Сделай Сам Свою Работу на 5

III. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

Факультет журналистики

Кафедра истории журналистики

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Программа дисциплины

 

Направление подготовки

031300 Журналистика

Для бакалавров очной формы обучения

 

Составитель:

Чемякин Юрий Владимирович,

доцент, к.полит.н.,

доцент кафедры истории журналистики

 

Екатеринбург

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета журналистики УрГУ им.А.М. Горького

__________________________

(Подпись) (ФИО)

___________________________

(Дата)

 

 

Программа дисциплины «История зарубежной журналистики» составлена в соответствии с требованиями общепрофессионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

 

бакалавра по направлению: 031300 Журналистика по циклу историко-профессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

Семестр 6,7

 

Общая трудоемкость дисциплины: 72 акад. часа.



В том числе:

лекций 54 акад. часа.

самост. работы: 18 акад. часов.

 

Контрольные мероприятия:

рефераты 6,7 семестры

рецензии на рекомендуемые произведения 6,7 семестры

тесты 6,7 семестры

зачет 6 семестр

экзамен 7 семестр.

 

Разработчик:

Чемякин Юрий Владимирович, доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики УрГУ

 

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры истории журналистики

 

«______» _______________ 2010 г.

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

  1. Цель курса:

дать представление об основных этапах и тенденциях развития журналистики зарубежных стран.

 

  1. Задачи курса:

исследовать основные этапы и национальные особенности развития журналистики в странах Запада; раскрыть влияние политических, экономических, технических, ментальных факторов на развитие журналистики; проследить воздействие журналистики на ход важнейших исторических событий. В рамках данного курса предполагается знакомство с творчеством выдающихся публицистов разных стран, с деятельностью наиболее ярких, значимых периодических изданий.



 

  1. Место и роль дисциплины в системе профессионального образования:

 

В системе подготовки журналистских кадров «История зарубежной журналистики» занимает важное место как одна из фундаментальных дисциплин, дающая представление об основных этапах и тенденциях развития журналистики зарубежных стран. Знания, получаемые студентами в рамках данного курса, дают им основу для лучшего понимания, усвоения некоторых других дисциплин учебного цикла (таких, как «История отечественной журналистики», «Современные зарубежные СМИ»).

 

 

  1. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать основные этапы и процессы развития зарубежной журнали­стики, понимать значение их исторического и современного опыта для практики россий­ских СМИ;

-быть осведомленным о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стан­дартах работы журналиста;

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и куль­турным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руко­водствоваться ими в профессиональной деятельности;

- знать особенности новостной журналистики в разных странах и иметь представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художе­ственно-публицистическая журналистика и т.п.);

- уметь анализировать журналистские тексты разных исторических эпох по нескольким позициям: проблематика, особенности идейной позиции, специфика творческой манеры публициста.



 

  1. Методическая новизна курса

Данный курс разработан автором самостоятельно.

В отличие от известных подходов, имеющихся при преподавании аналогичного курса в других вузах, автор предлагает студентам в качестве промежуточной отчетности не только написание рефератов и контрольные в виде тестов, но и написание рецензий по произведениям выдающихся зарубежных публицистов прошлого. Кроме того, в качестве варианта защиты реферата студентам предлагается выступить перед аудиторией от имени тех журналистов и издателей (а также других выдающихся деятелей, имеющих отношение к СМИ), которым посвящены их рефераты.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

1. ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Часть I РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ СТРАН ЗАПАДА С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА  
Основные понятия, теоретические представления о развитии прессы   Задачи изучения истории зарубежной журналистики. Предмет и структура курса. Взгляд на историю печати зарубежных стран в советский период и в настоящее время. «Европоцентристские» тенденции. Синхронический и диахронический подход к исследованию истории журналистики. Наиболее распространенные концепции прессы. Нелинейное развитие журналистики; ее связь с политическим и экономическим развитием общества, с достижениями науки и техники. Основные этапы развития журналистики стран Западной Европы и США. Национальная специфика.  
Предыстория журналистики   Элементы публицистики в риторике. Злободневность и политический аспект ораторской речи. Оратор и аудитория. Первые корреспонденты – собиратели информации в Древнем Риме. Прообразы газет в Древнем Риме и Китае. Особенности содержания, специфика «Acta senatus» («Акта сенатус») и «Acta diurna» («Акта Диурна»). Рукописные издания средневековой Европы (Венецианские листки новостей, газета торгового дома Фуггеров в Германии, французские «canard» и т.д.). Появление и развитие цензуры в Западной Европе. «Летучие листки» времен Реформации и Крестьянской войны. Мартин Лютер, Томас Мюнцер – проповедники и публицисты. Развитие печатного дела после Гуттенберга и возникновение первых периодических изданий.  
Возникновение журналистики в странах Западной Европы и ее функционирование в рамках авторитарных государств   Первые еженедельные печатные газеты Германии, Голландии, Англии. Их значение, особенности содержания и оформления. Политика власти по отношению к прессе. Условия развития немецкой журналистики XVII – XVIII вв. Жесткая цензура и политическая раздробленность страны. Длительный период «младенчества» немецкой прессы. Исторические особенности возникновения и развития французской журналистики. «La Gazette» («Ла Газет») - средство просвещения и пропаганды. Появление ежедневных газет в Европе.  
Борьба за свободу печати в Великобритании в XVII-XVIII вв. Формирование политической прессы Журналистика и «памфлетная война» времен Английской революции XVII в. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты. Зарождение лозунга «свободы печати». Реставрация монархии, тяжелый период для английской прессы. «Славная революция» 1688 года и принятие «Билля о правах». Отмена политической цензуры в 1695 году. Взаимоотношение прессы и власти в Англии в XVIII веке. Возникновение политических партий и их журналистика. Публицистическое творчество Дж. Свифта, Д. Дефо, Дж. Аддисона, Р. Стила. Борьба за право освещения прессой дебатов Парламента. «Письма Юниуса». Понятие «персонального» журнализма, его суть.
Публицистика Великой Французской революции.   Основные этапы революции; условия развития журналистики на каждом этапе. Законодательство в области печати. Э. Лустало, О. Мирабо, Ж.П. Марат, К. Демулен, Ж. Эбер, А. Ривароль – выдающиеся публицисты. Пресса как средство борьбы основных политических сил. Политика якобинцев: террор под знаменем свободы. Отношения прессы и власти в период Директории.  
Возникновение прессы в английской Америке. Роль прессы в борьбе за независимость страны и в выборе путей ее развития   Возникновение первых американских газет, их специфика, значение в жизни общества. «Почтмейстерская журналистика». Особенности редакционной политики «New England Courant» («Нью Ингланд Курант»). Роль Бенджамина Франклина в развитии американской журналистики. Реакция американской прессы на Закон о гербовом сборе 1765 г. и «акты Тауншенда» 1766 г. Революционисты, лоялисты и их печать. Значение публицистики Томаса Пейна и Бенджамина Франклина. Американская революция, принятие «Декларации независимости», Конституции и «Билля о правах». Участие прессы в борьбе между «федералистами» и «республиканцами». Партийные издания. «Ругательная журналистика». «Закон о клевете» и его отмена. Возникновение ежедневных газет в США, роль коммерческой рекламы в их развитии.  
