Сделай Сам Свою Работу на 5

Россия и страны Юго-Восточной Азии





Начало отношениям новой России со странами этого региона было положено в 1992 г., когда наша страна стала принимать участие в ежегодных конференциях стран АСЕАН.

Наиболее тесные отношения в этом регионе у России сохранились с Вьетнамом. Эта страна в период холодной войны была одним из союзников Москвы в Азии, а с начала 1990-х гг. в ней, как и в России, начались рыночные реформы, шедшие, правда, скорее по китайскому, нежели по российскому сценарию. У власти в стране оставались коммунисты, что поначалу мешало налаживанию российско-вьетнамских контактов.

В 1994 г. между странами был заключен Договор об основах дружественных отношений, а 2001 г. в Ханой с официальным визитом прибыл В.В. Путин. Главным его итогом стала Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом.

Экономическое сотрудничество двух стран развивается в основном по линии энергетики в рамках совместного предприятия «Вьетсовпетро», а также строительства нефтеперерабатывающего завода и подготовки в российских университетах квалифицированных кадров для вьетнамского нефтяного сектора. В советский период при содействии СССР во Вьетнаме было построено более 300 промышленных предприятий, которые и сегодня являются предметом взаимовыгодного сотрудничества. В то же время постепенно сворачиваются военные контакты двух стран – в 2002 г. Россия отказалась от аренды бухты Камрань под объект своего ВМФ.



Отношения России с Малайзией, экономически мощной страной этого региона, в основном сводятся к военно-техническому сотрудничеству. Еще в 1995 г. эта страна купила у России 18 самолетов МиГ-29. В 2003 г. в ходе визита В.В. Путина в Малайзию был подписан Договор о поставках партии самолетов Су-30 МК2 на сумму 1 млрд долл. России в этих контрактах пришлось преодолеть жесткую конкуренцию американских производителей авиационной техники. Со своей стороны, наша страна выступает крупным покупателем малазийской бытовой электроники.

Отношения России со странами Южной Азии

Российско-индийские отношения. Этим отношениям Россия придает одно из центральных значений. После некоторого их охлаждения в начале 1990-х гг., в 1993 г. Б.Н. Ельцин нанес официальный визит в Индию. Главным его итогом стал Договор о дружбе и сотрудничестве сроком на 20 лет. В дальнейшем отношения двух стран развивались по нарастающей. В 1994 г. в ходе визита в Москву премьер-министра Н. Рао стороны подписали программу сотрудничества до 2000 г. Тогда же была также решена проблема погашения индийского долга России в размере 10 млрд долл. Индия стала погашать его своими товарами.



В конце 1990-х гг., особенно после визита в 1999 г. в Индию премьер-министра России Е.М. Примакова, пошли разговоры о возникновении геополитического треугольника Россия – Китай – Индия. Но надежды на его эффективность не оправдались. В ходе обмена визитами на высшем уровне 2000–2003 гг. лидеры России и Индии достигли общих позиций по вопросам мировой безопасности, терроризма, концепции многополярного мира. Оба государства осудили теракты 11 сентября 2001 г. и поддержали военную операцию НАТО против режима талибов, а также международные программы по поддержанию мира в этой стране. Россия в 2000-е гг. неизменно брала сторону Индии в застарелом для Дели кашмирском вопросе. В декабре 2005 г. с официальным визитом в Москве находился премьер-министр Индии М. Сикгх. В ходе переговоров на высшем уровне были определены приоритетные задачи по дальнейшему продвижению российско-индийского стратегического партнерства. Подписан ряд соглашений с целью придать новый импульс совместным программам по исследованию космоса и военно-техническому сотрудничеству.

В 2007 г. лидеры двух стран вновь обменялись официальными визитами. «Главная тема российско-индийских саммитов, – отмечал в 2008 г. С. Лавров, – а они с 2000 г. проводятся каждый год – это укрепление и углубление стратегического партнерства между Россией и Индией»[67]. В настоящее время между странами достигнут высокий уровень взаимопонимания и совпадений по ключевым проблемам мировой политики. «Отношения между нашими странами, – отмечал в 2008 г. российский дипломат М. Камынин, – строятся на основе принципов стратегического партнерства и характеризуются совпадением или близостью позиций по актуальным международным проблемам, высокой степенью обоюдного доверия и взаимопонимания».



