Обязанности руководителя практики от университета
Введение
Производственно-профессиональная практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия отрасли. Во время производственно-профессиональной практики студент также самостоятельно определяет область своей будущей деятельности и тем самым выбирает соответствующую специализацию экономиста-менеджера, предусмотренную рабочим учебным планом вуза, осуществляет подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых работ (проектов) и для научно-исследовательской работы.
Производственно-профессиональная практика проводится, как правило, на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и вузом, или в форме самостоятельного практикума: студент самостоятельно находит предприятие в качестве базы практики и информирует выпускающую кафедру о месте ее прохождения.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли) и учебному плану подготовки экономиста-менеджера для торговли, студент в процессе практик должен получить профессиональные навыки в выполнении конкретных функций на предприятии и развить профессиональные компетенции в решении задач по основным видам профессиональной деятельности.
Цели и задачи практики
Основными целями прохождения данного вида практики являются:
1) закрепление и углубление теоретических знаний в рамках пройденного материала по дисциплинам «Экономика предприятия», «Экономика торгового предприятия», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Бухгалтерский учет», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии», «Ценообразование», «Статистика» и других смежных дисциплин на практике;
2) ознакомление с организацией учета и планово-аналитической работы на предприятиях торговли и общественного питания;
3) получение практических навыков работы с бухгалтерскими документами, статистической отчетностью и другими источниками внешней и внутренней информации: опыта их заполнения, порядка составления;
4) приобретение навыков по экономическому анализу основных экономических показателей путем самостоятельной работы с документами конкретного предприятия;
5) приобретение студентами практических навыков решения торгово-хозяйственных и управленческих задач на уровне предприятия в современных условиях.
Задачи практики:
– изучение конкретного опыта и практики ведения и организации деятельности предприятия;
– развитие практических навыков анализа хозяйственной деятельности организации;
– развитие навыков проведения прикладной научно-исследовательской работы в пределах задания практики;
– сбор, обработка и анализ информации в профессиональной среде с целью написания отчета по производственно-профессиональной практике.
Продолжительность и сроки практики
Продолжительность практики ______3______ недели,
Время проведения практики ______4______ курс обучения,
______8______ семестр,
с _42_ по _44_ недели по учебному плану.
Базы практики
Местом прохождения производственно-профессиональной практики с учетом основных видов профессиональной деятельности экономистов-менеджеров могут быть:
- розничные торговые сети;
- магазины всех типов и видов;
- предприятия оптовой торговли;
- торговые и торгово-развлекательные центры;
- предприятия общественного питания всех типов и видов;
- малые предприятия сферы торговли и общественного питания;
- производственные предприятия в части организации сбыта продукции;
- федеральные, региональные и местные органы регулирования торговли и общественного питания;
- предприятия, специализирующиеся на оказании услуг организациям торговли и общественного питания (консалтинговые, аудиторские, дизайнерские фирмы, поставщики оборудования, программного обеспечения, маркетинговые агентства, финансовые структуры и т.д.);
- прочие организации по согласованию с деканатом и кафедрой.
Место практики выбирается студентом, исходя из представляемого кафедрой перечня или из собственных возможностей при наличии письменного согласия руководителя предприятия на проведение практики с указанием названия предприятия, его адреса, телефона для осуществления контроля со стороны кафедры.
Содержание практики и распределение по видам работ
В ходе прохождения практики студент должен продемонстрировать навыки использования на практике знаний, полученных в рамках изучения специальных дисциплин.
Содержание практики определяется целями ее прохождения. В ходе практики студент изучает экономическую деятельность предприятия в рамках пройденного в вузе теоретического и практического материала.
Содержание практики состоит из разделов, отражающих экономическую деятельность предприятия.
Раздел 1. Организационная характеристика предприятия
В ходе выполнения этого раздела студент должен изучить и отразить в отчете следующие вопросы:
1. Организационно-правовой статус предприятия, его месторасположение (юридический и фактический адрес), специализация, форма собственности.
2. Реально осуществляемые виды деятельности предприятия, производимая продукция, оказываемые услуги.
3. Организационная структура предприятия.
4. Система налогообложения, применяемая на предприятии.
5. Организация учета и планово-аналитической работы на предприятии.
