Сделай Сам Свою Работу на 5

Фискальная (налоговая) политика государства





 

Виды фискальной политики. Налоги оказывают сильное влияние на совокупный спрос и объем национального производства. Их введение вызывает сокращение общего дохода населения и, соответственно, части, идущей на потребление С,что, в свою очередь, вызывает снижение национального дохода Y.При этом уменьшается также часть дохода, идущая на накопление S.Однако соотношение между обеими частями зависит от склонности человека к потреблению или накоплению.

Фискальная политика в зависимости от реагирования на изменения экономической ситуации может быть дискреционнойили автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством своих расходов и налогов. Дискреционная стимулирующая политика в период спада производства направлена на обеспечение роста потребления и инвестиций и предполагает меры по увеличению государственных расходов, например, путем развертывания различных социальных программ или снижения налогов. Эта политика ведет к дефициту государственного бюджета, но сдерживает падение производства. Эта политика может проводиться только на возрастающем участке кейсианской кривой совокупного предложения (рис. 8.7).



 

 

Рис.8.7. Стимулирующая налогово-бюджетная политика

 

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, сдерживающая фискальная политика направлена на торможение совокупного спроса за счет снижения государственных расходов и роста налогообложения. В этот период сальдо бюджета становится положительным.

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, представляет собой экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение ситуации в экономике и не требующий специальных правительственных решений. Так, одним из видов встроенных стабилизаторов является автоматическое изменение в налоговых отчислениях, в зависимости от величины доходов. В период подъема производства и роста доходов прогрессивная система налогообложения сдерживает совокупный спрос и экономический рост, обеспечивая увеличение поступлений в казну. В период экономического спада налоговые отчисления автоматически сокращаются, что способствует минимальной потере покупательной способности (рис.8.8).



 

 

Рис.8.8. Автоматическая налогово-бюджетная политика

 

Другим видом встроенных стабилизаторов является система пособий по безработице и различных социальных выплат, а также программа поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса, и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.

Дефицит государственного бюджета. Причины и следствия Превышение расходов государства над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Причины тому следующие:

  • спад производства,
  • несовершенная налоговая система и плохая собираемость налогов,
  • большой оборот теневой экономики,
  • раздутый государственный аппарат,
  • финансирование военно-промышленного комплекса,
  • неподкрепленные финансами социальные программы.

Различают три вида бюджетного дефицита:

  • фактический,
  • структурный,
  • циклический.

Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов. Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан со структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений при циклическом спаде экономики.

В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи, и средств на их реализацию может не хватать. Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета). При этом заметим, что в основном такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами. Рост бюджетных дефицитов - явление распространённое и даже закономерное.



Причин тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы: потери, приписки, хищения и т. п.), расширение экономических и социальных функций государства, увеличение военных расходов, численности госаппарата и т.д..

Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим категориям типа инфляции, промышленного спада, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами рыночной экономики. Они обусловлены тем, что в условиях дефицита бюджета государство вынуждено переходить на жесткую экономию бюджетных средств по всем направлениям своих расходов. Снижение государственных инвестиций в экономику страны, расходов на поддержку промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики приводит к тому, что многие предприятия вынуждены снижать объемы производств или вообще закрываться. А это в свою очередь ведет к сокращению объемов ВВП и налоговых поступлений в бюджеты.

Неблагоприятно сказывается на уровне жизни населения уменьшение объема расходов на социальную политику, образование, здравоохранение и других бюджетных ассигнований на социальную сферу. Кроме того, следствием дефицита бюджета становится несвоевременность выплат заработной платы работникам как бюджетных организаций, так и тех, перед которыми государство имеет задолженность по оплате своих заказов. То же самое касается пенсий, стипендий, пособий и прочих социальных трансфертов. Все эти факторы ведут к снижению благосостояния населения и обострению социальной напряженности в обществе.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета ещё не означает «здоровья» экономики. Надо чётко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Методы покрытия бюджетного дефицита. Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – это государственные займы и ужесточение налогообложения. Однако следует заметить, что объем расходов нельзя или невозможно сокращать ниже определенного уровня. В противном случае это может привести к катастрофическим последствиям в жизни общества, к коллапсу экономической и политической (военной) безопасности страны, к еще большему усугублению социального и бюджетного кризиса. Расходы государства в условиях рынка должны определяться рамками тех функций, эффективность выполнения которых обеспечивается им на более высоком уровне, чем субъектами предпринимательской деятельности.

Поэтому основным путем сокращения дефицита бюджета является увеличение объема доходов. Иначе это называется финансированием бюджетного дефицита. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются государственные займы. К внутренним источникам финансирования относятся:

· кредиты, полученные от кредитных организаций внутри страны;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы.

Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;

· кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.

