Сделай Сам Свою Работу на 5

Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым





 

С каждым годом Древний Восток привлекает к себе все больше внимания; и он вполне заслуживает этого, потому что, представляя собой колыбель человека, он доселе заключает в своих недрах тайны, которые могут служить к выяснению первобытной жизни и исторических судеб человечества. Туда, где находился рай земной, в настоящее время обращены взоры не только ученых - исследователей археологии, но и взоры политиков и всего новейшего общества. В край, недавно еще представлявший собой пустыню, в которой только гарцевали разбойничьи шайки бедуинов, как бы от скуки то и дело производивших между собой стычки и целые сражения, правительства новейших государств одно перед другим направляют ученые экспедиции для исследования его древностей, а для облегчения сношений строятся железные дороги, на которые тратятся многие миллионы. По-видимому, этот, давно похороненный под развалинами, мир вновь воскресает к жизни, и, быть может, недалеко уже то время, когда там опять закипит новая жизнь после столь многих тысячелетий мертвого могильного покоя. Но эта новая жизнь едва ли будет равняться той древней жизни, которая кипела там тысячелетия тому назад. До сих пор, судя лишь по кратким отрывочным сведениям о жизни этих стран, находимым у греческих и римских писателей, мы не могли и представить себе, какая процветала там жизнь, но теперь новейшие открытия, сделанные экспедициями разных ученых обществ, дают нам возможность проникнуть в глубину этой жизни во всех ее подробностях, и нельзя не изумляться, как в столь отдаленное время, приблизительно за 3000 лет до Р. X., там кипела жизнь, которая едва ли уступает кипучести жизни в настоящее время с его прославленной новейшей культурой. Среди многих важных открытий и исследований в этой области особенно замечательное открытие сделано недавно французской экспедицией, командированной для исследования курганов и развалин древней Эламской столицы Сузы. Расследуя многочисленные останки в этой некогда славной столице, исследователи, между прочим, нашли одну большую плиту, которая, как оказалось по ее прочтении, представляет собой изложение законов знаменитого вавилонского царя Аммураби, жившего за 2400-2300 лет до Р. X. Царь Аммураби был известен и раньше как один из знаменитейших вавилонских царей первой династии. Это не кто иной, как Амрафел, царь Сеннаарский, упоминаемый в XIV главе книги Бытия, где описывается, как он в союзе с другими царями сделал нашествие на Палестину, разграбил город Содом и другие союзные с ним города, взял с собой в плен племянника Авраамова Лота и был настигнут и разбит Авраамом*(788). Это событие относится еще к тому времени, когда он был молодым князем. Семит родом, он принадлежал к племени, которое, весьма вероятно, вторглось в плодородную местность Месопотамии с ее областями Сумером на юге и Аккадом на севере и, покорив местных владетелей, поселилось там. Впоследствии, окрепнув политически, он изгнал эламскую династию, дотоле господствовавшую в Вавилонии, и, объединив разрозненные уделы в одну монархию, сделался могущественным государем и овладел всем известным цивилизованным миром того времени (за исключением Египта) от Персии до Средиземного моря. Для этого, конечно, потребовались многочисленные войны, подробностей которых мы не знаем, и только случай, рассказанный в XIV книге Бытия, проливает некоторый свет на эти события. И вот от этого царя и сохранился замечательнейший памятник, который открывает нам возможность проникнуть в исторические судьбы этой отдаленной эпохи.





Памятник этот именно есть кодекс законов царя Аммураби, написанный на большой плите и недавно открытый, как сказано выше, французской ученой экспедицией в Сузе, куда он перевезен был, по всей вероятности, во время одного из многочисленных нашествий эламитов на Вавилонию в качестве победного трофея. Кодекс этот имеет чрезвычайно важное значение. До настоящего времени нам были известны несколько кодексов законодательств, именно главный из них, содержащийся в Библии, т.е. Моисеево законодательство, а затем кодекс Юстиниана, ставший источником всего новейшего законодательства; кроме них были открыты посредством раскопок еще три других менее важных свода законов, начертанных на камне: греческий кодекс, заключающий в себе эдикты Эгины, финикийский кодекс, представляющий правила жертвоприношений и свод законов на так называемой Марсельской надписи, и кодекс Пальмирский, - 6-язычная колонна которого касается разных подробностей торговой жизни, кипевшей в этом центре древней торговли и промышленности. Но ни один из этих кодексов (за исключением Моисеева) не может равняться по полноте и обширности с новооткрытым кодексом Аммураби. Он начертан на огромной скрижали*(789), содержащей в себе 16 рядов текста на лицевой стороне и 28 рядов на задней стороне, представляет собой древнейший из известных документов этого рода и имеет огромную важность не только вследствие тех заключений, которые он дает касательно вавилонской культурной жизни и ее развития, но и вследствие того, что проливает свет в глубочайшие тайники истории человечества вообще.



