Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4. Конституционно-правовые отношения





Характер конституционно-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой конституционно-правовых норм.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику, им свойственна качественная обособленность, неповторимость, которая состоит в следующем:

1. Главная отличительная черта конституционно-правовых отношений - то, что они обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально-значимых характеристик форму политических отношений, существующих в обществе. Политические отношения выражают интересы различных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика охватывает все сферы общества. Политические отношения касаются перспектив и путей общественного развития, участия в делах государства, задач, форм, содержания государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. Не любые политические отношения становятся конституционно-правовыми. Это зависит от многих разнообразных факторов, соответствующих конкретно-исторических условий развития общества. Право не должно регулировать все политические отношения, однако, право и политика тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга (пример с А. Гитлером). Вне правовых форм политика во многих случаях не может быть ни успешно выработана, ни успешно реализована.



2. Они отличаются своим содержанием, занимают особое место в системе правоотношений. Эти отношения являются ядром всех других правоотношений, так как в них выражаются основы устройства общества и государства. Они являются базовыми, системообразующими, играют ведущую, определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям[9].

3. Им свойственен особый субъектный состав. Участниками конституционно-правовых отношений являются прежде всего социальные общности - народ, нации, слои, коллективы и личности. Наиболее крупные социальные общности (народ, нации) являются субъектами только конституционных правоотношений. Территориальные коллективы и личность в этих отношениях играют особую роль, они проявляют в них наиболее общие и значимые свои качества.



4. Многим конституционно-правовым отношениям присущи самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов по сравнению с другими видами правовых отношений. Такое взаимодействие не имеет (хотя бы на одной стороне) заранее определенных субъектов и носит общий, а не строго индивидуализированный характер. Реализация общих конституционных предписаний (принципов, основных прав и обязанностей граждан) в правомерном поведении соответствующих субъектов не всегда требует возникновения конкретных правоотношений, хотя и происходит в правовой сфере (напр., согласно ч. 2 ст. 15 органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы). Принадлежащие гражданам права и обязанности вытекают непосредственно из Конституции: будучи реализованными в конкретном правоотношении, они не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно, имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан, обладают особым механизмом обеспечения. Они имеют статутный характер, выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоположение, ответственность друг перед другом и государством.

Они опосредуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества (отношения собственности, власти, государственного устройства и др.); возникают непосредственно на основе Конституции и действуют в максимально широких временных и пространственных координатах, совпадающих с действием самой Конституции. Именно в этих правоотношениях следует искать истоки не только конкретных конституционных, но и отраслевых правоотношений.



5. Конституционные нормы реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока, многоступенчато; поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на труд, между государством и, в частности, гражданами складываются конституционные правоотношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить конкретному гражданину возможность трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, с вознаграждением за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Гражданин вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессию. Однако для реализации данной нормы необходимо продолжение, развитие конституционных правоотношений на отраслевом уровне. Причем исключается автоматизм в возникновении трудовых правоотношений; для этого необходимы юридические факты (например, заключение трудового договора и т.д.), с наступлением которых конституционные правоотношения дополняются отраслевыми, а граждане обретают наличные социальные блага.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Структура любого правоотношения, в т.ч. и конституционного складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.

Субъекты - это стороны-участники правоотношения, которые осуществляют свои права и несут соответствующие юридические обязанности. Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь делятся на индивидуальные (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективные (многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные и малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (государство, субъект Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные организации, политические партии).

Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации и народности, субъекты Федерации, муниципальные образования, коренные малочисленные народы).

Объект правоотношений - это те предметы и объекты, явления реальной действительности, по поводу которых могут возникать правовые связи между участниками конституционно-правовых отношений.

Вступая в правоотношения, субъекты стремятся удовлетворить такие свои потребности или интересы, которые в одиночку недостижимы, но требуют содействия (или хотя бы непротиводействия) другой стороны. Таким образом, объектом любых правоотношений выступает правомерное поведение сторон. Это т.н. общий объект конституционно-правовых отношений. К числу непосредственных объектов конституционно-правовых отношений относятся те реальные блага (ценности), к котором стремятся стороны правоотношения: а) материальные блага (явления материального мира): например, территория, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т. д.), столица, деньги (в составе государственного бюджета, как объект запрета пополнять из иностранных источников фонды политических партий и др.), средства коммуникации, вооружения и т.п.; б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты): жизнь, свобода, честь, и достоинство личности, политическая власть, государственный язык, политическая символика, религия. Даже чувства бывают объектами. Так, конституционное право ряда стран вменяет гражданам в обязанность любовь к родине или уважение национальной культуры, истории, верность государству, монарху. Объектами конституционно-правовых отношений являются главным образом высшие социальные ценности, которые обретают конституционный ранг и получают закрепление в конституционных принципах, общерегулятивных нормах, программных положениях. К таковым относятся, например, народовластие, федерализм.

Содержание правоотношения имеет двойственный характер: различают формально-юридический и материально-фактический аспекты содержания правоотношения, последовательно выступающие на первый план в процессе его реализации. Юридическое содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности сторон.

Субъективное право - предоставленные управомоченному лицу вид и мера возможного (свободного) поведения, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством.

Юридическая обязанность - возложенные на обязанное лицо вид и мера должного (требуемого) поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством.

Материальное содержание правоотношения – фактическое поведение участников общественных отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.