Сделай Сам Свою Работу на 5

Потребительское поведение и рыночный спрос





1. Теория предельной полезности и закон спроса. Условие равновесия потребителя;

2. Порядковая теория полезности и потребительский выбор. Эффект замещения и эффект дохода.

 

1. Теория предельной полезности и закон спроса. Условие равновесия потребителя

В теории потребительского выбора изучается, каким образом отдельный потребитель формирует свою потребительскую корзину. В то же время изучается, как он делает выбор между различными товарами и, следовательно, каким образом формирует свой спрос.

Теория потребительского поведения исходит из следующих предпосылок:

1) потребитель обладает суверенитетом, т.е. независим в принятии своих решений;

2) потребитель в процессе выбора стремится достичь наибольшего благосостояния, при этом он действует в рамках бюджетных ограничений, которые определяются величиной дохода и уровнем цен.

В целом теория потребительского выбора включает: кардиналистскую теорию или теорию предельной полезности и ординалистскую или порядковую теорию полезности.

В рамках кардиналистской теории предполагается, что целью потребительского выбора является максимизация полезности, получаемой от совокупности товаров входящих в набор потребителя, при этом предполагается, что потребитель может дать абсолютную количественную оценку полезности и выразить ее в определенных единицах или в денежном выражении.



Полезность рассматривается как удовлетворение, которое потребитель получает от определенного товара или совокупности благ. Она основана на естественных свойствах товаров или услуг, но в то же время она представляет собой субъективную оценку потребителем этих свойств.

В теории различают общую и предельную полезность благ.

Общая полезность – то удовлетворение, которое получает потребитель от всего набора благ. В теории полагают, что каждый потребитель имеет свою функцию полезности, которая показывает зависимость общей полезности от количества благ, входящих в набор:

TU = f (x1, x2, …, xn).

Предельная полезность – то удовлетворение, которое потребитель получает от дополнительной единицы блага.

MU = ΔTU / ΔQ = (TU)’Q

По мере роста общей полезности, предельная полезность уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, где MU = 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.



Ситуация, когда MU < 0 означает, что дальнейшее потребление блага приносит вред. Общая полезность TU снижается (отрезок АВ). В точке С полезность переходит в «страдание» или «антиполезность» (TU = 0).

Чем больше объём благ, находящихся в распоряжении потребителя, тем меньше ценность каждой дополнительной единицы блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной полезностью блага для потребителя.

 

Поскольку предельная полезность MU снижается, то производитель может продать дополнительное количество продукции лишь при условии снижения цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Принцип убывающей предельной полезности впервые сформулировал немецкий экономист Г. Госсен в 1854 году (закон насыщения потребностей или первый закон Госсена).

В рамках количественного подхода к анализу поведения, рациональный потребитель, имея ограниченный бюджет так осуществляет свои покупки, чтобы товар приносил одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае полезность максимизируется.

Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) выражается формулой:

MUx / Px = MUy / Py = MUz / Pz = λ,

где MUx , MUy, MUz – предельные полезности товаров x,y,z; Px, Py, Pz – цены товаров x,y,z; λ – предельная полезность денег; MUx / Px, MUy / Py, MUz / Pz,– взвешенные полезности благ x,y,z.

При изменении цен товаров, указанное равенство нарушается и потребитель должен изменить выбор в пользу товара с более высокой взвешенной полезностью. Процесс перераспределения идет до тех пор, пока не будет установлено равновесие, при котором будет иная структура потребления и иной уровень общей полезности, но это будет оптимальное решение для новых условий.



Закон убывающей предельной полезности определяет отрицательную зависимость между объемом потребляемого блага и его ценой, данную взаимосвязь отражает закон спроса.

Количественно реакцию спроса на изменение цены определяют действиями двух факторов: эффекта замещения и эффекта дохода.

Эффект замещения выражается в том, что потребитель всегда изменяет свой спрос в пользу относительно дешевого товара. В рамках эффекта замещения объем спроса всегда меняется в противоположном направлении изменения цены.

Эффект дохода выражается в том, что при изменении цены меняется реальный доход потребителя. Для качественных товаров эффект дохода является отрицательным, для некачественных – положительным. (стрелками суммарные эффекты качественного товара, некачественного товара и товара Гиффена)

 

2. Порядковая теория полезности и потребительский выбор. Эффект замещения и эффект дохода

В порядковой теории предполагается, что потребитель действует в рамках бюджетных ограничений и при этом он стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ. В то же время, предполагается, что потребитель не может дать абсолютную количественную оценку полезности, но может определить свои предпочтения, т.е. какой набор товаров для него более предпочтителен, а какой менее. И потребитель способен проранжировать наборы товаров по степени полезности.

Порядковая теория основана на ряде предпосылок:

1) Предпочтения потребителей определены.

