Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные процедуры принятия решения в Евросоюзе





Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА _______________________________________________________________
Учебной дисциплины ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ INSTITUTIONS OF THE EUROPEAN UNION AND POLITICAL DECISION-MAKING Язык(и) обучения: русский, английский

Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: ____6______

 

Регистрационный номер рабочей программы:__________________

 

Санкт-Петербург

 

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий

 

Цель дисциплины - сформировать у студентов понимание структуры и функционирования институтов и учреждений Европейского союза путем лекций, а также применения разнообразных методов активного обучения.

Задачи:

- изучить внутреннее устройство, эволюцию и современное функционирование основных институтов, учреждений и органов Евросоюза;

- изучить функции институтов и органов Евросоюза, а также взаимодействие между ними;

- изучить различные процедуры принятия решений в ЕС (от законотворчества и бюджетной процедуры до модальностей принятия решений в области внешней деятельности);



- понять инструменты оказания влияния на институты Евросоюза (лоббирование, общественные кампании и т.п.);

- сформировать навыки аналитической и практической работы с институтами и органами Евросоюза.

 

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Приступая к изучению данной учебной дисциплины, студент должен быть способен

- эффективно работать в коллективе и самостоятельно,

- использовать неадаптированные материалы на иностранных языках, в том числе учебные,

- осуществлять письменную коммуникацию, в том числе на иностранных языках и с использованием современных информационных технологий,

- критически переосмысливать накопленный научный и профессиональный опыт,

- ориентироваться в информационных потоках современного мира; выступать с презентациями и докладами, а также модерировать дискуссию.

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

Студент, изучивший данную дисциплину, должен:



- знать основные вехи процесса институционального развития Европейского союза;

- владеть основными понятийным аппаратам современного неоинституционализма и уметь применять его разнообразные составляющие к функционированию и изменению институтов, структур и агентств Евросоюза;

- уметьпрогнозировать будущие события, исходя из институциональной конфигурации и параметров принятия решений;

- адекватно оценивать результаты своей деятельности, творчески подходить к порученному заданию;

- владеть навыками работы в коллективе, включая точное выполнение распоряжений руководителя, выстраивание равноправных отношений в коллективе, поддержку рабочей атмосферы, навыки формирования самостоятельных и независимых суждений в профессиональной сфере

 

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

 

В ходе семинарских занятий (всего 32 часа):

1. семинары в диалоговом режиме – все занятия (темы 1-15);

2. дискуссии (в т.ч. в рамках мини-групп) – все занятия; в качестве отправной точки для дискуссий используется обязательная литература к каждой теме. Студенты знакомятся дома с обязательной литературой и затем отвечают на поставленные преподавателем вопросы либо индивидуально, либо после работы в мини-группах по 2-4 человека. Иногда для обсуждения дискуссионных моментов могут также иметь место дебаты между двумя (или более) группами, в рамках которых студенты защищают ту или иную точку зрения (темы 1-15).

3. выступления с докладами с последующим модерированием дискуссии – начиная с третьего занятия; студенты выбирают две темы доклада из списка предложенного преподавателем (одну по институциональным аспектам, другую – по процедурам принятия решений) в ходе первого занятия. Если студент не является на первое занятие, то темы ему назначает преподаватель. За три дня до предполагаемого доклада студент должен представить преподавателю по электронной почте тезисы выступления, список использованных источников и литературы, а также два вопроса для дискуссии в группе по итогам выступления. Выступление должно длиться 10-15 минут и сопровождаться дальнейшим модерированием дискуссии в группе на основе как данных доклада, так и обязательной литературы. Выступление не может быть перенесено на другую дату (темы 3-15).