2008 г. объявлен Годом России в Индии, а 2009 – Индии в России. Эти мероприятия позволят россиянам и индийцам лучше понять друг друга, чего им, несмотря на взаимные симпатии, пока не хватает. Отношение общественного мнения в Индии к России хорошее, однако, как деловой партнер, Россия проигрывает другим странам. Например, большинство индусов предпочли бы жить и учиться не в России, а в США, Китае, Японии и Великобритании. По данным социологических исследований, среди наиболее привлекательных и интересных для себя стран индийцы назвали США (52 %), Китай (39 %), Японию (36 %), Великобританию (35 %), Германию (22 %), а Россия разделила шестое место с Францией (21 %)[68].

Экономические отношения России и Индии находятся на подъеме, главным в них является военно-техническое сотрудничество. В 2004 г. Индия приобрела авианосец «Адмирал Горшков», который переименовала в INS Vikamaditya, а также целый флот истребителей МиГ-29 и противолодочных вертолетов «Камов-31». В 2007 году Россия выиграла крупный контракт (на 2 млрд долл.) на поставки 126 МиГ-35. Успеху заключения этого контракта способствовала не только низкая цена (16 млн долл. за 1 ед.), но и начавшееся на заводе Hindustan Aeronautics в Насике (штат Махараштра) лицензионное производство двигателей РД-33 для этих истребителей.

Россия выступает также в качестве основного поставщика в Индию ядерного топлива, оборудования для атомных станций и углеводородов. В 2006 г. «Росатом» поставил 60 тонн ядерного топлива для АЭС в Тарапуре, а в ходе визита в начале 2007 г. в Индию В. В. Путина Россия получила контракт на строительство четырех энергоблоков АЭС в Куданкуламе (штат Тамилнаду). Сотрудничество сторон в области ядерной энергетики осложняется тем, что Индия пока не подписала ДНЯО.

В нефтегазовой области Россия и Индия сотрудничают в проектах «Сахалин-1», в геологоразведочных работах, строительстве нефтехимических заводов в России, прокладке газопровода из Ирана в Индию через Пакистан.

Стороны ведут активное научное сотрудничество в информатике, биотехнологии, фармацевтике, порошковой металлургии и других областях. В последние годы создана необходимая договорная база, которая позволит Индии подключиться к российской космической навигационной системе ГЛОНАСС. Препятствиями развития экономических отношений двух стран являются неразвитость транспортных коммуникаций между двумя странами и отсутствие элементарных знаний об экономических потребностях и возможностях обеих стран, а также существование бюрократических препон как с той, так и с другой стороны.

 

Отношения России с Пакистаном, важнейшим союзником США в регионе, находятся на стабильно низком уровне. Торговый оборот с ним у России невелик. В 2003 г. состоялся визит в Россию президента Пакистана П. Мушаррафа. Речь шла о мерах по поддержанию стабильности в Средней Азии. После терактов 11 сентября 2001 г. роль Пакистана в борьбе с терроризмом возросла, что несколько уменьшило дистанцию между ним и Россией.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в начале 1990-х гг. отношения со странами АТР рассматривались российскими лидерами как второстепенные?

2. Какую роль азиатско-тихоокеанское направление внешней политики России играет в ее отношениях с западными странами?

3. Почему в 2000-е гг. территориальная проблема в российско-японских отношениях утратила прежнюю остроту?

4. Какой оказалась реакция российской общественности на подписание в 2004 г. Дополнительного соглашения о государственной границе между Россией и Китаем?

5. Является ли высокая оценка состояния российско-китайских отношений бесспорной?

6. Можно ли назвать равномерным развитие экономических и политических отношений между Россией и Южной Кореей в период после окончания холодной войны?

7. Экономические или военно-политические отношения России
и Вьетнама развиваются более успешно?

8. Что выступает сердцевиной экономического сотрудничества России и Индии?

Глава 6
Внешняя политика России на Ближнем и Среднем Востоке

Особенностью этого региона является, во-первых, его высокая конфликтогенность, а во-вторых, наличие в его ареале больших запасов ценного сырья, прежде всего нефти. Последнее делает его платежеспособным покупателем российской промышленной продукции и, в первую очередь, вооружений. Вместе с тем этот регион является родиной многих радикальных идеологий, которые подпитывают международный терроризм, действующий в том числе и на территории нашей страны. Таким образом, политика России должна учитывать такой важный фактор межгосударственных отношений в этом регионе, как непредсказуемость.

