцев В.Н., 2002

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Предметом бухгалтерского учета является количественная сторона хозяйственной деятельности организаций. С практической точки зрения бухгалтерский учет представляет собой систему наблюдений, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном измерении об имуществе, источниках его образования и хозяйственных операции организации как субъекта экономического оборота.



Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной, достоверной и доступной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации. Такая информация необходима как для обеспечения эффективного управления, так и для использования другими заинтересованными организациями и лицами (налоговыми, банковскими, кредитными органами, поставщиками, инвесторами). Другой, не менее важной задачей бухгалтерского учета является контроль над наличием и движением имущества, правильным использованием ресурсов, а также выявлением резервов и их мобилизацией.

Основные правила ведения бухгалтерского учета установлены Федеральным законом РФ о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 26 декабря 1994 года с последующими изменениями и дополнениями.



К основным элементам метода бухгалтерского учета относятся документация, инвентаризация, счета и двойная запись, баланс, оценка, калькуляция, отчетность.

Использование счетов и двойной записи позволяет осуществлять непрерывное текущее наблюдение и контроль хозяйственных процессов, изменений в составе средств организации и их источников. Характеристика бухгалтерских счетов, сущности и значения двойной записи на счетах приводятся ниже.

Баланс в бухгалтерском учете рассматривается как способ обобщения и группировки средств организации и их источников по состоянию на определенную календарную дату.

Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В отчетности отражаются имущественное и финансовое положение организаций, результаты их хозяйственной деятельности за отчетный период. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия (инвестиционного проекта) позволяет обеспечить достоверной информацией все необходимые расчеты.

 

 

Бухгалтерский баланс как метод учета

И форма отчетности

Бухгалтерский баланс в системе учета рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и их источников по состоянию на определенную календарную дату. Баланс является основной формой финансовой отчетности и должен представляться организациями в установленные адреса и сроки (форма № 1).

В бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций:

- по составу и размещению средств;

- по источникам образования средств.



Внешне баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется актив, правая сторона - пассив. Актив баланса отражает состав и размещение хозяйственных средств организации, пассив баланса отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.

В свою очередь, актив и пассив баланса также подразделяется на разделы и статьи. Каждая балансовая статья, в свою очередь, может объединять несколько объектов учета. В соответствии с основным балансовым уравнением итог актива (денежная сумма всех статей актива) должен быть равен итогу пассива (денежной сумме всех статей пассива). Такой итог называется валютой баланса. Данные обстоятельства необходимо уяснить, учитывая, что в активе и пассиве баланса отражается одно и тоже имущество, но с двух разных позиций.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Показатель балансовой статьи характеризует отдельные виды (группы) средств организации или источников их образования. Балансовые статьи в соответствии с их экономическим содержанием объединяется в разделы. В соответствии с двойственными нормативными требованиями форма бухгалтерского баланса предусматривает два раздела актива и три раздела пассива:

 

Актив

1. Внеоборотные активы.

2. Оборотные активы.

 

Пассив

3. Капитал и резервы.

4. Долгосрочные обязательства.

5. Краткосрочные обязательства.

 

Подробное описание содержания отдельных разделов баланса и отдельных его статей приведено в методических указаниях, содержащих задание № 1.

Показатель любой балансовой статьи определяется величиной остатка соответствующего счета по состоянию на определенную календарную дату. Например, показатель строки “Резервный капитал” в форме № 1 «Бухгалтерский баланс» соответствует остатку счета 82, показатель строки “Расчетные счета” соответствует остатку счета 51. Однако необходимо иметь в виду, что ряд балансовых статей фиксирует остатки одновременно сразу по нескольким счетам: так, например, строка “Нематериальные активы“ (включает остатки счетов 04, 05), строка “Основные средства” (включает остатки счетов 01, 02) и др. В таких случаях для определения показателя балансовой статьи необходимо суммировать остатки соответствующих счетов, выполняя правила, изложенные в настоящем пособии. Таким образом, для заполнения баланса необходимо использовать остатки бухгалтерских счетов по состоянию на определенную календарную дату.

