Сделай Сам Свою Работу на 5

Руководство для преподавателя





 

«Социология»

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Ростов-на-Дону


Учебная дисциплина «Социология» предназначена для студентов 1-го курса, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», уровень подготовки – бакалавр.

Основными дидактическими принципами,положенными в основу учебной работы при изучении данной учебной дисциплины, являются:

1) обучение в рамках современных образовательных технологий;

2) Логически последовательное построение материала;

3) закрепление изученного теоретического материала на основе использования активных форм обучения;

4) блочный метод изучения учебного материала;

5) систематическая работа над личностным развитием студентов.

Формирование знаний, умений, компетенций студентов в ходе обучения обусловлено не только содержанием учебного материала, но и личностью преподавателя, стилем его общения со студентами.

Обучение в рамках дисциплины целесообразно выстраивать как сотрудничество студентов и преподавателя. Наиболее эффективным стилем общения преподавателя со студентами в рамках данной учебной дисциплины является демократический.



Учебный процесс в рамках изучения данной учебной дисциплины построен на основе следующих принципов:

1. создание атмосферы взаимного доверия и уважения между всеми участниками учебного процесса, использование в обучении разных форм сотрудничества и сотворчества;

2. обучение с учетом интересов и возможностей студентов, основанное на стимулировании интереса студентов к учебно-познавательной деятельности;

3. обучение через активную познавательную деятельность, решение проблемно-поисковых задач;

4. поощрение и стимулирование проявлений творчества и самостоятельности;

5. обеспечение успешности продвижения каждого студента в учебно-познавательной деятельности, утверждающее веру студента в свои силы и возможности.

Программа курса предусматривает как лекционные, так и семинарские занятия. Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы, в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом, в обстановке непосредственного и активного общения, решить задачи познавательного и воспитательного характера.



Основное назначение семинарских занятий – закрепление знаний по социологии на базе самостоятельной проработки базовых учебников и соответствующих оригинальных трудов по социологии отечественных и зарубежных авторов. Основные идеи, которые необходимо усвоить по данной дисциплине в системе высшего образования, даются на базе профессионального освоения социологии современных разработок отечественной социологии, а также мирового наследия в этой сфере. Наряду с другими аспектами освоение основ социологии включает актуализацию достижений мыслителей прошлого применительно к современному этапу общественного развития. Главной задачей при подготовке к семинарским занятиям по социологии является чтение и изучение конспекта лекций по социологии и рекомендуемой литературы к каждой теме.

Содержание и характер проведения семинарского занятия зависит от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы. В то же время важно подчеркнуть, что ориентироваться при проведении семинарских занятий необходимо на самых сильных студентов из группы. Высокие трудность занятий и требования к качеству их выполнения позволят и менее подготовленным студентам повысить уровень своей общекультурной и профессиональной компетентности.

В основе построения учебного процесса в рамках данной учебной дисциплины лежит понимание того, что по-настоящему и глубоко усвоен студентом может быть только тот материал, что пережит студентом и стал его личным опытом. Именно поэтому ведущими в рамках данной учебной дисциплины являются интерактивные формы обучения. Интерактивные формы обучения углубляют знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, способствуют трансформации знаний в умения, владение соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями.



Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, направлены также и на развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь. Именно поэтому активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений.

Большая часть заданий, выполняемых студентами в ходе изучения данной учебной дисциплины, рекомендуется для выполнения в группах. Это в наибольшей степени относится к заданиям, связанным с разработкой и презентацией проектов. Такая форма организации работы студентов способствует формированию готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Семинарские занятия по курсу «Социология» сочетают черты семинара, проводимого для тщательной проработки отдельных, наиболее важных теоретических аспектов раздела учебной дисциплины, а также семинара исследовательского типа, направленного на углубленную разработку отдельных частных проблем, связанных с данным разделом учебной дисциплины.

Семинарские занятия в рамках данной дисциплины строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме.

Преподавателю, ведущему семинарские занятия важно требовать от студентов, выступающих с докладами, наличия и предварительного оглашения плана выступления. Такая процедура облегчает оценку доклада в целом, позволяя отметить его структуру, а также систематичность мышления студента. Важно обратить внимание студентов на необходимость выступления с докладом без конспекта. Свободное оглашение студентом материала доклада позволяет оценить самостоятельность, глубину проработки материала, навыки устной речи, владение навыками установления контакта с аудиторией. Необходимо также ориентировать студентов на то, что они общаются с товарищами по учебной группе, а не только с преподавателем.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 4 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при продолжительности семинарского занятия 2 академических часа).

Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара, позволяя оценить глубину проработки выбранной темы самим докладчиком, а также степень знакомства с темой других студентов, участвующих в семинарском занятии. Важно помнить, что вопросы к докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентам, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них.

Одной из важных задач, стоящих перед преподавателем, проводящим семинарское занятие, является провоцирование полемики. В ходе полемики формируются находчивость, быстрота мыслительной реакции, умение аргументировать собственную позицию, владение навыками устной речи. Кроме того, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается как глубоко личное. Для успеха проведения семинарского занятия важно использовать все средства активизации студентов. К ним относятся: постановка хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелая концентрация внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременное акцентирование внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы.

Важно довести до понимания студентов, что участие в семинаре – это не только подготовка и выступление с докладом, но и участие в развернутой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на вопросы, задаваемые другими студентами, полемику, как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Добиваясь внимательного и активного отношения студентов к участию в семинарском занятии, преподаватель, ведущий такие занятия, должен поставить студентов в известность, что содержательный анализ доклада, грамотно поставленный вопрос, активное участие в полемике он оценивает так же высоко, как и выступление с хорошим докладом.

В целях формирования умений и навыков работы в коллективе полезно организовать работу по подготовке проектов и проведению презентаций в рабочих группах по 3-5 человек. Оценку подготовленных проектов и их презентаций, полезно доверить студентам семинарской группы. В этом случае важно заблаговременно довести критерии такой оценки до сведения студентов.

 

 

Разработчик
РФ СПбГУКИ________ (место работы) зав. кафедрой, к.п.н.,доцент (занимаемая должность) _Н.Н. Дорофеева____ (ФИО)
     
Эксперт
Донской юридический институт _________ (место работы)   доцент кафедры_________ гуманитарных, социально-экономических и________ естественнонаучных_____ дисциплин, д.ф.н (занимаемая должность) _Е.А. Склярова______ (ФИО)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.