В отношении Ирака главной целью российской политики в 1990-е гг. и вплоть до свержения режима С. Хусейна было сохранение своих позиций в этой стране с учетом гарантий ее лидера в отношении участия российских компаний в разработке иракской нефти и приобретения Ираком российских вооружений. Как известно, военно-техническое и нефтегазовое сотрудничество между этими странами было оформлено двумя межправительственными соглашениями 1993 и 1995 г.

Но добиться этого было непросто. Своей агрессивной политикой в отношении соседей и репрессиями внутри страны С. Хусейн противопоставил себя мировому сообществу, затруднив тем самым усилия российской дипломатии по нормализации положения вокруг этой страны. Главным противником режима С. Хусейна были США и Великобритания, которые не скрывали своих планов по устранению иракского лидера. В 1993 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 715, которая поставила иракскую администрацию под строгий международный контроль. На территории Ирака начались инспекции ООН с целью выявления ОМП, которое в итоге так и не было найдено. Ирак, расценивая проверки своих объектов как шпионаж, в 1997 г. ввел на них ограничения, а США ответили принятием в 1998 г. внутреннего закона «Об освобождении Ирака» и началом в декабре того же года серии бомбардировок военных объектов этой страны. С этого времени США фактически начали подготовку смены режима в Ираке.

После терактов 11 сентября 2001 г. администрация Дж. Буша мл. включила Ирак в мировую террористическую ось, а С. Хусейн усилил антиизраильскую и антиамериканскую риторику. Назревал новый кризис, и Россия пыталась разрешить его в рамках Совета Безопасности ООН, который, хотя и осуждал Ирак за невыполнение своих обязательств по разоружению, тем не менее не одобрял военного удара по этой стране. Американцы предложили С. Хусейну добровольно передать власть другому лицу и покинуть Ирак. Этот вариант нашел поддержку Е.М. Примакова, который хорошо знал иракского лидера и пользовался его расположением. Состоявшиеся переговоры Е.М. Примакова с С. Хусейном, однако, не дали положительного результата. Иракский лидер был твердо уверен в том, что американцы в любом случае оставят его у власти, т. к. без него не смогут управлять Ираком.

20 марта 2003 г. войска коалиции во главе с США вступили на иракскую землю. Армия Ирака не смогла оказать никакого сопротивления и была быстро разгромлена. С падением режима С. Хусейна наша страна лишилась возможности не только участвовать в освоении нефтяных богатств Ирака, но и надежды на возврат 13 млрд внешнего долга. По окончании активной фазы военных действий новые иракские власти вытеснили копании «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт» с месторождения «Западная Курна – 2», хотя контракт официально не был расторгнут. Экономические контакты России с новым Ираком оказались заморожены. Положение несколько изменилось только в 2008 г., когда Россия и Ирак заключили соглашение о списании 93 % иракского долга, который составлял 12,9 млрд долл. В обмен на это Ирак пообещал принять закон о нефти, который поставит работающие в Ираке иностранные нефтяные компании в равное положение. Министр иностранных дел России С. Лавров выразил уверенность, что теперь «мы рассчитываем на запуск перспективных совместных проектов в нефтегазовом секторе и в энергетике»[69].

Отношения России и Сирии в 90-е гг. тесно переплетались с отношениями России с Израилем. СССР еще в 1991 г. установил с ним дипломатические отношения, а Сирия и ее лидер Х. Асад, напротив, продолжили традиционную линию на конфронтацию с Тель-Авивом. В течение практически всего периода после окончания холодной войны США и Израиль обвиняли Дамаск в поддержке международного терроризма, несмотря на сирийский бойкот Ирака во время кризиса в Персидском заливе и готовность Сирии вести переговоры по палестинской проблеме. Это обстоятельство препятствовало улучшению отношений России с Сирией без ущерба для ее отношений с западными странами. Продолжающийся конфликт Сирии с Израилем особенно затруднил налаживание военно-технического сотрудничества двух стран. После смерти в 2000 г. Х. Асада, к власти в Сирии пришел его сын Б. Асад, который в целом продолжил курс своего отца в отношении Израиля.