Первый способ наиболее лёгкий и распространённый, связанный с выпуском дополнительно объёма денежной массы. Государство получает дополнительный доход от печатания денег (сеньораж). Все экономические агенты платят государству своеобразный налог. Монетизация бюджетного дефицита может выражаться не только в эмиссии денег, но и в кредитах Центробанка по льготным ставкам.

В период с 1992 года до 1995 года Правительство РФ постоянно использовало кредиты Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. В 1999 году к этому методу пришлось прибегнуть вновь из-за резкого ухудшения финансовой ситуации после августовского (1998 г.) кризиса. Однако, пунктом 2 статьи 93 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2000 года, предусмотрено, что кредиты Центроанка России не могут быть источниками финансирования бюджета.

Займы государства на внутреннем и внешнем финансовых рынках ведут к возрастанию государственного долга и, соответственно, к росту расходов на его обслуживание. Возрастание государственного внешнего долга является наиболее негативным фактором, так как при этом увеличивается доля национального богатства, вывозимая из страны в виде процентов за кредит. Если дефицит финансируется с помощью государственных займов, то увеличивается среднерыночная ставка процента. Это снижает склонность к инвестированию частного капитала. Государственные облигации в конечном итоге не снижают инфляционное напряжение.

Увеличение налоговых поступлений в госбюджет выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита, так как оно реализуется в долгосрочной перспективе в процессе налоговой реформы. Повышение налоговых ставок даже теоретически не может продолжаться бесконечно, в отличие от увеличения количества денег в обращении. Поэтому важнейшими направлениями в бюджетной политики являются повышение эффективности финансово-кредитных связей, усиление контроля за исполнением бюджета, оздоровление общей экономической ситуации, привлечение частных отечественных и зарубежных инвестиций в производство и т.д..

Бюджетный дефицит и государственный долг. Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг – это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. Назовём факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс, т.е. решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране и техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала. Это требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты.

Здесь возникает вопрос: какие средства следует причислять к объёму внешнего госдолга? Только те, которые были получены правительством страны и правительственными учреждениями или сюда следует относить долги отдельных банков и фирм? Международная практика показывает, что внешний долг – это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Во многих странах мирах действует правило, согласно которого всё более – менее значительные объёмы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. Следовательно, объём внешнего долга включает в себя как суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных субъектов.

Приток внешних заимствований с одной стороны имеет субъективные основания в виде решений правительственных органов о необходимости внешних займов и кредитов. С другой стороны он имеет и объективные основания, обусловленные складывающейся макроэкономической ситуацией. При систематическом наращивании долгового финансирования для покрытия бюджетного дефицита увеличивается спрос на деньги. Если Центробанк ограничивает выпуск денег в обращение, то это стимулирует быстрый рост процентных ставок. Повышение процентных ставок на внутреннем рынке данной страны увеличивает спрос на валюту этой страны и её ценные бумаги. Это создаёт приток «горячих» денег в страну и увеличение суммы внешнего долга. Обменный курс национальной валюты повышается, что стимулирует увеличение импорта и сокращение экспорта. Здесь мы сталкиваемся с комплексной формой проявления эффекта вытеснения, когда импорт вытесняет собственное производство, иностранные инвестиции вытесняют внутренние инвестиции.

На объём и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Преодолеть тяготы внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет политическая воля руководства. Если оно твёрдо взяло курс на приоритетное развитие национального производства и полностью отказывается от внешних долгов как формы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен. Здесь можно упомянуть решения правительства России в 2000-2002 гг. об отказе от кредитов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внешней задолженности.

Внутренний государственный долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Назовём основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:

­ государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев);

­ облигации федерального займа (ОФЗ) (сроком на 1-3 года);

­ государственные долгосрочные облигации (ГДО) (сроком до 30 лет);

­ облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ);

­ казначейские векселя и обязательства.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом её внешнего долга. Утечки товаров при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают другие сложности в экономической жизни. Внутренний долг нельзя рассматривать в качестве «петли» экономики. Более правильно его оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством. Превышение расходов государства над доходами нельзя рассматривать как основа экономического краха. Если говорить о бюджетном профиците, то это явление нельзя рассматривать как только положительное. Бюджетный излишек формирует дополнительный спрос на деньги, что увеличивает темпы инфляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым ограничивается избыточное давление совокупного спроса и сдерживаются темпы инфляции.

 

Вопросы к разделу:

1. Соотношение между госбюджетом и ВВП.

2. Основные источники доходов и статьи расходов госбюджета.

3. Причины бюджетного дефицита и способы его покрытия.

4. Когда возникает бюджетный профицит?

5. Прямые налоги.

6. Косвенные налоги.

7. Основные требования к налоговой политике.

8. Поясните смысл кривой Лаффера.

9. Виды фискальной (налоговой) политики.

10. Распределение «налогового бремени» при различных соотношениях спроса и

предложения.

11. Налоговое бремя и монополии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.