Сделай Сам Свою Работу на 5

Равновесие рынка и механизм его достижения





 

Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения, их уравновешивание приводит к установлению рыночного равновесия, интересы продавцов и покупателей совпадают по цене и по количеству.

Рыночное равновесие можно изобразить графически.

 

Рис. 3.5 - Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие составляют два показателя: равновесная цена (Рe) и равновесное количество (Qe). Равновесными называются такие цена и количество товара, котрые устраивают как продавцов, так и покупателей и при которых величина спроса и величина предложения равны:

т.е. Qe=Qs=Qd;

где QE — равновесный объем;

Qs — величина предложения;

QD —величина спроса.

Рe = Рs =Рd;

где РЕ — равновесная цена;

Ps — цена предложения;

PD — цена спроса.

Равновесная цена — цена, уравновеши­вающая спрос и предложение в результате действия конкурент­ных сил.

Если на рынке первоначально установилась цена выше равновесной, то величина предложения будет больше величины спроса, т.е. возникает избыток товаров, что вызовет конкуренцию производителей, которая приведет к снижению цен. Если первоначальная цена ниже равновесной, то величина спроса будет больше величины предложения, т.е. возникает дефицит товаров, что вызовет конкуренцию потребителей, которая приведет к повышению цен. И снижение, и повышение цен будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет причина конкуренции как для продавцов (избыток товаров), так и для покупателей (дефицит товаров), т.е. до установления равновесной цены и соответствующего ей равновесного количества.



 

Рис. 3.6 - Механизм установления рыночного равновесия.

 

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены (цены спроса), возникает излишек потребителя. Излишек потребителя (выигрыш) – разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он заплатил, купив товар по более низкой равновесной цене. Величину излишка потребителя присваивают покупатели с высокими доходами. Он рассчитывается как площадь треугольника Р1 Ре е.



 

Рис. 3.7- Излишки потребителей и продавцов.

 

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы (цены предложения). Излишек (выигрыш) производителя – это разница, между той суммой денег, которую продавцы получают, продав товар по более высокой равновесной цене, и той суммой денег, которую они могли получить, продав товар по более низкой цене, на которую они были согласны. Получают излишки продавцы с низкими издержками. Он рассчитывается как площадь треугольника РеР2е.

Равновесие на рынке устанавливается лишь на определенный период времени. Под воздействием двух факторов равновесная цена и равновесное количество меняются. К этим фактором относятся: изменение спроса и изменение предложения.

Понижение равновесных цен происходит только тогда, когда растет предложение (сдвиг кривой предложения вниз и вправо) или падает спрос (сдвиг кривой спроса вниз и влево).

Повышение равновесных цен происходит только в том случае, если падает предложение (сдвиг кривой предложения вверх и влево) или растет спрос (сдвиг кривой спроса вверх и вправо).

 

Рис. 3.8 – Изменения рыночного равновесия

 

Если растут предложение и спрос, то увеличивается равновесное количество, а равновесная цена падает, повышается или остается неизменной.

Понижение спроса и предложения вызывает уменьшение равновесного количества, а равновесная цена падает, повышается или остается неизменной.

Основными средствами государственного воздействия на рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.



Введение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачиваемых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами.

В случае введения дотации равновесный объем рынка расширяется, цена фактически уплачиваемая покупателями, снижается, а цена, получаемая продавцами, повышается.

Воздействие государства на рыночное равновесие посредством введения фиксированной цены (Рmax) ниже равновесной цены может привести к возникновению дефицита, цены (Pmin) выше равновесной цены – к избыточному предложению.

Сущность и виды рынка

 

Рынок - это результат естественно - исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным раз­делением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Рынок как экономическая система возник тогда, когда обмен между хозяйствующими субъектами стал носить постоянный стабильный характер. Для того чтобы это произошло в обществе должны были сформироваться необходимые условия. В первую очередь, возник и стал развиваться процесс общественного разделения труда (ОРТ) – процесс деления труда на виды и подвиды, так что в результате начинает осуществляться специализация производителей на производстве отдельных благ. В истории общества различают следующие виды разделения труда:

· общее разделение труда – деление труда между укрупненными сферами общественного производства (между производственной и непроизводственной сферами и др.);

· частное (отраслевое) – деление труда по отраслям;

· единичное (внутрифирменное) – деление труда внутри фирмы;

· территориальное – деление труда по территориям, в зависимости от особенностей той или иной территории.