В 1990-е гг. отношения России и Сирии прошли через спад – и политические и военно-технические контакты были практически заморожены. В начале 2000-х гг. положение стало меняться, и в 2005 г. стороны подписали «Совместную декларацию о дальнейшем углублении отношений дружбы и сотрудничества между Россией и Сирией». Россия списала Сирии более 8 млрд долл. ее долга, а остальную часть, 3 млрд 618 млн долл., Сирия обязалась погашать по частям в течение 10 лет. Россия и Сирия договорились о сотрудничестве по ряду крупных проектов в области гидроэнергетики, нефте- и газодобычи, промышленности, сельского хозяйства и туризма. Особо проблемным для России стало возобновление военно-технического сотрудничества с Сирией. В частности, речь идет об острой полемике России с Израилем и США относительно поставок систем ПВО «Стрелец» в Сирию в 2005 г.

Летом 2006 г., во время кратковременной войны с «Хезбаллой», Израиль, а в 2008 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент США Дж. Буш мл. обвиняли Сирию в том, что она поставляет российское оружие этой организации в нарушение эмбарго, установленного Советом Безопасности ООН, и договора с Россией, запрещающего передачу российского оружия третьим лицам. Российским политикам то и дело приходилось оправдываться в связи с использованием «Хезбаллой» российского оружия, полученного от Сирии. Тем не менее в марте 2008 г. состоялся визит в Сирию командующего ВВС России А. Зелина для проведения переговоров о расширении военного сотрудничества. Россия пытается сохранить свои отношения с Сирией несмотря на ее антизападный, антиизраильский курс. Действуя таким образом, наша страна пытается, во-первых, сохранить свое влияние на Ближнем Востоке, а во-вторых, компенсировать расширение НАТО и развертывание американской системы ПРО в Польше.

Российско-израильские отношения после установления в 1991 г. дипломатических отношений между СССР и Израилем перешли в фазу снижения конфронтационности и начала регулярных политических контактов. Развитию этих отношений способствовала и массовая эмиграция в 1990-е гг. из России этнических евреев и членов их семей в Израиль. Их число достигло миллиона человек, или 20 % населения Израиля. Улучшению отношений способствовал и выход России из режима противостояния с Западом.

Нынешняя Россия старается исправить односторонний, «арабоцентричный» характер своей политики на Ближнем Востоке, но не в ущерб отношениям с арабскими странами. Постсоветская Россия дистанцировалась от радикальных антиизраильских сил в регионе, уменьшила размах своего военно-технического сотрудничества с главным израильским противником – Сирией, запретила ей передавать полученные ею от России вооружения третьим лицам.

В 2006 г. состоялся визит в Россию премьер-министра Израиля Э. Ольмерта, который имеет российские корни: его отец родился в Самаре, а мать – в Одессе. В 2008 г. вступило в силу соглашение о безвизовом режиме для граждан двух стран, подписанное министрами иностранных дел России и Израиля С. Лавровым и Ц. Ливни. Теперь для совершения поездки из России в Израиль и наоборот на срок менее 90 дней необходим только заграничный паспорт. Несмотря на улучшение российско-израильских отношений, их сегодняшний уровень остается низким, приоритетными для нашей страны остаются ее отношения с арабскими странами.

Отношения России с Ираномв 1990-е гг. отличались возросшим по сравнению с 1980-ми гг. динамизмом. Этому способствовали прежде всего перемены в позиции иранского руководства. Президент А.А. Хашеми-Рафсанджани (1989–1997) провозгласил политику «внешнего прорыва», а его преемник М. Хатами (1997–2005) выступил с инициативой «диалога цивилизаций и культур», что нашло определенную поддержку мирового сообщества. Россия активизировала экономическое сотрудничество с Ираном, которое до 2000 г. исключало военно-технический аспект. Затем, в 2001 г. президенты России и Ирана В.В. Путин и М. Хатами подписали Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, который позволил начать сотрудничество по всем направлениям, включая военно-техническое, в атомной промышленности и энергетике.

Поворот в российско-иранских отношениях произошел после победы на президентских выборах в Иране в 2005 г. консервативного политика М. Ахмадинежада. Новоизбранный президент объявил о возврате к принципам «исламской революции» 1979 г., чем осложнил свои отношения с Западом, который вскоре не только свернул свои контакты с Ираном, но и начал оказывать на него давление, в том числе и военное. Для России это означало возможность работать на иранском рынке без конкуренции со стороны западных компаний. Но, с другой стороны, возникла проблема, которая была связана с необходимостью учитывать мнение Запада в экономических контактах с Ираном.