До открытия этого великолепного кодекса об авторе его, царе Аммураби, известно было лишь то, что он был храбрый воитель и вместе благочестивый строитель храмов богам, а также деятельно заботился о благосостоянии своего народа; он, между прочим, заботился о возвышении плодородия почвы страны, которая хотя и была от природы в высшей степени благодарна, однако, чтобы сохранить свое плодородие, нуждалась в постоянном труде со стороны человека. Между прочим, Аммураби проводил каналы для орошения страны и вообще оставил по себе память доброго и благодетельного царя. Так, между прочим, он, для упорядочения разливов вод р. Тигра, вырыл большие каналы с одной стороны для отвода вод во время разливов, а с другой - для орошения почвы при засухе, о чем, между прочим, сам в своей надписи говорит: "Когда боги Ану и Бел отдали мне в управление земли Сумера и Аккада (южную и северную области Вавилонии) и сложили бразды управления ими в мои руки, тогда я вырыл канал имени Аммураби - это благодеяние людей, приносящее обильные воды в страны Сумера и Аккада, ибо берега их я превратил в удобную землю, собрал там жатвы пшеницы и снабдил Сумер и Аккад водой и для будущих поколений. Земли Сумера и Аккада, разделенное население которых я объединил, я обеспечил пищей и питьем, с благословением и изобилием я пас их; мирное обитание я дал им для жизни".

Что Аммураби был не только храбрый воитель, но и мудрый государственный деятель, всецело отданный попечению о благосостоянии своего народа, это вполне подтверждается новым открытием. На той же плите, где содержится в 44 столбцах кодекс с 282 законами, находится барельеф, который представляет картину, как царь получает благословение, а может быть, и самую скрижаль законов от бога Солнца, причем он стоит в позе того благоговейного смирения, с которым цари обыкновенно приближались к богам. В заключение, в эпилоге законов, представляющем собой молитву о благословении тем из его преемников, которые будут соблюдать его законы и сохранять его памятник, а также грозные проклятия на всякого, кто хотел бы ниспровергнуть эти законы или обезличить камень, Аммураби трижды упоминает о том наименовании, под которым он желал бы быть известным потомству и поминаем в нем. Именно он говорит: "По повелению Шамаша (бога солнца), великого среди неба и земли, пусть праведность распространяется на земле; по повелению господина Меродаха (или Мардука) этот мой памятник да не подвергается никакому разрушению. В храме Э-Сагил, который я люблю, пусть навсегда поминается мое имя и пусть всякий угнетенный человек, нуждающийся в защите закона, приходит и встанет перед этим моим изображением, как царем правды, и пусть он прочтет эту надпись, мои драгоценные слова, и эта надпись объяснит ему его дело, и он познает, что такое справедливость, и сердце его возрадуется, так что он скажет: царь Аммураби есть правитель, который, как отец своим подданным, хранил слова Меродаха в страхе и почести, с помощью Меродаха совершил завоевания на севере и на юге, услаждал сердце своего господа Меродаха, наделял благодеяниями своих подданных всегда и везде и установил порядок в стране... Когда он прочтет эту надпись, пусть от полноты сердца помолится Меродаху, моему господу, и Зарпаните, моей госпоже, и тогда все покровительственные божества и боги, пребывающие в храме Сагал, удовлетворят желаниям, ежедневно выражаемым перед Меродахом моим господом и Зарпанитой моей госпожой".