В теории бухгалтерского учета принято выделять, что актив баланса показывает средства организации, а пассив баланса - ее капитал и обязательства. Обязательствами называют внешние источники ресурсов организации (кредиты банков, займы, кредиторская задолженность). Кредиторы имеют право платежного иска в отношении средств организации в сумме, равным долговым обязательствам организации. Для расчетов по искам организация должна использовать свои средства, поэтому все платежные иски должны быть обеспеченны средствами организации, за исключением дебиторской задолженности. Капитал – это источник собственных средств организации (уставный капитал, резервный капитал, дополнительный капитал, прибыль). Собственники капитала (инвесторы) обладают правом остаточного иска и могут получить доход на инвестированный капитал в случаях, когда организация имеет достаточную прибыль по итогам года. Если организация прекращает свое существование (ликвидируется), то инвесторы в возмещение своих вкладов могут получить лишь ту часть средств организации, которая остается после платежей по обязательствам. Иск по обязательствам имеет большую силу, чем иск по средствам.

Таким образом, правая сторона баланса (пассив) содержит информацию о двух типах платежных исков:

- исков кредиторов (ОБЯЗАТЕЛЬСТВА);

- остаточных исков инвесторов (КАПИТАЛ).

Для каждой организации в любой момент времени должно выполниться следующее соотношение:

 

СРЕДСТВА = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + КАПИТАЛ.

Это соотношение называется основным балансовым уравнением, которое лежит в основе бухгалтерского учета. Это уравнение соблюдается всегда, если не была допущена какая-либо ошибка. Так проявляется один из важнейших принципов бухгалтерского учета – принцип двусторонности.

 

 

Бухгалтерский счет как важнейший регистр учета

И его связь с балансом

В организациях бухгалтерский баланс составляется на определенную календарную дату (начало месяца, квартала, года), поэтому с помощью содержащейся в этом регистре информации нельзя ежедневно фиксировать и анализировать изменения в составе и размещении имущества, денежных средств, источниках их образования. Учитывая, что в каждой организации ежедневно совершается большое количество финансово-хозяйственных операций, требуется их текущий (ежедневный) учет. В бухгалтерском учете с этой целью используется система счетов, которая позволяет в полной мере реализовать принцип двойственного отражения учетной информации, ее накапливание и обобщение. Записи на счетах производятся с использованием метода двойной записи.

Счет бухгалтерского учета - это документ (регистр) бухгалтерского учета, в котором отражаются результаты однородных хозяйственных операций. По строению счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: ее левая часть называется дебет, правая - кредит. В заголовке таблицы указывается название счета (наименование объекта учета). Хозяйственные операции отражаются на бухгалтерских счетах как в количественном, так и в стоимостном выражении.

Для обозначения остатков на счетах используется термин «сальдо». Обычно сальдо счета на начало месяца обозначается символом СН, а сальдо счета на конец месяца - символом СК. В течение месяца на счете фиксируются результаты хозяйственных операций, имеющих документальное подтверждение, что придает юридическую силу данным бухгалтерского учета. Результаты хозяйственных операций записываются в левые (дебет) и правые (кредит) части счетов в соответствии с корреспонденцией счетов. Суммы хозяйственных операций, отражаемых в дебете счетов, называются оборотами по дебету и обозначаются символом ОД. Суммы хозяйственных операций, отражаемых в кредите счетов, называются оборотами по кредиту и обозначаются символом ОК.

В начале отчетного периода (месяца) счет необходимо открыть, т.е. записать в него начальное сальдо СН. По величине это начальное сальдо счета соответствует значению конечного сальдо СК того же счета по состоянию на конец предыдущего отчетного периода.