В 2007 г. состоялся визит В.В. Путина в Тегеран для участия во Втором каспийском саммите, где состоялись его переговоры с духовным лидером Ирана А. Хаменеи и президентом М. Ахмадинежадом. Лидеры двух государств высказались за сотрудничество с целью создания «более справедливого и демократического мирового порядка, обеспечивающего глобальную и региональную безопасность и создающего условия для всестороннего развития», подчеркнув при этом необходимость укрепления «координирующей роли Организации Объединенных Наций».

Центральными темами российско-иранских отношений были ядерная программа и военно-техническое сотрудничество. Участие России в ядерной программе Ирана началось в 1992 г. подписанием соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. В 1995 г. было подписано соглашение о строительстве Россией первого блока АЭС в Бушере. Помогая Ирану в строительстве этого объекта атомной энергетики, Россия вместе с США и другими западными странами препятствует иранским попыткам создать ядерное оружие. В частности, поставка ядерного топлива для АЭС в Бушере откладывалась Россией до тех пор, пока МАГАТЭ не подтвердило в 2007 г. мирной направленности иранской ядерной программы. В пользу отказа Ирана от создания ядерного оружия говорят и некоторые разведывательные данные. Вместе с тем усилия Ирана по созданию баллистических ракет говорят об обратном. Так, Иран уже разработал баллистические ракеты средней дальности «Шахаб-3», дальностью 1500 км, в 2007 г. продемонстрировал ракеты «Гадр» и «Ашура» дальностью 1800 и 2000 км соответственно. Понятно, что такие ракеты имеет смысл создавать только вместе с разработкой ядерных боеголовок. На путь создания ядерного оружия Иран толкают примеры Ирака и Северной Кореи. Первый отказался от разработки ядерного оружия, за что фактически и поплатился, вторая разработала и испытала его в октябре 2006 г., оставшись, таким образом, целой и невредимой.

В 2010 г. вопрос об иранской ядерной программе вновь был в фокусе мировой политики. Президент России Д.А. Медведев выразил позицию России: «Иран создает определенные проблемы. Самое главное сейчас – убедиться в том, что представляет из себя его ядерная программа. К сожалению, Иран игнорирует те вопросы, которые ему адресуют, либо отделывается многозначительными фразами. Но мне, конечно, не хотелось бы, чтобы были приняты санкции, хотя в определенный момент может случиться так, что они станут неизбежными»[70].

Военно-техническое сотрудничество России и Ирана пока ограничено поставкой в 2005 г. системы ПВО средней дальности. В 2008 г. появлялись противоречивые сообщения о переговорах относительно продажи Ирану системы ПВО большой дальности С-300. Против поставок российского оружия Ирану активно выступают США, которые уже вводили санкции против некоторых российских предприятий ВПК. В сфере энергетики, где Иран имеет 10 % мировых запасов нефти и 16 % природного газа, Россия никак не представлена. Установив государственную монополию на рынке углеводородов, Иран допускает в свой нефтедобывающий сектор преимущественно западные и азиатские компании.

Россия и проблема Палестины. Палестино-израильский конфликт является одним из наиболее застарелых в мире. Свое начало он берет в 1947 г., когда ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух государств – еврейского и арабского. В мае 1948 г. евреи провозгласили государство Израиль, которое не получило признания арабских стран. В ходе начавшейся по инициативе арабов войны 1948 г. Израиль расширил свою территорию с 54 %, отведенных ему ООН, до 77 %, изгнав с оккупированных им территорий более 800 тыс. арабов. Незанятые Израилем западный берег реки Иордан отошел к Иордании, а сектор Газа – Египту.

В 1964 г. образовалась Организация освобождения Палестины (ООП), в 1969 г. ее лидером становится Ясир Арафат, умерший в этой должности в 2004 г. ООП провозгласила две главные цели – освобождение Палестины и уничтожение Израиля, за что и была названа западными странами террористической. Но последовательное ослабление, а затем и распад СССР как главного союзника арабов способствовало укреплению умеренного крыла в ООП, которое тяготело к мирному решению палестинской проблемы.

В цепочке дипломатических контактов между ООП и Израилем одним из важнейших стало т. н. «соглашение Осло», подписанное в Вашингтоне Я. Арафатом и израильским премьером Ицхаком Рабиным в сентябре 1993 г. По этому соглашению ООП признала территориальный суверенитет Израиля, отказалась от методов вооруженной борьбы с ним в обмен на признание Израилем ООП в качестве законного представителя палестинского народа и предоставление им ограниченной автономии сектору Газа и части Западного берега реки Иордан. В политическом словаре появилось новое понятие Палестинская национальная автономия (ПНА).