Основные тенденции развития журналистики США в 30 – 70-х гг. XIX в. Идеологическое противостояние между севером и югом и его отражение в прессе. Аболиционистские и антиаболиционистские издания. От прессы мнений к информационной прессе. Коммерциализация печати. Возникновение «penny press», ее значение. Особенности редакционной политики, методы сбора информации газет «The Sun» («Сан»), «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд»), «The New York Tribune» («Нью-Йорк Трибюн»). Появление и развитие журналов для женщин. Совершенствование типографской техники. Изобретение телеграфа, телефона и другие технические новшества, повлиявшие на прессу. Роль «penny press» в развитии телеграфа. Появление агентств новостей и формирование концепции «объективного репортажа». Гражданская война 1861-1865 гг. и ее воздействие на американскую журналистику. Тенденции развития прессы в послевоенный период.  
Отношения прессы и власти во Франции XIX в.   Условия существования французской прессы во время правления Наполеона Бонапарта. Возвращение Бурбонов в 1814 г. Противоречия Хартии и Закона о печати. Журналистика периода «ста дней Наполеона». Политика Людовика XVIII в области прессы. Восстановление предварительной цензуры в 1820 г. Законы от 17 и от 25 марта 1822, их суть и значение. Ужесточение цензурных ограничений в период правления Карла X (1824 – 1830 гг.). Народное восстание в июне 1830 г., роль прессы в свержении династии Бурбонов. Условия развития журналистики в период «июльской монархии». Февральская революция 1848 г., влияние прессы на ее развитие. Деятельность газет «National» («Националь») и «Reforme» («Реформе»). От свободы печати к жесткому контролю. Приход к власти Луи-Наполеона и его политика в области прессы. Свержение монархии в 1870 г. Журналистика Парижской коммуны. Закон о печати от 29 июля 1881 г., его суть и значение.  
Развитие французской журналистики в XIX – начале XX в. Возникновение «penny press» во Франции. Издательская деятельность Эмиля де Жирардена и Луи Верона. Особенности редакционной политики «La Presse» («Ла Пресс») и «Constitutionel» («Конституционель»). Распространение скрытой рекламы. Появление в 1835 г. агентства «Гавас». Влияние информационных агентств и бюро на прессу. Специфика французской журналистики конца XIX-начала XX вв. «Temps» («Тамп») - лидер газетного бизнеса страны. Процесс концентрации печати. Влияние американского «нового журнализма» на французскую прессу.  
Основные этапы развития прессы в Германии в XIX в. Политика власти в области прессы Условия существования немецкой журналистики под властью Наполеона Бонапарта. 20-е гг. – период «гонений на демагогов». Влияние французской революции 1830 г. на развитие немецкой прессы. Ужесточение цензурных ограничений. Расширение полномочий Высшей цензурной коллегии. Политика «короля-романтика» Фридриха-Вильгельма IV (1840-1848) в области печати. Цензурная инструкция 1842 г. Упразднение цензуры в марте 1848 г. Победа консервативных сил. Печать в государственной системе. Прусский Закон о печати 1851 г. Создание «Центрального бюро по делам прессы». Влияние Отто фон Бисмарка на развитие столичной и региональной прессы. Превращение Телеграфного корреспондентского бюро Б. Вольфа вофициальный орган прусского правительства. Общегерманский Закон о печати 1874 г., его суть и значение. «Культуркампф» (борьба за культуру). Гонения на социалистическую прессу в соответствие с «Законом против общественно опасных устремлений социал-демократов».  
Идейная дифференциация в немецкой журналистике XIX в.   Газета «Rheinischer Mercur» («Райнишер меркур») Иоганна Герреса. Ее значение, политическая направленность, особенности редакционной политики. Борьба за свободу печати на страницах газеты. Формирование партийной прессы после Мартовской революции 1848 г. Консервативная печать («NeuePreussische Zeitung» («Нойе Пройсише Цайтунг»), «Norddeutsche Allgemeine Zeitung»(«Норддойче Альгемайне Цайтунг»)и др.), либеральная пресса («National Zeitung» («Национал Цайтунг»), «Berlinischer Zeitung» («Берлинишер Цайтунг») и др.), пресса политического католицизма («Katolische Kirhenzeitung» («Католише Кирхенцайтунг») и др.), социал-демократическая печать («Sozial-Demokrat» («Социал-Демократ»), «Vorwarts» («Форвертс») и др.) Журналистская деятельность Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Газета «Neue Rheinische Zeitung» («Нойе Райнише Цайтунг»), ее цели и задачи, методы работы, особенности содержания, влияние на последующее развитие журналистики. Региональная пресса Германии. Газеты «Frankfurter Zeitung» («Франкфуртер Цайтунг»), «Hamburger Nachrichten» («Гамбургер Нахрихтен») и др.  
