Сделай Сам Свою Работу на 5

Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде





В мгновенном (очень коротком, рыночном) периоде все факторы производства рассматриваются как постоянные. Продавец лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса. В этом случае, если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, то линия предложения перпендикулярна оси абсцисс; если же товар может быть сохранен, то линия предложения состоит из двух сегментов, один из которых имеет положительный наклон, а другой вертикален.

В коротком периоде одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная. Производственные мощности предприятия считаются неизменными, но их использование может изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов. Однако эти изменения не могут выходить за пределы технической производственной мощности. В этом случае часть линии предложения, ограниченная производственной мощностью, имеет положительный наклон. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью.



В длительном периоде все факторы производства рассматриваются как переменные. Про­изводитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощ­ностей, но и изменять их размеры, а значит и масштабы производства. Возможны три ситуации:

1. Когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равно­весного объема происходит без изменения равновесной цены.

2. Когда изменение масштаба про­изводства происходит при возрастающих затратах, рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены.

3. Когда изменение масштаба производства происходит при снижаю­щихся затратах, рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.

В течение очень длительного периода может изменяться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

 

Фиаско рынка

В связи с недостатками свободного рынка часто говорят о фиаско рынка, то есть ситуациях, которые препятствуют достижению эффективности рыночного саморегулирования и с которыми рынок не в состоянии справиться самостоятельно. К основным фиаско рынка относят общественные товары и экстерналии.



Экстерналии (внешние эффекты) возникают, когда третьи лица получают выгоду (положительный внешний эффект) или несут убытки (негативный внешний эффект) от чужой сделки, которые не учитываются в цене сделки. Существование внешних эффектов может привести с производству товаров в большем (в случае негативных эффектов) или меньшем (в случае позитивных эффектов) объеме, чем это было бы эффективным с точки зрения развития общества.

Типичным примером негативных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Например, Сясьский, Светогорский и теперь закрытый Приозерский целлюлозно-бумажные комбинаты были построены на реках, впадающих в Ладожское озеро. Единственная река, вытекающая из него, снабжает водой 5 млн жителей Санкт-Петербурга. Вместе с расположенными по берегам озера свинофермами указанные ЦБК являются интенсивными загрязнителями воды озера. Жители города в придачу к дешевой бумаге получили грязную воду. Следующим по цепочке загрязнителем воды, как это ни парадоксально звучит, является организация по ее очистке – «Водоканал». Она осуществляет водозабор питьевой воды из Невы в центре города после слива в нее значительной части канализационных стоков. «Водоканал» непрерывно выдвигает требование повышения цен, ссылаясь на рост издержек, но при этом вода, поставляемая этой организацией, не соответствует нормам предельной допустимой концентрации вредных примесей, что заставляет население приобретать очистные фильтры.



С позиции рыночного механизма все перечисленные предприятия – это эффективные производства, дающие рабочие места и доход более чем 10000 человек. Но с позиции общества это недоучет издержек третьих лиц, а именно 5 млн жителей Санкт-Петербурга. Жители оплачивают очистку стоков ЦБК и собственных канализационных стоков, возвращаемых в виде питьевой воды, стоимость фильтров и стоимость лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Частные издержки предприятий ниже, чем общественные. Поэтому предприятия могут предложить больше бумаги и питьевой воды по сниженным ценам (Правда цены на питьевую воду оказываются под влиянием других факторов – монополии и государственного регулирования. Монополия позволяет завышать цены и снижать качество воды, а регулирование ведет к завышению затрат с целью выставления требования повышения цены).

Для сокращения перелива издержек необходимо вмешательство государства. Оно должно вынудить предприятия подчинить свои обособленные рыночные интересы интересам города. Например, «Водоканалу» может быть вменено требование прокладки 40 км водовода к Ладожскому озеру, что снизит стоимость очистки воды, сократит перерасход ресурсов, в том числе и ценного активированного угля, на массовое производство индивидуальных фильтров для очистки воды. Вообще, задача правительства заключается в сокращении перелива издержек, то есть в превращении издержек третьих лиц в частные издержки предприятий. Так, законы, запрещающие или ограничивающие загрязнение и предполагающие штрафы за их нарушение, заставят загрязняющие предприятия выделять дополнительные средства на очистку воды, чтобы не платить штрафы. Налоги, собранные с предприятий-загрязнителей, могут быть использованы государством для восстановления окружающей среды, и в то же время увеличивают издержки фирмы, что ведет к росту цен и снижению производимого ею товара, и таким образом ликвидирует избыточное выделение ресурсов на эту продукцию и способствует достижению эффективного с точки зрения общества выпуска.