В этой надписи особенно интересен титул "царя правды": он невольно напоминает нам о том царе правды, который выступает в книге Бытия в той самой главе, где упоминается об Аммураби или Амрафеле. Там, между прочим, говорится, что, когда Авраам возвращался после поражения неприятелей, навстречу ему "вышел Мелхисидек, царь Салимский, и вынес хлеб и вино: он был священник Бога Всевышнего, и благословил его и сказал: благословен Авраам у Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои". Этот Мелхиседек, как означает самое его имя, есть "царь правды", точь-в-точь как называет себя Аммураби в своей надписи. Факт в вышей степени замечательный, причем невольно напрашивается предположение, что Аммураби, царь Сумера или Сеннаара, принимая участие в походе Кедорлаомера, царя Эламского, в Палестину, имел возможность видеть там Мелхиседека, и настолько был поражен величием личности этого "царя правды", что образ его навсегда запечатлелся в его памяти и он, приступая к составлению своего законодательства, не мог избрать для себя лучшего титула, как именно титул "царя правды". Насколько он ценил этот титул, можно видеть из следующего места эпилога к его законодательству: "Я, Аммураби, царь правды, которому Бог Шамаш предоставил право или закон. Мои слова хорошо обдуманы; мои дела не имеют себе ничего равного и имеют своей целью унизить тех, которые высоки, и смирить тех, которые надменны, изгнать нахальство. Если последующий правитель примет во внимание мои слова, которые я написал в моей надписи, если он не уничтожит моего закона, не будет искажать моих слов и не подменит моего памятника, то бог Шамаш да продлит царствование этого царя так же, как и царствование мое, царя правды, и да царствует он в правде над своими подданными".

Но этот царь правды, закона и справедливости, подобно Мелхиседеку Салимскому (Салим означает также мир), был также и "царь мира", что видно из всей цели его законодательства, как он сам говорит об этом в следующих словах: "В будущее время, в течение всех грядущих поколений, пусть всякий царь, который будет в этой стране, внимает словам правды, которые я написал на этом моем памятном камне. Законы страны, которые я установил, указы, которые я издал, пусть он не переменяет; моего памятника да не стирает он. Если у такого правителя есть мудрость и он хочет держать свою страну в порядке, то да вникнет он в слова, которые я написал; правила и установления закона страны, которые я дал, решения, которые я постановил, покажет ему эта надпись; пусть его подданные не препятствуют править ему сообразно с этим законом, изрекать правду, делать правые постановления, изгонять смутьянов и преступников из этой земли и обеспечивать благодеяния своим подданным". И действительно, страна, пользуясь мудрыми законами "царя правды", в течение пяти столетий наслаждалась миром и благоденствием, пока из гор Элама не совершилось нового нашествия на Вавилонию и Ассирию, вследствие чего эти богатейшие и благоустроенные страны подверглись сильному разорению.

Кодекс ц. Аммураби показывает нам, какими именно законами управлялись народы исторического востока за 2300 лет до Р. X. Этот кодекс вместе с тем служил источником влияния Вавилонской культуры и на окружающие народы, вследствие чего невольно напрашивается мысль, не был ли он также и первоисточником, откуда произошло и законодательство Моисея. Конечно, в библейской критической литературе не замедлили явиться писатели, которые прямо ухватились за эту мысль и стали утверждать, что законодательство Моисея заимствовано именно из кодекса Аммураби. По этому поводу явилась уже целая литература, которая немало производит смущения, особенно на Западе. Но для того, чтобы получить возможность сравнивать эти два законодательства, необходимо познакомиться с самим кодексом Аммураби, который, во всяком случае, представляет собой в высшей степени поразительный факт в древней вавилонской культуре. Доселе Аммураби был известен как один из славнейших царей Вавилона, а новооткрытое теперь законодательство сразу вывело его на широкую арену всемирной истории и сделало его одним из замечательнейших представителей общечеловеческой культуры, и изучение его законодательства сравнительно с законодательством Моисеевым стало одной из непременных задач сравнительного законоведения и библейской науки. Это сравнительное изучение уже началось и вызвало оживленную полемику между двумя лагерями ученых, из которых одни утверждают, что Моисеево законодательство всецело заимствовано из кодекса Аммураби. Это те ученые, для которых модные выводы и эффектные парадоксы дороже исторической истины; а истина заключается в том, что при всех своих достоинствах законодательство царя Аммураби стоит все-таки неизмеримо ниже Моисеева законодательства и последнее во всех отношениях носит неизгладимую печать высшего божественного происхождения. В трех существенных отношениях Моисеево законодательство стоит выше законодательства Аммураби. Первым и самым замечательным преимуществом его является гуманность, восходящая до такой степени, до которой, если разуметь под ней человеколюбие и благочестие, далеко не достигает и гуманность греков. Заботливость о положении бедных вдов и сирот, иноземцев и рабов и даже домашнего скота там то и дело выступает с такой силой, которая не оставляет желать ничего большего. Всякая несправедливость в отношении к слабым там порицается как возмутительное нечестие и безжалостность, подлежащие наказанию Божию, и, предоставляя рабам недельный субботний покой, Моисей установил учреждение, благодетельные последствия которого только теперь начинают оцениваться всеми. Ни один народ, ни одно время не обладали ничем подобным. Все компетентные ассириологи считают непростительной ошибкой со стороны проф. Делича, когда он хотел учреждение субботы приписать вавилонянам. Так проф. Опперт, заключая свой критический отзыв о мнимо-вавилонском происхождении субботы, высказался в следующих словах: "Доказательство вавилонского происхождения израильской культуры покоится на таком силлогизме: мы можем представить доказательство, что вавилоняне имели нос на лице; иудеи также имеют нечто подобное; следовательно, нос иудеев вавилонского происхождения".

