Сделай Сам Свою Работу на 5

Теории абсолютной и монопольной ренты





44.

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

P1Q1+ P2Q2≤ R

§ P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

§ R — доходы потребителя

Бюджетная линия

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P1Q1+ P2Q2= R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:



P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R

 

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:



§ при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.

§ увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

 

Следовательно, второе условие максимизации полезности предполагает такое распределение дохода потребителем, при котором предельная норма замещения одного товара другим равно обратному отношению их цен

МRS = — Р1/Р2,

или

Δх2/ Δх1=Р1/Р2.

Экономический смысл данного условия — МRS товара 2 товаром 1 определяет уровень, при котором потребитель желает заменить один товар на другой. Отношение цен (Р1/Р2) определяет уровень, при котором потребитель может заменить товар 2 товаром 1. Пока эти уровни не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.

Второе условие максимизации может быть записано по-другому. Из определения предельной полезности

MU1= Δ TU/ Δх1;

MU2= Δ TU / Δх2.

Если разделить МU1 на МU2, то мы получим

МU1/МU2 = Δх2/ Δх1,

или

МU1/МU2 = Р1/Р2.

Отсюда вытекает равенство

МU1/ Р1 = МU2/ P2.

В случае товаров, выражение принимает вид

MU1/P1= MU2/P2 = …= MUn/Pn = MU сбережений.

 

45. На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами предложения на рынке труда высту­пают домашние хозяйства (отдельные работники и их ассоциа­ции — профсоюзы).Предложение труда — количество часов, ко­торое население желает работать с целью получения доходов. Количество нанимаемых предпринимателями работников опре­деляется реальной заработной платой. Предложение труда нахо­дится в прямой зависимости от величины реальной заработной платы. Кроме того, предложение труда определяется рядом не­экономических факторов. Такими факторами являются:



 

1. Общая численность населения.

2. Численность активного трудоспособного населения.

3. Количество отработанного времени.

4. Качественные параметры труда.

5. Иммиграция. Миграция трудовых ресурсов — перемещение трудоспособного населения из одних территорий в другие с пе­ременой места жительства и места приложения труда.

Каждый человек стоит перед дилеммой: больше отдыхать или больше трудиться. Чем больше он трудится, тем больший доход имеет и тем большее количество потребительских благ может приобрести.

 

Рост заработной платы с W1 до W2 приводит к увеличению числа рабочих часов с t1 до t2. Здесь преобладает эффект замеще­ния. Кривая SL является восходящей. Дальнейший рост заработной платы с W2до W3 не отражается на увеличении про­должительности рабочего времени, работник трудится столько же, сколько и прежде. Здесь эффект замещения равен эффекту дохода. Кривая SL является вертикальной линией. Повышение ставки заработной платы с W3 до w4 ведет к сокращению рабочего дня с t2 до t3. Здесь эффект дохода действует сильнее эффекта за­мещения. Кривая sL является нисходящей.

 

 

 

46.Ссудный капитал — предоставляемый собственниками денег в ссуду предпринимателям и приносящий доход в виде процентов. Движение ссудного капитала называет­ся кредитом.

Все хозяйственные агенты — и те, кто берет деньги в долг, и те, кто предоставляет средства для займов, оперируют на рын­ках, называемых рынками ссудного капитала.Рынок ссудного ка­питала — совокупность финансовых рынков, на которых проис­ходит перераспределение капитала между кредиторами и заем­щиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

Ставка ссудного процента определяется предложением нако­пленных средств и спросом на заемные средства. Ссудный про­цент — цена, уплачиваемая собственникам капитала за исполь­зование их заемных средств в течение определенного периода. Ссудный процент выражается с помощью процентной ставки (ставки ссудного процента) за год. Ставка ссудного процента — количество денег, которое требуется уплатить за использование одной заемной денежной единицы в год. Ставка ссудного про­цента рассчитывается:

r = R/K x 100%

где r — ставка ссудного процента; R — годовой доход кредитора; К — сумма денежного капитала, отданного взаймы.

Различают номинальную и реальную ставку ссудного про­цента. Номинальная ставка ссудного процента — ставка ссудного процента, выраженная в денежных единицах по текущему курсу без учета темпов инфляции. Это количество денег, уплаченное за единицу заемного денежного знака за определенный период времени. Номинальная ставка показывает, насколько сумма, ко­торую заемщик возвращает кредитору, превышает сумму, полу­ченную в виде кредита. Реальная ставка ссудного процента — ставка ссудного процента, выраженная в денежных единицах с поправкой на инфляцию. Эта ставка — основная при принятии инвестиционных решений.

 

47.Спрос на ссудный капитал — сумма всех заемных средств, на которые есть спрос у заемщиков при той или иной ставке ссудного процента.

Предложение ссудного капитала — сумма сбе­режений, предлагаемых кредиторами по любой возможной став­ке ссудного процента.


