Сделай Сам Свою Работу на 5

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧУВСТВА и ФИГУРА-ФОН





Закройте глаза и представьте себе свою мать разговари­вающей с вами. Постарайтесь вспомнить, как она выг­лядит, во что одета, запах ее духов, ее позу, побудьте не­которое время вместе с этим воспоминанием.

Когда вы четко поймете, что хорошо ее себе предста­вили, скажите о своих чувствах к ней, но при этом не старайтесь быть логичным.

Перечисляйте чувства по одному; высказав очеред­ное, сделайте передышку и побудьте, поживите немно­го с этим чувством. Что вы ощущаете в своем теле, когда описываете любовь, теплоту, гнев, разочарование? Ощу­тите переходы от одного чувства к другому.

Намеренно измените скорость, с которой вы перечис­ляете свои чувства к матери. Сравните свои ощущения, отличаются ли они в случае, когда вы прислушиваетесь к себе, и тогда, когда вы не даете себе прочувствовать ска­занное.

Вы заметили сходство между размытой картиной внешнего мира, когда взгляд быстро скользит с одного предмета на другой, и размытым видением своего внут­реннего мира? Вы заметили изменения в чувстве вол­нения от происходящего, когда заставляли себя остано­виться на каждой из фигур?

«Удивительно, насколько живой показалась мне моя мать и как много я хочу ей сказать — особенно если учесть, что она умерла двадцать два года назад — в каком-то смыс­ле она действительно не умерла!»



Позволяя себе полностью прочувствовать какое-либо ощу­щение, мы обнаруживаем существование поворотной точки, где оно достигает насыщения, а затем растворяется, исчезает, и другое чувство заменяет его. Если же мы блокируем опреде­ленное чувство, оно не исчезает. И мы как бы его чувствуем, хотя его нет в настоящем, вместо того чтобы по-настоящему пережить это чувство и закончить с ним. Для этого необходи­мы усилия, хотя мы можем и не отдавать себе отчета в том, что их прилагаем.

Гештальт — это философия очевидного, реального.

Невротик — тот, кто не видит очевидного.

Фриц Перлз

Блокировки осознания можно охарактеризовать — более подробно мы займемся ими в главе о способах избегания. Как бы там ни было, эти блокировки ведут к фиксации способов, которыми мы ощущаем и выражаем себя. Этим они ограни­чивают нашу способность к ответу на происходящее. Только полностью осознавая, что мы чувствуем, мы можем так же полно отвечать. Запреты, блоки фиксируют наши способы за­ведомо предсказуемого поведения и не позволяют гибко реа­гировать на происходящее. Они мешают нам развиваться и быть полновластными хозяевами собственной жизни.



У каждого из нас есть своя подлинная жизнь,

которую он хотел бы прожить.

Фриц Перлз

Мы связываем себя, не позволяя себе чувствовать и выра­жать всю свою многогранность. Уходя от видения окружаю­щего мира во всех его подробностях, сводя его лишь к обобще­ниям и абстракциям как к продукту языка, мы тоже связыва­ем себя.

Способность абстрагироваться есть величайшая ценность языка (а также уникальный и основополагающий признак на­шей человечности). Когда малыш впервые видит стул, он тра­тит массу времени на то, чтобы исследовать его, стараясь при­дать ему смысл. Через некоторое время он начинает видеть связь между этим стулом и всеми прочими; в конце концов он понимает, что на свете есть группа предметов, называемых сту­льями. Проблема заключается в том, что мы используем эту способность к абстракции не в полной мере, приучившись ви­деть лишь самые общие черты (например, возможности ис­пользования) вещей или событий и игнорируя тем самым их индивидуальные особенности. Ребенку, возможно, было ког­да-то сказано, что появление слез означает грусть: поэтому он может, увидев или ощутив слезы, не связать их с чувствами гнева или радости.

Такой процесс называется фиксацией и является результа­том неправильного использования способности к абстрагированию; в этом случае процесс абстракции реально препят­ствует восприятию происходящего вокруг. Попробуйте сделать следующее упражнение.



 

УПРАЖНЕНИЕ 6. ФИКСАЦИЯ

(Предметы)

Не вдаваясь в подробности, представьте себе два или три стола, находящихся в комнате, где вы сидите. Вы когда-нибудь рассматривали их внимательно? Вас интересова­ло, из чего они сделаны и как собраны? Что вы чувствуе­те по поводу каждого из них? Какой стол вам нравится больше, чем другие? А теперь осмотрите его тщательно. Удавалось ли вам зафиксировать образ этого стола в во­ображении до того, как вы внимательно его осмотрели?