Однако убийство в 1995 г. израильского премьера И. Рабина и приход в 1996 г. к власти в Израиле консервативного блока «Ликуд» во главе с Б. Нетаньяху затормозили мирный процесс. На территории Израиля произошло несколько крупных терактов с участием палестинских смертников, а территория Палестинской автономии подвергалась ударам ВВС Израиля. В этот период были, однако, заключены и новые соглашения Израиля с ООП, например, о передаче ей 80 % территории города Хеврон (1997) и 13 % территорий Иудеи и Самарии (1998).

С 2001 г. новый премьер Израиля Ариэль Шарон провозгласил жесткий курс в отношении Палестинской автономии – по его указанию было уничтожено несколько лидеров палестинского сопротивления, наносились бомбовые удары по объектам ООП, но в 2005 г. он же стал инициатором «плана размежевания», по которому Израиль в августе-сентябре 2005 г. вывел из сектора Газа тысячи израильских поселенцев и снес сотни их домов.

В 2004 г., после смерти Я. Арафата, лидером Палестинской автономии становится Махмуд Аббас – лидер движения «ФАТХ», преемник Я. Арафата. В политических кругах М. Аббас известен как прагматик, сторонник переговоров с Израилем. М. Аббас – ближайший союзник России в ПНА. В 2006 г. на парламентских выборах в ПНА большинства в парламенте добивается радикальный исламистский блок «ХАМАС» – сторонник вооруженной борьбы с Израилем. В отличие от западных стран и Израиля, Россия признала законность этих выборов и пригласила лидеров «ХАМАС» на переговоры в Москву. В марте 2006 г. делегация «ХАМАС» провела переговоры с С. Лавровым, что вызвало негативную реакцию т. н. «ближневосточного квартета», в котором, кроме России, участвуют США, ООН и Европейский союз.

Россия потребовала от «ХАМАС» признать Израиль и отказаться от насилия, хотя террористической эту организацию Россия никогда не признавала. Прогресса не последовало, и ПНА было отказано в российских вертолетах и бронетранспортерах до тех пор, пока не будет получено одобрение на эту сделку со стороны Израиля. В то же время ПНА получила от России финансовую помощь в размере 10 млн долл., которая была ей особенно необходима после отказа западных стран в финансовой помощи автономии, до победы «ХАМАС», составлявшей по некоторым сведениям 150 млн долл. в год. В мае 2006 г. в Сочи состоялись переговоры В.В. Путина и М. Аббаса, в ходе которых палестинскому лидеру была обещана финансовая помощь России. В течение 2007 г. Россия поставила 60 тонн продовольствия и медикаментов для сектора Газа[71]. А в декабре 2007 г. объявила о выделении финансовой помощи в 10 млн долл. на период 2008 г. В 2007 г., когда в ПНА возникли вооруженные столкновения между «ФАТХ» и «ХАМАС», Россия выступала с призывом прекращения кровопролития.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие опасности подстерегают российскую внешнюю политику на Ближнем и Среднем Востоке?

2. Какие экономические последствия для России имело падение режима С. Хусейна в Ираке в 2003 г.?

3. Почему военно-техническое сотрудничество России и Сирии вызывает нарекания со стороны США и Израиля?

4. В чем, на ваш взгляд, состоит противоречивость российско-израильских отношений?

5. Что является принципиальным требованием России к ПНА?

 

Глава 7
Отношения России с государствами
Латинской Америки, Африки и Австралией

7.1. Латиноамериканское направление
внешней политики России

Особенность этого обширного и быстроразвивающегося региона заключается в его географической удаленности от России, неразвитости хозяйственных и культурных связей с Россией, сильном экономическом и политическом влиянии США, которые еще в 20-е гг. XIX в. включили Латинскую Америку в сферу своих жизненных интересов и старались не допускать присутствия здесь других, прежде всего европейских стран. Вместе с тем сегодня многие страны Латинской Америки на волне экономического успеха стали уделять большее внимание диверсификации своих внешнеэкономических и политических связей. Вместе с экономическим подъемом самой России этот фактор обусловил новый характер отношений России с таким странами, как Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина и Мексика.

