Сделай Сам Свою Работу на 5

Фирма на рынке факторов производства





Рынки экономических ресурсов

Тема 11 Рынок производственных ресурсов. Ценообразование на рынках ресурсов

1. Рынок экономических ресурсов: сущность, значение и особенности

2.Спрос и предложение на факторы производства

3. Фирма на рынке факторов производства

4. Изменения в спросе на ресурс и его факторы

5. Особенности предложения на ресурсном рынке

 

Тема 12 Рынок земли

1. Рынок земли. Цена земли. Рента:

2. Рынок земли: особенности ценообразования

3. Услуги земли как фактора производства. Земельная рента

4. Виды земельной ренты

5. Земля как актив. Цена земли

 

Тема 13 Рынок капитала

1. Рынок капитала. Ссудный процент:

2. Капитал как экономическая категория. Формы капитала

3. Капитал и сопряженное производство

4. Рынок ссудного капитала

5. Ссудный процент. Дифференциация ставок ссудного процента

6. Рынок физического капитала

 

Тема 14 Рынок труда. Распределение доходов

1. Рынок труда и заработная плата:

2. Спрос и предложение на рынке труда

3. Заработная плата на конкурентном и неконкурентном рынках труда

4. Роль профсоюзов на рынке труда

5. Минимальная заработная плата: аргументы за и против



Тема 15. Занятость и безработица

1. Безработица: сущность и измерение

2. Формы безработицы

3. Социально-экономические, последствия безработицы. Политика занятости

4. Государственная политика занятости


Тема 11. Рынок производственных ресурсов. Ценообразование на рынках ресурсов.

Рынок экономических ресурсов: сущность, значение и особенности

Факторы производства — экономические ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг.

Под экономическими ресурсами понимают людские ресурсы (труд и предпринимательская способность) и материальные ресурсы (земля и капитал).

Рынок экономических ресурсов — рынок, на котором происходит купля-продажа факторов производства. Иными словами, рынок факторов производства — сфера товарного обращения рабочей силы, природных ресурсов и капитала.

Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и организации, которые приобретают их у собственников ресурсов.

Собственниками экономических ресурсов, продавцами, в большинстве случаев являются домохозяйства. Для каждого типа и качества производственных ресурсов формируются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов. На этих рынках в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены экономических ресурсов.



Необходимость изучения рынков экономических ресурсов обусловлена рядом причине

Во-первых, именно на этих рынках формируется денежный доход домохозяйстве. Домохозяйства, являющиеся собственниками экономических ресурсов, выступают в качестве их продавцов на рынках факторов производства. Цены, складывающиеся на рынках факторов производства, определяют доход домохозяйств. От его величины зависит уровень жизни населения.

Во-вторых, цены ресурсов определяют распределение доходов в обществе. Необоснованно завышенные цены на одни ресурсы и заниженные на другие ресурсы способствуют усилению неравенства по доходам в обществе. Проблемы распределения доходов от факторов производства всегда находятся в центре внимания общественности.

В-третьих, цены, складывающиеся на рынках экономических ресурсов, определяют величину издержек производства фирмы. Если для домохозяйств цены факторов производства являются доходами, то для фирм — расходами, издержками. Фирма, максимизирующая свою прибыль, будет стремиться снизить издержки. Для производства продукции будет использовано наиболее эффективное сочетание наименее дорогостоящих ресурсов. От цен экономических ресурсов зависит, какие факторы производства и в каком количестве будут использованы в производственном процессе.



В-четвертых, механизм формирования цен на экономические ресурсы обуславливает рациональность их распределения по сферам деятельности. Цены на ресурсы способствуют эффективному их распределению среди различных отраслей и фирм. Ресурсы распределяются среди фирм и отраслей на основе способности последних платить. Готовность платить за экономические ресурсы определяется их прибыльностью (или убыточностью). Прибыльно работает только та фирма или отрасль, продукция которой пользуется спросом. Следовательно, экономические ресурсы распределяются эффективно, если они направлены на производство продукции, требующейся обществу сегодня.

 

Спрос и предложение на факторы производства

На рынках факторов производства также действуют законы спроса и предложения. Однако специфика самих объектов купли-продажи обуславливает и некоторые особенности, как спроса и предложения экономических ресурсов, так и формирования их равновесной цены.

Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Иными словами, приобретение такого фактора производства, как рабочая сила, вовсе не означает, что ее покупатель становится владельцем работника, обладающего данными знаниями и умениями. В отношении таких факторов производства как капитал и земля, возможно их приобретение как в полную собствен­ность, так и только услуг названных факторов.

Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что он имеет производный, вторичный характер, т. е. определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помо­щью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска.

В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. люди, способные наладить производство необходимых обществу благ.