 

 

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

 

Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Период обучения (модуль) Контактная работа обучающегося с преподавателем Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам. раб.) промежуточная аттестация (сам. раб.) итоговая аттестация (сам. раб.)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Семестр 2              
             
Итого                

 

Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
Период обучения (модуль) Формы текущего контроля успеваемости Виды промежуточной аттестации Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Семестр 2 блиц-опросы, дискуссии экзамен  

 

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Период обучения (модуль): Семестр 2

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов
Значение институтов для европейской интеграции. Неоинституционализм и его виды практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Европейский совет лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
      Европейская комиссия лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Европейский парламент лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Совет министров (Совет Евросоюза) лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Экономический и социальный комитет. Комитет регионов. Европейский инвестиционный банк лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Суд ЕС. Суд по общим вопросам. Аудиторская (счетная) палата. ОЛАФ лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Омбудсман. Агентства Европейского союза лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Процедуры принятия законодательных актов Европейского союза. Лоббирование институтов Европейского союза лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Бюджетная процедура и финансовые перспективы. Межинституциональные соглашения лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Проблема исполнения. Комитология Процедура привлечения к ответственности государств-членов лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Институты и процесс принятия решений в Экономическом и валютном союзе лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Принятие решений в области внешних отношений Европейского союза (соглашения Европейского сообщества, решения по Общей внешней политике и политике безопасности) Принятие решений по расширению Европейского союза лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Принятие решений в области Пространства свободы, безопасности и правосудия лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
Будущее институционального баланса Евросоюза лекции
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников
практические занятия
самостоятельная работа на основе обязательной литературы и источников

ТЕМА 1. Объяснение требований к семинарским занятиям. Определение тем докладов. Тестирование. Важность институциональных аспектов. Распределение полномочий и процесс принятия решений. Теоретический подход к институтам. Институционализм. Становление и эволюция теории. Неоинституциональные теории: специфика и отличие от классического институционализма. Классификация неоинституциональных теорий: рационального выбора, социологический, исторический, дискурсивный. Специфика каждого из подходов. Институты-учреждения и институты-процедуры. Процесс институционализации Европейского союза.

Основная литература:

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 38-49.

Ø ASPINWALL, M.D., SCHNEIDER, G. Same Menu, Separate Tables. The Institutionalist Turn in Political Science and the Study of European Integration. DurhamDurham, Konstanz, 2000.

Ø DEHOUSSE, R., MAGNETTE, P. Institutional Change in the European Union // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 20-40.

Ø HALL, P.A., TAYLOR R.C. The Three New Institutionalisms // MPIFG Discussion Paper. 1996. No. 6.

Ø PETERSON, J., SHACKLETON, M. The EU Institutions: an Overview // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 1-19.

Ø SCHMIDT, V.A. Give Peace a Chance: Reconciling Four (not Three) “New Institutionalisms”. In: D. Béland and R.t H. Cox (eds.) Ideas and Politics in Social Science Research. Oxford, 2010.

 

Дополнительная литература:

Ø SCHMIDT, V. A. Discursive Institutionalism: The Explanatory Power of Ideas and Discourse // Annual Review of Political Science. 2008. Vol.11. Pp. 303-326.

ТЕМА 2. Европейский совет, саммит или Совет министров? Понятийный аппарат. Роль Европейского совета в управлении Евросоюзом: теория и практика. История и причины учреждения. Правовая база деятельности. Компетенции и процедурные аспекты Европейского совета. Неформальные Европейские советы. Попытка организовать постоянные контакты глав государств и правительств стран-членов Евросоюза. Проблема правового статуса решений Европейского совета. Проблема постоянной перегрузки повестки дня в связи с тенденцией вмещать все основные решения наверх. Роль председателя в управлении Европейским союзом, изменение его функций в ходе развития европейской интеграции. Эволюция института председательства

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on European Union. Arts. 7, 10, 13, 15, 22

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 235, 236.

· European Council Decision Adopting Its Rules of Procedure. December, 1 2009. 2009/882/EU.

Ø Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Под ред. Л.М. Энтина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2011. Сс.145-50.

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 49-60.

Ø CRUM, B. Accountability and Personalisation of the European Council Presidency // European Integration. 2009. Vol. 31. No. 6.

Ø DE SHOUTHEETE, P. The European Council // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 43-67.

Ø HIERLEMANN, D. Presidential Poker // Spotlight Europe. 2008. No. 3. March.

Ø TALLBERG, J. Bargaining Power in the European Council. Stockholm: Swedish Institute for European Policy Studies, 2007. No. 1.

Ø WESSELS, W. The Maastricht Treaty and the European Council: The History of an Institutional Evolution // Journal of European Integration. 2012. Vol. 34. No 7. Pp. 753-767.

