Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория спроса и предложения





1. Спрос и закономерности его изменения. Эластичность D;

2. Предложение и закономерности его изменения. Эластичность S;

3. Рыночное равновесие и его устойчивость. Выгоды
рыночного обмена;

4. Применение теории D и S: оценка экономических последствий государственного контроля над ценами и результатов налогообложения.

 

1. Спрос и закономерности его изменения. Эластичность D

Рыночный спрос характеризует намерения потребителей приобретать тот или иной товар.

Величина спроса – тот объем товара, который потребители готовы приобретать при различных уровнях цен. Цена спроса – та цена, которую потребители готовы заплатить за единицу товара при различных объемах покупок.

Зависимость между ценой и объемом покупок определяется законом спроса (чем ниже цена, тем выше объем спроса).

Действие законно спроса определяется следующими факторами:

1) ценовые барьеры (рост цены приводит к исключению части людей из потребления, чем цена выше, тем для большей части потребителей товар оказывается недоступным);

2) эффект дохода (рост цены приводит к сокращению реального дохода или количества товаров которое потребитель может приобрести, что приводит к снижению объема спроса);



3) эффект замещения (данный эффект связан со смещением выбора в пользу относительно дешевого товара, рост цены приводит к снижению спроса на данный товар и повышению спроса на относительно дешевый товар с аналогичными свойствами).

Закон спроса выражается в отрицательной функциональной зависимости.

QD = f(P) «–», где…

Как правило, спрос выражается в виде линейной зависимости P и Q, в этом случае функция спроса принимает вид:

QD = a – bP.

(график спроса и изменение цены, как движение по кривой)

На спрос кроме цены влияют «неценовые факторы», они приводят к изменению спроса и графически их влияние выражается в сдвигах кривой спроса.

Расширение спроса выражается в сдвиге кривой спроса вправо и вверх. Увеличение спроса означает, что при той же цене потребители готовы приобрести больше, а тот же объем продукции готовы приобрести по более высокой цене. (рисунок)

Сокращение спроса выражается в сдвиге кривой спроса влево и вниз. Сокращение спроса означает, что при той же цене потребители готовы приобрести меньше, а тот же объем продукции готовы приобрести за меньшую цену. (рисунок)



К неценовым факторам спроса относятся:

1) изменение предпочтений потребителей;

2) изменение доходов потребителей (в зависимости от того, как изменение дохода влияет на объем спроса, различают качественные и некачественные товары; качественными называются товары объем спроса на которые растет по мере увеличения доходов; некачественными – товары объем спроса на которые снижается по мере увеличения доходов);

3) изменение цен на сопряженные товары (различают товары заменители или субституты и товары дополнители или комплиментарные товары; рост цен на товары заменители приводит к расширению спроса; рост цен на товары дополнители сокращает спрос);

4) ожидания потребителей относительно будущей цены товара (если у потребителей возникли ожидания роста цены в будущем, то в настоящем потребители увеличат спрос на товар, желая приобрести его до увеличения цены).

Спрос на товар формируется отдельными потребителями, в то же время на рынке существует рыночный спрос. Он представляет собой сумму спроса со стороны всех потребителей данного товара, при этом определение рыночного спроса означает суммирование спроса по горизонтали.

Важнейшая характеристика спроса – эластичность. Она показывает чувствительность спроса к изменению какого-либо фактора. Различают ценовую эластичность, эластичность по доходу и перекрестную эластичность спроса.

Ценовая эластичность показывает процентное изменение объема спроса в результате однопроцентного изменения его цены.



,

. (|E| = 2 – рост цены на 1%...)

Различают: абсолютно неэластичный спрос (|E| = 0); неэластичный спрос (|E| < 1); спрос единичной эластичности (|E| = 1); эластичный спрос (|E| > 1) и абсолютно эластичный спрос (|E| = ∞). (график абсолютных эластичностей)

Если эластичность измеряется на отрезке, то ее значение зависит от того, какая точка принята в качестве начала интервала.