Раздел 2. Маркетинговые аспекты деятельности предприятия
В ходе выполнения этого раздела студент должен изучить и кратко охарактеризовать в отчете следующие вопросы:
1. Режим работы предприятия, формы обслуживания покупателей, общая площадь предприятия, в том числе торговая.
2. Ценовая и ассортиментная политика предприятия
3. Характеристика рынка сбыта продукции (оказания услуг) предприятия;
а) характеристика потребителей
б) характеристика поставщиков
в) характеристика конкурентов: перечень предприятий - основных конкурентов; их сильные и слабые стороны (табл. 1).
Таблица 1 – Сравнительная характеристика конкурентов
Критерии сравнения
| Собственное
предприятие
| Конкуренты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможными критериями для сравнения конкурентов могут быть:
- месторасположение предприятия и время работы;
- уровень цен и ценовая политика (гибкая, стабильная цена, используемые скидки);
- ассортимент производимой продукции (реализуемого товара, оказываемых услуг);
- дополнительные услуги (доставка товаров на дом, выезд на дом заказчика, послепродажное обслуживание и т.д.) и др. в зависимости от специфики деятельности предприятия.
В данном разделе также возможно отразить перспективы деятельности предприятия, являющегося объектом исследования.
Раздел 3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия
Основными источниками информации для анализа финансовых показателей деятельности предприятия служат:
− отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1);
− отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
− отчет об изменениях капитала (форма № 3);
− отчет о движении денежных средств (форма № 4);
− приложение к балансу (форма № 5).
Содержание анализа:
– анализ структуры активов и пассивов баланса;
– анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия;
– анализ динамики структуры активов, в т.ч. внеоборотных и оборотных активов.
Данные заносятся в таблицы 2, 3, 4.
Таблица 2 – Основные показатели деятельности предприятия
Показатели
| 20__г
| 20__г.
| 20__г
| Отклонение (+/–)
| Темп изменения, %
| 20__ г. от 20__г.
| 20__ г. от 20__г.
| Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС и акцизов
|
|
|
|
|
|
| Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг
|
|
|
|
|
|
| Валовая прибыль
|
|
|
|
|
|
| - в % к выручке от продаж
|
|
|
|
|
|
| Коммерческие расходы
|
|
|
|
|
|
| - в % к выручке от продаж
|
|
|
|
|
|
| Управленческие расходы
|
|
|
|
|
|
| - в % к выручке от продаж
|
|
|
|
|
|
| Прибыль (убыток) от продаж
|
|
|
|
|
|
| - в % к выручке от продаж
|
|
|
|
|
|
| Проценты к получению
|
|
|
|
|
|
| Проценты к уплате
|
|
|
|
|
|
| Доходы от деятельности других организаций
|
|
|
|
|
|
| Операционные доходы
|
|
|
|
|
|
| Операционные расходы
|
|
|
|
|
|
| Внереализационные доходы
|
|
|
|
|
|
| Прибыль (убыток) до налогообложения
|
|
|
|
|
|
| - в % к выручке от продаж
|
|
|
|
|
|
| рентабельность предприятия
|
|
|
|
|
|
| Отложенные налоговые активы
|
|
|
|
|
|
| Отложенные налоговые обязательства
|
|
|
|
|
|
| Текущий налог на прибыль
|
|
|
|
|
|
| Чистая прибыль (убыток) отчетного года
|
|
|
|
|
|
| Рентабельность конечной деятельности
|
|
|
|
|
|
| По данным таблицы могут быть построены графики, которые в дальнейшем анализируются.
Таблица 3 – Сравнительный аналитический баланс предприятия
Статьи баланса
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонение (+/–)
| Темп изменения, %
| 20__ г. от 20__г.
| 20__ г. от 20__г.