ТЕМА 3. Особая система разделения властей при управлении Европейским союзом. Состав и порядок формирование Европейской Комиссии. Проблемы формирования коллегии, обоснованность ее размера. Варианты отставки Европейской Комиссии. Принципы деятельности Европейской комиссии. Разделение обязанностей между комиссарами и организация работы коллегии. Ответственность Европейской комиссии. Европейская Комиссия и Европейская публичная служба. Ж. Монне как автор идеи о европейской публичной службе. Возникновение и развитие. Основные принципы функционирования еврократии. Основные функции Европейской комиссии. Расширение и сужение полномочий КЕС. Процедура подготовки решения Европейской комиссии. Концепция добропорядочного управления (good governance) Комиссии Р. Проди.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on European Union. Arts. 17, 18

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 244-250

· Regulation No 31 (EEC), 11 (EAEC), Laying Down the Staff Regulations of Officials and the Conditions of Employment of Other Servants of the European Economic Community and the European Atomic Energy Community

Ø Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Под ред. Л.М. Энтина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2011. Сс.163-86; 261-84.

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 61-76.

Ø BAILER, S. An Agent Dependent on the EU Member States? The Determinants of the European Commission’s Legislative Success in the European Union // Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. No 1. Pp. 37-53,

Ø DE SCHOUTHEETE, P. Making the institutions work better and more effectively together: Priorities for the New Commission. Brussels: CEPS, 1 October 2014. CEPS Commentary.

Ø EGEBERG, M., HESKESTAD, A. The Denationalisation of the Cabinets in the European Commission. A Research Note // ARENA Working Paper. 2008. No. 25.

Ø HODSON, D. The Little Engine that Wouldn’t: Supranational Entrepreneurship and the Barroso Commission // Journal of European Integration. 2012. Vol. 35. No 3. Pp. 301-314.

Ø HOOGHE, L., KASSIM, H. The Commission’s Services // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 173-198.

Ø PETERSON, J. The College of Commissioners // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 96-124.

Ø SMITH, A. How the European Commission’s Policies Are Made: Problematization, Instrumentation and Legitimation // Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. No 1. Pp. 55-72.

 

ТЕМА 4. От Ассамблеи к Европейскому парламенту: эволюция представительного института Евросоюза. Выборы в Европейский парламент: переход к прямым выборам и его значение. Многообразие избирательных систем стран-членов. Проблема гармонизации статусов депутатов. Политические группы и перспективы европейских политических партий. Возможен ли единый европейский список с единой предвыборной программой? Функции Европейского парламента. Организация внутренней работы. Президент (председатель) Европейского парламента: значение, функции, сменяемость. Роль вице-президентов и квесторов. Бюро: состав, функции. Важность работы комитетов и их функции. Роль рапортера (докладчика). Конференция председателей комитетов: состав и функции. Конференция председателей: состав и функции. Квесторы.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on European Union. Arts. 14.

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 223-234.

· Regulation (EC) No 2004/2003 of the European Parliament and of the Council of 4 November 2003 on the Regulations Governing Political Parties at European Level and the Rules Regarding their Funding.

· Rules of Procedure of the European Parliament. 2009.

Ø Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Под ред. Л.М. Энтина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2011. Сс.187-206.

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 76-95.

Ø BRESSANELLI, E. Necessary deepening? How political groups in the European Parliament adapt to enlargement // Journal of European Public Policy. 2014. Vol. 21. No 5. Pp.776-792.

Ø CLARK, N. Explaining Low Turnout in European Elections: The Role of Issue Salience and Institutional Perceptions in Elections to the European Parliament // Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. No 4. Pp. 339-356.

Ø COOPER, I. Bicameral or Tricameral? National Parliaments and Representative Democracy in the European Union // Journal of European Integration. 2013. Vol. 35. No 5. Pp. 531-546.

Ø COSTELLO, R., THOMSON, R. The nexus of bicameralism: Rapporteurs’ impact on decision outcomes in the European Union // European Union Politics. 2011. Vol. 12. No 3.

Ø HIX, S., MARSH, M. Second-order effects plus pan-European political swings: An analysis of European Parliament elections across time // Electoral Studies. 2010. No 9.

Ø RAUNIO, T. Political Interests // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 338-358.

Ø SETTEMBRI, P., NEUHOLD, C. Achieving Consensus Through Committees: Does the European Parliament Manage? // Journal of Common Market Studies. 2009. Vol. 47. No.1.

