Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1. Понятие и сущность конституции





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Время лекции - 90 мин.

 

Цели лекции:

Учебная:дать курсантам представление о понятии и сущности конституции, основных положениях теории конституционализма.

Воспитательная:формирование правосознания юриста, воспитание курсантов в духе уважения конституции, демократических ценностей конституционного государства, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов и подзаконных актов.

Развивающая:совершенствование навыков работы с юридической терминологией, формирование правильного понимания всей системы российского права и места в ней норм и институтов конституционного права.

Метод проведения занятия:

Свободное изложение материала лекции.

 

Учебные вопросы

1. Понятие и сущность конституции

2. Теория конституционализма

3. Конституционное государство и конституционный строй:

их понятие и признаки

4. Классификация конституций

5. Развитие конституционной теории и практики в

дореволюционной России и СССР

Заключительная часть (подведение итогов, ответы на вопросы)

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».



2. Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Основная литература:

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

2. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

3. Конституционное право России: Учебник. / Отв. ред. А.Н. Кокотов; М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп.– М.: Норма; Инфра-М, 2010.

4. Конституционное право России: Учебник. / Под ред. А.Е. Постникова.– М.: Проспект, 2007.



5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: «НОРМА», 2008 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. Попов Е.А. Социокультурная семантика российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 4 - 6.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1. Понятие и сущность конституции

Термин «конституция» (происх. от лат. слова constitutio - установление, учреждение, построение) известен еще со времен Древнего Рима. Так назывался один из видов декретов римских императоров.

Истоки теории конституционализма можно найти еще в произведениях Аристотеля, Полибия, Цицерона, Фомы Аквинского, Джона Локка, Руссо, Монтескье, Канта, Гегеля. Однако представления о конституции вращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

В современном значении конституции возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия были приняты конституции во Франции(1791 и 1793 г.) и Польше (1793 г.). В настоящее время во всех странах мира, а их число приближается к 200, имеются конституции.

Первоначально под «конституцией» понимался акт ограничения монархической власти или акт учреждения республиканской власти.

Постепенно утвердился взгляд на конституцию как на необходимый элемент любого государственного порядка[1]. Это привело к пониманию конституции как всякого порядка, устанавливающего способность постоянного распоряжения государственной властью.

Фердинанд Лассаль в своей работе «О сущности конституции» отмечал: Конституция - «основной закон» государства, а потому это более глубокий закон, нежели остальные, он должен быть «основанием» для других законов, быть «творцом» других законов, постоянно «воздействовать на них.



Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

Под конституциейпонимается основной закон государства и общества, обладающий наивысшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке и закрепляющий основы государственного и общественного строя, гарантирующий права и свободы личности, устанавливающий основы организации и функционирования органов государственной власти.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т. е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными..

Такое свойство как реальность характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режи­ма законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы че­ловека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требовани­ям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социаль­ной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданс­ких прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Так, Консти­туция СССР 1977 г. содержала немало демократических положений, которые, однако, не были и не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее пред­писаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподвер­женности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Ста­бильность и жесткость конституции не только не исключает возмож­ности ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку кон­ституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, кото­рый обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юриди­ческой силы и это особое свойство выражается в следующем: ее нор­мы являются основополагающим источником не только конститу­ционного права, но и других отраслей права - гражданского, адми­нистративного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государ­ственными органами и соответствовать конституции; государствен­ные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обес­печения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституцион­ных положений.

Верховенство конституции в правовой системе устанавливается не каким-либо другим нормативным актом, а ее собственными норма­ми. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ».

Необходимо различать юридическую и политико-социальную сущность конституции. Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании (т.е. объекте регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, более сложным по сравнению с обычным законодательным процессом.

Сущность конституции заключается не только в том, что она - основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это - ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция яв­ляется также политическимиидеологическимдокументом.

В современном конституционном праве выделяют три основных подхода к пониманию политико-социальной сущности конституции: либерально-демократический, мар­ксистско-ленинский, теологический. Эти три направления в конституцион­ном праве по-разному видят основное предназначение конституции в поли­тической сфере.

