Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.





Российский Государственный Социальный Университет

Социальный колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Менеджмент»

 

на тему: «Функция менеджмента в рыночной организации»

 

Выполнил:

Студент 2 курса,

Специальности «менеджмент»

Родяшин В.В.

Руководитель: к.э.н.

Сухомлинова Л.В.

 

Москва,2009

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Понятие и классификация функций управления 5

1.1. Классификация функций управления 5

2. Особенности функций 7

предварительного, оперативного, заключительного управления.

2.1. Необходимость управления. 7

2.2. Функции управления предприятием: 10

их виды и содержание.

2.3. Эффективность управления предприятием 16

в современных условиях развития рынка

3. Комплексность и связывающие процессы 20

в управленческой работе

3.1. Планирование и управленческая деятельность 20

3.2. Принятие управленческих решений 23

4. Взаимозависимость и эффективность функций управления 26

4.1. Система эффективного управления персоналом: 26

сущность, понятия и подходы

4.2. Цели и задачи системы эффективного 33

управления персоналом



 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами[1].

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.



Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.

В задачи входит раскрытие и анализ:

· Основных функций менеджмента,

· Основных принципов,

· Методов менеджмента.

При выполнении работы мы использовали такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно-исторический метод и еще ряд некоторых других методов.

Классификация функций управления

 

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

 

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

 

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

 

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.



 

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

 

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;

- организация работ по стандартизации;

- учет и отчетность;

- экономический анализ;

- техническая подготовка производства;

- организация производства;

- управление технологическими процессами;

- оперативное управление производством;

- метрологическое обеспечение;

- технологический контроль и испытания;

- сбыт продукции;

- организация работы с кадрами;

- организация труда и заработной платы;

- материально-техническое снабжение;

- капитальное строительство;

- финансовая деятельность.

 

Необходимость управления

 

Управление - сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта - всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды, пирамиды майя и многие другие исторические памятники требовали четкости в планировании, организации работы множества людей и контроля за их деятельностью.

Развитие управления прошло следующие основные этапы:

I-й исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления.

II-й исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А.Смита (государственное управление), Р.Оуэна (гуманизация производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.

III-й исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.

Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов. Очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда, ведь предприятие - это искусственная система, созданная человеком ради его собственных интересов, прежде всего совместной работы. Поскольку работа на предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Итак, необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.

Управление, которое (в широком понимании) есть деятельность, направленная на координацию работы других людей (трудовых коллективов), опирается на теорию и практику управления, но является больше искусством, чем знанием, так как представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

Осуществление эффективного руководства предприятием должно базироваться на применении нормативных методов управления. Недопустимо ориентироваться на сопоставление полученных результатов только с фактическими затратами в отчетном периоде или базироваться на оценке возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем отчетном периоде. Необходимо, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов: с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции, нормами выработки, нормативами численности, нормами и нормативами использования производственных мощностей и т.д. Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны.

Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость такого нормирования. Основой для действенного анализа, оценки и контроля за полученными результатами может являться только нормативная база по всем элементам, созданная и действующая на предприятии.

Формирование необходимой нормативной базы для управления производством, материальными и финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности. Но создание на основе разработанных методических документов нормативной базы по всем элементам путем расчетов, выполняемых вручную, достаточно трудоемкая и дорогостоящая задача. В значительной степени затраты могут быть сокращены при разработке системы норм с помощью применения автоматизированных программных комплексов, которые дают возможность формировать и периодически обновлять нормативную базу. Кроме того, она позволит в автоматизированном режиме осуществлять контроль за эффективностью производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия.

 

2.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание

 

Предприятия различаются между собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами и т.п. Тем не менее, все они имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функции классической (традиционной) системы управления предприятием.

Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят:

- от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.),

- от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг),

- от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов.

Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.

В 1916 г. А. Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4 основных функции управления: планирования, организации, руководства и контроля.

1.Функция планирования, состоящая в выборе целей и плана действий по их достижению;

2.Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

3.Функция руководства, состоящая в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

4.Функция контроля, заключающаяся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, что были запланированы.

Общие, или универсальные, функции.

Присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль (учет, анализ деятельности).

· Целеполагание - это выработка основных, текущих и перспективных целей.

· Планирование - это выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

· Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

· Координирование - это уточнение характера действия исполнителей.

· Регулирование - это выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

· Стимулирование - это разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и результативному труду.

· Контроль – это наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.

· Учет деятельности – это измерение, регистрация, группирование данных объекта.

· Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Все эти основные функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.

Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Усложнение взаимодействий с внешним окружением привело к большому количеству функций современного предприятия. В условиях рыночной экономики целесообразно:

1) усиление стратегического планирования и прогнозирования;

2) усиление контроля за качеством выпускаемой продукции на всех этапах от разработки до начала серийного выпуска продукции;

3) придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ; придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом;

4) привлечение работников к участию в акционерном капитале;

5) поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции;

6) усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;

7) усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение эффективности затрат на проведение маркетинга.

В условиях рыночной экономики и сильной конкуренции современная система управления на предприятии должна обеспечить снижение издержек производства путём рационального использования материальных и финансовых ресурсов, рабочей силы и рабочего времени и усилить мотивацию персонала, используя следующие принципы управления:

1. Специализация исполнителей (чем уже специализация - тем выше результат).

2. Ритмичность управленческой деятельности (управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования).

3. Непрерывность управленческой деятельности (должна осуществляться постоянно в выработанном режиме).

4. Прямоточность (должна осуществляться по кратчайшему и оптимальному маршруту).

5. Качественная и количественная пропорциональность частей системы управления.

6. Регламентация деятельности (установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником).

7. Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления.

8. Единоначалие (руководитель отвечает за результаты работы).

9. Единство распорядительства (работник получает указание от одного лица).

10. Сочетание централизации и децентрализации.

11. Сочетание функций и полномочий.

12. Сочетание власти и полномочий.

13. Делегирование - передача полномочий и функций на нижестоящий уровень.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижестоящие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления. Полномочия – ограниченное право распоряжаться определенными ресурсами и работниками в организации. Полномочия передаются должности, а не лицу. Соотношение власти и полномочий: власть – право принимать окончательноерешение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник.

Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.

В этих условиях одним из путей повышения эффективности функционирования предприятий является совершенствование организационных форм управления, основанных на разграничении и делегировании функций управления, создании качественно новых отношений между производственными структурами. Если учесть, что процесс управления по своему содержанию, организации принятия решений, их выполнения и контроля, программного, кадрового, информационного и технического обеспечения является сложным, дорогостоящим, и может (особенно на небольших предприятиях) чрезмерно увеличивать издержки производства, то понятно, что создание на каждом предприятии многофункционального аппарата управления экономически не всегда выгодно.

Решением проблемы может быть делегирование ряда функций некоторым структурам, выполняющим эти функции централизованно для группы предприятий. Представляется целесообразной передача функций объединению предприятий ассоциативного типа, в которое на добровольных началах входят предприятия для оптимального решения некоторых общих задач, имеющих регулярный или долгосрочный характер.

Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что даже крупные фирмы не в состоянии самостоятельно выполнять масштабные научно-исследовательские работы и финансировать их. Поэтому предприятиям целесообразно объединять свои финансы и научный потенциал для исследования разработки новых технологий, которые могут найти применение на ряде производств. Такая централизация значительно удешевляет исследования и сокращает потери при отрицательных результатах. Центр может формировать тематический план НИР, осуществлять поиск исполнителей и заклю­чать соответствующие договоры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.