Ø SHACKLETON, M. The European Parliament // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp.124-147.

 

ТЕМА 5. Формирование и эволюция института. Принцип многосоставности единого Совета. Достоинства и недостатки. Реформы 1999, 2002 и 2010 гг. и их значение для эффективности деятельности Совета. Дилемма координация или социализация. Процедуры голосования в Совете министров: единогласие, простое большинство, квалифицированное большинство. Значение процедур голосования для эффективности Совета министров. Изменение понятия «квалифицированное большинство». Компетенции Совета министров. Ответственность Совета министров. Процесс принятия решения в Совете: рабочие группы, КОРЕПЕР, Совет. Специфика рабочих групп и КОРЕПЕРа. Специализированные комитеты (ст. 133, по науке и технологическим разработкам, бюджету и т.д.). Генеральный секретариат Совета: роль в поддержке и координации деятельности Совета. Оформление поста генерального секретаря – Высокого представителя по внешней и оборонной политике.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on European Union. Arts. 16.

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 237-243.

· Council Decision Determining the Order in Which the Office of President of the Council Shall Be Held. January 1, 2007. 2007/5/EC, Euratom.

· Council Decision Adopting the Council's Rules of Procedure. December, 1 2009. 2009/937/EU.

Ø Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Под ред. Л.М. Энтина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2011. Сс.150-63.

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 96-111.

Ø BATORY, A., PUETTER, U. Consistency and diversity? The EU's rotating trio Council Presidency after the Lisbon Treaty // Journal of European Public Policy. 2013. Vol. 20. No. 1. Pp. 95-112.

Ø CHRISTIANSEN, T., VANHOONACKER, S. At a critical juncture? Change and Continuity in the Institutional Development of the Council Secretariat // West European Politics. 2008. July. Vol. 31. No. 4.

Ø CROSS, J.P. The seen and the unseen in legislative politics: explaining censorship in the Council of Ministers of the European Union // Journal of European Public Policy. 2014. Vol. 21. No 2. Pp. 268-285.

Ø GOLUB, J. How the European Union does not work: national bargaining success in the Council of Ministers // Journal of European Public Policy. 2012. Vol. 19. No 9.

Ø HÄGE, F.M. Who Decides in the Council of the European Union? // Journal of Common Market Studies. 2008. Vol. 46. No. 3.

Ø HAYES-RENSHAW, F. The Council of Ministers // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 68-95.

Ø LEWIS, J. National Interests: the Committee of Permanent representatives // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 315-337.

Ø TSEBELIS, G. Bridging qualified majority and unanimity decision-making in the EU // Journal of European Public Policy. 2013. Vol. 20. No. 8. Pp. 1083-1103

 

ТЕМА 6. Происхождение Экономического и социального комитета. Причины создания и дальнейшая эволюция. Характер представительства. Принципы функционирования. Основные обязанности. Значение деятельности комитета в формировании общего рынка. Причины недостаточного влияния Экономического и социального комитета. Происхождение Комитета регионов и его эволюция. Комитет регионов как индикатор роста активности субнациональных общностей и многоуровневого управления. Характер представительства. Принципы функционирования. Основные обязанности. Значение деятельности комитета в формировании общего рынка и развитии регионов. Сравнение Экономического и социального комитета и Комитета регионов. Причины создания Европейского инвестиционного банка. Организация и основные функции сегодня. Возможность привлечения средств ЕИБ для стран-членов и третьих стран. Двойственный характер ЕИБ. Преимущества сотрудничества с ЕИБ.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 300-309.

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 125-136.

Ø CHRISTIANSEN, T., LINTNER, P. The Committee of the Region after 10 Years: Lessons from the Past and Challenges to the Future // EIPASCOPE. 2005. No. 1.

Ø HACHEZ, N., WOUTERS, J. A Responsible Lender? The European Investment Bank’s Environmental, Social and Human Rights Accountability // Common Market Law Review. 2012. Vol. 49. No 1.

Ø HONNIGE, C., PANKE, D. The Committee of the Regions and the European Economic and Social Committee: How Influential are Consultative Committees in the European Union? // Journal of Common Market Studies. 2013. Vol. 51. No. 3. Pp. 452–471.

