Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4. Классификация конституций





 

Многообразие конституций позволяет их классифицировать, т.е. установить закономерно существующие между ними общие призна­ки, что дает возможность их сопоставления, выявления особеннос­тей формы, структуры и содержания. Классификация конституций, как и любая классификация, носит условный характер, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем призна­кам. Они различаются не только тем, что в них учтены националь­ные и исторические особенности данного государства, но и разнооб­разием способов их разработки и принятия.

Действующие сегодня конституции можно разделить на конститу­ции «старого» и «нового» поколения. К первой группе относятся кон­ституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв. В эту группу вклю­чаются и некоторые конституции, принятые в XX в. до Второй миро­вой войны. Конституции старого поколения разрабатывались и при­нимались в условиях, которые отличаются коренным образом от нынешних. Так, Конституция США, имеющая солидный возраст - ей более двухсот лет - разрабатывалась в условиях, когда отдель­ные бывшие британские колонии, добившиеся независимости, объ­единялись в единое государство. К этому времени не было еще и опыта разработки и принятия таких актов как конституция.



Более чем 180-летний возраст имеет и действующая ныне Консти­туция Норвегии (принята в 1814г.); более чем 100 лет назад приняты конституции Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Швейцарии (1874 г.). Однако до XX в. большинство стран мира не имело консти­туций. XX век стал периодом активного конституционного право­творчества. Ныне действующие конституции Австралийского Союза (1900 г.), Австрии (1920 г. в редакции 1929 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторые другие относят к конституциям «старого» или первого поколения.

Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны. Это конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.) и многих других стран Европы, Азии, Африки и Америки. В эту группу относятся конституции всех стран, получивших независимость в результате распада колониальных им­перий, а также Советского Союза, Югославии, Чехо-Словакии и др. Конституции этих стран принимались в условиях, когда международ­ная обстановка способствовала демократизации общественной жиз­ни. В это время из совокупности принятых конституций складывает­ся определенная модель конституции, в которой имеются общие пол­ожения, разделы о правах и свободах человека и гражданина, об ин­ститутах государственной власти, о территориальном устройстве и т.д.



С точки зрения закрепления все конституции можно разделить все действующие конституции принято разделять на писаные и неписаные. Эта классификация поя­вилась в науке в XIX в., когда большая часть стран не имела основ­ных законов. К концу XX в. преобладающая масса конституций - писаные документы. Исключение составляют только конституции Великобритании и Новой Зеландии. Так, в Великобритании консти­туции в традиционном понимании как единого законодательного акта вообще не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права, наиболее важные из кото­рых содержатся в таких актах как «Хабеас корпус акт» 1689 г., зако­не о престолонаследии 1701 г., законе о парламенте 1911 и 1949 гг., а также норм общего права и конституционных обычаев.

Классификация конституций на писаные и неписаные сегодня в значительной мере утратила смысл. Это тем более важно подчеркнуть, что и в названных странах в последние десятилетия приняты парла­ментские акты, которые можно с полным основанием включить в число писаных источников конституционного права.

Конституции можно классифицировать и по времени их действия. Так, одни конституции имеют неограниченный срок действия, дру­гие принимаются на определенное время. Таким образом, есть кон­ституции постоянные и временные. Большинство конституций мира — постоянные, что не означает их неизменности или вечности. В исто­рии ряда стран мира было принято до двадцати и более постоянных конституций (Боливия, Венесуэла и др.). История Франции знает 16 конституций - монархических и республиканских, демократических и реакционных. Конечно, множество конституций объясняется не столько существенными изменениями в жизни страны, сколько по­литической борьбой, приводившей к чередованию политических ре­жимов и форм правления.



Некоторыми конституциями устанавливается их постоянство, не­отменяемость. Так, Конституция Мексики 1917 г. является согласно ст. 136 «нерушимой», а по Конституции Греции 1975 г. греки право­мочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее (ст. 120).

История конституционного развития знает немало и таких кон­ституционных актов, которые принимались на определенный про­межуток времени, на переходный период. Такие конституции назы­ваются временными.

