Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4. О страхе Божием





 

Ответ. Как новоначальным в благочестии по­лезнее обучение при помощи страха, по наставлению премудрого Соломона, сказавшего: «начало премудро­сти страх Господень» (Притч.1,7); так вам, вышедшим из младенчества о Христе, не имеющим уже нужду в молоке, и способным твердою пи­щею догматов усовершать себя по внутреннему че­ловеку, потребны обширнейшие заповеди, по которым достигается вся истина любви о Христе, а именно, вам нужно блюстись, чтобы обилие даров Божиих не сделалось для вас причиною тягчайшего осуждения, если будете неблагодарны к Бла­годетелю; Ибо сказано: «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12, 48).

 

Во­прос 5. О собранности мыслей

 

Ответ. Впрочем надобно знать, что не можем преуспевать ни в со­блюдении всякой другой заповеди, ни в самой любви к Богу и в любви к ближнему, блуждая мыслями туда и сюда. Ибо невозможно дойти до точности в искусстве или в познании тому, кто переходит от одного к друго­му; даже не приобретает успеха и в одном, кто не знает, что свойственно концу искусства, потому что действия должны соответствовать цели и ни в чем, требующем соображения, невозможно успеть несвойственными способами, так как цель искусства ковать из меди достигается обыкновенно не произведениями горшечного искусства и ратоборческие венцы приоб­ретаются не тщательным упражнением в игре на сви­рели, но для каждой цели требуется свойственный ей и соответственный труд.



Поэтому и упражнение в благоугождении Богу, по Евангелию Христову, бывает успешно при удалении от мирских попечений и при совершенном удалении себя от развлечений. Почему апостол, хотя брак дозволен и удостоен благословения, налагаемые им на человека заботы противоположил попечениям о Боге, как будто бы те и другие не могут быть совмещены между собою, и сказал: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7,32-33). Так и Господь о расположении учеников засвидетельствовал, что оно чисто и собранно, говоря: «вы не от мира» сего (Ин. 15, 19). А напротив о мире свидетельствовал, что не мо­жет он принять познания о Боге и вместить Духа Святого. Ибо говорит: «Отче праведный! и мир Тебя не познал» (Ин. 17, 25); и: «Духа истины, Которого мир не может принять» (Ин. 14, 17). Поэтому намеревающий­ся истинно последовать Богу должен отрешиться от уз житейского пристрастия, а сие достигается совершен­ным удалением от прежних нравов и забвением оных. Почему если не сделаем себя чуждыми и плотского родства и мирских связей, переходя как бы в другой мир по своему поведению, по словам сказавшего: «Наше же жительство — на небесах» (Флп.3,20), то невоз­можно нам достигнуть цели благоугождения Богу, по­тому что Господь определенно сказал: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не мо­жет быть Моим учеником» (Лк. 14, 33). А сделав это, надобно «больше всего хранимого» блюсти свое «сердце» (Притч. 4, 23), чтобы никак не терять мысли о Боге и памятования о чудесах Его не осквернять представле­ниями суетного, но святую мысль о Боге, постоянным и чистым памятованием напечатленную в душах на­ших, всюду носить с собой, как неизгладимую печать. Ибо таким образом приобретается нами любовь к Богу, которая и возбуждает к исполнению заповедей Господ­них и вместе опять ими сама соблюдается, делаясь продолжительной и непоколебимой. И это показывает Господь, говоря в одном месте: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14, 15), а в другом: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей; и еще убедительнее: как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 10).



Этим научает нас — в предстоящем нам всегда деле поставлять для себя как бы целью волю Повелевшего и по оной направлять тщательность свою, как и в другом месте говорит Он: «сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Ибо как необходимые в жизни искусства, предложив некие свойственные себе цели, к ним приспособляют частные действия, так, посколь­ку и нашим делам положены один предел и одно правило — исполнять заповеди благоугодно Богу, то не иначе можно преуспеть с точностью в деле, как совершая оное по воле Давшего заповеди. А при стро­гой тщательности совершать дело по воле Божией, возможно будет чрез памятование вступить в единение с Богом. Ибо как ковач при изготовлении, например, топора, помня того, кто дал ему работу и имея его в уме, представляет тот вид и ту величину, какие назначены, соображает работу с волей заказавшего (а если забудет, то сделает или что-нибудь другое, или иначе, нежели как наказано), так и христианин, вся­кое действие маловажное и важное соображая с волей Божиею, и действие свое благоукрашает тщательно­стью, и вместе сохраняет мысль о Том, Кто повелел так поступать, выполняет сказанное: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс.15, 8), удовлетворяет также и тому повеле­нию: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31). А кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, сла­бо памятует о Боге.



