ТЕМА. 9 Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы
Социально-экономическая сущность предпринимательства и его характерные черты.
Развитие теории предпринимательства можно охарактеризовать как последовательно возникающие «три волны».
«Первая волна» (XVIII в) акцентировала внимание на рискованности как главной отличительной черте предпринимательства. Ее представитель - французский экономист Р. Кантильон, по мнению которого предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.
«Вторая волна» в осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Ее представитель Йозеф Шумпетер (1883-1950), по мнению которого в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.
«Третья волна» отмечает особые личностные качества предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решении, наличие управленческих способностей).
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с акцентированием на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя.
Предпринимательство- это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:
• ориентация на человека;
• беззаветное служение покупателю.
• создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических форм поведения.
• постоянное стремление вырваться вперед, опередить конкурента.
Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм, этичность (рис. 1.9)
Рис. 1.9. Структура категории «предпринимательство»
Субъекты предпринимательства, основным из которых является предприниматель, в общем виде представлены на рис. 9.2.
Рис. 2.9. Субъекты предпринимательской деятельности
Объект предпринимательской активности - товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, главным образом возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, также личная свобода предпринимателя.
Основные трактовки предпринимательства – классические неоклассические, инновационные и т.п.
В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная. (Таблица 9.1). Классическая модель предпринимательства (традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство). При этом предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. В рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для проведения ряда мероприятии за счет внешних дел предпринимательской фирмы факторов. Вторая модель - инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями.
Таблица 1.9. Сравнение характеристик репродуктивной и инновационной
моделей предпринимательства
Характеристика
| Поведение предпринимателя
| В репродуктивной модели
| В инновационной модели
| Цели
| Оптимизация прибыли
| Оптимизация потенциала прибыльности
| Пути достижения
целей
| Экстраполяция прошлых
подходов
| Определяется взаимодействием возможностей получения прибыли и качества управления
| Система поощрений и взысканий
| - Поощрение за стабильность, эффективность
- Поощрение за прошлую деятельность
| - Поощрения за творчество, инициативу
- Взыскание за отсутствие инициативы
| Проблема
| Повторяющаяся, знакомая
| Неповторяющаяся, новая
| Стиль руководства
| - Популярность
- Умение установить единство подходов
| - Допущение рискованных действий
- Умение вдохновить людей на восприятие изменений
| Организационная структура
| - Стабильная или расширяющаяся
- Деятельность организована в соответствии с процессом переработки ресурсов
- Стремление к экономии на масштабах производства
- Виды деятельности увязаны слабо
| - Гибкая, структурно меняющаяся
- Деятельность организована в соответствии с проблемами
- Виды деятельности жестко увязаны (комплексный, системный подход)
|
Виды предпринимательской деятельности.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1) инновация продукции;
2) инновация технологии;
3) социальные инновации.
Первый видинновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д. Второй вид- инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Третий видинновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инновации такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
Основные организационные формы предпринимательства, их преимущества и недостатки.
Предпринимательствокак особая форма экономической активности может осуществляться как в государственной, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:
а) предпринимательство государственное;
б) предпринимательство частное.
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:
а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или:
б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства представлены в таблице 9.3.
Таблица 2.9.Преимущества и недостатки основных организационных форм предпринимательской деятельности
Формы предпринимательства
| Преимущества
| Недостатки
| Единоличные
индивидуальные
хозяйства
| Простота в организации. Полная свобода деятельности. Гибкость поведения в рыночной сфере. Возможность сохранения секретов деятельности. Максимальный интерес в получении всего дохода.
| Трудности привлечения больших капиталов. Неограниченная ответственность за убытки. Необходимость совмещения всех организационных и управленческих действий
| Товарищества
| Распределение обязанностей по управлению. Широкая возможность привлечения финансов. Свобода и оперативность действий, ограниченная только согласованностью партнеров.
| Вероятность взаимного недоверия партнеров, социально-психологический дискомфорт из-за недоверия. Непостоянство этой формы из-за разногласия партнеров.