Вторым важным преимуществом Моисеева закона является его единобожие. Этот монотеизм составлял уже сам по себе условие жизненного существования всей высшей цивилизации в первобытной Азии, как противовес принципу, по которому человеческие жертвоприношения и проституция - как у мужчин, так и у женщин - были одним из главных элементов и особенностей культов этих стран. В законодательстве Аммураби посвященные блудницы, о которых говорится в Библии и упоминается у Геродота, признавались законным классом людей, имевшим свои особенные права. Рядом с ними упоминаются и девы, которые, подобно римским весталкам, по-видимому, давали обет целомудрия. Кроме того, монотеизм есть основное условие научного знания, потому что пока целые дюжины богов спорят и соперничают между собой об обладании миром, равным образом - пока все элементы не приводят к одному общему корню бытия, дотоле не может быть вопроса о естественной причинности. У греков это условие доставляла философия, которой не было у народов первобытной Азии. Новейший атеизм есть не что иное, как искаженный монотеизм, который если и может более или менее рационально представлять себе процесс явлений физических, но терпит жалкое поражение, когда приходится объяснять жизнь органическую, и особенно жизнь духа, что, однако, и составляет главную суть вопроса.

Третье преимущество Моисеева закона состоит в его пророческом характере. В одном либеральном листке один из важнейших вавилонян (или иначе сказать - последователей вавилонофильства Делича) вообразил, что он нашел квадратуру круга, когда свою либеральную болтовню закончил богохульственными словами: "Благодарение Богу (или, вернее, Деличу!), суеверное понятие о мнимом откровении разрушено. Библия теперь не более, как сплетение мифов и законов вавилонских". Однако все это вавилонское великолепие давно погасло, хотя Аммураби воображал, что он и его гордые преемники будут царствовать вечно. Этот Аммураби истощается в похвалах себе и в каждении собственной персоне, как в предисловии к сборнику своих законов, так и в заключении его, между тем как библейские писатели отличаются как раз противоположным характером - смирением и скромностью. Он угрожает самыми страшными наказаниями всякому, кто только осмелится изменять его законы или коснуться его памятника и призывает на них все громы проклятий многочисленных богов и богинь для примерного наказания. И, однако, все это нисколько не воспрепятствовало эламитскому завоевателю начисто разграбить Вавилон, увезти колонну Аммураби в свою столицу Сузу, где она и найдена была, стереть на ней несколько строк и на место их вписать свое собственное имя. Что Вавилон совершенно уничтожился, что предсказания пророка Исайи в 13 и 14 главах его книги против гордых монархов этого государства исполнились с буквальной точностью, между тем как законы Моисея в существенных частях остались в силе как для евреев, так и для христиан до настоящего времени и своими двумя скрижалями управляют миром еще и теперь, - какого еще нужно более осязательного доказательства сверхъестественного происхождения Библии?

После этих предварительных замечаний переходим к изложению самого законодательства вавилонского "царя правды" Аммураби, чтобы впоследствии перейти к подробному систематическому исследованию его сравнительно с законодательством Моисеевым.