Поэтому, помня слова Сказавшего: «Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23, 24); и: «Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?» (23); и: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20), — надобно всякое дело совершать, как бы оно делалось пред очами Господа, и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее. Ибо в таком случае будет и всегдаш­ний страх, который, по написанному, «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч.8,13), и любовь усовершится, исполняя ска­занное Господом: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30), потому что душа сохранит всегдашнюю уверенность, что как добрые дела при­ятны Судии и Подвигоположнику нашей жизни, так дела противные вскоре подвергнутся осуждению. А думаю, что с сим вместе достигнуто будет и то, чтобы самые заповеди Господни исполнять не из человекоугодия. Ибо никто при уверенности, что он в присутствии высшего, не обращается к низшему. А если бы и случилось, что сделанное приятно и угодно лицу знаменитому, но неприятно и стоит пори­цания по мнению низшего, то всякий, признавая до­стойным предпочтения одобрение высшего, пренебре­гает осуждением низшего. Если же так бывает у лю­дей, то какая душа, истинно трезвенная и здравая, при уверенности в присутствии Божием, иногда оста­вив совершение дела, благоугодного Богу, обратится к людским мнениям, иногда же, нерадя о заповедях Божиих, поработится человеческому обычаю, или усту­пит над собою власть общему предрассудку, или придет в смущение пред облеченными высоким саном? Таково было расположение сказавшего: «Нечестивые подсте­регают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в от­кровения Твои» (Пс.118, 85); и еще: «буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» (46).

 

Во­прос 6. О том, что необходимо уединяться

 

Ответ. Душевной собранности способствует и уединение по месту жительства. Ибо что вредно вести жизнь в обществе с людьми, которые небоязненно и презри­тельно смотрят на обязанность в точности исполнять заповеди, это показывает и слово Соломона, который учит нас: «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться пу­тям его и не навлечь петли на душу твою» (Притч. 22, 24-25). К тому клонится и сие изречение: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» (2Кор. 6, 17). Поэтому чтобы ни очами, ни ушами не принимать нам ничего раздражающего на грех и нечувствительно не привыкнуть к нему, чтобы в душе к вреду и пагубе ее не оставалось как бы образов каких и отпечатков видимого и слышимого и чтобы нам прийти в возмож­ность пребывать в молитве, для этого прежде всего уединимся по месту жительства. Таким образом мо­жем преодолеть прежний обычай, по которому жили мы вопреки заповедям Христовым (а не малый это подвиг — преодолеть свою привычку, потому что обы­чай, утвердившийся долговременностью, получает силу природы); и также в состоянии будем стереть с себя греховные пятна люботрудною молитвой и постоян­ным изучением Божией воли. А в молитве и в сем изучении невозможно успеть среди многих людей, раз­влекающих душу и занимающих ее делами житей­ским.

Да и это требование: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Лк. 9, 23), как можно кому-нибудь исполнить живя в многолюдстве? Итак, нам надлежит сперва отречься самих себя и взять крест Христов, а потом уже следовать Христу. Отречение же от себя есть полное забвение прошлого и удаление от своей воли, в чем живущему в обществе с людьми всякого рода успеть весьма трудно (чтобы не ска­зать — совершенно невозможно). Напротив того, уча­стие в таком образе жизни служит препятствием тому, чтобы взять крест свой и последовать Христу. Ибо готовность к смерти за Христа, умерщвление удов «земны»х (Кол. 3, 5), расположение духа с неустраши­мостью встречать всякую опасность во имя Христово, непривязанность к настоящей жизни — вот что значит взять крест свой и чему видим великие в себе препят­ствия от привычки к жизни земной.

