Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы финансового контроля.





 

В Республике Беларусь на высшем уровне управления государственный финансовый контроль осуществляют: Президент, парламент, правительство страны. Президент в соответствии с Конституцией осуществляет контроль при подписании законов, декретов, указов по финансовым вопросам. Национальное собрание РБ контролирует соблюдение финансового законодательства, вносит коррективы в представляемые правительством проекты государственного бюджета законов по налогообложению и других финансовых законов, утверждает отчет правительства об исполнении бюджета за отчетный год и законы по финансовым вопросам. В Республике Беларусь важным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и в г.Минске. Они контролируют исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений; расходование средств республиканского и местного бюджетов, соблюдение актов законодательства в области инвестиционной деятельности; соблюдение государственными органами и банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств.



Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют Министерство финансов РБ, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет РБ. Министерство финансов разрабатывает финансовую политику страны и контролирует ее осуществление. Контроль осуществляется в процессе разработки бюджета, и затем контролирует своевременное поступление доходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назначению. Главное контрольно-ревизионное управление министерства проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, использующих средства бюджета, контролирует целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Органы Главного государственного козначейства РБ осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению бюджетных средств. Следующим органом оперативного финансового контроля является Министерство по налогам и сборам. Оно осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и налоговых платежей. Министерство по налогам и сборам и налоговые инспекции имеют право проводить налоговые проверки, проверять в организациях и у граждан документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, проверять бухгалтерскую, статистическую и др. отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов.



Национальный банк РБ организует и осуществляет валютный контроль, выдает лицензии на осуществление банковских операций, определяет

порядок проведения безналичных и наличных расчетов. Наделен широкими правами в области регулирования кредитных отношений.

В состав органов, осуществляющих финансовый контроль входит и Государственный таможенный комитет РБ. Он ведет борьбу с контрабандой, таможенными правонарушениями, пресекает незаконный ввоз-вывоз через таможенную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую ценность, осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление, взимает косвенные налоги и таможенные пошлины.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется: министерствами, государственными комитетами, др. органами управления на подведомственных им предприятиях, в организациях. Для этих целей в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления. Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные структурные подразделения предприятий, учреждений, организаций – это финансовые, планово-финансовые отделы, бухгалтерии.



 

Тема 9. Финансы предприятий реального сектора экономики.

Финансовые ресурсы и капитал предприятий.

Финансовые ресурсы – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и предназначенные для обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой.

По сути – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятий. Источниками их формирования являются собственные, заемные и привлеченные средства. Для деятельности предприятия решающее значение имеют фонды (уставный, резервный, фонды накопления и потребления). К заемным средствам относятся кредиты, к привлеченным средствам относятся доходы от реализации ценных бумаг. Финансовые ресурсы предназначенны для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов, осуществление затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, оплаты труда и материального стимулирования работников и финансирования других затрат.

Понятие финансовых ресурсов шире понятия капитала. Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Формула капитала: К=Д-Т-Д1 ; Д- это денежные средства авансированные (вложенные) предприятием в производство; Т- средства производства (основные и оборотные, рабочая сила), купленные за деньги; Д1 - денежные средства, полученные от реализации продукции, которые включают в себя прибавочный доход. Из формулы видно, что денежные средства авансируются, а затем возвращаются в виде приращенной суммы в составе выручки от реализации. Финансовые ресурсы, которые предприятие использует для покупки сырья, материалов, орудий труда, рабочей силы и других элементов производства – представляют капитал в его денежной форме. Иначе, капитал это часть финансовых ресурсов, авансированная в производственный процесс. Структура капитала в денежной форме включает:

средства авансированные в основные средства, нематериальные активы, оборотные производственные фонды и фонды обращения. Основные средства многократно используются в процессе производства, сохраняя свою натурально-вещественную форму. Стоимость их переносится на готовый продукт частями по мере износа и возвращается субъекту хозяйствования после реализации продукции и отражается в фонде амортизации. Нематериальные активы – это вложения финансовых ресурсов в нематериальные объекты: патенты, лицензии, программное обеспечение, торговые марки и др. Особенностью нематериальных активов являются отсутствие материально-вещественной структуры и сложность определения их стоимости и дохода от их применения.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения представляют собой оборотные средства (оборотный капитал) оборотные производственные фонды включают производственные запасы сырья,

материалов, топлива и тд. и незавершенное производство. Фонды обращения включают готовую продукцию, товары отгруженные, денежные средства в кассе и на счетах в банках, дебиторскую задолженность и финансовые вложения.

 

Тема 10. Финансы непроизводственной сферы

Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы.

К сфере материального производства относятся все видя деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов труда, а также, связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и другими функциями, являющимися продолжением производства в сфере обращения. Остальные виды деятельности в процессе которых материальные блага не создаются образуют непроизводственную сферу деятельности. К ней относится: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого выступает в форме продукта. В отраслях непроизводственной сферы труд не является производительным и чаще всего носит характер услуг. Таким образом, под непроизводительной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направленно непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует.

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют, так называемую, социальную сферу.

В условиях бюджетного дефицита и ограниченности государственных средств все большее развитие получают платные услуги. Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в нее предприятия, учреждения, в следующие 3 группы: в первую группу входят предприятия, организации, которые близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Во вторую группу включаются организации, находящиеся на смешанном финансировании, т.е. имеющие некоторые доходы и поучающие средства из бюджета. К третьей группе принадлежат учреждения и организации содержащиеся за счет бюджета. Под финансами непроизводственной сферы следует понимать совокупность денежных отношений, связанных с движением фондов денежных средств, образующих в результате перераспределения стоимости ВВП и национального дохода, созданных в сфере материального производства. Финансы непроизводственной сферы имеют следующие особенности:

1. Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства.

2. Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то

возникают финансовые отношения между государством

и организациями непроизводственной сферы.

3. Большинство предприятий и организаций непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти. В связи с этим финансовые отношения возникают на двух уровнях – ведомственном и территориальном.

4. В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, привлекаются внебюджетные источники финансирования.

5. В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата. По ряду отраслей она достигает 80%. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы, его формирование, распределение и использование.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.