| Акционерные
общества
| Возможность широкого и быстрого привлечения дополнительных капиталов. Свобода перемещения капитала в рамках различных сер деятельности корпорации. Ограниченная ответственность акционеров.
| Громоздкость управления низкая его оперативность. Невысокий уровень контроля и участия в управлении акционеров. Возможность раскрытия профессиональных тайн.
| Предпринимательство в РК, экономические и правовые условия, проблемы становления и развития
Малое предпринимательство в Казахстане прошло 4 этапа:
Первый этап развития малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990)(Таблица 3.9) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям, бюрократические преграды при регистрации кооперативов.
Таблица 3.9.Этапы развития малого бизнеса
Характеристика этапа
| Основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса
| Этап 1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990)
| 1. Внедрение новых форм собственности
| 1. Трудности доступа к сырью и производственным
площадям
| 2. Начало формирования предпринимательской культуры
| 2. Бюрократические преграды при регистрации
кооперативов
| Этап 2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-
командной к рыночной экономики (1991 -1996)
| 1. Обретение Казахстаном
суверенитета
| 1. Несовершенство действующей нормативно-правовой основы;
| 2. Резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности
| 2. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
| 3. Приватизация государственной собственности
| 3. Нехватка знаний у новоявленных предпринимателей
| 4. Нестабильная социально-экономическая ситуация;
| 5. Недостаточно четкое выполнение действующих
законодательных и программных документов
| 6. Внесение частых изменений в действующее
законодательство;
| 7. Высокий уровень налогов;
| 8. Недоступность кредитных ресурсов
| 9. Наличие административных барьеров
| Этап 3. Малый бизнес в условиях становления рыночных отношений (1997 - 2000)
| 1.Активизация деятельности в
секторе малого бизнеса
| 1. Недостаточная доступность финансовых и кредитных ресурсов;
| 2. Усиление государственной
поддержки малого бизнеса
| 2. Необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий малого бизнеса
и превышение ими своих полномочий;
| 3. Усиление региональных аспектов
развития малого бизнеса
| 3. Относительно высокий уровень налогов и сложная запутанная система их сбора;
| 4. Развитие неправительственного
лектора поддержки малого бизнеса
| 4. Недостаточная развитость объектов рыночной и производственной инфраструктуры,
способствующей эффективной деятельности малого бизнеса
| Этап 4. Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001 -2006)
| 1. Развитие финансовой поддержки малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитных организаций
| 1. Несанкционированные проверки со стороны различных органов.
| 2. Создание лизинговых компаний, бизнес - центров, бизнес-инкубаторов
| 2. Жесткий налоговый прессинг.
| 3. Создание Центров поддержки предпринимательства
| 3. Недобросовестность деловых партеров
| 4. Недостаточная эффективность создаваемой инфраструктуры поддержки малого бизнеса
|
Второй этап в развитии малого бизнеса Казахстана(1991 - 1996) проходил в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. На этом этапе, этапе приобретения Казахстаном суверенитета наблюдался резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности, произошла приватизация государственной собственности. Однако, начиная с 1994 года, отмечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.
На третьем этапе развития малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000)наблюдалась активизация деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса.
Четвертый этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001 -2006)характеризуется активной финансовой поддержкой малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитные организации, созданием лизинговых компаний, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, Центров поддержки предпринимательства.
Количество малых предприятий изменялось на каждом этапе (Таблица 4.9).
Таблица 4.9.
Количественные характеристики развития малого бизнеса по состоянию на конец этапа
Этапы
| Количество малых предприятий, тыс. ед.
| Численность занятых, тыс. чел.
| Этап 1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990)
| 12,4
| 302,6
| Этап 2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-командной к рыночной экономике (1991-1996)
| 35,2
| 358,8
| Этап 3. Малый бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000)
| 88,0
| 591,2
| Этап 4. Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001-2006)
|
|
| Если на конец первого этапа 1990 года в республике насчитывалось 12400 малых предприятий, то к концу четвертого этапа (2006 год) их уже стало 743 000, увеличение произошло почти в 60 раз! Численность занятых в сфере малого бизнеса за этот период увеличилась в 5 раз: если в 1990 году она составляла 302 600 человек, то в 2006 году здесь уже работает 1514 000 человек, что составляет 19,8 % от общего числа занятых. Для сравнения в развитых странах в сфере малого бизнеса работает более половины всех занятых.