Ø JEFFERY, C., ROWE, C. Social and Regional Interests: the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp.359-381.

Ø ROBINSON, N. The European Investment Bank: The EU’s Neglected Institution // Journal of Common Market Studies. 2009. Vol. 47. No. 3.

ТЕМА 7. История формирования и развития Европейского суда. Состав Суда ЕС, структура и метод деятельности. Состав Суда по общим вопросам и метод его деятельности. Формирование палат: причины, основные этапы, современное положение дел и возможные последствия. Разделение полномочий между Судом ЕС и Судом по общим вопросам. Гарантии независимости судей. Принцип тайны совещательной комнаты. Взаимоотношения государств и Суда. Возникновение Трибунала по гражданским делам. Суд ЕС и Суд по правам человека: разделение компетенций и соотношение, проблема вступления ЕС в Совет Европы. Возникновение и эволюция Счетной палаты (Аудиторского суда). Основные функции. Механизмы расследования. Порядок формирования. Внутренняя организация. Служба предотвращения мошенничества (ОЛАФ): создание, эволюция, структура и функции.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on European Union. Arts. 19.

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 251-281, 285-7

· Rules of Procedure of the Court of Justice

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 111-124.

Ø KARAKATSANIS, G., LAFFAN, B. Financial Control: the Court of Auditors and OLAF // PETERSEN, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 241-261.

Ø MALECKI, M. Do ECJ judges all speak with the same voice? Evidence of divergent preferences from the judgments of chambers // Journal of European Public Policy. 2012. Vol. 19. No 1.

Ø PUJAS, V. The European Anti-Fraud Office (OLAF): a European policy to fight against economic and financial fraud? // Journal of European Public Policy. 2003. No. 5.

Ø SLEPCEVIC, R. The Judicial Enforcement of EU Law through National Courts: Possibilities and Limits // Journal of European Public Policy. 2009. Vol. 16. No. 3.

Ø SHUIBHNE, N.N. The Court of Justice of the European Union // PETERSEN, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 148-169.

 

ТЕМА 8. Омбудсмен: причины учреждения поста, основные функции и процедура назначения. Значение поста омбудсмана для роста легитимности ЕС. Процедура подачи и рассмотрения жалобы. Примеры самостоятельных инициатив омбудсмана. Сочетание черт законодательной и судебной ветвей власти в посте омбудсмана. Причины появления независимых агентств в мире и в Евросоюзе. Типология агентств и причина их относительной слабости в Евросоюзе. Общие черты агентств. Важность сетевых структур для агентств. Агентства Евросоюза в контексте регулятивного государства. Агентства Евросоюза и новая концепция совместного администрирования в Евросоюзе.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 228.

· Roadmap on the follow-up to the Common Approach on EU decentralised agencies. 2012.

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 137-148.

Ø BORRÁS, S., PETERS, B.G. The Lisbon Strategy's empowerment of core executives: centralizing and politicizing EU national co-ordination // Journal of European Public Policy. 2011. Vol. 18. No 4.

Ø BUESS, M. European Union Agencies’ Vertical Relationships with the Member States: Domestic Sources of Accountability? // Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. No 5. Pp. 509-524.

Ø BUSUIOC, M. European agencies and their boards: promises and pitfalls of accountability beyond design // Journal of European Public Policy. 2012. Vol. 19. No. 5. Pp. 719-736

Ø KELEMEN, R.D., MAJONE, G. Managing Europeanisation: European Agencies // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 219-240.

Ø MAGGETTI, M., GILARDI, F. The policy-making structure of European regulatory networks and the domestic adoption of standards // Journal of European Public Policy. 2011. Vol. 18. No 6.

Ø MAGNETTE, P. Between Parliamentary Control and the Rule of Law: the Political Role of the Ombudsman in the European Union // Journal of European Public Policy. 2003. Vol. 10. No. 5.

Дополнительная литература:

Ø ANDOURA, S., TIMMERMAN, P. Governance of the EU: the Reform Debate on European Agencies Reignited // EPIN Working Paper. 2008. No. 19.

Ø VAN BOETZELAER, K., PRINCEN, S. The Quest for Co-ordination in European Regulatory Networks // Journal of Common Market Studies. 2012. Vol. 50. No. 5. Pp. 819–836.

