Сделай Сам Свою Работу на 5

Поблема возможности и границ научного познания в критической философии И. Канта: анализ основных познавательных способностей человека





Кант впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности человека). 2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Разум группирует и завершает мысли в виде идей: космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). Человек же по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мир природы) и умопостигательного (мир свободы). Свобода, по Канту, это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого. мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практический разум ,т.к. его глав. назначение руководить поступками человека. Движущая сила этого разума не мышления, а воля. Законы практического разума - нравственные законы. Знания умопостигательного мира - это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное из них: поступай по отношению к другим так как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта, в которой ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений». Кант выделял три сферы познания: чувства, рассудок и разум. По средством чувств предметы нам даются, рассудком мыслятся, разум направлен на рассудок и с опытом ни как не связан.
Рассудок – способность мыслить предмет чувственного созерцания. Категории рассудка: количество, качество, отношение, модальность (возм./невозм., существование/несуществ., необход./случайность). Предметы подчинены. законам сохранения и взаимодействия субстанции, причинности. Кант делил всё знание на опытное (индуктивное, пастриорное)- обобщение данных, в нём свойственны ошибки и заблуждения, и доопытное (априорное)- аналитическое (P поясняет S) и синтетическое (P даёт новое знание о S). Кант выделял три сферы познания: чувства, рассудок и разум. Выдвинул теорию антиномии - тезиса и антитезиса, два противоположных утверждения, одинаково хорошо аргументируемые, всего 4 антиномии: бесконечность и конечность мира, сложное сост. из сложного или простого, законы природы или абсолютная. свобода, что-то или часть мира или его причина/не бывает необходимых сущностей и причин. ТО и др. он пытался доказать и опровергнуть





18 Антропология и этика И. Канта. Сфера и границы свободы воли.
Антропология - системная наука о человеке. Антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.
Свобода, по Канту, это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого. мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практический разум ,т.к. его глав. назначение руководить поступками человека. Движущая сила этого разума не мышления, а воля. Законы практического разума - нравственные законы. Знания умопостигательного мира - это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное из них: поступай по отношению к другим так как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта, в которой ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений».Этика. Нравственный закон, основа фил.. 1. Каждый чел. должен поступать так, что бы его правило поведения могло стать правилом поведения для всех (императивный закон). Стержнем нравственности является «добрая воля», кот. выражается в поступках, поступать нужно только во имя нравственности, но не ради своих эгоистических желаний, страха и т.д. Добродетели – честность, правдивость, искренность, человеколюбие. Пороки - ложь, раболепие, ненависть, злорадство. Совесть – нравственное судилище. Главная обязанность человека – любовь (удовольствие от счастья др.) и уважение, сострадание. Если бы человек был надел абсолютным знанием то для него не было бы ни борьбы, ни риска при выполнение нравственного долга.
1. Поступай согласно правилам, кот. могут стать всеобщим законом.2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его нельзя использовать как средство.3. Все поступки должны быть ориентированны на всеобщее благо.



19 Принцип тождества мышления и бытия. Философская система Г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.

Гегель объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютного логоса - идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1Логика:. идея, существующая до природы, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количествоВысшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод мышления (метафизика — такой способ мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга), Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

 

20 Г. Гегель о человеке и обществе.
История человечества – история случайных событий, носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Люди преследуя свои цели, осуществляют историческую необходимость, сами того не осознавая. Великие люди играют роль в истории т.к. они являются воплощением духа своего времени. Смысл мировой истории - прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия: субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).
Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет общество выйти за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации. В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.
Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного строя.

 

 

21 Антропология и социальная философия Карла Маркса.

Философию истории Маркса вычленить из целостной идеологии марксизма еще труднее, чем его антропологические идеи. И это не случайно. Дело в том, что Маркс сам стремился к действенности своих идей и сознательно приспосабливал их для восприятия возможными последователями в социально-политической практике. А это означает, что Маркс-идеолог иногда подавлял философско-критическое начало, принося теоретическую беспристрастность в жертву идеологическому эффекту. Наиболее известные тексты Маркса, легшие в основу партийных программ социал-демократического движения XIX в., нуждаются в этом отношении в наиболее осторожном подходе. Жесткие скрепы и ограничения в достижении этих целей созданы самими же людьми — это приобретшие самостоятельность, отчужденные и овеществленные результаты человеческой активности. Они не носят трансцендентного или сверхъестественного характера. Для Маркса вообще чужда мысль о каких бы то ни было внечеловеческих факторах истории. Концепция мирового духа.у Гегеля или гипотеза о божественном предопределении в религиозном сознании — все это для Маркса не более чем философско-религиозные метафоры, выражающие сложность человеческого праксиса, сочетание в нем величайшей свободы творящего человека и непреодолимых сил создаваемого им же отчуждения. И все же отчуждение Маркс понимает как социальное, историческое. В сочинениях Маркса в различных вариантах повторяется единая философско-историческая (историософская) схематика, согласно которой вся история человеческого отчуждения и его ликвидация укладываются в три ступени. Первая ступень — отношения “личной зависимости”, при которых социальное отчуждение огромно и всесильно. Индивид здесь либо лично полностью зависим, либо целиком ограничен узкими рамками господствующих над ним социальных общностей. Вторая ступень — отношения “личной независимости” (“…вторая крупная форма, при которой образуется система универсального общественного обмена веществ, универсальных отношений, всеобщих потребностей и универсальных потенций”. Это современное Марксу (и нам) общество индустриального типа, с мировым информационным и финансовым рынками, наемным трудом и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство социального отчуждения на второй стадии мировой истории наиболее наглядно воплощено в деньгах.Деньги — вещь, или вещная форма социального отчуждения. Поэтому у Маркса в характеристике второй исторической ступени постоянно встречается указание на сочетание личной независимости с вещной зависимостью.К третьей ступени, к стадии “присвоения” человеком всех накопленных человечеством сил и потенций. Марксово понятие “присвоение”, “делание своим Дело в том, что и в немецком, и в русском языках в словах “получение в собственность”, “делание своим”, “присвоение” равно соединены меркантильный и личностно-индивидуальный смыслы понятия “собственность Для общества это — будущее, которое подготавливается уже на второй ступени развития человечества. “Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние”, — так характеризует Маркс третью ступень, которая должна стать концом “предыстории” человечества. Основной конструктивный принцип, который Маркс использовал для создания своей философской концепции истории, широко известен: это гегельянское “отрицание отрицания”.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.