| БАЛАНС
|
|
|
|
|
|
| Актив - всего
|
|
|
|
|
|
| 1. Внеоборотные активы, в том числе
|
|
|
|
|
|
| – нематериальные активы
|
|
|
|
|
|
| – основные средства
|
|
|
|
|
|
| – незавершенное строительство
|
|
|
|
|
|
| – долгосрочные финансовые вложения
|
|
|
|
|
|
| – прочие внеоборотные активы
|
|
|
|
|
|
| 2. Оборотные активы, в том числе:
|
|
|
|
|
|
| – материальные оборотные активы
|
|
|
|
|
|
| – дебиторская задолженность
|
|
|
|
|
|
| – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
|
|
|
|
|
|
| Пассив – всего
|
|
|
|
|
|
| 1. Собственные средства, в том числе
|
|
|
|
|
|
| – уставный капитал
|
|
|
|
|
|
| – добавочный капитал
|
|
|
|
|
|
| – непокрытый убыток
|
|
|
|
|
|
| 2. Заемные средства
|
|
|
|
|
|
| – долгосрочные обязательства
|
|
|
|
|
|
| – краткосрочные кредиты и займы
|
|
|
|
|
|
| – кредиторская задолженность
|
|
|
|
|
|
|
По данным таблицы могут быть построены графики, которые будут отражать, например:
а) структуру активов предприятия (круговая диаграмма за последний год анализируемого периода);
б) структуру пассивов предприятия (круговая диаграмма за последний год анализируемого периода);
в) динамику активов и пассивов предприятия за анализируемый период (два графика в одной системе координат или гистограмма с накоплением за каждый год периода).
Представленные в отчете графики должны быть проанализированы.
Таблица 4 – Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия
Показатели
| Нормальное ограничение
для отрасли
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонение (+/–)
| Темп изменения, %
| 20__ г. от 20__г.
| 20__ г.
от
20__г.
| Коэффициент автономии
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (К3/с)
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент абсолютной ликвидности
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент текущей ликвидности
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент критической ликвидности (ККЛ)
|
|
|
|
|
|
|
| По данным таблицы могут быть построены графики, отражающие изменение показателей, которые в дальнейшем анализируются.
Раздел 4. Анализ структуры и динамики товарооборота
Основные задачи анализа товарооборота:
– изучение динамики объема товарооборота в динамике за три года;
– рассмотрение состава и структуры товарооборота;
– изучение динамики товарооборачиваемости;
– факторный анализ товарооборота;
– выявление резервов увеличения объемов товарооборота.
Источниками информации для анализа товарооборота являются:
Плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация (товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки);
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
Форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная);
Форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасов товаров» (срочная, месячная);
Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная).
Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.д.
Анализ товарооборота предприятия необходимо провести по следующему плану:
а) Осуществить анализ динамики, состава и структуры товарооборота в разрезе отдельных товаров групп и товаров, отразить причины происходящих изменений и дать им оценку (табл. 5).
По данным таблицы 5 могут быть построены графики, которые будут отражать, например:
а) структуру товарооборота предприятия по товарным группам (круговые диаграммы или гистограммы) за каждый год анализируемого периода;
б) динамику объема товарооборота (в стоимостном выражении) в целом по предприятию и (или) по товарным группам (график).
Таблица 5 – Товарооборот предприятия по товарным группам
Товарные группы
| 20__
| 20__
| 20__
| 20__г. в % к 20__г.
| сумма тыс. руб.
| уд. вес, %
| в действующих ценах
| в сопоставимых ценах
| в действующих ценах
| в сопоставимых ценах
| в сопоставимых ценах
| в действующих ценах
| сумма тыс. руб.
| уд. вес, %
| сумма тыс. руб.
| уд. вес, %
| сумма тыс. руб
| уд. вес, %
| сумма тыс., руб.
| уд. вес, %
| По сравнению с предыдущим годом
| По сравнению с предыдущим годом
| По сравнению с первым годом
| | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
| Всего товаров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Провести факторный анализ товарооборота предприятия, т.е.:
– выявить основные факторы, оказывающие влияние на изменение объема товарооборота в анализируемом периоде;
– осуществить расчет влияния на изменение объема товарооборота в отчетном периоде различных групп факторов (изменения цен и физического объема продаж, численности работников и их производительности труда и т.д.).
Таблица 6 – Факторный анализ товарооборота предприятия
Показатели
| 20__
| 20__
| 20__
| Отклонение (+/–)
| Цепные темпы роста %*
| Среднегодовой темп роста, %
| | 20__ г. от 20__г.
| 20__ г. от 20__г.
| 20__ г. к 20__г.
| 20__ г. к 20__г.
| | Объем товарооборота тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая площадь предприятия, м2.
|
|
|
|
|
|
|
|
| - в т.ч. торговая площадь, м2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Товарооборот в расчете на 1 м2 общей площади, тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Товарооборот в расчете на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Среднесписочная численность работников, чел
|
|
|
|
|
|
|
|
| - в т.ч. торгово-оперативный персонал, чел
|
|
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда в расчете на 1 среднесписочного работника, тыс. руб./чел
|
|
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Время работы магазина в год, час
|
|
|
|
|
|
|
|
| Среднегодовые остатки товарных запасов, тыс.руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент товарооборачиваемости, кол-во оборотов/ год
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжительность одного товарооборота, дней
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | По данным таблицы могут быть построены графики, которые в дальнейшем анализируются.