 

Основные процедуры принятия решения в Евросоюзе

ТЕМА 9. Виды законодательных актов. Директивы, регламенты, решения, рекомендации. Специфика каждого и порядок применения. Принципы субсидиарности и пропорциональности. Роль договоров и Европейского суда в прояснении параметров процедур. Эволюция процедур: от консультации через процедуру сотрудничества к процедуре совместного принятия решений. Специфика каждой из процедур. Важность неформальных встреч для эффективности процедур. Разнообразие интересов (промышленных, общественных, экспертных), затрагиваемых законодательными актами ЕС. Попытки влиять на процесс принятия решений. Основные принципы лоббирования институтов Европейского союза. Важность временного фактора. Заинтересованность институтов в лоббистах и попытка регулировать их деятельность.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 288, 289, 292-299.

Ø Зуев В.Н. Механизм принятия решений в ЕС – универсальный инструмент примирения интересов // Вестник международных организаций. 2008. № 3(18).

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 149-165.

Ø BAILER, S. An Agent Dependent on the EU Member States? The Determinants of the European Commission’s Legislative Success in the European Union // Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. No 1. Pp. 37-53.

Ø BOCQUILLON, P., DOBBELS, M. An elephant on the 13th floor of the Berlaymont? European Council and Commission relations in legislative agenda setting // Journal of European Public Policy. 2014. Vol. 21. No 1. Pp. 20-38.

Ø BURNS, C., RASMUSSEN, A., REH, C. Legislative codecision and its impact on the political system of the European Union // Journal of European Public Policy. 2013. Vol. 20. No. 7. Pp. 941-952.

Ø CHALMERS, A.W. Trading information for access: informational lobbying strategies and interest group access to the European Union // Journal of European Public Policy. 2013. Vol. 20. No 1. Pp. 39-58.

Ø COSTELLO, R., THOMSON, R. The distribution of power among EU institutions: who wins under codecision and why? // Journal of European Public Policy. 2013. Vol. 20. No. 7. Pp. 1025-1039.

Ø DE FRANCESCO, F., RADAELLI, C., TROEGER, V.E. Implementing regulatory innovations in Europe: the case of impact assessment //Journal of European Public Policy. 2012. Vol. 19. No 4.

Ø MEERTS, P. European Union Negotiation. Chapter from a Book.

Ø PANKE, D. Lobbying Institutional Key Players: How States Seek to Influence the European Commission, the Council Presidency and the European Parliament // Journal of Common Market Studies. 2012. Vol. 50. No 1.

Ø SCHMIDT, S. Only an Agenda Setter? The European Commission’s Power over the Council of Ministers // European Union Politics. 2001. Vol. 1. No.1.

 

ТЕМА 10. Эволюция бюджетной перспективы Европейских сообществ / Евросоюза: институциональные аспекты, межгосударственность или коммунитарность? Финансовая перспектива: порядок. Причины появления и порядок одобрения. Пакет Делор 1 и 2. Повестка дня 2000. Действующая финансовая перспектива: основные направления расходования средств. Перспектива ее изменения в 2014 г. Собственные средства ЕС: понятие, появление и классификация. Иные источники средств Евросоюза. Бюджетная процедура. Принципы формирования бюджета, порядок одобрения и ответственность Комиссии за исполнение. Причины разделения расходов на обязательные и необязательные. Межинституциональное соглашение как ответ на «пробелы» в договорах. Понятие и основные принципы. Порядок урегулирования «серых зон» и юридическая природа межинституциональных соглашений.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 310-319.

· European Commission One trillion euro to invest in Europe's future – the EU's budget framework 2014-2020.Brussels, 19 November 2013.

· European Council. Conclusions (Multiannual Financial Framework). Brussels, 7/8 February 2013. EUCO 37/13.

Ø Бюджет ЕС на 2014 – 2020 гг.: Взгляд из европейских столиц. Москва, март 2013

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 165-176.

Ø СИДОРОВА, E. Евросоюз: общий бюджет после Лиссабона //Современная Европа. 2010. No. 4.

Ø СТРЕЖНЕВА М.В., ПРОХОРЕНКО И. Л. Управление экономикой в Европейском союзе: институциональные и политические аспекты. М.: ИМЭМО, 2013. Сс. 67-109.