Пример позитивных внешних эффектов — пасека (пчелы опыляют сады и увеличивают урожай окрестных садоводов). Другой пример – сфера образования, которая дает обществу более производительных работников, а самим работникам – более высокие доходы, сокращает затраты на борьбу с преступностью, на социальную помощь бедным. Но плата за обучение не учитывает всех выгод и не поднимается на нужную высоту. При заниженной цене предложение услуги недостаточно, и на развитие сферы образования поступает меньше ресурсов.

В этой ситуации правительство может увеличить спрос либо увеличить предложение. Для увеличения спроса необходимо обеспечить потребителей целевыми субсидиями, так чтобы они не могли истратить эти деньги на другие цели. Чтобы увеличить предложение, правительству следует снабдить деньгами поставщиков, то есть саму сферу образования.

 

Общественные блага — это товары или услуги, которые потребляются коллективно и потребление которых кем-либо не уменьшает возможности и доступности потребления другими (морские маяки, национальная оборона, охрана общественного порядка, пожарная охрана и т.п.).

Два основных признака общественных товаров:

1. Неконкурентность — количество единиц, потребляемых одним лицом, не уменьшает количества, доступного для потребления другими.

2. Неисключаемость — те, кто не платит за товар, не могут быть исключены из числа его потребителей.

Так, например, в отношении национальной обороны отсутствует конкуренция потребителей, так как защита, которую получает один, не уменьшает защиты, получаемой другими. Оборона страны также характеризуется неисключаемостью, так как если она существует, то обеспечивает защиту всех, в том числе и тех, кто ее не финансировал.

Лишь для небольшого числа общественных товаров в полной мере применимы обе характеристики. Такие блага называют чистыми общественными благами. Чистые общественные блага – это, как правило, не обычные материальные продукты, а сложные институциональные устройства.

Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, то налицо смешанные общественные блага. Например, возможность приема радиопередач обусловлена не только передачей соответствующего сигнала (который может транслироваться на неопределенное количество получателей, что соответствует свойству неконкурентности), но и наличием радиоприемного аппарата, а в случае проводной радиосети еще и наличием кабеля. Поэтому радиостанция может не допустить к прослушиванию своих передач тех, кто не заплатил за получение этой услуги.

Блага, обладающие большими положительными внешними эффектами, называют общественно значимыми благами. Нередко государство искусственно наделяет их свойствами неисключаемости или неконкурентности. Тогда их называют квазиобщественными благами. В качестве примера можно привести скорую медицинскую помощь. Такая услуга не обладает ни одним из двух свойств, но общественная мораль и законодательство обычно запрещают врачам отказывать больным, нуждающимся в экстренной помощи, даже в том случае, когда они не могут заплатить за нее. Таким образом, услуги скорой медицинской помощи искусственно наделяются свойством неисключаемости.

Общественный товар покупают как бы вскладчину, все вместе. С практической точки зрения трудно установить его оптимальный выпуск, поскольку каждый гражданин вследствие неисключаемости имеет побуждение преуменьшать сумму своей платы за него («проблема безбилетника»). Поэтому решение о том, сколько денег потратить на оборону страны или уличное освещение, есть предмет коллективного обсуждения, а не рыночного саморегулирования.

Помимо рассмотренных случаев фиаско рынка, можно выделить и другие. В частности, современные экономисты к наиболее распространенным случаям фиаско рынка, помимо общественных товаров и экстерналий, относят также недоступность информации и отсутствие рынков.

Недоступность информации означает, что легко доступная информация не всегда адекватна, а получение адекватной и достоверной информации как правило требует дополнительных затрат. В то же время достижение эффективности требует, чтобы потребители и производители принимали решения, базирующиеся на адекватной и достоверной информации. Теоретические модели рынка, как мы видели, в качестве одного из базовых условий рассматривают совершенную информированность субъектов рынка.

Отсутствие рынков означает, что рынки определенных товаров или услуг могут не появиться по причине неблагоприятного отбора или морального риска.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.