Сверх других многих неудобств, душа, смотря на множество живущих беззаконно, во-первых, не нахо­дит времени очувствоваться в собственных своих гре­хах и сокрушаться покаянием о прегрешениях, напро­тив же того, чрез сравнение себя с худшими приобре­тает какое-то мечтательное понятие о заслуге; а потом мятежами и недосугами, какие обыкновенно произво­дит мирская жизнь, будучи отвлекаема от драгоценно­го памятования о Боге, не только лишается возможно­сти радоваться и веселиться о Боге (см. Пс.34, 9), утешаться Господом (см. Пс.36, 4) и усладиться сло­весами Господними, чтобы прийти в состояние ска­зать: «помянул Бога и возвеселихся» (Пс.76, 4), как «сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс.118, 103), но и совсем привыкает к пренеб­режению и забвению судов Божиих. А больше и пагуб­нее сего зла и потерпеть невозможно.

 

Во­прос 7. О том, что должно жить с людьми согласно стремящимися к той же цели угождения Богу, и что трудно, и вместе опасно, жить отшельником

 

Поскольку слово твое удостоверило нас, что опасно жить вместе с людьми, которые с пренебрежением смотрят на заповеди Господни, то в след за сим желаем узнать, как надобно жить удалив­шемуся от таких людей, уединенно ли самому с собой, или с единомысленными братьями, избравшими ту же цель благочестия?

Ответ. Примечаю, что совокупное пребывание многих во многих отношениях полезнее.

Во-первых, каждый из нас сам собою не может удовлетворить телесным потребностям, но к сниска­нию необходимого имеем нужду друг в друге. Ибо как нога одну силу имеет, а другой лишена и без помощи прочих членов находит, что ее деятельность несильна и недостаточна к собственному ее поддержанию, и не может вознаградить недостающего, так и в одинокой жизни, что есть, то делается для нас бесполезным, а чего нет, то невознаградимым, потому что Создатель Бог определил, чтобы мы имели нужду друг в друге и, по написанному, вступали друг с другом в единение (см. Сир. 13, 20).

Но и без этого понятие любви Христовой не дозво­ляет каждому «иметь в виду собственное свое;» ибо сказано: «любовь... не ищет своего» (1Кор. 13, 4-5). А жизнь, со всеми разобщенная, имеет одну цель — служение собственным каждого потребам. Это же яв­ным образом противно закону любви, какой исполнял апостол: «и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор.10, 33).

А потом, в удалении от всех нелегко узнать каждо­му свой недостаток, не имея человека, который бы обличал его и исправлял с кротостью и сердоболием. Ибо и от врага обличение нередко в благосознательном возбуждает желание уврачевания, а возлюбившим ис­кренно врачевание греха производится искусно. Ибо сказано: «кто любит, тот с детства наказывает его (сына)» (Притч. 13, 25). А такого человека в одиночестве найти трудно, если кто прежде не сблизился с ним в жизни, почему с ним сбывается сказанное: «Двоим лучше, нежели одному, ибо если упадет один», некому воздвигнуть его (Еккл.4, 10).

И многие заповеди многим вместе исполняются удобно, а одним нет, потому что совершению одной препятствует другая, например: посещению больно­го — принятие странника, подаянию и раздаче жиз­ненных потребностей, и особливо когда на такое служение требует много времени, — попечение о делах, так что от сего остается неисполненной самая важная и наиболее способствующая ко спасению заповедь, поскольку и алчущий не накормлен, и нагой не одет. Поэтому кто же решится жизнь праздную и бесплод­ную предпочесть жизни плодоносной и сообразной с Господней заповедью?

А если и все мы, соединенные единым упованием звания, «составляем одно тело..». имея главою Христа, и «порознь один для другого члены» (Рим.12, 5), то, когда согласием не вчиниваем себя о Духе Святом в состав единого тела, но каждый из нас избирает оди­ночество, не служа созиданию общей пользы из-за благоугождения Богу, а удовлетворяя собственной стра­сти самоугодия, тогда, разделенные и разлученные между собой, как будем в состоянии сохранить взаим­ную связь членов, их служение друг другу или подчи­нение Главе нашей, то есть Христу? Ибо ни радоваться с прославляемым, ни страдать со страждущим нельзя при разделенной жизни, потому что каждый, как и естественно, не может знать состояния ближнего.