«Я поразился неуклюжей конструкции стола, стоящего у моей кровати, отвратительному виду его сосновых ин­крустаций и дымчатого стекла на поверхности. Мне он не нравится, я избавлюсь от него».

УПРАЖНЕНИЕ 7. ФИКСАЦИЯ НА СЕБЕ

Какие определения вы используете применительно к себе? Подумайте о некоторых из них, например «упря­мый», «толстый», «парень что надо». Не связаны ли та­кие характеристики с тем, что вы кому-то, возможно, нравитесь именно таким? Всегда ли вы один и тот же или для разных людей вы охарактеризовали бы себя по-разному?

«Большую часть своей жизни я был «своим парнем», ко­торый никогда не задевает чувств других людей, всегда считается с их ощущениями, постоянно помогает им. Я хотел, чтобы люди любили меня, чтобы они нуждались во мне. И все же со многими мне это не удавалось, как я ни старался. Теперь я не прикладываю для этого столько усилий, и мне кажется, что гораздо больше людей любят и принимают меня — хотя иногда я бываю раздражите­лен и прямолинеен».

УПРАЖНЕНИЕ 8. ФИКСАЦИЯ

(Другие)

Подумайте о ком-нибудь из знакомых вам людей — на­пример, об однокласснике или начальнике. Какие опре­деления вы им даете? Какие роли вы исполняете, чтобы им подыграть или укрепить вас обоих в сложившемся стиле общения?

«Мой друг Вуди отличный рассказчик. Он развлекает меня, мне с ним хорошо, я позволяю ему развлекать меня, хотя чувствую, что за все долгие годы нашего зна­комства я так и не узнал его по-настоящему. Он стал для меня чем-то вроде приятного ходячего телевизора».

Как другие фиксируют себя в отношениях с миром?

Большую часть времени мы играем роли,

ходя вокруг да около, избегая соприкосновений

и столкновений... фриц Перлз

Охотник на оленей не видит гор — страдалец

Хакуин (Мастер Дзен, X век)

Меняя свою повседневную жизнь, вам нужно как-то ха­рактеризовать свои представления и свои чувства. Время от . времени отказывайтесь от этого и обращайте внимание лишь на изначальные признаки, которыми пользуетесь для харак­теристик. Описывайте свои зрительные представления в тер­минах лишь цвета, размера, освещенности или затемненнос-ти, а чувства — лишь в терминах телесных ощущений. Ха­рактеризуя ощущение, например, усталости, попробуйте по­чувствовать, что из телесных ощущений приводит вас к это­му выводу: может статься, что на самом деле вам просто смер­тельно скучно!

«Я узнал о себе одну вещь: как я реагирую на утвержде­ния других людей, которые, как я думал, были направ­лены против меня. Когда я слепо верил в собственную ' непогрешимость, я не замечал, насколько мне больно:

вместо этого я думал, что я злюсь, и действовал соответ­ственно (и неадекватно)».

Фиксация ограничивает нашу гибкость и способность к адаптации. Она приглушает пульс жизни в этом вечно меняю­щемся мире, порой уверяя нас, что «мы это уже проходили». Однако каждый момент времени нов и неповторим: так что мы все делаем впервые.

Гештальт-тренинг позволяет сломать устоявшиеся стерео­типы поведения, побуждая нас обращать пристальное внима­ние на то, что мы чувствуем в данный момент времени, и то, что происходит в окружающем мире. Нам нужно видеть не только то, что мы сами собой сейчас представляем, но и то, как в данный момент мы вписываемся в общий порядок вещей и событий. И хотя это сопряжено с определенным риском, лишь гак мы можем четко соответствовать самим себе и окружаю­щему миру, и только мы сами ответственны за то, что делаем.

МУДРОСТЬ

Я буду использовать себя во всей полноте

своих способностей, все доводя до конца

и стремясь к еще большему знанию и осуществлению.

НО

Я должен пройти через смерть, чтобы переродиться. Это и есть путь к мудрости.

Джордж Роснер


ГЛАВА 4

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ты волен делать что угодно.

Только перенеси последствия.

Шелдон Копп

Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это аг­рессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, проис­ходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неиз­менного фокусирования на осознании телесных ощущений.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.