Общественное разделение труда и специализированный труд привели к тому, что обмен результатами труда хозяйствующих субъектов стал носить постоянный характер, так как производя один вид материального блага, производитель, для того чтобы удовлетворить свои разнообразные потребности должен был обменять его на необходимые другие блага. В рыночной системе обмен осуществляется в форме купли-продажи, это значит, что всегда обмениваются эквиваленты, т.е. равные величины при этом обеспечивается возмещение затраченных ресурсов. Реализация принципов эквивалентности и возмездности в обмене возможна только в том случае, если существует экономическая обособленность хозяйствующих субъектов. Экономическая обособленность возникает, если существуют обособленные частные интересы, как правило, существующие потому что есть частная собственность на средства производства.

Рынок (market) многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе мно­жества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя. Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой уда­лось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок оз­начает взаимную передачу прав собственности.

С позиции участников рынка его определяют как форму обществен­ной связи между субъектами хозяйствования. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количествен­ных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Поэто­му рынок можно определить как совокупность трансакций (transaction — сделка).

Рынок выступает как спе­цифическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках об­щественного разделения труда производителями и собственниками ресурсов, каждый из кото­рых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Обществен­ные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее эко­номных методов производства и наиболее эффективному использо­ванию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует пере­распределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресур­сы.

С точки зрения организации экономики рынок называют обществен­ной формой функционирования экономики. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и про­давцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важ­ную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении рав­новесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что рынок — это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроиз­водства: в сфере производства, распределения, обмена и потребле­ния. Связи покупателей и продавцов в системе столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функ­циям рынка относятся: информационная; регулирующая; посредническая; стимулирующая; ценообразующая; контролирующая.

Информационная функция дает воз­можность провести анализ различного рода экономических показате­лей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая функция состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить.

Посредническая функция позволяет устанавливать связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка явля­ется одновременно покупателем и продавцом. Он покупает необходи­мые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо ресурсы или услуги ресурсов.

Стимулирующая функция выражаетсяв том, что через рынок происхо­дит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить, и в дальнейшем она не будет произво­диться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, ко­торая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Ценообразующая функция - это важнейшая функция рынка.Цена ко­леблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке коли­чество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, — производство и предложение данного това­ра. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равнове­сие между спросом и предложением, и, как следствие этого, — равно­весная цена.

Контролирующая (санирующая) функция состоит в том, что рынок диффе­ренцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше ры­ночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение не­эффективных.

Рынок имеет определенную структуру. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важней­шими из которых являются следующие:

1. По экономическому назначениювыделяют рынок потребительских товаров и услуг, рынок ресурсов.

2. По географическому положениюразличают региональ­ный, национальный (внутренний) и мировой (внешний) рынки.

3. По степени ограничения конкуренциирынки подразделяются на: совершенную и несовершенную конкуренцию (чистую мо­нополию, олигополию и монополистическую конкуренцию).

4. По отраслямразличают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж— оптовый и розничный.

6. По контакту – с личным и без личного контакта.

7. По степени насыщенности товарами различают рынок продавца (дефицитный), рынок покупателя (избыточный) и равновесный рынок.

8. По законности выделяют легальный и теневой рынки.

Действующими лицами, или субъектами, рынка являются до­машние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство — это экономическая единица в соста­ве одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого ка­питала (заботится о здоровье, воспитании, образовании своих членов); самостоятельно принимает решения; является собственником какого-либо фактора производства и мо­жет сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабо­чую силу. Его цель – стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Следующим субъектом рынка является фирма. Фирма — это экономическая единица, которая: использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли; самостоятельно принимает решения.

Еще один субъект рынка — государство. Оно представлено правительственными учреждения­ми, осуществляющими юридическую и политическую власть для обес­печения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Основная экономическая роль государства — обеспечение взаимо­действия между всеми участниками хозяйственной деятельности.

Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в экономичес­кие отношения по поводу владения, использования, купли - продажи объектов рынка.

Объектами рынка являются: товары и услуги, ресурсы, деньги, ценные бумаги и т. п. Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка — это совокупность учреждений, государ­ственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функцио­нирование рыночных отношений.

Инфраструктура рынка представлена товарными бир­жами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, яр­марками, посредническими фирмами внебиржевого характера. Инфраструктура рынка включает в себя также фондовые и валютные биржи, банки,страховые компании и фонды, биржи труда, служ­бу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабо­чей силы и т. д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.