Большинство бухгалтерских счетов можно разделить на активные и пассивные счета. Остатки активных счетов фиксируются в активе баланса, остатки пассивных счетов - в пассиве баланса. Исходя из этого, выделяются две принципиальных схемы записей на счетах – схема для активных счетов и схема для пассивных счетов (рис. 1 и 2).

На активных счетах остатки (сальдо) могут быть только дебетовыми (или нулевыми). Конечное сальдо активного счета определяется по формуле

 

СК = СН + ОД – ОК . (1)

 

На пассивных счетах остатки (сальдо) могут быть только кредитовыми (или нулевыми). Конечное сальдо пассивного счета определяется по формуле

 

СН = СК + ОК – ОД. . (2)

 

При одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и кредита) в активных и пассивных счетах различно.

 

Счет № _____

_________________________

(наименование объекта учета)

Дm Km

CН – остаток (сальдо) на начало месяца  
ОД – обороты по дебету (суммы хозяйственных операций, увеличиваю- щих конечноесальдо счета) ОД - обороты по кредиту (суммы хозяйственных операций, уменьшаю- щих конечное сальдо счета)
CК – остаток (сальдо) на конец месяца  

 

Рис. 1. Схема записей на активном счете

 

 

Счет № _____

__________________________

(наименование объекта учета)

Дт Кт

  CН - остаток (сальдо) на начало месяца
ОД – обороты по дебету (суммы хозяйственных операций, уменьшающих конечное сальдо счета) ОК - обороты по кредиту (суммы хозяйственных операций, увеличиваю- щих) конечное сальдо счета
  CК - остаток (сальдо) на конец месяца

 

 

Рис. 2. Схема записей на пассивном счете

В системе счетов предусмотрено использование активно - пассивных и контрарных счетов. Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В активно - пассивных счетах остаток (сальдо) может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым. В последнем случае счет имеет развернутое сальдо, которое в обычном порядке определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического учета.

Например, по счету 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса. Кредитовое сальдо по этому счету показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором (поставщиком, подрядчиком). При этом на соответствующих аналитических счетах выводятся сальдо по каждому поставщику или покупателю отдельно, а затем подсчитываются общие суммы задолженности.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета к активно - пассивному счету 75 “Расчеты с учредителями” могут быть открыты следующие субсчета:

75-1 ”Расчеты по вкладам в уставный (складочный)

капитал”;

75-2 “Расчеты по выплате доходов”.

Причем субсчет 75-1 имеет дебетовое сальдо, показывающее сумму задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, которое отражается в активе баланса. Субсчет 75-2 имеет кредитовое сальдо, показывающее сумму задолженности организации по выплате доходов (дивидендов) участниками, которое отражается в пассиве баланса.

Контрарными счетами называются счета, регулирующие суммы основных счетов. При этом остаток контрарного (регулирующего) счета подлежит вычитанию из остатка основного (регулируемого) счета. В числе контрарных счетов выделяют контрактивные и контрпассивные счета. Контрактивные счета регулируют суммы остатков активных основных счетов, а контрпассивные счета регулируют суммы остатков пассивных основных счетов.

Например, контрактивный счет 05 “Амортизация нематериальных активов” регулирует остаток активного счета 04 “Нематериальные активы”, который, в свою очередь, показывает сумму нематериальных активов по их первоначальной стоимости. А в строку 110 бухгалтерского баланса вносится разность остатка счета 04 и остатка счета 05. Эта разность отражает остаточную стоимость нематериальных активов на определенную календарную дату.

К контрактивным счетам относятся счета 02 “Амортизация основных средств”, 05 “Амортизация нематериальных активов”. Схема записей на контрактивных счетах соответствует принципиальной схеме записей на пассивных счетах (рис. 2). Схема записей на контрпассивных счетах соответствует принципиальной схеме записей на активных счетах (рис. 1). Сальдо контрактивного счета может быть только кредитовым, а сальдо контрпассивного счета - только дебетовым.