Е(АВ) = 100/500 * 1500/100 = 3

Е(ВА) = 100/500 * 1000/200 = 1

 

 

Для того, чтобы вычислить среднюю эластичность на отрезке применяется формула дуговой эластичности, при которой расчет ведется по средней точке интервала.

При движении вдоль кривой спроса эластичность меняется, причем в области высоких цен спрос оказывается эластичным, затем эластичность уменьшается и в области низких цен спрос неэластичен.

Эластичность спроса оказывает влияние на изменение выручки (общего дохода) в случае изменения цен. TR=P*Q

(графики D и TR, зоны и как ведет себя TR при ↑ и ↓ P [↑↑])

PD = 100 – 5Q, TR = P*Q, TR = 100Q – 5Q2

C общим доходом связано понятие предельного дохода – увеличение общего дохода, которое может быть получено при увеличении объема выпуска на единицу.

MR = ΔTR / ΔQ = (TR)’Q

MR = 100 – 10Q

Свойства MR: 1) MR всегда меньше чем та цена по которой реализуется данный Q продукции; 2) MR – убывающая функция от Q, при этом в области эластичного спроса MR больше 0, при единичной эластичности MR равен 0 и TR достигает максимального значения, а в области низкой эластичности спроса MR отрицателен. (график MR)

Факторы влияющие на эластичность спроса по цене:

1) характер и устойчивость предпочтений (низкая эластичность на табак, лекарства и т.д.);

2) доля расходов на товар в бюджете (чем выше доля, тем выше эластичность);

3) наличие товаров заменителей;

4) фактор времени (с течением времени эластичность спроса возрастает, а для товаров длительного пользования – уменьшается).

Перекрестная эластичность характеризует процентное изменение объема спроса в результате однопроцентного изменения цены сопряженного товара.

Для товаров заменителей перекрестная эластичность больше 0, для дополнителей – меньше 0.

Эластичность спроса по доходу показывает процентное изменение объема спроса в результате однопроцентного изменения дохода потребителя.

Для качественных товаров эластичность по доходу больше 0, при этом товары первой необходимости обладают низкой эластичностью – 0<E<1, а предметы роскоши высокой – E>0.

Для некачественных товаров эластичность по доходу меньше 0.

Особым случаем является товар Гиффена. Для него характерна функция спроса с положительным наклоном. Товары Гиффена – некачественные товары, занимающие значительную долю в бюджете. (Шотландия, картофель, неурожайный год)

 

2. Предложение и закономерности его изменения. Эластичность S

Предложение – вторая характеристика рынка, характеризующая поведение на рынке производителей (продавцов).

Объем предложения – то количество товаров, которое производителю выгодно продать при различных уровнях цен. Цена предложения – та цена, по которой производитель готов поставить на рынок определенный объем продукции.

Закон предложения характеризует положительную зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость объясняется «законом убывающей предельной производительности факторов производства». Согласно этому закону увеличение количества факторов производства ведет к тому, что каждая дополнительная единица фактора (труда) обеспечивает все меньший прирост объема выпуска (при условии, что хотя бы один из факторов производства остается неизменным). Следствием действия этого закона является рост затрат на производство каждой дополнительной единицы продукции.

QS = f(P) «–», где S – …, QS = a + bP

(график с движением по кривой)

Неценовые факторы – параметры, влияющие на смещение кривой предложения.

Расширение предложения выражается в сдвиге кривой вправо и вниз, и выражает готовность производителей поставить тот же объем продукции по более низкой цене или больший объем продукции по той же цене.

Сокращение предложения выражается в сдвиге кривой влево и вверх, и выражает готовность производителей поставить тот же объем продукции по более высокой цене или меньший объем по той же цене.