 

Кодекс вавилонского "царя правды" Аммураби

 

Изложению законодательства предшествует длинное вступление, которое весьма важно для характеристики вавилонского царя-законодателя. В нем Аммураби так говорит о себе:

"Когда Ану возвышенный, царь Ануннаков*(790), и Бел, владыка неба и земли, определяющий судьбу земли, предоставили Мардуку, властному сыну Эа, господство над земным человечеством, сделали его великим среди Игигов*(791), назвали Вавилон его славным именем, возвеличили его на земле и основали в нем вечное царство, основы которого заложены так же твердо, как и основы неба и земли, тогда Ану и Бел призвали меня по имени - Аммураби, возвышенного богобоязненного царя, дабы водворить закон правды в стране, уничтожить негодных и злых, чтобы сильный не вредил слабому, дабы я, как Шамаш*(792), восходя над черноголовыми, освещал землю. И вот я, Аммураби-царь, призванный Белом, источающий богатство и изобилие, в изобилии снабжающий Ниппур и Дуранки всем возможным, высокий попечитель Э-Кура*(793), храбрый царь, опять восстановивший Эриду и очистивший культ Э-апсу*(794), покоривший четыре страны света, возвеличивший имя Вавилона, возрадовал сердце своего господина Мардука, я, ежедневно совершающий моления в Сагиле*(795), царственный потомок, созданный Сином, обогативший Ур*(796), смиренный, благочестивый, приносящий богатство Гиш-ширгалу*(797), мудрый царь, которого слушает Шамаш, могущественный, который вновь заложил основу Сиппара, одел зеленью надгробные камни Мальката*(798), сделал великим Э-Баббар*(799), который есть как бы здание неба, - воитель, который защитил Ларсу*(800) и обновил Э-Баббар Шамашу, своему помощнику, - властелин, который дал новую жизнь Уруку, обильной водой снабдил его жителей, возвысил главу Э-анны*(801), высыпал полноту (изобилия) для Ану и Наны, покров земли, опять объединивший разрозненных жителей Исина и богато наградивший Э-галмах*(802), - покровительственный царь города, брат бога Замамы*(803), который твердо обосновал поселенческие места Киша, окружил блеском Э-ме-те-урсаг, расширил великие святыни Наны, управляет храмом Гарсаг-каламы*(804), этой могилы врагов, помощь которой подает победу; расширил место Куты*(805), все сделал величественным в Э-шидлами, - могучий вол, ниспровергающий врагов, любимец бога Ту-ту*(806), возрадовавший население Борзиппы*(807), возвышенный, который неустанно стоит за Э-зидду, - божественный царь города, мудрый, умный, который расширил земледелие в Дильбате*(808), накопил хлеб для Ураша; сильный властелин, которому приличествует скипер и корона, которого создала мудрая Ма-ма, который определил храмовой округ Киша, обогатил священные трапезы Нинту*(809), осмотрительный, заботливый, который устроил пастбища и водопои для Лагаша и Гирсу, доставлял большие жертвенные дары для "храма пятидесяти"*(810), забирал в плен врагов, - избранник прорицалища, исполнивший предсказание Галлаба, возрадовавший сердце Ануниты*(811), чистый царь, молитвы которого признает Адад*(812) и который удовлетворил сердце Адада, воителя, в Каркаре, восстановил богослужебные сосуды в Э-уд-гал-гале; царь, давший жизнь городу Адабу, вождь Э-маха, царственный властелин города, непреодолимый воитель, даровавший жизнь населению Машканшабри и создавший богатое изобилие храму Шидлам*(813), - мудрый, деятельный, который, вторгшись в притон разбойников, избавил жителей Малки от несчастья*(814), жилище их прочно основал в богатстве для Эа и Дам-гал-нун-на, которые навеки возвеличили его царство, установил чистые жертвенные дары; царственный властелин города, подчинивший области по каналу Уд-киб-нун-на (на Евфрате) власти Дагона*(815), творца своего, пощадивший жителей Меры и Тулула*(816); возвышенный царь, который заставляет сиять лицо Нинни, приносит священные трапезы божеству Нин-а-зу, заботился о его жителях в их нужде, предоставил им долю в Вавилоне в мире, пастырь угнетенных и рабов, дела которого находят благоволение у Ануниты и который заботился об Ануните в храме Думаш в пригороде Агады; тот, кто возвещает правду, управляет по закону, возвратил городу Ассуру*(817) его благодетельного бога - покровителя, водворил имя Истары в Ниневии в Э-миш-мише, - возвышенный царь, смиряющийся перед великими богами, преемник Сумула-ила, могучий сын Син-му-баллита, царственный отпрыск вечности, могучий царь, солнце Вавилона, изливающее свой свет на землю Сумер и Аккад, царь, которому повинуются четыре страны света, любимец Нинни - вот кто я!"

