Тема: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКИХ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИХ ВЕРСИЯХ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания
2. Проблема субъекта и объекта познания
3. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания
4. Иррациональная ступень познания. Роль интуиции в познавательном процессе. Познание и творчество
5. Проблема истины в познании
6. Роль практики в процессе познания
Решением проблемы познания самого познания занимается философская теория познания – гносеология (от греч. – знание), которую называют также эпистемологией(от другого греческого слова - ерisteme, тоже означающего знание).
Дело гносеологии – построение общей теории познания. Она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности, и ищет общее в них.
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, об ее свойствах, отношениях, законах.
Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Разновидности знания:
а) знание как информация об объективном мире природы и общества;
б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;
в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Поэтому становление и развитие познания необходимо рассматривать в связи с основными этапами антропосоциогенеза, важнейшими стадиями развития общества и культуры.
Классификация форм познания:
1. Первая классификация:
а) духовно-практическая форма познавательной деятельности появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека, эта форма познавательной деятельности реализуется в обыденном познании или здравом смысле;
б) духовно-теоретическая форма познавательной деятельности вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образованиях культуры.
2. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют:
· мифологическое;
· религиозное;
· образно-художественное;
· философское;
· научное;
· вненаучное познание.
Мифологическое познание представляет собой фантастически-художественное постижение реальности.
Религиозное познание основано на вере в сверхъестественное, божественное начало мира.
Содержанием художественно-образного познания является эстетическое отношение человека к миру.
Философское познаниестремится к рациональному осмыслению мира в его целостности и единстве, места человека в этом мире. Философия отличается доказательностью, логической обоснованностью и аргументированностью.
Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение истинностного результата. Наука раскрывает внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития. Она постигает мир в общих понятиях, средствами логического мышления.
Вненаучное знание включает различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки.
К вненаучному относят знание, не соответствующее стандартным нормам научности: алхимия, магия, астрология, парапсихология, теология, натурфилософия.
В формах вненаучного знания содержатся ценные эвристические идеи, порой не укладывающиеся в существующие каноны рациональности, но стимулирующие творческое воображение ученого.
Познавательная деятельность человека связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т. д.
Суть познавательного отношения человека к мирузаключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик действительности в знании. Этот вопрос получил название проблемы истины в познании.
Две важнейшие идеи, оказавшие воздействие на последующее развитие философских учений о познании:
а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная в философии Платона (в его концепции познания как припоминания, анамнесиса);
б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, разработанная Аристотелем.
Одним из центральных вопросов классической гносеологии является проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от решения этого вопроса в классической философии выделяется:
· гносеологический оптимизм (гностицизм);
· скептицизм;
· агностицизм.
Представители гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б.Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и другие), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению.
Впоследствии была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания (Энесидем, Секст Эмпирик).
В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П. Гассенди, П. Бейля и особенно английского философа Д. Юма.
Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (греч. "а" – отрицание, gnosis – знание), согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые "вещи-в-себе".
В классической новоевропейской философии проблематика познания рассматривалась в рамках общего учения о "человеческом разуме". Р. Декарт, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант заложили фундамент современных представлений о познании.
К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина – теория познания, или гносеология(греч. gnosis – знание, 1оgоs – учение).
Круг проблем гносеологии включает в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и другие.
Специфика интерпретации проблем познания в гносеологии состоит в том, что они рассматриваются в контексте субъект-объектного отношения.
В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии как философско-методологической дисциплины, изучающей феномен знания как универсальный результат познавательного отношения.
Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение. Классическая гносеология исходила из предпосылки, согласно которой основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.
Субъект познания – это человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей обеспечивает человеку возможность познавать мир.
Объект познания – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта.
В классической традиции основной темой теории познания становится исследование особенностей и характеристик субъекта, осуществляющего познавательную деятельность.
Четыре гносеологические программы понимания природы субъект-объектных отношений, специфической интерпретации статуса и роли субъекта познания в классической гносеологии:
· наивно-реалистическая теория познания представлена в философии созерцательного (метафизического) материализма Нового времени (Ж.Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах), субъект познания – антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы;
· гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д.Юм, Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус) субъект познания интерпретирует как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления); существование объекта познания также определяется субъективными формами чувственного опыта, поэтому вещь, объект есть совокупность ощущений ("идей"), существовать – значит быть воспринимаемым;
· программа трансцендентальной гносеологииразработана И. Кантом, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта, при этом субъект интерпретируется как "трансцендентальный" (некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание); в структуре трансцендентального субъекта выделяются априорные, т. е. предшествующие реальному, единичному акту познания формы организации познавательной деятельности, к ним относятся: априорные формы чувственности; априорные формы рассудка; априорные формы чистого разума;
· социокультурная программа в теории познания была представлена в двух основных версиях: в объективно-идеалистической философии Гегеля и в марксистской диалектико-материалистической гносеологии.
В рамках этой программы субъект познания – это социально-исторический субъекта, т. е. продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности.
Гегель интерпретировал совокупность этого опыта как историческую последовательность форм объективного духа.
В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом познания постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает культурные традиции, социальные нормы и ценности.
Важнейшими программами постклассической гносеологии являются: экзистенциально-феноменологическая, биопсихологическая, аналитическая, герменевтическая и др. Каждая из них по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически раскрывает задачи и цели познания, обосновывает модели сознания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|