Финансовая система Германии
Основное место в финансовой системе Германии занимают универсальные банки, на которые приходится свыше 75% всех банковских сделок. Именно они характеризуют финансовую систему Германии как универсальную. Классификация же самих универсальных банков проводится в первую очередь с точки зрения основных целей, которые они преследуют. К универсальным банкам относят следующие группы институтов: коммерческие банки; кооперативные кредитные институты; общественно-правовые кредитные институты, среди которых выделяют сберегательные кассы и жироцентрали (рисунок 6).
Коммерческие банки, как и в других странах, нацелены на максимизацию прибыли. В то же время кооперативные банки ориентированы на содействие своим членам, прежде всего в сфере кредита и сбережений. Сберегательные институты обязаны кредитовать население регионов, в рамках которых они действуют, на более выгодных условиях, чем коммерческие банки.
Важно отметить, что деятельность кредитных институтов, принципы их организации меняются с течением времени. Так, кредитные кооперативы Германии возникли в Европе одними из первых в середине XIX в. (кооперативы Ранффайзена и Шульце — Делича) и послужили прототипом многих учреждений кооперативного кредита в мире, включая Россию. Однако первоначально они не имели права осуществлять большинство банковских операций, а могли лишь кредитовать своих членов, преимущественно из сельской местности (кооперативы Райффайзена) либо из числа торговцев и ремесленников (народные банки Шульце - Делича). Однако в период после Второй мировой войны произошло постепенное превращение кредитных кооперативов в универсальные банки, были сняты ограничения на выполнение ими банковских операций. Более того, им разрешили расширить свою клиентуру, не ограничивая ее только членами кооператива. В результате возникли кооперативные банки, отличием которых от обычных коммерческих банков остается лишь преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей своих членов в кредитах и сбережениях, а также то, что в руководстве этих банков преобладают группы лиц, представляющие интересы их членов. Кроме того, кооперативные банки имеют, как правило, существенно меньший размер капитала, чем коммерческие. Последнее обстоятельство во многом обусловило создание, кооперативными банками своего Центрального банка кооперативного кредита, благодаря которому появилась возможность конкурировать с системой коммерческих банков, привлекать капитал с финансовых рынков.
Жироцентрали — разновидность кредитных учреждений, которые выполняют функции центральных банков для коммунальных (муниципальных) сберегательных касс. Они осуществляют межрегиональный платежный оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ценными бумагами и другие функции.
Еще одну группу институтов представляют специализированные организации, которые ограничены в своих функциях. Их число значительно меньше числа универсальных банков. К тому же длительное время наблюдается уменьшение удельного веса специализированных институтов на финансовом рынке. Основную роль среди них играют институты «реального» кредита. Под последними в Германии понимают кредиты с различными формами реального обеспечения, т. е. залога (включая ипотеку), заклада недвижимости, товаров, ценных бумаг и т. д.
Особую группу институтов составляют кредитные институты, предоставляющие кредиты в рассрочку (основное «тело» кредита погашается по частям). Они возникли в Германии в 20—30-х годах XX в. В то же время в США такие институты существовали уже до Первой мировой войны. Кредиты с рассрочкой платежа предоставляются в основном населению (потребительские кредиты), часто в наличной форме, а также мелким предприятиям. Кредиты в рассрочку используют в своей деятельности также сберегательные кассы.
Бундесбанк в его современном виде возник в 1957 г.. С этого момента Бундесбанк представляет собой единую структуру, в которой центральные банки земель выполняют роль Главных управлений. Бундесбанк имеет максимально широкие полномочия среди европейских центральных банков и в осуществлении кредитно-денежной политики независим от федеральных органов. Принципы деятельности Бундесбанка были положены в основу модели функционирования Европейского центрального банка. Вместе с тем Бундесбанк обязан проводить кредитно-денежную политику, которая не противоречит экономической политике государства в целом. Независимость Бундесбанка ограничена также тем, что представители федерального правительства входят в его руководящие органы. Наконец, за федеральными органами остается исключительное право принимать законы в кредитно-денежной сфере.
Банковская система Германии представляет собой образец универсальной финансовой системы, в которой финансовые институты практически не ограничены в ассортименте предоставляемых банковских услуг.
ИТАЛИЯ
Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 1820-1830 гг. Серьезно затронул банковскую систему кризис 1930-х гг., когда государство было вынуждено произвести национализацию значительной части банков, при этом сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института: Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк – Банк Италии, созданный в 1893 г. Вторым уровнем кредитной системы, как обычно, стали коммерческие банки и специализированные кредитные учреждения.
Современная банковская система Италии обладает следующими основными особенностями:
1) значительная доля участия государственного сектора;
2) банки и кредитные учреждения делятся по срокам кредитования.
На банки государственного сектора приходится по 35 % депозитов и кредитов, 40 % служащих в банковской сфере. Свое присутствие государство проявляет в двух формах: обеспечение кредита (отменено в 1983 г.); обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля в современный период снизилась до 4,5 %. В банковском секторе усилена политизация за счет применения при назначении на руководящие посты правила так называемой «политической сортировки»: назначаются социалисты, республиканцы, социал-демократы и т. д.
Институты краткосрочного кредитованиявключают шесть основных групп:
1. Государственные кредитные учреждения (преимущественно коммерческие банки), кредитующие крупные фирмы.
2. Банки национальных интересов, обеспечивающие широкий спектр банковских операций.
3. Негосударственные коммерческие банки с большим количеством отделений, обслуживающие средний и мелкий бизнес и частных клиентов.
4. Сберегательные кассы, ограниченные рамками определенной территории. Обслуживают частную клиентуру.
5. Ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные и кооперативные банки, финансирующие мелкие и средние предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства.
6. Специализированные кредитные институты, в основном – для предоставления инвестиционных займов предприятиям.
Эта группа институтов является наиболее распространенной, в ней более тысячи кредитных учреждений.
Институты средне- и долгосрочного кредитования обладают узкой специализацией: промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование мелких и средних предпринимателей. Срок кредита определяется характером специализации. Эти институты – в основном государственные или полугосударственные, формирующие свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов.
Еще одной особенностью банковской системы Италии можно назвать острую конкуренциюсо стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, по выполняемым операциям пользуются успехом у вкладчиков.
В конце 1970-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, например, при приватизации «Медиобанка» 50 % его капитала стало принадлежать частным лицам, 25 % – банкам национальных интересов и 25 % – государству.
Банки Италии современного периода проводят политику внешнего развития, что особенно выражено в направлении Франции и Германии, поэтому итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков. С начала 2002 г. официальной валютой в стране стало евро.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|