"Когда Мардук послал меня управлять людьми и дать земле правовую защиту, тогда я вложил в уста людей закон и правду, доставил благосостояние угнетенным".

Затем следует самое законодательство, которое мы приводим все сполна, в том порядке его статей, как они изложены на вавилонской скрижали*(818):

1) Если кто взведет на другого обвинение в чародействе, но не может доказать этого, то сделавший это должен быть предан смерти.

2) Если кто-либо обвинит другого в чародействе и обвиненный пойдет к реке и бросится в нее, и если он утонет в реке, то обвинитель его должен овладеть его домом; но если река покажет, что обвиненный невиновен и он спасется невредимым, тогда тот, кто взвел на него обвинение, должен быть предан смерти, а тот, кто бросался в реку, должен овладеть домом, принадлежавшим его обвинителю.

3) Если кто взведет на кого-нибудь обвинение в каком-либо преступлении перед старейшинами и не докажет того, в чем он обвинил, то он должен быть, если это будет суд из-за жизни, предан смерти.

4) Если он выступает свидетелем (в судебном деле) из-за хлеба и денег (серебра), то должен будет понести наказание, которое будет назначено судом.

5) Если судья, рассматривая дело, дает решение и письменно излагает приговор, и если позже окажется какая-нибудь ошибка в его решении и притом по его собственной вине, то он должен заплатить в 12 раз*(819) тот штраф, который назначен им по делу, должен быть публично удален с судейского места и никогда уже опять не восседать на нем для судопроизводства.

6) Если кто-либо украдет что-нибудь из собственности храма или двора (царского), тот должен быть предан смерти, равно как и тот, кто принимает краденую вещь от него, должен быть предан смерти.

7) Если кто-нибудь покупает у сына или раба другого человека, без свидетелей или контракта серебро или золото, раба или рабыню, вола или овцу, осла или что-нибудь другое, или если он возьмет это в залог, то его нужно считать вором и он должен быть предан смерти.

8) Если кто-нибудь украдет из рогатого скота, или овцу, или осла, или свинью, или лодку, и если это принадлежит Богу*(820) или двору, то вор должен уплатить в 30 раз за это; если же эти вещи принадлежат вольноотпущеннику (царя), то он должен заплатить в 10 раз*(821); если вор не имеет чем заплатить, то должен быть предан смерти*(822).

9) Если кто-либо потеряет вещь и найдет ее во владении другого, если лицо, во владении которого найдена вещь, скажет: купец продал ее мне, я заплатил за нее при свидетелях, и если собственник вещи скажет: "я хочу привести свидетелей, которые знают мою пропавшую собственность", тогда покупатель должен привести продавца, который продал ему ее, и свидетелей, при которых он купил ее, а собственник должен привести свидетелей, которые признают его собственность. Судья должен исследовать их показания - как тех свидетелей, при которых были уплачены деньги, так и тех свидетелей, которые признают потерянную вещь под клятвой. Продавец тогда окажется вором и должен быть предан смерти; собственник пропавшей вещи получает свою вещь, покупатель получает заплаченные им деньги из имения продавца.

10) Если покупатель не приведет продавца и свидетелей, при которых он покупал вещь, а собственник ее приведет свидетелей, которые признают ее, тогда покупатель есть вор и должен быть предан смерти, а собственник получает свою потерянную вещь.

11) Если собственник не приведет свидетелей для признания пропавшей вещи, то он злостный человек, наклеветал и должен быть предан смерти.

12) Если продавец умер, то покупатель должен получить из дома продавца в 5 раз штрафу.

13) Если свидетелей нет, судья должен назначить срок в 6 месяцев; если в течение 6 месяцев свидетели не явятся, то он злодей и понесет наказание во время судопроизводства.

14) Если кто-либо украдет малолетнего сына у другого, то должен быть предан смерти*(823).

15) Если кто-либо возьмет раба или рабыню двора, или раба или рабыню свободного человека вне городских ворот, тот должен быть предан смерти.

16) Если кто-либо примет в свой дом беглого раба или рабыню царского двора или вольноотпущенника и на публичный призыв правителя дома не выведет его, то хозяин дома должен быть предан смерти.

17) Если кто-либо поймает на открытом поле раба или рабыню, приведет его к своему господину, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра.

18) Если этот раб не скажет имени своего господина, то должно привести его во двор, где будет произведено дальнейшее расследование, и раб должен быть возвращен своему господину.