Либерально-демократический подход сформировался в конце XVIII в., хотя он опирался на идеи и ценности английского и французского Про­свещения, которые разрабатывались в трудах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и других просветителей в рамках школы естественного права.

В основе либерально-демократического подхода лежит доктрина общест­венного договора, примененная к конституционно-правовой сфере. В соответ­ствии с ним конституция рассматривается как результат общественного согласия, компромисса между различными социальными слоями и полити­ческими силами по поводу фундаментальных принципов организации общества и государства, взаимоотношений личности и государства. Конституция как общественный договор - важный показатель политического консенсуса, существующего в обществе.

В странах, где конституция давно действует в условиях высокого политического консенсуса, она приобретает характер соглашения, к кото­рому каждое последующее поколение может прибавлять новые положения или изменять существующие.

Марксистско-ленинский подход получил развитие во второй половине XIX - начале XX в. Как теоретическая концепция он формировался из идей и взглядов, высказанных классиками марксизма (К. Марксом и Ф. Энгель­сом) и существенно дополненных лидером большевиков В.И. Лениным. Последний стремился приспособить постулаты классического марксизма к социально-политическим реалиям России начала XX в. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что конституция, являясь результатом классовой борьбы, устанавливается победившим классом, ставшим господствующим в обществе. По их мнению, после захвата власти господствующие классы должны конституировать свою силу не только в виде государства, но и «придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». И таким законом прежде всего является конституция.

Практическое воплощение данный подход получил впервые при созда­нии первой советской Конституции РСФСР 1918 г., а затем стал широко использоваться в социалистических государствах, где утверждался особый тип конституций и та или иная разновидность советской формы правления. Представители этого подхода видели в конституции не результат соглашения, а итог классовой борьбы, которая признавалась доминирующим двигателем исторического прогресса. Классовый подход к пониманию сущности консти­туции отказывал в праве на жизнь политическому компромиссу. В конститу­ции всегда воплощается воля экономически господствующего класса, одержавшего политическую победу над другими классами и более мелкими социальными группами. Поэтому конституция может отражать интересы только победившего в политической борьбе класса, занявшего экономи­ческие высоты, т. е. такому классу должны принадлежать и средства про­изводства.

Теологический подход представляет собой определенное сочетание идей светского и божественного права. Он появился значительно позже других подходов как результат распространения в XX в. (преимущественно во второй его половине) конституционных идей и принципов в странах арабского Востока, где доминирующее положение занимают источники мусульман­ского права. Представление о конституции в этих странах ассоциируется со сводом божественных правил, по которым необходимо жить «религиозной общине». Если конституция существует как писаный акт, она не должна противоречить важнейшему источнику мусульманского права Корану. Политическая борьба не поощряется, если не запрещается, а согласие достигается через верность исповеданию единой религии ислама.

Нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся форму правления в таких государствах, как Иран и Саудовская Аравия. Мусульманское право играет в этих странах ведущую роль и в других отраслях действующего права, что находит свое подтверждение и на конституционном уровне. Например, Конституция Ирана закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. Причем предписания шариата трансфор­мируются в правовые конструкции, используемые в теории и практике. Так, три требования Корана, которые обязывают консультироваться при при­нятии важных решений, вершить все дела по справедливости и подчиняться правителю, были положены в основу детально разработанной мусульман­скими правоведами теории «исламского правления» — теории организации и деятельности государства.

Поэтому не конституция выступает мерилом «законности» существу­ющего режима, а исламские ценности, прочно укоренившиеся в массовом сознании и проистекающие из шариата.

Любая конституция является также документом идеологическим. Ее идеологический характер заключается в том, что она в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую ее руководящими силами социально-политическую доктрину, оп­ределенное мировоззрение. Конституция декларирует важнейшие ценности - права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, состав­ляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стер­жнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охра­няются.

Таким образом, сущность конституции – это высшее правовое выражение интересов доминирующих социальных слоев, их компромисса и общечеловеческих ценностей на данной ступени развития общества. На основе использования государственной власти современная конституция устанавливает основы взаимосвязей общества-государства-коллектива-индивида[2].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.