В-четвертых, особенность спроса на экономические ресурсы состоит в том, что спрос на ресурсы является взаимозависимым. В производственном процессе различные ресурсы взаимодействуют друг с другом. Они взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга, иногда конкурируют. Производительность одного фактора производства зависит от эффективности другого. Взаимозависимость ресурсов означает также, что в большинстве случаев невозможно сказать, сколько продукта было произведено каким-либо из производственных ресурсов отдельно от других. В-пятых, специфика предложения на этих рынках обусловлена редкостью экономических ресурсов и производных от них факторов производства. Если бы не суще­ствовало проблемы ограниченности ресурсов, то не существова­ло бы проблемы выбора и все потребности общества были бы удовлетворены. Однако ресурсы редки, и степень редкости во многом определяет предложение и стоимость факторов произ­водства на рынке.

Фирма на рынке факторов производства

Принимая решение о том, сколько ресурсов приобретать, всякая фирма должна рассуждать в терминах предельных величин. Она должна установить, превышают ли издержки, вызванные использованием дополнительной единицы ресурса, размер дохода, получаемого в результате этого использования. Доходом от использования дополнительной единицы ресурса является прирост совокупного дохода фирмы в результате увеличения объ­ема продукции к реализации — предельная доходность ресурса, или предельный доход в денежном выражении (MRP).

Предельная доходность ресурса рассчитывается следующим образом:

Предельный продукт ресурса показывает объем дополнительной продукции, связанный с дополнительной единицей ресурса:

Предельный доход фирмы есть дополнительный доход, кото­рый может быть получен от продажи дополнительного количест­ва продукции:

Следовательно, доход от предельного продукта ресурса мо­жет быть выражен как:

Эта формула показывает, каким образом вклад услуг ресурса в доходы фирмы варьируется в зависимости от количества ис­пользованного ресурса. При определении количества потребле­ния каждого ресурса фирма должна учитывать издержки приоб­ретения каждой дополнительной единицы данного ресурса, т. е. предельные издержки ресурса (MRC). Предельные издержки ре­сурса рассчитываются следующим образом:

Чтобы определить спрос на любой ресурс, необходимо выявить функциональную зависимость между количеством ресурса (QR), на которое предъявляется спрос, и ценой этого ресурса (РR) при прочих равных условиях, т. е. при неизменности других факторов, оказывающих воздействие на спрос на ресурсы (DR). Устанавливая, как функционально связаны цена ресурса (PR) и величина спроса на ресурс (QR), предъявляемого со стороны отдельного производителя, можно определить особенности индивидуального спроса на ресурс — спроса со стороны одного покупателя, в качестве которого на факторном рынке выступает индивидуальный товаропроизводитель. Известное ус­ловие MRP = MRC дает возможность установить соответствие между РR и QR.

Для проведения дальнейшего анализа условимся, что привлекающая ресурс фирма приобретает его на факторном рынке совершенной конкуренции, а значит, не в состоянии повлиять на рыночную цену данного ресурса.

Признаки совершенно конкурентного рынка ресурсов:

1. Множество покупателей конкурируют между собой в приобретении ресурсов заданного качества, которые поставляются в продажу соперничающими между собой продавцами.

2. Отдельный наниматель потребляет только небольшую часть от имеющегося объема предложения каждого конкретного ресурса.

3. Отдельный поставщик любого экономического ресурса формирует только малую часть общего объема предложения и не может ощутимо влиять на рыночное предложение и на цену.

4. Продавцы экономических ресурсов могут свободно войти на любой рынок и так же свободно уйти с любого рынка, т.е. имеют возможность перемещать свои ресурсы из одной сферы приложения в другую.

Если фирма-наниматель экономического ресурса не имеет возможности повлиять на цену приобретаемого ею фактора производства, то любое количество данного фактора она может приобрести только по той цене, которую устанавливает рынок, и тогда ее предельные издержки для каждой единицы ресурса (MRC) будут равны цене этого ресурса PR.

Предложение ресурса (SR) для конкретной фирмы будет являться абсолютно эластичным, и его график совпадет с линией МRС.

Поскольку, как было выяснено выше, MRC = PR, то условие максимизации прибыли MRP = MRC будет иметь вид MRP = PR. Если PR = P1, то предъявлять спрос на ресурс R (изменяя объемы его использования, а следовательно, изменяя значения показате­ля предельного продукта в денежном выражении — MRP) фирма будет до тех пор, пока не будет выполняться условие Р1 = MRP Пусть это условие достигается при объеме применения этого ресурса равном QR1. Если цена ресурса измените я и составит РR = Р2 то фирма будет вынуждена сократить или увеличить ко­личество применяемого ресурса до QR2, чтобы выполнялось тождество Р2 = MRP2. Новое изменение PR, допустим до PR = Р3, потребует от фирмы аналогичных действий, направленных на достижение условия Р3 = MRP3. Очевидно, что это равенство будет выполняться при привлечении некоторого другою объема данного ресурса, например QR3. Подобный алгоритм рассуждений позволит нам найти функциональную зависимость между ценой ресурса (PR) и величиной спроса на него со стороны отдельной фирмы (QR), а значит, построить модель спроса на ресурс (R), графическая интерпретация которой даст нам кривую спроса на ресурс (DR). На текущем этапе анализа есть основания сделать вывод о том, что кривой спроса фирмы на ресурс будет являться кривая предельного продукта в денежном выражении. Кривая спроса на ресурс со стороны фирмы показывает, как изменяется объем необходимого фирме ресурса при изменении цен на него. Существует обратная зависимость между ценой ресурса и коли­чеством этого ресурса, на которое фирма предъявляет спрос.