Сверх сего, поскольку один не в состоянии вмес­тить всех духовных дарований, но каждому, по мере веры, бывает подаяние Духа, то в общежитии соб­ственное дарование каждого делается общим для живущих вместе. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания... иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений», и проч. (1Кор. 12, 8-10). Каждое же из сих дарований приемлющий имеет ско­рее не ради себя, а ради других, почему в общежитии действию Святого Духа в одном необходимо переходить на всех вместе. Поэтому живущий особо если и имеет одно какое-либо дарование по причине недеятельности, заключив его в себе, и оное делает бесполезным; а сколько сие опасно, знаете, конечно, вы, читавшие Евангелие. В сожительстве же многих и своим дарова­нием каждый наслаждается, приумножая оное чрез подаяние другим, и пользуется дарованиями других, как своими.

Совокупная жизнь имеет и иные многие блага, которые нелегко все перечислить. Ибо она более оди­нокой жизни способствует к соблюдению дарованных нам от Бога благ и к охранению от внешних козней врага, надежнее пробуждение людьми бодрственными, если кому случилось бы когда воздремать тем смерт­ным сном, об избавлении от которого научил нас мо­литься Давид, говоря: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс.12, 4). И согрешающему удобнее расстаться с грехом, когда приводит его в стыд соглас­ное осуждение многих, так что к нему применимо сказанное: «Для такого довольно сего наказания от многих» (2Кор.2, 6); а для преуспевающего великим удостоверением служит одобрение многих и согласие их на дело. Ибо если «устами двух или трех свидете­лей подтвердилось всякое слово» (Мф.18,16), то оче­видно, что делающий доброе дело гораздо непоколе­бимее утвердится на свидетельстве многих.

А жизнь одинокую, кроме показанных опасностей, сопровождают и другие. Первая и величайшая — опасность самоугодия. Ибо не имея никого, кто бы мог оценить дело его, возомнит, что достиг до совершен­ства заповеди. А сверх того, заключив навсегда душев­ные силы и не давая им упражнения, не знает своих недостатков, не познает и успеха в делах, потому что отняты все случаи к исполнению заповедей. В чем покажет смиренномудрие, не имея человека, в сравне­нии с которым мог бы оказать себя более смиренным? В чем покажет сердоболие, будучи отделен от общения с многими? Как будет упражнять себя в долготерпе­нии, когда нет противящегося по желаниям? Если же кто говорит, что в усовершении нравов довольно ему изучения Божественных Писаний, тот поступает по­добно тому, кто учится строить и никогда не строит, обучается искусству ковать, но не намерен прилагать уроков к делу. Ему апостол скажет: «потому что не слушатели закона праведны, пред Богом, но исполни­тели закона оправданы будут» (Рим. 2, 13). Вот и Господь, по преизбытку человеколюбия, не удоволь­ствовался только словесным научением, но, чтобы во всей точности и ясности показать нам пример смирен­номудрия в совершенстве любви, Сам, препоясавшись, омыл ноги ученикам. Кого же омоешь, кому послужишь, пред кем будешь последним, живя один особо? А это доброе и красное житие братии «вместе», которое Дух Святой уподобляет миру, благоухающему на главе архиерея (Пс.132, 1-2), как будет иметь место, когда живут поодиночке.

Поэтому поприще подвижничества, благонадеж­ный путь к преспеянию, постоянное упражнение и поучение в заповедях Господних — это совокупное жительство братии, целью имеющее славу Божию, по заповеди Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5, 16), а в образец принимающее упоминаемых в книге Деяний святых, о которых написано: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2,44); и еще: «У множества же уверо­вавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (4, 32).

 

Во­прос 8. Об отречении от мира

 

Нужно ли прежде отречься от мира всего, и потом приступать к житию по Богу?