В зависимости от формы правления конституции разделяются на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (напри­мер, Конституция Франции 1958 г.). В зависимости от политическо­го режима конституции бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными. Демократические конституции не только декла­рируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, авторитарные — ограничивают определенные права, прежде всего политические и гражданские (запрет на деятельность политических партий и т. п.). Тоталитарные конституции утверждают одну идео­логию в качестве государственной и общеобязательной, а единствен­ную партию — в качестве руководящей и направляющей силы об­щества и т. п. Нередко авторитарные и тоталитарные режимы при­крываются демократическими конституциями, которые таким обра­зом теряют реальный характер.

Исходя из формы государственно-территориального устройства консти­туции делятся на федеративные и унитарные (Конституция Россий­ской Федерации 1993 г. и Конституция Греции 1975 г.). В свою очередь в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, провинций, республик, областей и т. п.). Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции меж­ду федерацией и ее составными частями, систему федеральных орга­нов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации.

По порядку изменения и дополнения конституции их делят на гиб­кие и жесткие. Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким. Гибкими считаются конституции Княжества Монако, Саудовс­кой Аравии и других стран. Если изменения в конституцию вносятся в более сложном порядке, чем в текущие законы, она считается жест­кой. Жесткость конституций обеспечивается: требованием голосова­ния квалифицированным большинством голосов в парламенте (Ита­лия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); ут­верждением поправок субъектами федерации (Германия, Российская Федерация, США); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция) и т. д.

Есть конституции, отдельные положения которых имеют не оди­наковую степень жесткости (Индия, Российская Федерация).

В науке конституционного права различают также юридическую и фактическую конституцию. Юридическая - это определенная сис­тема правовых норм, имеющих высшую юридическую силу, сам текст основного закона. Факти­чески же конституция - это реально сложившиеся основы государ­ственного и общественного строя. Юридическая конституция закреп­ляет такие основы в момент ее принятия, поэтому динамика соотно­шения юридической и фактической конституций достаточно слож­на. Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные нормы, регулирующие эти отношения. Конститу­ция может стать тормозом общественного развития, поскольку дис­танция между конституцией и действительностью становится все бо­лее значимой. В связи с этим возникает проблема отражения в нор­мах конституции реально сложившейся фактической конституции, что ведет к изменению или принятию новой конституции или существен­ных к ней поправок. В самую старую в настоящее время конститу­цию - конституцию США внесено всего 27 поправок, но очень су­щественных и важных, а также многочисленные дополнения в виде судебных прецедентов, законов, актов президента. Лишь немногие конституции мира сохранили свой первоначальный текст ввиду жест­кости их изменения или в связи с гибкостью своих формулировок.

В науке конституционного права выделяют также реальную конституцию – когда нормы основного закона и общественные отношения, которые он призван регулировать, совпадают, содержание конституции отражают и закрепляют реальные общественные отношения – и фиктивные конституции, содержание которых не соответствует реальной жизни. Например, Конституция СССР 1936, т.н. Сталинская, для своего времени была одной из самых демократичных в мире. В реальности же ее положения не реализовывались.

Следует отметить, полной, абсолютной реализации Конституции нет и быть не может. Конституция во многом служит определенным идеалом, ориентиром, к достижению которого стремится общество и государство. Далеко не всегда можно реализовать на практике все конституционные положения.

Исходя из структуры конституции выделяют консолидированные и неконсолидированные конституции. Консолидированные конституции состоят из 1-го документа, неконсолидированные – из 2-х, 3-х, 4-х документов (напр., в Швеции, Норвегии).

Выделяют также формальные и живые конституции. Формальные конституции – это текст закона. Под «живыми» конституциями понимают толкование конституционного текста, учитывающие новые реалии (напр., Верховным судом США за более чем 200-летний период ее действия).

По способам принятия выделяют конституции, принятые специально созданными для этого органами, и конституции, принятые на референдуме простым или квалифицированным большинством голосов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.