19) Если он удержит этого раба в своем доме и его найдут там, то должно предать его смерти.

20) Если раб убежит от того, кто его поймал, то последний должен поклясться в этом владельцу раба и будет свободен от всякой вины.

21) Если кто-либо сделает отверстие в доме (взломает его с целью украсть что-нибудь), то должно предать его смерти у этого самого отверстия и тут же зарыть*(824).

22) Если кто-либо будет схвачен при совершении воровства, то должен быть предан смерти.

23) Если грабитель не схвачен, тогда тот, кто ограблен, должен под клятвой заявить о количестве своей потери, а община и...*(825) в ведении которых произошло это, должны вознаградить его за украденное имущество.

24) Если ограблено несколько лиц, то община и местный старейшина должны заплатить одну мину серебра их родственникам.

25) Если в доме произойдет пожар и кто-нибудь из пришедших тушить его бросит свой взгляд на собственность владельца дома и возьмет из собственности господина дома, то его должно бросить в этот самый огонь.

26) Если начальник или (простой) человек (рядовой воин), которому было приказано идти на высокий путь царя*(826), не пойдет сам, а возьмет наемника и удержит у него плату, то этот начальник или человек должен быть предан смерти, а тот, который был за него, должен овладеть его домом.

27) Если начальник или (простой) человек*(827) будет схвачен при поражении царя (т.е. попадет в плен во время битвы) и если его поле и сад отданы будут другому и тот будет владеть ими, то когда он возвратится и достигнет своего места, его поле и сад должны быть возвращены ему, он должен опять взять их себе.

28) Если начальник или (простой) человек будет схвачен при поражении царя, а его сын способен вступить во владение, тогда поле и сад должны быть отданы ему, он должен принять на себя содержание своего отца.

29) Если его сын еще мал и не может вступить во владение, то треть поля и сада должны быть отданы его матери и она должна воспитать его.

30) Если начальник или (простой) человек оставляет свой дом, сад и поле и отдает их в аренду и кто-нибудь другой вступает во владение его домом, садом и полем и пользуется ими в течение трех лет: если первый владелец возвращается и заявит притязание на свой дом, сад и поле, то не должно отдавать их ему, а тот, кто принял их во владение и пользуется ими, должен продолжать пользоваться ими.

31) Если он отдает их внаем на один год, затем возвращается, то дом, сад и поле должны быть отданы ему и он должен опять владеть ими.

32) Если начальника или (простого) человека, схваченного на пути царском (на войне), какой-либо купец выкупит на свободу и приведет его опять в свое место, и если он имеет средства выкупить свой дом и свою свободу, то он должен выкупить себя на свободу; если же у него ничего нет в доме такого, чем бы он мог купить себе свободу, то должен быть выкуплен на свободу на средства храма своей общины; если в храме нечем выкупить его на свободу, то двор (царский) должен выкупить его свободу; его поле, сад и дом не должны быть отдаваемы на выкуп его свободы.

33) Если какой... или какой...*(828) уклонится от военной службы и вместо себя поставит на царский путь наемника, а тот удалится, то тот... или тот... должен быть предан смерти.

34) Если какой... или какой... захватит собственность начальника, нанесет ущерб начальнику или отдаст начальника в поденщину, подарит начальника в судопроизводстве какому-либо вельможе, возьмет дар, данный ему царем, то такой... или такой... должен быть предан смерти.

35) Если кто-либо купит у начальника рогатый или мелкий скот, которые дал ему царь, то он теряет свои деньги*(829).

36) Поле, сад и дом начальника, (простого) человека или арендатора не могут быть продаваемы.

37) Если кто-либо покупает поле, сад или дом начальника, человека или арендатора, то купчая таблица разбивается*(830) и он теряет свои деньги; поле, сад и дом отходят к его господину.

38) Начальник, человек или арендатор ничего не могут отписывать из своего поля, сада или дома и владений своей жены или дочери и не могут давать это в качестве залога под долговые обязательства.

39) Из поля, сада и дома, которые он купил (и владеет ими как собственностью), он может отписывать своей жене и дочери и давать в обеспечение своего долга.

40) Но комиссионеру*(831) или другому государственному чиновнику он может продать свое поле, сад и дом; покупатель получает в свое пользование поле, сад и дом, которые он купил.