К неценовым факторам предложения относятся:

1) изменение технологии производства (как правило приводит к расширению предложения);

2) цены на экономические ресурсы (рост цен на ресурсы вызывает рост издержек, что приводит к сокращению предложения);

3) ожидания производителей относительно будущей цены товара (ожидание роста цены в краткосрочном периоде приведет к сокращению предложения, а в долгосрочном – к расширению);

4) количество предприятий, действующих в отрасли (увеличения количества производителей ведет к росту эластичности и выражается в изменении угла наклона – кривая становится более пологой). (график)

Эластичность предложения показывает, в какой мере объем предложения реагирует на изменение влияющих на него факторов.

Ценовая эластичность показывает процентное изменение объема предложения в результате однопроцентного изменения его цены.

. (E = 2 – рост цены на 1%...)

Важным фактором, влияющим на эластичность, является фактор времени. В экономической теории различают три функциональных периода.

1. Мгновенный период – период, в течение которого фирма не может изменить объем выпуска, а предложение меняется только за счет изменения запасов готовой продукции. В этом периоде предложение низкоэластично, крайний случай – абсолютнонеэластично.

2. Краткосрочный период – период, в течение которого фирма может изменить объем выпуска в рамках существующих производственных мощностей, но не успевает изменить производство и технологию. В этом периоде действует закон убывающей предельной производительности факторов производства и кривая предложения имеет эластичность > 0.

3. Долгосрочный период – период, в течении которого фирма может реализовать любые решения (привлечение капитала, смена технологии, и т.д.). В долгосрочном периоде предложение становится абсолютноэластичным. (график)

 

3. Рыночное равновесие и его устойчивость. Выгоды
рыночного обмена

Рыночное равновесие – такая ситуация, когда планы производителей и потребителей совпадают. Равновесие характеризуется тем, что ни у одной из сторон нет побудительных мотивов к изменению сложившейся ситуации. (пересечение)

Рынок всегда стремится к точке равновесия. При нарушении равновесия на рынке начинают действовать механизмы восстановления равновесия.

Если, по каким-либо причинам рыночная цена окажется выше равновесной, то объем предложения превысит объем спроса и на рынке образуется избыток, для реализации которого фирмы пойдут на снижение цены, что приведет к росту объема спроса и снижению объема предложения до равновесного уровня. (рисунок избытка)

Если, рыночная цена окажется ниже равновесной, то объем спроса превысит объем предложения и на рынке образуется дефицит, конкуренция среди потребителей приведет к росту цены, что в свою очередь, снизит объем спроса и повысит объем предложения до равновесного уровня. (рисунок дефицита)

С точки зрения способности восстанавливать равновесие различают рынок с устойчивым равновесием, рынок с неустойчивым равновесием и рынок с постоянной амплитудой колебаний. Графически данные рынки можно представить с помощью «паутинообразной модели». Она строится при следующих предпосылках: 1) цикл производства фиксирован (производители принимают решения на основании существовавших в предыдущий год цен, например, с/х); 2) отсутствие запасов продукции.

Рынок с устойчивым равновесием – рынок, который после нарушения равновесия способен его восстановить. Равновесие будет устойчивым, если угол наклона кривой предложения круче кривой спроса. (график равновесия и амплитуды)

Рынок с неустойчивым равновесием – рынок, который неспособен в существующих условиях самостоятельно восстановить равновесие. Такой рынок разрушается. Равновесие будет не устойчивым, если угол наклона кривой спроса круче кривой предложения. (график равновесия и амплитуды)

Рынок с постоянной амплитудой колебаний не восстанавливается и не разрушается. Амплитуда колебаний будет постоянной, если угол наклона кривой предложения совпадает с углом наклона кривой спроса. (график равновесия и амплитуды)

Нарушение рыночного равновесия происходит в результате действия неценовых факторов спроса и предложения, при этом результаты приспособления рынка к новым условиям могут различаться в краткосрочном и долгосрочном периодах, т.к. меняется эластичность спроса и предложения.