Если фирма, использующая в производстве ресурс R, реали­зует свою продукцию на рынке совершенной конкуренции, то расположение графика DR (MRPсов..конк.) на плоскости будет завит сеть от предельной производительности данного ресурса, т.е. от динамики показателя МР, и от цены производимой продукции PX. Поясним: значение предельного продукта в денежном выражении рассчитывались по формуле mrp = mr х MP, причем для реализующей свой продукт на конкурентном рынке фирмы MR = РX, следовательно, MRP = Рх x MP. В условиях чистой кон­куренции Рх = const. По этой причине значения показателя MRP (MRP = Рх x MP) будут находиться в прямой зависимости только от величии MP. Поведение же последнего, как было выяснено в главе, посвященной издержкам производства, подчинено действию закона убывающей предельной отдачи. Только из-за закона убывающей отдачи кривая DR (кривая спроса на ресурс конкурентной фирмы) будет плавно понижаться по мере увеличения объемов QR.

Предположим теперь, что изменились условия функционирования рассматриваемой фирмы, и она продает свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции. В предыдущей теме мы выяснили, что спрос на продукцию такой фирмы будет пред­ставлен нисходящей кривой, причем значения предельного дохода MR (от реализации каждой последующей единицы продукции) не будет совпадать с ценой товара (MR не равно Рх), график MR тоже будет иметь падающий характер, т. е. MR не равно const. Следова­тельно, при определении условия максимизации прибыли не­конкурентным продавцом необходимо исходить из тождества РR = MRP = MR x MP. Это означает, что при любой цене ресурса PR на величину предельного продукта в денежном выражении (MRP) будет оказывать воздействие два фактора — динамика пре­дельного продукта данного ресурса (MP) и изменение предель­ного дохода фирмы (MR).

Если цена ресурса РR=P1, то фирма, действующая в условиях рынка товаров и услуг несовершенной конкуренции, будет предъявлять спрос на такое количество ресурса R, для которого будет выполняться условие Р1 = MRP1= MR1 x MP1. При росте цены на ресурс до РR = Р2 фирма сократит объемы его использо­вания, ориентируясь на условие Р2 = MRP2 = MR2 x МР2. Чтобы при РR = Р2 выполнялось равенство Р2 = MR2 x МР2, показатель MP изменится на меньшую величину, чем в случае конкурентной фирмы (поскольку теперь динамика MRP будет находиться в за­висимости не только от изменения MP, но и от изменения MR). В связи с этим сокращение объема спроса на ресурс при росте его цены с Р1до Р2 будет меньше, чем при ситуации совершенной конкуренции на рынке реализуемой продукции. Иными словами, в условиях несовершенного конкурентного рынка товаров и услуг кривая спроса на ресурс будет менее эластична, чем в условиях совершенно конкурентного рынка товаров и услуг.

До сих пор речь шла об индивидуальном спросе на ресурс, предъявляемом отдельной фирмой. Но на один и тот же вид ресурса предъявляют спрос многие фирмы. Суммарный (рыночный) спрос на любой ресурс равен сумме индивидуального спроса на него со стороны отдельных фирм. Построение кривой рыночного спроса на ресурс осуществляется путем горизонтального суммирования всех кривых спроса на ресурс отдельных фирм. Рыночный спрос па ресурс — сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

К сведению. Если производители реализуют свою продук­цию на конкурентном рынке, то цена продаваемой продукции при любом объеме выпуска будет представлять собой некоторую константу (рх = const). С учетом этого фактора и была построена кривая спроса на ресурс dК1 (mrpсов.конк.) Если же иена ресурса изменится, например, возрастет, то все фирмы отрасли сократят спрос на него и уменьшат предложение товара. Сокращение ры­ночного предложения товара x будет иметь следствием увеличе­ние его рыночной цены. При подобных обстоятельствах показа­тель предельного продукта в денежном выражении (MRP) будет испытывать на себе влияние изменения не только предельного продукта (MP), но и изменения цены товара (PX). Поэтому кри­вая рыночного спроса на ресурс в условиях товарного рынка со­вершенной конкуренции будет менее эластична и не явится результатом простого горизонтального суммирования кривых спроса на ресурс со стороны отдельных товаропроизводителей.

К сведению. Совершенная конкуренция на рынке ресурсов скорее исключение, чем правило. Для большинства факторных рынков характерна несовершенная конкуренция.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.