По мнению директора Института Латинской Америки РАН В.М. Давыдова, в отношениях с Латинской Америкой российская дипломатия должна учитывать следующие факторы. Во-первых, поэтапный выход части стран региона из периферийной зоны мировой экономики и политики; прежде всего это касается ведущих государств – Бразилии, Мексики, Аргентины, Чили, Венесуэлы. Во-вторых, необходимость диверсифицировать международные политические и экономические отношения РФ, а также рост интереса российских корпораций к инвестициям за рубежом. В-третьих, объективная заинтересованность латиноамериканских производителей в доступе на российский рынок;
в-четвертых, значительное сходство позиций России и основных стран Латинской Америки по ключевым вопросам мирового развития. Регион поддерживает активную роль Москвы на международной арене, видя в ней альтернативный центр силы и влияния[72].

Российско-кубинские отношения.В период холодной войны СССР воспринимал Кубу как «форпост социализма» в западном полушарии, с нее советские лидеры намечали победоносное шествие социализма по всей Латинской Америке. Но история распорядилась по-своему, и после распада СССР отношения новой России и Кубы стали иными. Россия прекратила свои программы экономической помощи, которые в 1980-е гг. достигали по некоторым оценкам 5 млрд долл. ежегодно. Начавшееся затем падение кубинской экономики разрушило договорную базу экономических отношений двух стран. Вину за это кубинское руководство возложило на Россию, отказавшись от выплаты ей своего внешнего долга. «Учитывая экономический и финансовый ущерб, – заявил в 2003 г. заместитель министра иностранных дел Кубы Ф. Ремирес, – понесенный Кубой от разрыва российской стороной экономических отношений, мы не считаем, что у Кубы есть внешний долг перед Россией»[73]. На Кубе до 2002 г. оставался военный объект России – станция радиолокационного слежения в Лурдес, причем аренда кубинской территории под этот объект обходилась России в 200 млн долл. ежегодно.

Лишившись в начале 1990-х гг. российской поддержки, Куба начала реформы с целью повышения эффективности своей экономики. Был узаконен малый частный бизнес, крупные государственные предприятия были переведены на рыночные принципы, а доллар США стал легальным расчетным средством, хотя отношения с США оставались на низком уровне. Большую роль в кубинской экономике стал играть международный туризм.

Политические отношения между Россией и Кубой несколько улучшились лишь в 2000-е гг. В 2000 г. В.В. Путин нанес официальный визит на Кубу, по итогам которого он назвал ошибкой резкое сворачивание Россией отношений с Кубой в 1990-е гг. Обе стороны осудили американскую блокаду Кубы, поддержали идею многополярного мира и осудили односторонние действия США. Вместе с тем в 2002 г. В.В. Путин закрыл станцию в Лурдесе и вывел из Кубы всех российских военных.

Экономические контакты России и Кубы в 2000-е гг. не отличались большим размахом. В 2007 г. доля Кубы во внешней торговле России составляла всего 0,05 %, а удельный вес России во внешней торговле Кубы – 2,2 %. Объем товарооборота между странами в 2006 г. составил 231 млн долл.[74] В 2007 г. российские нефтяные компании «Лукойл» и «Зарубежнефть» проявили интерес к разработке нефтяных месторождений в северной части острова, в 200-километровой зоне прибрежных вод. В том же году Россия провела реструктуризацию кубинского долга и предоставила Гаване новый кредит в размере 350 млн долл.

Отход в начале 2008 г. Ф. Кастро от активной политической деятельности может подтолкнуть переориентацию Кубы на США, чему до сих пор препятствовало негативное отношение американских политиков к лидеру кубинской революции. О возможности перемены политики США в отношении Кубы свидетельствует и созданный в 2006 г. в Государственном департаменте США комитет по разработке американской политики в отношении Кубы после смерти Ф. Кастро. Однако этот процесс, вероятно, займет не один год, поскольку Куба сильно зависит от венесуэльского лидера У. Чавеса, единственного поставщика дешевой нефти для Кубы.

Российско-мексиканские отношения. Мексика – второе после Аргентины по уровню экономического развития и одно из наиболее динамично развивающихся государств Латинской Америки. Не случайно президент США Дж. Буш в 1992 г. советовал России «учиться у Мексики». Ее ближайшим союзником и партнером являются США, от которых мексиканская экономика сильно зависит. Вместе с тем накопленный потенциал позволяет этой стране делать все более самостоятельные шаги во внешней политике.