Рынок может существовать только в том случае, если обмен приносит обеим сторонам дополнительные выгоды, они характеризуются понятиями излишков потребителя и производителя.

Излишек потребителя возникает благодаря тому, что при разных объемах покупок покупатели по разному ценят один и тот же товар, а следовательно, готовы платить разную цену. В то же время на рынке устанавливается равновесная цена, и покупатели платят за данный объем покупок меньше, чем они готовы были заплатить, эта разница образует излишек потребителя (CS). Графически излишек потребителя выражается площадью фигуры ограниченной сверху функцией спроса, снизу – равновесным уровнем цен:

CS = S0234 – S0123 = S123.

Излишек производителя возникает потому, что в экономике действует закон убывающей предельной производительности, и издержки производства растут по мере увеличения объема производства. При этом цена устанавливается на уровне издержек производства последней единицы продукции. Графически излишек производителя выражается площадью фигуры ограниченной сверху равновесным уровнем цен, снизу – функцией предложения:

PS = S0123 – S023 = S012.

S0123 – соответствует общему доходу производителей;

S023 – соответствует общим издержкам производства.

 

4. Применение теории D и S: оценка экономических последствий государственного контроля над ценами и результатов налогообложения

Государственный контроль над ценами может выражаться в форме фиксированных цен, при этом может устанавливаться максимальная цена («потолок») и минимальная цена («пол»).

Максимальная цена – цена, которая фиксируется ниже равновесной. Такие цены устанавливаются в интересах потребителей, с целью обеспечения доступа к товарам потребителей с низким уровнем дохода. Если правительство не будет поддерживать свою политику в финансовом отношении, то результатом может быть возникновение дефицита товара и нерыночные формы его распределения (очереди, талонная система, черный рынок). Для предупреждения негативных последствий правительство должно субсидировать производство (выплачивать дотации производителям, дабы побудить их выпускать необходимый объем продукции).

H = (PS – Pmax) QD = h QD,

Н ­– совокупные расходы правительства;

PS – цена, по которой производители готовы предоставить объем продукции QD;

h – дотация на единицу товара.

В данном случае дополнительные выгоды получают как потребители, так и производители. Однако эти выгоды являются результатом перераспределения доходов в пользу участников данного рынка с помощью госбюджета.

Минимальная цена – цена, фиксированная на уровне выше равновесной. Устанавливается в интересах производителей. Введение минимальной цены приводит к возникновению излишка продукции, который должен быть куплен правительством (правительство осуществляет госрасходы – G). При этом величина расходов правительства определяется как:

G = (QS – QD) Pmin.

При данной политике производители получают дополнительный выигрыш (S), а излишек потребителя уменьшается (S).

 

Анализ результатов налогообложения на примере потоварного налога, который устанавливается в цене товара и после реализации товара сразу перечисляется в бюджет.

Налог вносится в бюджет производителем, либо реже потребителем товара. Производитель рассматривает налог как дополнительные издержки и пытается переложить налог на покупателя, в результате налог распределяется между производителем и потребителем. Производитель, стремясь компенсировать налог, сокращает предложение, при этом равновесный объем сокращается, а часть излишков производителей и потребителей перераспределяется в пользу государства.

(площади потерь, налога и бремени)

Избыточное налоговое бремя – невозвратные потери излишков производителей и потребителей, которые возникают в результате сокращения объема выпуска продукции.

В некоторых случаях налог может быть полностью перераспределен в пользу одного участника рынка. Такая возможность определяется эластичностью спроса и предложения.

Налог полностью оплачивается потребителем при абсолютнонеэластичном спросе и абсолютноэластичном предложении.

Налог полностью оплачивается производителем при абсолютноэластичном спросе и абсолютнонеэластичном предложении.

Чем менее эластичным является спрос и более эластичным – предложение, тем большая часть налога выплачивается производителем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.