Ответ. Поскольку Господь наш Иисус Христос после силь­ного и многими делами подкрепленного доказатель­ства всем говорит: «если кто приходит ко Мне» (Лк. 14, 26), «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24); и еще: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33), то думаю, что повеление сие простирается на многие вещи, которых отчужде­ние необходимо. Ибо прежде всего отрицаемся диавола и плотских страстей мы, отрекшиеся «скрытых постыдных дел» (см. 2Кор. 4, 2), телесного сродства, человеческой дружбы и навыков жизни, противобор­ствующих точности евангельского спасения. И, что еще необходимее, отрицается самого себя совлекший­ся «ветхого человека с делами его» (Кол. 3, 9), «истлева­ющего в обольстительных похотях» (Еф.4, 22), отрицается и от всех пристрастий к миру, которые могут препятствовать цели благочестия. Таковой человек бу­дет почитать истинными родителями породивших его благовествованием о Христе Иисусе, а братиями — приявших того же Духа сыноположения, на всякое же имущество станет смотреть, как на чужое, каково оно и действительно. Одним словом, тот, кому Христа ради «мир распят», и он «для мира» (Гал.6, 14), может ли быть рабом «частей» мира, если Господь наш Иисус Христос доводит до крайней степени ненавидение души и самоотвержение, когда говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой» и потом присовокупляет: «и следуй за Мною» (Мф.16, 24); и еще: «если кто приходит ко Мне и не возненави­дит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14,26)? Поэтому совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в беспристрастии даже и к самой жизни и иметь себе «приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя» (2Кор. 1, 9). Начинается же оно отчужде­нием внешнего, как-то: имения суетной славы, привы­чек жизни, пристрастия к неполезному, как показали нам святые ученики Господни, Иаков и Иоанн, оставившие отца своего Заведея и самый корабль, достав­лявший все средства к жизни; также и Матфей, вос­ставший с мытницы и последовавший за Господом, не только оставив выгоды своего промысла, но и презрев опасности, какие должны были постигнуть его и его домашних от начальства за оставление неконченными счетов по сбору пошлин; а Павлу весь «мир распят», и он «для мира» (Гал.6, 14).

Таким образом, объятый сильным вожделением последовать Христу не может уже обращать внимания ни на что, касающееся этой жизни: ни на любовь к родителям и домашним, как скоро она противна пове­лениям Господа (ибо тогда имеет место сие изречение: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери», и прочее), ни на страх человеческий, так чтобы ради него оставить что-нибудь полезное, в каковом бесстрастии преуспели святые, говоря: «долж­но повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5, 29), ни на злобный смех мирских людей, так чтобы поражаться их осмеянием. А кто хочет точнее и яснее узнать, какая сила сопряжена с вожделением последо­вать Господу, тот пусть вспомнит, что апостол в нази­дание наше повествует о себе и говорит: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обре­занный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преиму­ществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Хри­ста Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отка­зался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Хрис­та» (Флп.3, 4-8). Ибо, если апостол (скажу нечто смелое, впрочем справедливое), если он самому пре­зренному и нечистому в теле, что всего более спешим удалить от себя, уподобил Богом данные некогда за­конные преимущества, как служащие препятствием к уведению Христа, к оправданию в Нем, к сообразованию себя с смертью Его, что после сего сказать об узаконенениях человеческих? И нужно ли еще под­тверждать мысль сию нашими рассуждениями и при­мерами святых, если можно представить собственные изречения Господа и ими убедить робкую душу, потому что Он непререкаемо свидетельствует, говоря: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что име­ет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33). И в другом месте после слов: «если хочешь быть совершен­ным» сперва говорит: «пойди, продай имение твое и раздай нищим», а потом присовокупляет: «и приходи и следуй за Мной» (Мф.19, 21). Сюда же относится и притча о купце, как это ясно для всякого благомысля­щего. Ибо сказано: «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф.13, 45-46). Явно же, что много­ценный бисер взят здесь в подобие Царства Небесного, которого нам, как показывает слово Господне, невоз­можно приобрести, если в промен за оное не отдадим все, что у нас есть: богатство, славу, род и если что еще вожделенно для многих.

А потом, что уму, развлекаемому разными забота­ми, невозможно преуспеть в желаемом, Господь под­твердил, сказав: «Никто не может служить двум гос­подам;» и еще: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Потому надобно нам избрать одно, небес­ное сокровище, чтобы в нем было сердце наше. Ибо сказано: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (21). А если оставим себе какое-нибудь земное имущество и тленное богатство, то, поскольку ум бу­дет зарыт здесь, как в некоторой тине, душа, по необ­ходимости, не увидит Бога и не подвигнется к вожде­лению небесных красот и уготованных нам по обетованиям благ, обладания которыми достигнуть нам невозможно, если неразвлекаемая и сильная любовь не ведет к исканию оных и не облегчает нужного ради них труда.