За 20 лет развития казахстанского предпринимательства, зародившегося еще в условиях Советского Союза, принято огромное количество нормативно-правовых документов, которые систематизированы в таблице 1.4.
Первым законом, легализовавшим предпринимательскую деятельность еще в бывшем Советском Союзе, был Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР», принятый в 1987 году. В 1988 году был принят «Закон о кооперации». Началось массовое создание кооперативов, товариществ.
Однако в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры немногие кооперативы устояли. Принятые позже в 1988-1991 годы законы об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности несколько либерализовали экономическую обстановку. В целом, собственность оставалась государственной и небольшие послабления в виде аренды лишь в некоторой степени стимулировали предпринимательскую активность.
С приобретением независимости в 1991 году Казахстан издал целый ряд Законов в поддержку предпринимательской активности. В Казахстане толчком к развитию предпринимательства послужили такие законы, как Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Казахстане» (1991), Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства»(1992). Уже на начало 1991 года количество частных предприятий составило 12,4 тысяч с общим числом занятых - 302,6 тысячи человек. На 01 апреля 2006 года число субъектов малого предпринимательства составило 743,482 тысячи, в них было занято 1514 тысяч человек. Однако в отраслевой структуре малого бизнеса продолжает большую часть занимать торговля вместе с ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 40,4%; 26,4% малых фирм задействованы в сельском хозяйстве, на транспорте -7,6%, в строительстве - 3,5%, в промышленности - 2,4%.
Такая структура говорит о том, что серьезного поворота в сторону производственной деятельности в секторе малого бизнеса, к сожалению, еще не произошло. Основные причины такого положения - это большие сроки окупаемости инвестиций в производственную сферу, недостаточная поддержка государства производственных структур, низкая конкурентоспособность производимых товаров.
В последующие годы новый импульс развитию предпринимательства придали указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, предполагается создать и организовать работу Агентства по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли - первом специальном государственном органе по развитию малого бизнеса в Казахстане.
Кроме этого, было предусмотрено создание фонда поддержки предпринимательства при участии международных финансовых институтов, правительственных и неправительственных структур. В рамках этого фонда предусматривалось финансирование наиболее перспективных проектов в объеме до 5 миллионов тенге. Однако, несмотря на усилия правительства, серьезного перелома в сторону активизации предпринимательской деятельности пока не произошло.
В 1997 году были введены Закон «Об индивидуальном предпринимательстве» и Указ Президента РК «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства». В это время наблюдается процесс укрупнения одних фирм и банкротства других, не выдержавших налогового пресса и конкуренции. Такая тенденция привела к общему сокращению численности малых предприятий, часть из которых сменила свою организационно-правовую форму.
В последние годы (2001-2006 годы) принимаемые законы и нормативные акты касались в основном таких вопросов, как упрощение регистрации; упорядочение числа проверок субъектов малого предпринимательства; сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В эти годы в Казахстане продолжают разрабатываться специальные Государственные программы поддержки малого предпринимательства. За эти годы принято 5 таких программ, начиная с 1992 года, заканчивая 2006 годом.
Важным шагом для развития франчайзинга в Казахстане является принятие Закона «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Закон «О микрокредитных организациях», принятый в 2003 году способствовал развитию небанковских финансовых учреждений, расширению доступа предприятий малого бизнеса к микрокредитным ресурсам. Наконец, Закон РК «О частном предпринимательстве», принятый в феврале 2006 года, обобщил в едином законодательном акте все предыдущие нормативные акты по вопросам предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство получило единый закон, регламентирующий взаимоотношения бизнеса и государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|