Журналистика Великобритании XIX в.   Политика правительства в области печати. «Шесть актов» 1819 г. «Налог на знание» и его отмена. «Акт лорда Кэмпбелля» 1843 года. Благоприятные условия развития прессы при отсутствии специального Закона о печати. Ведущая роль журналов в формировании общественного мнения на рубеже XVIII – XIX вв. Газета «Morning Chronicle» («Морнинг Кроникл») и освещение в ней дебатов парламента. Возникновение и развитие рабочей печати, ее значение. Издания сторонников взглядов Роберта Оуэна («Economist» («Экономист»), «Crisis» («Крайзис») и др.), чартистские издания («Northern Star» («Нозерн Стар») и др.). «Poor Man’s Guardian» («Пур Мэнс Гардиан») - лидер рабочей прессы. Основание агентства «Рейтерс» в 1851 г. Газета «The Times» («Таймс»), ее значение, принципы, взаимоотношения с властью, особенности редакционной политики, целевая аудитория, влияние на общественное мнение. Использование новейших технических достижений при выпуске газеты. Освещение «The Times» Крымской кампании и других войн. Проблемы объективности и «независимости» журналистики. Формирование «Империи Таймс», выпускающей множество изданий. Газеты «Daily Telegraph» («Дэйли Телеграф») и «Daily News» («Дэйли Ньюс»), их зарубежные экспедиции, работа военных корреспондентов.  
  Часть II ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.  
Направления развития журналистики западных стран на рубеже XIX – XX вв. Разделение прессы на «массовую» и «качественную». Развитие качественной прессы на примере газет «The Times» («Таймс»), «Financial Times» («Файненшнл Таймс»), «Wall Street Journal» («Уолл Стрит Джорнэл»), «New York Times» («Нью-Йорк Таймс»). Превращение рекламы в основной источник доходов прессы. Рост тиражей и объемов газет. Процесс концентрации печати. Выдающиеся издатели и крупнейшие концерны прессы первой половины XX в. Развитие специализации журналистов. Возникновение журналистики расследований и разоблачений. Распространение новых жанров в прессе; зарождение документального кино. Журналистика и общество.  
Развитие массовой прессы в конце XIX – начале XX в. Политические, экономические, социальные, технические предпосылки возникновения массовой прессы. Дж. Пулитцер и У. Херст, их роль в развитии «нового журнализма». «New York World» («Нью-Йорк Уорлд») и «New York Journal» («Нью-Йорк Джорнал»), особенности их информационной политики, «крестовые походы». Массовая пресса Великобритании; роль Закона об обязательном школьном образовании 1870 г. Дж. Ньюнес – первопроходец журналистики нового типа. Формирование «газетных империй» братьев Хармсворсов и Артура Пирсона. Особенности содержания, оформления газет «Daily Mail» («Дэйли Мэйл»), «Daily Illustrated Mirror» («Дэйли иллюстрейтед миррор»), «Daily Express» («Дэйли Экспресс»), значение этих изданий. Р. Моссе, А. Шерл и Л. Ульштайн–крупнейшие издатели массовой прессы в Германии. Социальный и политический аспекты их бизнеса. Особенности редакционной политики«Berliner Tageblatt»(«Берлинер Тагеблатт»), «Berliner Lokal-Anzeiger» («Берлинер локаль-анцайгер») «Berliner Abendpost» («Берлинер Абендпост»). Сравнительный анализ массовой прессы разных стран, ее роли в политике, культуре, развитии техники.  
Становление журналистики как профессии   Возникновение профессиональных организаций издателей, типографских работников, журналистов. Профсоюзы (синдикаты) и союзы журналистов. Создание кодексов журналистской этики. Появление профессионального журналистского образования на рубеже XIX и XX вв. Курсы при университетах и школы журналистики. Развитие научных исследований в области журналистики. Работы У. Липпмана, П. Лазарсфельда. Концепции печати в первой половине XX в.  
Движение макрейкеров в США   Социально-экономические и философские предпосылки возникновения макрейкерства. Определение понятия, цели и задачи движения. Выдающиеся представители, тематика публикаций, стиль, обращение с фактами. Основные макрейкерские журналы, их информационная, ценовая политика. Деятельность макрейкеров в период первой мировой войны. Влияние макрейкерского движения на развитие журналистики и PR.