41) Если кто-либо обнесет оградой какое-нибудь поле, сад или дом начальника, человека или арендатора и прибавит к этому новые тычины, между тем начальник, человек или арендатор возвращается в поле, сад или дом, то тычины эти, которые были прибавлены, должны поступить в его собственность.

42) Если кто-нибудь берет поле для обработки и на этом поле не получает никакого хлеба, то должно его привлечь к суду за то, что он не производил на поле никакой работы, и он должен выдать владельцу поля столько хлеба, сколько его уродилось у соседа.

43) Если он не обрабатывает поля, оставляет его в покое, то должен выдать владельцу поля хлеб, как он у соседа, а поле, которое он оставил без обработки, должен вспахать, засеять и возвратить владельцу.

44) Если кто-нибудь берет пустующее поле для обработки в течение трех лет, но окажется ленивым, не обрабатывает поля, то в четвертый год он должен вспахать это поле, взбороновать, обработать и возвратить владельцу и за каждые 10 ганов отмерить 10 гур хлеба*(832).

45) Если кто-нибудь отдает свое поле в аренду за определенный взнос и получает арендную плату за свое поле, но наступает непогода и уничтожает жатву, то ущерб должно отнести на счет съемщика.

46) Если он не получает никакой платы за свое поле, но отдает его за половину или третью часть дохода, то хлеб, который будет на поле, арендатор и собственник должны делить по мере их долей.

47) Если съемщик, не получив в первый год себе прибытка, отдает поле в обработку другим, то собственник не должен делать съемщику никакого укора за это: его поле было сдано и при жатве он получает хлеб сообразно заключенным условиям.

48) Если кто-нибудь имеет на себе долг, а непогода опустошает его поля, или уничтожает жатву, или, вследствие недостатка влаги, хлеб не вырастает на поле, то в этом году он не должен давать кредитору хлеба: его долговая таблица должна быть обмыта водой*(833) и он не должен платить процентов за этот год.

49) Если кто-нибудь берет деньги у промышленника и дает этому промышленнику поле, пригодное для посева хлеба или сесама*(834), предоставляет ему обработать это поле, и хлеб или сесам, которые будут на этом поле, сжать и взять себе; если затем съемщик посеет на поле хлеб или сесам, а при жатве хлеб или сесам, которые будут на поле, получит владелец поля, то хлеб за взятые у промышленника деньги, вместе с процентами, и за расходы по обработке должно отдать промышленнику.

50) Если кто сдает в аренду поле, засеянное хлебом и сесамом, то хлеб или сесам, которые будут на поле, должен получить владелец поля, деньги же вместе с процентами он должен возвратить промышленнику.

51) Если кто не имеет денег к обратной уплате, то хлеб или сесам по их цене должен отдать промышленнику за полученные им от последнего деньги с процентами, сообразно с царским тарифом.

52) Если арендатор не посеял на поле хлеба или сесама, то его (должника) контракт не теряет силы.

53) Если кто-нибудь слишком ленив, чтобы держать свою плотину в надлежащем состоянии, и не содержит ее в этом состоянии; если затем в его плотине произойдет прорыв и хлебное поле заливается водой, то тот, в плотине которого произошел прорыв, должен вознаградить за хлеб, который он погубил.

54) Если он не может возместить этого хлеба, то должно продать его и его имущество за деньги и разделить среди поселян, хлеб которых залит водой.

55) Если кто-нибудь открывает свою водяную яму*(835), но не наблюдает за ней, и вода заливает поле его соседа, то он должен отделить ему хлеба сообразно с доходом своего соседа.

56) Если кто-нибудь выпустит воду и вода зальет обработанное поле его соседа, то он должен отмерить ему за каждые 10 ганов 10 гур хлеба.

57) Если пастух*(836), чтобы кормить мелкий скот травой, не получив на это позволения от владельца поля, без согласия владельца пасет свой мелкий скот на его поле, то владелец должен сжать свое поле, и пастух, который без позволения владельца пас свой скот на этом поле, сверх того, за каждые 10 ганов должен уплатить владельцу 20 гур хлеба.

58) Если после того, как мелкий скот оставил поле и прошел мимо городских ворот, а пастух все еще продолжает держать свой мелкий скот на поле и пасти его на этом поле, то такой пастух должен взять на себя поле, на котором он пас, и при жатве отмерить владельцу поля за каждые 10 ганов 60 гур хлеба.

59) Если кто-нибудь без ведома владельца сада срубает в чьем-нибудь саду деревья, то он должен заплатить полмины серебра.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.