49. Дифференциальная земельная рента. Теории абсолютной и монопольной ренты.Стоимость произведенной на наименее плодородной земле продукции лежит в основе ее рыночной цены. Как следствие, более плодородные земли, определяющие более низкие затраты на единицу производимой продукции, получают дополнительный

доход, именуемый дифференциальной рентой.

Теории абсолютной и монопольной ренты

Под стоимостью понимаются затраты овеществленного (С) и живого труда, который в свою очередь делится на затраты необходимого труда (V) и прибавочного, создающего прибавочную стоимость (M). Вся стоимость (W), таким образом, может быть представлена в виде формулы

W = C + V + M.

Цена производства складывается из затрат овеществленного труда C), под которым понимаются затраты капитала, затрат необходимого труда (V), под которыми понимаются затраты на рабочую силу, и сред- ней прибыли (Р), под которой современная экономическая теория понимает нормальную прибыль. Получается, что цена производства есть ни что иное как полные издержки:

Pp = C + V + P.

Поскольку абсолютная рента (Ra) выступает как разность между стоимостью и ценой производства: Ra = W . Pp, то для того, чтобы такая разность была, необходимо устойчивое превышение стоимости над ценой производства. Для этого необходимы два условия: 1) прибавочный труд в природохозяйственных отраслях должен создавать прибавочную стоимость выше средней прибыли; 2) произведенная на земле продукция должна продаваться по стоимости, а не по цене производства.

 

Помимо дифференциальной и абсолютной ренты в природохозяйственных отраслях возможно образование монопольной ренты. Она выступает как разность между монопольно высокой ценой продукции данных отраслей и ценой конкурентного рынка. Такая рента является результатом монополизации либо производства, либо сбыта подобной продукции. Так, монопольная рента может возникнуть вследствие владения каким-то уникальным земельным участком, позволяющим производить уникальный продукт, пользующийся устойчиво высоким спросом. Это может быть особый сорт винограда, из которого получается вино, особо ценимое знатоками, готовыми платить за него большие деньги.

 

50.Цена земли. Спрос и предложение на рынке земли.

При определении цены земли покупатель руководствуется правилом,

выраженным через формулу

где Pd . цена спроса на землю,

R . земельная рента,

r . норма банковского процента.

 

Правило гласит, что цена покупаемой земли не должна превышать размеры рентного дохода, соотносимого с нормой банковского процента по вкладам. Прямая связь цены с рентой понятна, поскольку через последнюю возвращаются затраченные на приобретение земельного участка денежные средства.

 

цена

продаваемой земли не должна быть меньше рентного дохода, соотносимого с нормой банковского процента. Суть правила представлена в формуле

где Ps . цена предложения земли.

 

Спрос и предложение на рынке земли.

Под спросом на рынке земли понимаются земельные участки, которые субъекты экономики хотят и могут приобрести в данный период времени при данных условиях. Это могут быть сельскохозяйственные участки, участки под строительство, участки с месторождениями полезных ископаемых, участки леса и т.д. Тот или иной вид участков формирует соответствующий рынок земли, на котором формируется спрос. На спрос влияют следующие факторы.

1. Динамика численности населения страны. Очевидно, что при росте численности населения спрос на землю может расти как из-за увеличения числа ее потенциальных покупателей, так и роста спроса на товары, производимые на земле.

2. Доходы субъектов экономики. Рост доходов может вести к увеличению желающих стать владельцами земли, а также к увеличению спроса на товары, производимые на земле, и как следствие, к росту спроса на землю.

3. Спрос на товары, производимые на земле: сельскохозяйственную продукцию, сырье, топливо, жилье и т.д.

4. Получаемый с земли доход. Это один из важнейших факторов, так как обычно земля приобретается для получения рентных доходов, и если эти доходы относительно велики, то увеличивается спрос на землю, хотя при этом может быть и высокой цена земли.

5. Банковский процент. Если земля приобретается ради того, чтобы получать ренту, то на спрос оказывает влияние и норма банковского процента, которая показывает, какую сумму можно получить на деньги, предназначенные для покупки земли, если их положить в банк. Очевидно, что повышение нормы процента может многих оттолкнуть от покупки земли, так как это означало бы отказ от более выгодного использования денег.

 

Теперь обратимся к предложению земли. Здесь необходимо выделять совокупное предложение земли и предложение отдельных видов земельных участков.Факторы:

1. Рентный доход, приносимый земельными участками. Очевидно, что его снижение при прочих неизменных условиях способствует росту предложения земли и наоборот.

2. Банковский процент. Его рост способствует росту предложения земли и наоборот.

3. Издержки перепрофилирования земельных участков по целевому назначению. Например, сельскохозяйственный участок нетрудно предложить под дачное строительство. Однако приспособить уже застроенный участок под выращивание какой-нибудь сельскохозяйственной культуры непросто.

 

52.Внешние эффекты. Модели рынка с отрицательным и положительным внешними эффектами.

Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.

Внешние издержки(ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные издержки(SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC (рис. 14.1).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.