Раздел 5. Характеристика состояния и эффективности использования ресурсов торгового предприятия
5.1. Анализ состояния и эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия
Объектами анализа основных фондов предприятия являются:
– основные производственные фонды (стоимостная и возрастная оценка);
– структура основных производственных фондов;
– резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности.
Источниками информации анализа являются:
– Форма №1 «приложение к балансу предприятия»,
– Форма №5 «Баланс предприятия»,
– Форма №11 «Отчет о наличии и движении основных средств»,
– Форма БМ «Баланс производственной мощности предприятия»,
– данные о переоценке основных средств.
Анализ использования основных производственных фондов осуществляется студентом с заполнением таблиц 7, 8.
Таблица 7 – Объем, состав и структура основных фондов предприятия
Виды основных фондов
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонения (+;-) по
| Темп изменения, %
| тыс. руб.
| уд. вес, %
| тыс. руб.
| уд. вес, %
| тыс. руб.
| уд. вес, %
| тыс. руб.
| уд. весу, %
| Здания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сооружения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Передаточные устройства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Машины и оборудование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в т.ч.: транспортные средства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Другие виды основных фондов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| По данным таблицы могут быть построены графики и диаграммы, которые в дальнейшем анализируются.
Таблица 8 – Анализ эффективности использования основных фондов предприятия
Показатели
| Единицы измерения
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонение (+/–)
| Темп изменения, %
| 20__г. от 20__г.
| 20__г. от 20__г.
| 1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
| тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
| 2. Чистая прибыль
| тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
| 3. Средняя стоимость используемых основных фондов
| тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
| 3.1. в т.ч. активной части
| тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
| 4. Среднесписочная численность работающих
| чел.
|
|
|
|
|
|
| 5. Фондоотдача
| на 1 руб.
|
|
|
|
|
|
| 6. Фондоемкость
| на 1 руб.
|
|
|
|
|
|
| 7. Фондовооруженность
| тыс. руб./чел.
|
|
|
|
|
|
| 8. Фондооснащенность
| тыс. руб./чел.
|
|
|
|
|
|
| 9. Уровень рентабельности основных фондов
| %
|
|
|
|
|
|
|
Объектами анализа использования оборотных средств предприятия являются:
– оборотные средства предприятия и их динамика;
– структура оборотных средств.
Источниками информации анализа являются:
− отчетный бухгалтерский баланс (форма №1);
− отчет о движении денежных средств (форма №4);
− приложение к балансу (форма №5).
Анализ использования оборотных средств осуществляется если:
а) объектом анализа является производственное предприятие или предприятие общественного питания;
б) объектом анализа является торговое предприятие, которое применяет общий режим налогообложения.
Анализ использования оборотных средств осуществляется студентом с заполнением таблиц 9, 10, 11.
Таблица 9 – Динамика и структура оборотных активов предприятия
Показатели
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонения (+;-) по
| Темп изменения, %
| тыс. руб.
| уд. вес, %
| тыс.
руб.
| уд. вес, %
| тыс.
руб.
| уд. вес, %
| тыс. руб.
| уд. весу, %
| Запасы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| НДС по приобретенным ценностям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Долгосрочная дебиторская задолженность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Краткосрочная дебиторская задолженность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Краткосрочные финансовые вложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Денежные средства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Прочие оборотные активы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого оборотных активов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 10 – Динамика структуры запасов предприятия
Примерные показатели
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонения (+;-) по
| Темп изменения, %
| тыс. руб.
| уд. вес, %
| тыс.
руб.
| уд. вес, %
| тыс.