Ø BECKER, P. Lost in Stagnation. The EU’s Next Multiannual Financial Framework (2014–2020) and the Power of the Status Quo. Berlin: Stiftung Wissenschaft und Politik, 2012. RP 14.

Ø EISELT, E., SLOMINSKI, P. Sub-Constitutional Engineering: Negotiation, Content, and Legal Value of Interinstitutional Agreements in the EU // European Law Journal. 2006. Vol. 12. No. 2.

Ø HEINEMANN, F., MOHL, P., OSTERLOH, S. Reforming the EU Budget: Reconciling Needs with Political-Economic Constraints // Journal of European Integration. 2010. Vol. 32. No. 1.

Ø NÚÑEZ FERRER, J., KATARIVAS, M. What are the effects of the EU budget: Driving force or drop in the ocean? Brussels: CEPS, 2014. CEPS Special Report No. 86. April.

Ø SANTOS, I., NEHEIDER, S. Reframing the EU Budget Decision-Making Process. Brugge: Bruegel Working Paper. 2009. No. 03.

 

ТЕМА 11. Исполнение: материальное и регулятивное. Материальное исполнение: обязательства государств-членов, контроль Европейской комиссии и Европейского суда. Стадии имплементации. Переговоры между Европейской комиссией и странами-членами относительно имплементации. Cуд ЕС и его роль в выстраивании единой правовой системы. Активность Суда ЕС в 1970-е гг. и замедление динамики в кон. 1980х гг. Причины и последствия. Сегодняшняя практика. Комиссия – институт, ответственный за регулятивное исполнение. Причины появления и развития процедуры комитологии. Виды комитетов, их роль и влияние на деятельность Комиссии. Проблема контроля и процедура комитологии как элемент сохранения национального влияния. Реформы 1999 и 2006 гг. Проблемы процедуры комитологии. Лиссабонский договор и комитология.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on European Union. Arts. 16 §1, 17 §1

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 290, 291.

· Entry into force of new comitology rules. Factsheet. 7070/11. Brussels, 28 February 2011.

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 177-188.

Ø ALTER, K. The European Union's Legal System and Domestic Policy: Spillover or Backlash? // International Organization. 2000. Vol. 54. No. 3.

Ø BÖRZEL, T.A., KNOLL, M. Quantifying Non-Compliance in the EU. A Database on EU Infringement Proceedings. Berlin, November 2012. Berlin Working Paper on European Integration No. 15.

Ø BRANDSMA, G.J., BLOM-HANSEN, J. Negotiating the Post-Lisbon Comitology System: Institutional Battles over Delegated Decision-Making // Journal of Common Market Studies. 2012. Vol. 50. No. 6. Pp. 939–957.

Ø GEORGIEV, V. Too much executive power? Delegated lawmaking and comitology in perspective // Journal of European Public Policy. 2013. Vol. 20. No. 4. Pp. 535-551.

Ø HAVERLAND, M., STEUNENBERG, B., VAN WAARDEN, F. Sectors at Different Speeds: Analysing Transposition Deficits in the European Union // Journal of Common Market Studies. 2011. Vol. 49. No. 2.

Ø MOURY, C., HÉRITIER, A. Shifting competences and changing preferences: the case of delegation to comitology // Journal of European Public Policy. 2012. Vol.19. No. 9. Pp. 1316-1335.

Ø PANKE, D. The European Court of Justice as an agent of Europeanization? Restoring compliance with EU Law // Journal of European Public Policy. 2007. Vol. 14. No. 6.

Ø SPRUNGK, C. Legislative Transposition of Directives: Exploring the Other Role of National Parliaments in the European Union // Journal of Common Market Studies. 2013. Vol. 51. No. 2. Pp. 298–315.

Ø WETENDORFF NØRGAARD, R., NEDERGAARD, P., BLOM-HANSEN, J. Lobbying in the EU Comitology System //Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. No 5. Pp. 491-507.