Развитие рабочей и коммунистической журналистики в первой половине XX в. Социалистические и коммунистические партии в Европе. Влияние революции в России на развитие журналистики зарубежных стран. Политика Коминтерна в области печати; система СМИ Коминтерна. «Daily Gerald» («Дэйли Геральд»), ее значение и особенности информационной политики. «Daily worker» («Дэйли Уокер») и другие издания компартии Великобритании. «Vorwarts» («Форвертс») - центральный орган немецких социал-демократов.Газета «Rote Fahne» («Роте Фане») и ее роль в развитии коммунистического движения в Германии. «L’Humanite» («Юманите») - издание Французской компартии. Деятельность социалистических и коммунистических изданий в подполье и эмиграции, их вклад в победу над фашизмом. Особенности финансовой и информационной политики коммунистической прессы. Творчество Э. Киша, Ю. Фучика.  
Возникновение и развитие радио   Технические открытия, сделавшие возможными появление радио. Влияние первой мировой войны на развитие радиосвязи. Политика Германского правительства. Пропаганда войны и мира. Концерн «Телефункен» - мировой лидер в производстве радиотехники. 1920 г. – начало экспериментального регулярного вещания в Германии и США. Быстрое распространение радио, превращение его в СМИ. Формирование программной политики, появление жанров радиожурналистики. Рабочие радиоклубы и союзы. Возникновение крупнейших радиосетей и принятие «Закона о радио» в США. Формирование трех моделей развития радио. Формирование жанров коммерческого радио. Борьба за рекламодателя. Возникновение британской радиокомпании BBC, ее специфика. Немецкое радио под контролем нацистов. Создание «Рундфунккамер», программная политика, развитие радиотехники. Роль радио в период второй мировой войны. Радиовойна – новый метод внешнеполитической пропаганды.  
Возникновение и развитие телевидения   Технические изобретения, сделавшие возможным появление телевидения. П. Нипков – основоположник оптико-механического телевидения. Опыты Деннеса фон Миали, Джона Бейрда и Манфреда фон Арденне. Б.Л. Розинг, В.К. Зворыкин – изобретатели электронного телевидения. Развитие телевидения на ранних этапах в Германии, США и Великобритании. Национальные особенности, проблемы и достижения. Начало регулярного телевещания в Европе и Америке. Особенности развития телевидения в период второй мировой войны. Начало коммерческого телевещания в США. Конкурентная борьба между корпорациями RCA и CBS. Возникновение цветного ТВ.  
Фашистская политика в области СМИ.   Нацистская пропаганда в Германии до 1933 г. Создание «Рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды» в марте 1933. Представления Геббельса о целях и задачах прессы. Основные принципы и методы фашистской пропаганды. Создание «рейхспалат». Закон о редакторах. Формирование новой системы немецкой печати, ее специфика. Наиболее влиятельные издания. Журналистское образование и наука в нацистской Германии. Нацистская пропаганда в период второй мировой войны. Особенности отношения власти и СМИ в Италии в период правления Б. Муссолини.  
Французская печать в период двух мировых войн   Введение военной цензуры 3 августа 1914 г. Влияние цензуры, всеобщей мобилизации и экономических проблем на развитие французской прессы, в том числе региональной. Продолжение процесса концентрации печати в период между мировыми войнами. Развитие массовой прессы. Значение нацистской оккупации (1940-1944 гг.) для журналистики Франции. Политика немецких оккупационных властей в области печати. Условия существования прессы в Южной Зоне Франции при правлении маршала Петэна. Подпольная пресса Сопротивления: ее значение, структура, особенности содержания. Радикальное изменение газетного «ландшафта» после освобождения Франции в 1944 г. Политика Временного правительства Французской Республики в области прессы.  
Пресса США и Великобритании накануне и во время второй мировой войны   Отношение крупнейших изданий к политике «умиротворения» Гитлера. Политика британских и американских властей в области СМИ во время войны. Влияние материальных трудностей на развитие прессы. Особенности освещения событий второй мировой войны в прессе США и Великобритании. Специфическая политика изданий У. Херста. Деятельность военных корреспондентов. Вклад прессы в победу над фашизмом.
Формирование журналистики стран Азии, Африки, Латинской Америки Причины и условия возникновения прессы в колониях и полуколониях. Два противоборствующие типа прессы. Специфика и основные группы колониальной печати. Возникновение первых патриотических изданий, их цели и задачи, особенности содержания. Отношение колониальных властей к патриотической прессе. От просветительства к борьбе за национальную независимость. Выдающиеся национальные издания.  