2) Потребности потребителей не насыщены и любой набор товаров, который содержит хотя бы на единицу больше одного из товаров, является более полезным для потребителя.

3) Предпочтения потребителей транзитивны (если потребитель считает, что набор товаров А предпочтительней набора В, который, в свою очередь, предпочтительней набора С, то набор А приносит большую полезность, чем набор С).

В порядковой теории предпочтения потребителей выражаются с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества альтернативных наборов продуктов, имеющих одинаковую полезность для потребителя. При выборе набора потребитель не отдаёт предпочтение ни одному из них, то есть ему безразлично, какой набор взять.

Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, изображённых в одной плоскости.

Свойства кривых безразличия:

1) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия имеет отрицательный наклон.

2) Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат;

3) Кривые безразличия никогда не пересекаются;

4) Наборы на кривых безразличия, более удалённых от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому предпочтительнее, чем наборы, располагающиеся на нижележащих кривых.

5) Конфигурация кривой безразличия определяется предельной нормой замещения (marginal rate of substitution) или MRS.

Предельная норма замещения благом Х блага Y (MRSxy) – это количество блага Y, от которого необходимо отказаться, чтобы увеличить объём потребления блага X на единицу, не изменив при этом общий уровень полезности.

MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке А.

Предельная норма замещения благом X блага Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y.

Поскольку MUx уменьшается по мере замещения товаром Х товара Y, а MUy увеличивается, то MRSxy уменьшается. Угловой коэффициент наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия убывает, что объясняет вогнутый характер кривой.

Однако в экономической теории различают и частные случаи кривых безразличия:

1) если товары жёстко взаимодополняют друг друга (MRSxy=0), то кривые безразличия имеют следующий вид…;

2) если потребитель не склонен поступаться даже бесконечно малым товаром в пользу другого товара (MRSxy=∞), то кривые безразличия имеют вид вертикальных (горизонтальных) линий;

3) если два товара совершенно взаимозаменяемы (MRSxy=const), то кривые безразличия представляют собой прямые линии с отрицательным наклоном;

4) если одно из благ (антиблаго) уменьшает общую полезность (MRSxy<0), то кривые безразличия представляют собой линии с положительным наклоном.

Потребительский выбор зависит не только от предпочтений и возможностей замены одного блага другим, которые позволяют выявить кривые безразличия, но и от экономических факторов (цены и дохода).

Бюджетные ограничения выражаются с помощью бюджетной линии. Она характеризует наборы благ, доступные потребителю при данном уровне цен и дохода, при условии полного использования бюджета потребителя.

Все точки лежащие выше бюджетной линии характеризуют недоступные комбинации благ при данном уровне цен и дохода, точки лежащие ниже – характеризуют наборы благ, при приобретении которых потребитель не полностью истратит свой бюджет. Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товаров. Отношение I/Py указывает на точку пересечения бюджетной линии с осью ординат, т.е. характеризует ситуацию, когда весь доход потребителя расходуется на приобретение товара y. Рост дохода потребителя выражается в параллельном смещении бюджетной линии.

Бюджетная линия может быть выражена в виде уравнения:

или

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации приобретаемых товаров, при которой максимизируется полезность при заданном бюджетном ограничении.

Точка равновесия – это точка касания наивысшей доступной кривой безразличия и бюджетной линии. Точку равновесия называют ещё точкой потребительского оптимума. В точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух благ равна обратному соотношению цен этих благ.

Оптимальный выбор потребителя количественно можно определить решив совместно уравнения бюджетной линии и условие равновесия потребителя:

На основе данной теории можно более точно разложить общий эффект изменения цены на эффект замещения и эффект дохода.

Графически для разложения эффектов используется вспомогательная бюджетная линия, она должна быть проведена параллельно новой бюджетной линии, но при этом касаться исходной кривой безразличия. Эффект замещения определяется расстоянием по горизонтали между точками 1 и 1*. Эффект дохода – между точками 1* и 2.

В данном случае мы имеем дело с качественным товарам, т.к. эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении.

В данном случае мы имеем дело с некачественным товарам, т.к. эффект дохода и эффект замещения действуют в разных направлениях, при этом эффект замещения перекрывает эффект дохода. В случае товара Гиффена эффект дохода превышает эффект замещения и объем спроса на товар сокращается по мере снижения цены.

На базе данной модели могут быть построены кривая «цена – потребление» и кривая спроса. Кривая «цена-потребление» – это изображение множества равновесных наборов благ в случае, когда цена одного товара уменьшается, а цена другого и доход неизменны.

Так же данная модель позволяет построить кривую «доход – потребление» и кривую Энгеля. Кривая «доход- потребление» – это графическое изображение множества равновесных наборов потребителя в случае, когда его доход увеличивается, а цены неизменны. Кривая Энгеля – это кривая, выражающая зависимость между доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.