Ø ZHELYAZKOVA, A. Complying with EU directives' requirements: the link between EU decision-making and the correct transposition of EU provisions // Journal of European Public Policy. 2013. Vol. 20. No. 5. Pp. 702-721

 

ТЕМА 12. Европейская система центральных банков: Европейский центральный банк, национальные банки стран, участвующих в зоне евро и стран, остающихся за ее пределами. Критерии присоединения к зоне евро и динамика расширения зоны евро. Цели и задачи Европейской системы центральных банков, инструменты Европейской системы центральных банков. Система ТАРГЕТ. Исполнительный комитет, Управляющий совет и Общий совет: состав и функции. Потенциальная эволюция Управляющего совета. Европейская валютная система – 2. Принцип независимости Европейского центрального банка и национальных центральных банков. Гарантии независимости ЕЦБ. Споры об эффективности и демократичности принципа независимости центрального банка от политического руководства. Господин евро, председатель зоны евро, Совет по экономическим и финансовым вопросам (Экофин), Комитет по экономическим и финансовым вопросам, Совет зоны евро. Необходимость координации экономической политики. Широкие направления экономического развития (ст. 99). Лиссабонский процесс и формирование открытого метода координации. Пакт стабильности и роста: причины возникновения, эволюция и современная процедура. Современные инновации: Пакт 6 нормативных актов, Пакт евро-плюс. Договор о стабильности, координации и управлении, Европейский механизм стабилизации.

Основные источники и литература:

· Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Arts. 127-135.

· Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Reinforcing economic policy coordination. Brussels, 12.5.2010. COM(2010) 250 final

Ø Ларионова М.В. Открытый метод координации как рабочий метод управления интеграционными процессами в образовании // Вестник международных организаций. 2007. No 2(10).

Ø Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 189-197.

Ø Стрежнева М.В., Прохоренко И. Л. Управление экономикой в Европейском союзе: институциональные и политические аспекты. М.: ИМЭМО, 2013. Сс. 110-147.

Ø BAUER, M.W., BECKER, S. The Unexpected Winner of the Crisis: The European Commission’s Strengthened Role in Economic Governance // Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. No 3. Pp. 213-229.

Ø BUITER, W., RAHBARI, E. The European Central Bank as Lender of Last Resort for Sovereigns in the Eurozone // Journal of Common Market Studies. 2012. Vol. 50. Annual Review. Pp. 6-35.

Ø FABBRINI, S. After the Euro Crisis: The President of Europe. A new paradigm for increasing legitimacy and effectiveness in the EU // EuropEos Commentary. 1 June 2012. No. 12.

Ø GOCAJ, L., MEUNIER, S. Time Will Tell: The EFSF, the ESM, and the Euro Crisis // Journal of European Integration. 2013. Vol. 35. No 3. Pp. 239-253.

Ø HALLETT, A.H., HOUGAARD JENSEN, S.E. Fiscal governance in the euro area: institutions vs. rules // Journal of European Public Policy. 2012. Vol. 19. No. 5. Pp. 646-664

Ø HATZOPOULOS, V. Why the Open Method of Coordination Is Bad For You: A Letter to the EU // European Law Journal. 2007. Vol. 13. No. 3.

Ø HODSON, D. Managing the Euro: the European Central Bank // PETERSON, J., SHACKLETON, M. (eds.) The Institutions of the European Union. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 199-218.

Ø KUNSTEIN, T., WESSELS, W. The New Governance of the Economic and Monetary Union: Adapted Institutions and Innovative Instruments. Rome: IAI, 2013. IAI WORKING PAPERS. No 13. 02 January.

Ø POCHET, P. The Open Method of Co-ordination // Perspectives on European Politics and Society. 2006. Vol. 7. No.1.

Ø TORRES, F. The EMU’s Legitimacy and the ECB as a Strategic Political Player in the Crisis Context // Journal of European Integration. 2013. Vol. 35. No. 3. Pp. 287-300.

Ø YIANGOU, J., O’KEEFFE, M., GLOCKLER, G. ‘Tough Love’: How the ECB’s Monetary Financing Prohibition Pushes Deeper Euro Area Integration // Journal of European Integration. 2013. Vol. 35. No 3. Pp. 223-237.

 

ТЕМА 13. Сложность, «двухопорность», внешних связей Европейского союза. Традиционные связи (торговля, экономическое сотрудничество, развитие, ассоциация, экономическая помощь): институциональный баланс и процедуры принятия решения. Новые связи (внешняя политика и политика безопасности): институциональный баланс и процедуры принятия решени

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.