Посему отречение от мира, как видно из сказанно­го, есть разрешение уз этой вещественной и временной жизни, свобода от человеческих обязательств, делаю­щая нас более способными начать путь к Богу. Это беспрепятственный случай к приобретению и употреб­лению того, что многоценно больше «золота и даже множества золота чистого» (Пс.18, 11), и, короче сказать, переселение человеческого сердца в житель­ство небесное, чтобы можно было говорить: «Наше же жительство — на небесах» (Флп.3, 20), а что еще важнее, это начало уподобления Христу, Который «бу­дучи богат, обнищал ради нас» (2Кор. 8, 9). И если не преуспеем в нем, нельзя нам приступить к жизни по Евангелию Христову. Ибо сокрушение сердца, смире­ние ума, освобождение души от гнева, скорби, забот, коротко сказать, от пагубных страстей могут ли иметь место при богатстве, житейских попечениях, пристра­стии и привычке к другим? Вообще же кому можно не иметь попечения даже о самом необходимом, как-то о пище и одежде, того убедит ли какая причина окру­жить себя, как терниями, лукавыми попечениями о богатстве, препятствующими плодоношению семени, какое посеяно Земледелателем душ наших, если Сам Господь говорит: «Посеянное в тернии означает слы­шащих слово, но в которых заботы века сего, обольще­ние богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Мк.4, 18-19; ср. Лк. 8, 14)?

 

 

Вопрос 9. Присоединяющийся к людям, посвятившим себя Господу, должен ли без разбора ос­тавлять свое имущество недобросовестным свой­ственникам?

 

Ответ. Поскольку Господь сказал: «продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19, 21), и еще: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лук. 12, 33); то заключаю, что с подобною целью оставляю­щий свою собственность должен не презрительно смотреть на свое имущество, но постараться, собрав все тщательно, как посвященное уже Богу, распорядить со всем благоговением или сам, если имеет возможность и опытность, или чрез людей, по многом изведании избранных и на деле доказавших, что могут распорядиться верно и благоразумно, зная, что не безопасно и оставлять имение своим, и да­вать в распоряжение, кому попало. Если тот, кому вверено попечение о царских имуществах, часто, хотя бы из собранного ничего не утратил, если по какой-нибудь небрежности упустит из рук, что могло быть приобретено, не освобождается от обвинения: то какому же, надобно ожидать, подвергнутся осуждению те, которые неразумно и нерадиво поступают в распоряжении посвященного уже Господу? Не поднадут ли они суду небрежных, по написан­ному: «проклят» всякий, «кто дело Господне делает небрежно» (Иер.48,10)?

Но во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения одной заповеди, не оказаться нарушителями другой. Нам не прилично ссориться и препираться с людьми недобросовестными, так как «рабу же Господа не должно ссориться» (2Тим.2,24). Напротив того, кто видит недобросовестные поступки от родственников по плоти, тому надобно помнить, что сказал Господь: «нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли»не просто, но «ради Меня и Евангелия»если «не получил бы ныне, во время сие, …и в веке грядущем жизни вечной» (Мар.10, 29—30). Таким недобросовестны и надоб­но засвидетельствовать, что впадают в грех свято­татства, по заповеди Господа, сказавшего: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» и пр. (Мф.18,15). Но судиться с ним в мирских судилищах запрещает слово благочестия, когда говорит: «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф.5, 40), и еще: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» (1Кор. 6, 1) Да и на суд святых призовем при этом, имея более в виду спасение брата, а не приобретение имения. Ибо и Господь, сказав: «если послушает тебя» присовокупил: «то приобрел» не имущество, но «брата» (Мф.18,15). Но бывают случаи, что иногда, поелику нередко сам, начавший недобросовестное дело, зовет нас в об­щее собрание судей, для уяснения истины приходим и мы на исследование, не сами начав суд, но сле­дуя за позвавшими нас, не в удовлетворение своей страсти гнева и сварливости, но для открытия истины. Таким образом и его против воли избавим от бед, и сами не преступим заповедей, как слу­жители Божии, не сварливые и не сребролюбивые, твердо стоящие за обнаружение истины и никогда не преступающие надлежащую меру ревности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.