руб.
| уд. вес, %
| тыс. руб.
| уд. весу, %
| (3-1)
| (5-3)
| (4-2)
| (6-4)
| Сырье и материалы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Животные на выращивании и откорме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Готовая продукция и товары
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Товары отгруженные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расходы будущих периодов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Прочие запасы и затраты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого запасов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 11 – Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия
Показатели
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонение (+;-)
| Темп изменения, %
| 20__г. от 20__г.
| 20__г. от 20__г.
| Средняя стоимость оборотных средств, всего, тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
| Время обращения оборотных средств, дни
|
|
|
|
|
|
| Скорость обращения оборотных средств, обороты
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент участия оборотных средств в обороте
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент рентабельности оборотных средств
|
|
|
|
|
|
| Сумма относительно высвобожденных (вовлеченных) средств в обороте, тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
| Перечень рекомендуем к построению графиков и диаграмм (по таблицам 9, 10, 11):
а) структура оборотных активов предприятия (круговая диаграмма) за последний год анализируемого периода или по каждому году;
б) структура запасов предприятия (круговая диаграмма) за последний год или по каждому году анализируемого периода;
в) график, отражающий динамику запасов предприятия (график или гистограмма);
г) динамика показателей эффективности использования оборотных средств предприятия (графики) и др.
5.2. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Анализ показателей по труду
Объектами анализа трудовых ресурсов предприятия являются:
− численность персонала предприятия;
− производительность труда работников предприятия;
− резервы роста производительности труда.
Источниками информации данного анализа являются:
− форма № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности»,
− форма № П-4 «Сведения и численности, заработной плате и движении работников»,
− штатное расписание,
− отчет о движении рабочей силы,
− данные табельного учета и отдела кадров.
В ходе анализа трудовых ресурсов предприятия студенту необходимо выполнить работы по следующему плану:
1. Ознакомиться с порядком и методикой составления штатного расписания на предприятии, действующими на нем формами и системами оплаты и стимулирования труда работников в разрезе их кадрового состава и т.д. В соответствующем разделе отчета данная информация представляется в виде текста.
2. Изучить и проанализировать:
а) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами (путем сравнения фактического количества работникам по категориям и профессиям с плановой потребностью). В отчете данную информацию можно представить в виде текста или в табличной форме (табл. 12);
Таблица 12 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
Категория работников
| Численность
| Процент обеспеченности
| план
| факт
| Численность персонала, всего
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
|
| б) состав работников согласно штатному расписанию (штатное расписание должно быть приложено к отчету по практике). Рекомендуется заполнение таблицы 13 и составление по ее данным круговой диаграммы за последний год анализируемого периода или в динамике за весь период;
Таблица 13 – Состав и структура работников предприятия согласно штатному расписанию
Категории работников
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонение (+,-), чел.
| Изменение уд. веса, %
| чел.
| уд. вес, %
| чел.
| уд. вес, %
| чел.
| уд. вес, %
| 20__г. к 20__г.
| 20__г. к 20__г.
| 20__г. к 20__г.
| 20__г. к 20__г.
| Численность персонала, всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе:
| I. Административно- управленческий персонал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| II. Торгово-оперативные работники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| III. Вспомогательный персонал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) структуру персонала предприятия (половозрастную и образовательную).
3. Определить абсолютное изменение и темпы роста показателей, характеризующих движение кадров в динамике за три года, рассчитать коэффициенты по приему, выбытию и текучести работников предприятия, найти их изменение (табл. 14).
Таблица 14 – Показатели движения кадров предприятия
Показатели
| 20__г.
| 20__г.
| 20__г.
| Отклонение (+,–)
| Темп роста, %
| 20__г. к 20__г.
| 20__г. к 20__г.
| 20__г. к 20__г.
| 20__г. к 20__г.
| 1. Состояло работников по списку на начало года, чел.
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Принято работников, чел.
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Уволено работников, всего
|
|
|
|
|
|
|
| 3.1. по собственному желанию
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2. за нарушение трудовой дисциплины
|
|
|
|
|
|
|
| 3.3. по другим причинам
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Состояло по списку на конец года, чел.
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Среднесписочная численность, чел.
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Коэффициент текучести
|
|
|
|
|
| –
| –
| 7. Коэффициент оборота по приему
|
|
|
|
|
| –
| –
| 8. Коэффициент оборота по выбытию
|
|
|
|
|
| –
| –
|
4. Рассчитать и проанализировать производительность труда работников. С этой целью необходимо заполнить таблицу 15.
Таблица 15 – Показатели производительности труда работников предприятия
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|