 

 

3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ:

 

1. «Четыре теории прессы» и их критика.

2. Прообразы газет в древнем мире (Древний Рим, Китай).

3. Рукописные и первые печатные издания Европы.

4. Развитие немецкой печати в XVII - XVIII веках.

5. Английская журналистика в XVII веке. Основные вехи, тенденции, имена.

6. «Памфлетная война». Публицистика Джона Мильтона и Джона Лильберна.

7. Развитие журналистики Великобритании в XVIII веке. Основные вехи, тенденции, имена.

8. Джозеф Аддисон, Ричард Стил, Дэниэл Дефо и Джонатан Свифт – выдающиеся публицисты.

9. Возникновение и развитие периодической печати во Франции (XVII век – 70-е годы XVIII века). Отличительные особенности французской журналистики.

10. Журналистика Франции в годы Великой Французской революции.

11. Появление и развитие прессы в североамериканских колониях Британской империи. Роль прессы в борьбе за независимость.

12. Развитие журналистики Соединенных Штатов в конце XVIII – начале XIX в. Появление ежедневных газет.

13. Аболиционистская и антиаболиционистская пресса Соединенных штатов в XIX в.

14. Появление в США «penny press» и изданий для женщин. Основные представители «penny press», их роль в развитии американской журналистики.

15. Технические новшества, повлиявшие на развитие прессы, и основные тенденции развития американской журналистики после гражданской войны.

16. Французская печать при Наполеоне I.

17. Политика власти в области прессы во Франции XIX в. (после свержения Наполеона Бонапарта).

18. Особенности развития журналистики в «золотой век» французской прессы.

19. Отношения власти и прессы в Германии XIX в.

20. Развитие политических изданий в Германии в XIX в.

21. Публицистика Карла Маркса и Фридриха Энгельса. «Neue Rheinische Zeitung».

22. Развитие журналистики Великобритании в XIX в. Основные вехи, тенденции, имена.

23. Газета «The Times».

* * * * *

24. Основные тенденции развития журналистики в конце XIX – начале XX ввека (краткий обзор).

25. Массовая пресса США, Великобритании, Германии.

26. Особенности качественной прессы, ее основные представители.

27. Возникновение журналистских организаций и кодексов профессиональной этики.

28. Появление, развитие журналистского образования и научных исследований в области журналистики.

29. Движение «макрейкеров».

30. Печать левых партий в первой половине XX в. Особенности коммунистической прессы.

31. Возникновение радио и его развитие до 20-х гг. XX в. включительно.

32. Формирование трех моделей развития радиовещания. Роль радио в период второй мировой войны.

33. Появление телевидения.

34. Государственная политика в области СМИ в нацистской Германии и фашистской Италии.

35. Французская журналистика в период двух мировых войн.

36. Пресса США и Великобритании накануне и во время второй мировой войны.

37. Особенности возникновения журналистики в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Колониальная пресса.

38. Возникновение патриотических и национальных изданий в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

 

 

Тематика курсовых работ и рефератов:

 

1. Особенности возникновения и развития политической цензуры в одной из европейских стран (на выбор).

2. Публицистическая деятельность Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Ульриха фон Гуттена, ее значение для Реформации.

3. Особенности творчества Э. Лустало, Ж.П. Марата, К. Демулена или других выдающихся публицистов Французской революции.

4. Публицистика Томаса Пейна.

5. Развитие рекламы в прессе (на примере стран Западной Европы или США).

6. Развитие полиграфической техники и печатных технологий (XV – XIX вв.)

7. Создание агентств новостей в западноевропейских странах, их влияние на журналистику.

8. Политика Коминтерна в области прессы.

9. Роль Дж. Пулитцера в становлении и развитии массовой прессы.

10. «Газетная империя» У. Херста; освещение в его изданиях военных событий.

11. Методы пропаганды Й. Геббельса и степень их актуальности сегодня.

12. Деятельность антифашистской прессы в подполье и эмиграции.

13. Исторические особенности журналистики Испании.

14. Развитие прессы в странах Восточной Европы в XVIII, XIX, первой половине XX века.

15. Развитие прессы в странах Латинской Америки в XVIII, XIX, первой половине XX века.

16. Исторические особенности возникновения и развития журналистики Японии или Китая (на выбор).

 

 

Рекомендуемая литература для написания рецензий

по первой части курса:

1. Мильтон Д. «Ареопагитика». См., например, на сайте: http://evartist.narod.ru/text2/28.htm

2. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. «Четыре теории прессы».

3. Лютер М., Лильберн Дж., Свифт Дж, Дефо Д., Аддисон Дж., Стил Р., Марат Ж.-П., Пейн Т. или другие выдающиеся публицисты XVI-XIX вв. (на выбор) Памфлеты.

4. Твен Марк. «Разнузданность печати», «Журналистика в Теннесси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Как меня выбирали в губернаторы».

5. Мопассан Ги де. «Милый друг».

 

по второй части курса:

6. Маркс К. «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции», «Дебаты о свободе печати…», «Оправдание мозельского корреспондента» и др. публицистические произведения.

7. Энгельс Ф. «Наброски к критике политической экономии», «Коммунисты и Карл Гейнцен» и др. произведения.

8. Синклер Э. «Медная марка» либо другие романы, например, «Автомобильный король», «Дельцы», «Джунгли».

9. Рид Дж. «Десять дней, которые потрясли мир».

10. Уэллс Г. «Россия во мгле».

11. Фучик Ю. «Репортаж с петлей на шее». См., например, на сайте: http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/FUCHIK/fuchik.txt

12. Киш Э. Очерки, репортажи.

 

III. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Форма итогового контроля в конце шестого семестра – зачет.

Форма итогового контроля в конце седьмого семестра – экзамен.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.