В 2004 г. состоялся первый за сто лет визит главы российского государства в Мексику, где в это время проходил саммит «Большой восьмерки». По итогам переговоров В.В. Путина с президентом Мексики В. Фоксом было подписано совместное заявление «Российско-мексиканская инициатива: на пути к новой эре сотрудничества». В нем говорилось о расширении военно-технического сотрудничества, недопущении распространения оружия массового поражения, запрете на ядерные испытания. В числе возможных экономических проектов были названы строительство Россией в штате Идальго центра тяжелого машиностроения для нужд военной промышленности, а в штате Веракрус – предприятия по сборке и обслуживанию российских вертолетов. На вооружении у Мексики в то время уже находились 56 вертолетов российского производства.

В июне 2005 г. ответный визит в Россию нанес В. Фокс. В ходе его переговоров с В.В. Путиным были подписаны соглашения о расширении экономического сотрудничества. Россия предложила свое участие в энергетических проектах глубоководного бурения в мексиканском заливе и поставках сжиженного природного газа в Мексику. Конкретные соглашения по этим вопросам были подписаны компаниями «Газпром» и мексиканской «Пемекс». В числе перспективных оказались и проекты сборки на мексиканских предприятиях российских вертолетов и грузовиков «Урал». В политической области Россия и Мексика подчеркнули общность подходов к роли ООН в мире, заявили о необходимости прилагать усилия для поддержания военной безопасности. Стороны заявили о необходимости разработки новых программ сотрудничества в области образования, обмена научными кадрами и студентами.

Российско-бразильские отношения.Россию и Бразилию связывает много общего как во внутриполитической, так и в международной жизни. Это и борьба с бедностью, технической отсталостью, зависимостью от развитых стран. В мировой политике стороны разделяют общие подходы к роли ООН, препятствуют американской гегемонии. В 1990-е гг. российско-бразильские отношения пережили период спада, характерного для отношений России со многими странами третьего мира. Но в 2000-е гг. они обрели некоторую динамику. Причина – в укреплении как бразильских, так и российских позиций в мире. О Бразилии все чаще говорят как о моральном лидере всей Латинской Америки. Вместе с Венесуэлой, Мексикой и Аргентиной она поддерживает альтернативный американскому вектор развития данного региона.

В 2005 г. Россию с официальным визитом посетил президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. В ходе его переговоров с В.В. Путиным были достигнуты соглашения о полете бразильского космонавта на российский сегмент Международной космической станции (МКС), расширении военно-технического сотрудничества, культурных обменов и др. Объем взаимной торговли в 2005 г. достиг 2 млрд долл. Из России в Бразилию поставлялись вооружения, обратно шла продукция птицеводства и тропические фрукты. Было отмечено позитивное развитие и политических отношений, в которых стороны выступают как стратегические партнеры. «И Россия, и Бразилия, – отмечал по итогам переговоров В.В. Путин, – выступают за укрепление центральной, координирующей роли ООН в обеспечении стабильности и безопасности, выработке согласованных и адекватных ответов на современные угрозы. Это открывает новые возможности для их взаимодействия в международных и региональных делах».

В 2006 г. состоялись переговоры министров финансов и энергетики двух стран. Объем двусторонней торговли в 2006 г. достиг 3,5 млрд долл., что сделало Бразилию вторым в Латинской Америке партнером России. Наиболее перспективными областями торгово-экономического сотрудничества являются мирное освоение космического пространства, биотехнологии, энергетика, в том числе ядерная, авиастроение, военно-техническое сотрудничество. Бразилия оказывает помощь России в развитии ее отношений с региональными организациями – Организацией африканских государств (ОАГ), МЕРКОСУР и др., в которых Бразилия играет важную роль.

Российско-аргентинские отношения. Аргентина – наиболее развитое государство Латинской Америки. Страна обладает большими минеральными и топливными запасами, показатель ее ВВП на душу населения в 2008 г. – 14408 долл. (российский показатель 16239 долл.). В нашей стране Аргентина известна по т. н. «аргентинской модели» валютно-финансового управления, которая предлагалась к использованию в России после дефолта в 1998 г.

Товарооборот между двумя странами в 2006 г. составил 1,1 млрд долл. и по сравнению с 2005 г. увеличился почти в

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.