Необходимо иметь в виду, что все счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных подразделяются на синтетические и аналитические счета.

Синтетические счета предназначаются для укрупненной, обобщающей группировки и учета средств организации, их источников и хозяйственных процессов только в денежном выражении. Осуществляемый на этих счетах учет называется синтетическим. Данные синтетического учета используются для заполнения форм бухгалтерской отчетности, прежде всего, бухгалтерского баланса, и для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. Однако для оперативного управления, текущего контроля и планирования снабжения, производства и реализации продукции, для организации расчетов с бюджетом, поставщиками, покупателями, персоналом практически всегда требуются более детальные сведения. Счета, предназначенные для такого, более подробного, вида учета, называются аналитическими.

Аналитические счета – это детализированные счета, открываемые в развитие соответствующих синтетических счетов с оценкой отражаемых сведений, как в денежном, так и в натуральном или трудовом измерении (если это необходимо). Причем между каким-либо синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует строгая взаимосвязь: сальдо синтетического счета должно быть равно сумме остатков всех относящихся к нему аналитических счетов, суммы оборотов по дебету и оборотов по кредиту синтетического счета должны быть равны соответственно суммарным значениям оборотов по дебету и оборотов по кредиту всех относящихся к нему аналитических счетов.

Субсчет – это промежуточная группировка аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета. Например, в развитии синтетического счета 10 “Материалы” согласно Плану счетов бухгалтерского учета могут быть открыты следующие субсчета:

 

10–1 «Сырье и материалы»;

10–2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие

изделия, конструкции и детали»;

10–3 «Топливо»;

10–4 «Тара и тарные материалы»;

10–5 «Запасные части»,

10-6 «Прочие материалы» и др.

 

Каждый субсчет может иметь относящиеся только к нему аналитические счета. Поэтому синтетические счета являются счетами 1 порядка, субсчета – счетами 2 порядка, аналитические счета могут быть счетами 2, 3, 4, 5 порядков и выше в зависимости от потребностей учета и поставленной цели.

Например, в развитие субсчета 10–1 “Сырье и материалы” могут быть открыты следующие аналитические счета 3 порядка: “Агломерат”, “Окатыши”, “Железная руда”, “Марганцевая руда”, “Металлолом”, “Известь”, “Доломит” и др. В свою очередь в развитии аналитического счета “Агломерат” могут быть открыты следующие аналитические счета 4 порядка: “Агломерат Соколовско-Сарбайского ГОК”, “Агломерат Лебединского ГОК”, “Агломерат Качканарского ГОК” и т.д.

Полный перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета определяется Планом счетов. Аналитические счета открываются каждой организацией по своему усмотрению, исходя из целесообразности для обеспечения эффективной процедуры выработки и принятия управленческих решений.

Результаты финансово-хозяйственных операций вносятся в бухгалтерские счета посредством процедуры записей в бухгалтерских регистрах. В соответствии с методом двойной записи сумма каждой хозяйственной операции отражается на бухгалтерских счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого счета согласно корреспонденции этих двух счетов.

Далее суммы хозяйственных операций, отраженных в учете методом двойной записи, должны быть разнесены по бухгалтерским счетам. При этом в соответствии с установленной корреспонденцией счетов сумма каждой хозяйственной операции записывается в дебет одного счета и в кредит другого счета. Таким образом, в течение месяца суммы всех совершенных операций должны быть разнесены по счетам, а в конце месяца определяются обороты по дебету, обороты по кредиту и конечное сальдо по каждому открытому организацией счету. Полученные расчетом конечные сальдо по счетам выносятся в баланс, составляемый по итогам деятельности организации в отчетном периоде (месяц, квартал, год).

Следует отметить, что двойная запись в бухгалтерском учете имеет важное контрольное значение, облегчает выявление ошибок в случае расхождения сумм, позволяет полнее реализовать превентивную функцию системы бухгалтерского учета, обеспечивающую предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.