Сделай Сам Свою Работу на 5

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.





Единство:

1.Они представляют собой разновидность социальных норм

2. У них одни и те же цели и задачи: упорядоточение и совершенствование общественной жизни.

3.общий объект регулирования: общественные отношения.

4. Они определяют границы должных и возможных поступков

5.Выражают единство личных и общественных интересов, служат их гормонизацией.

6.они являются надстроечными категориями соответствуют одному и тому же базису и являются социально – однотипными

7.они являются культурно – историческими ценностями и выполняют, как воспитательные, так и социально – ориентировочные функции.

Различия:

1.Право и мораль различаются по способам формирования. Право создается гос-ом мораль – обществом.

2. право едино для всего общество, мораль неоднородна, зависит от социальных групп. К которым принадлежит

3.различаются по способам обеспечения. Право обеспечивается гос-ом, мораль – общественным мнением. За правом стоит акт го-го принуждения, за моралью – общественное мнение.

4. Они различаются по форме выражения. право –писаный характер. Юридические нормы закрепленные в НПА систематизированы, они общедоступны. Нормы морали – в сознании людей.



5. они различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между людьми с точки зрения юридических прав и обязанностей (правомерного законного наказуемого) то мораль оценивает поступки людей с точки зрения добра и зла, благородства, совести и др. Человек может быть законопослушным гражданином и крайне аморальной личностью.

6. Они различны по характеру и порядку ответственности за их нарушения. Противоправные деяния влекут за собой юридическую ответственность, т.е. особую реакцию гос-ва, порядок возложения строго регламентирован и носит процессуальный характер.

Моральные осуждения: порицание, выговор, замечание, отказ от общения.

Здесь налицо ответственность не перед гос-ом, а перед человеком, семьей, коллективом, соседями.

7.Различают по уровню требованию, предъявляемых поведению человека. Это уровень выше у моральных.

8. Различаются по сфере действия. Мораль значительно шире. Право регулирует наиболее важные области общественной жизни( собственность, власть, труд, правосудие, управление и др.)



9. С философской точки зрения мораль является одной из форм общественного сознания. Наряду с политической, наукой, искусством и др. Право – нет. Морали соответствует правосознание.

10. У них разные исторические судьбы.

Взаимодействие.

Мораль и право социальные регуляторы общественных отношений, поле их деятельности совпадает. Они поддерживают друг друга в упорядоточении общественных отношений. Позитивным влиянием на личность. Формирование у нее правосознания и правовой культуры их требования во многом совпадают. Мораль осуждает совершение правонарушений, она предписывает соблюдать законы.

Задача юристов сделать взаимодействие права и морали наиболее глубоким. Каждый антиобщественный проступок должен быть осужден не только моралью, но и правом.

Противоречия.

Причины этих противоречий заключаются в их специфике, в разных методах регулирования, критериях оценки поведения субъекта. Объективной предпосылкой противоречий является динамичность общественной жизни, разный уровень нравственности и правосознания различных социальных групп и др.

Право консервативно, мораль – гибка и изменчива. Моральные требования выше, понимание справедливости часто противоречит требованию юридических норм. Выражающих государственные интересы.

Понятие и основные признаки нормы права.

Норма права – установленное или санкционированное гос-ом общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставленное участникам регулирующих отношений субъективные права и возлагаемые на них юридические обязанности.



Признаки:

1. Государственно-властный характер. Нормы права создаются или санкционируются гос-ом. (гос-во уполномачивает органы компетентные, (юр.сила))

2. Общеобязательность. Нормы права действуют в отношении лиц, попавших в типичную жизненную ситуацию. (Н. Выбрали депутата-неприкосновенность депутатская; поступил в академию-возникли правила поведения)

3. Формально-определенный характер. Это закрепление в НПА или ином источнике права.

4. Обеспечение меры гос-го воздействия.

5. Представительно – обязывающий характер. Нормы права – одна и таже норма предоставляя одному субъекту субъективные права одновременно возлагает на другого субъекта корреспондирующие(соответствующие) обязанности.

6. Нормы права – государственный регулятор общественных отношений.

7. Норма права выступает как модель. Эталон, масштаб гос-ой воли общества.

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм.

Предоставительно-обязывающий характер нормы права —это один из признаков права, который означает, что одна и та же норма предоставляя одному субъекту субъективные права, одновременно на другого возлагает соответствующие (корреспондирующие) юр.обязанности.

Не у всех юридических норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Наиболее четко он выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т. д.), т. е. там, где фиксируются как права, так и обязанности субъектов.

В одних нормах на первый план выдвигается право, в других —обязанность, а в третьих упор делается на запрете определенного поведения.

В охранительных нормах (уголовных, административных) упор сделан на воплощение запретов и обязанностей; в декларативных и дефинитивных — предоставительно обязывающий характер выражен слабо, так как они не являются конкретными

правилами поведения.

Права и обязаности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта, часто бывает что право закреплено в одной статье, а обязательность в другой статье этого же нормативного акта, или даже — иного. Кроме того, в статье закона могут указываться только права, а обязанности подразумеваются, вытекают из содержания закона.

Указанный признак выступает как проявление такого принципа права, как единство прав и обязанностей.

Структура нормы права.

Структура – внутреннее строение нормы права, отражающие состав, содержание и системные связи основных элементов нормы.

Гипотеза – структурный элемент нормы права, содержащий жизненные условия, при которых нормы права вступают в силу.

Диспозиция – структурный элемент нормы права, в котором определены права и обязанности субъектов права. (правила поведения-норма)

Санкция – структурный элемент нормы права закрепляющий вид и меру юридической ответственности за нарушение правовой нормы.

Гипотеза в зависимости от их строения подразделяется на простые и сложные.

Простая гипотеза содержит одно условие, при котором реализуется норма права (безлицензионная продажа спиртных напитков, уклонение от уплаты налогов)

Сложная гипотеза содержит 2 и более условия.

Разновидностью сложной гипотезы являются альтернативная гипотеза для ее вступления в действие достаточно одного из условий(отчисление из академий за академическую неуспеваемость).

По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

Абстрактная гипотеза указывает на общеродовые признаки(кража - тайное похищение чужого имущества)

Казуистическая гипотеза выражает строго определенный частный случай(надругательство над могилой ч.1ст244УКРФ угон воздушного судна, не пристегнут в автомобиле).

Диспозиции в зависимости от формы их выражения подразделяется на

1.управомачивающие(дающие право к вступлению в брак, на образование)

2. обязывающий содержащие обязанность(обязанность платить налоги, ходить на пары)

3. запрещающие содержат запреты ( переход дороги на красный свет, не находиться в аудитории в верхней одежде)

Санкции – самые динамичные элементы структуры юридической нормы.

Виды санкций

1По отраслевой принадлежности

-уголовные(штраф, арест)

-гражданско-правовые

-финансовые

-административные

-уголовно-правовые

2. по характеру неблагоприятных последствий

-правовосстановительные(возместительные)-гражд.-в пользу граждан

-штрафные(карательные)-угол.-прав. в пользу гос-ва

3. в зависимости от степени определенности санкций

-абсолютно-определенные, которые точно указывают меру гос-го воздействия, применяемого к правонарушителю(нахождение за рулем в нетрезвом виде – на 3года лишения прав)

-относительно – определенные устанавливают низший и высший или только высший предел меры гос-го воздействия на правонарушителя.(от 3 до7 или до 5 лет лишения свободы).

- альтернативные позволяют выбрать из 2 или более возможных вариантов меры гос-го воздействия какой то один.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.