Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила организации и ведения группы





ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ

Основными характеристиками принадлежности к любой профессиональной группе являются владение знаниями и умениями и сознательное следование этическим нормам, принятым сданной профессии. Кодекс этических норм состоят из правил, которые служат руководством в вопросах профессионального поведения, исполнения служебных обязанностей и разрешения моральных проблем. Данный документ, подготовленный Ассоциацией Специалистов по Групповой Работе (ASGW), определяет этические нормы профессионального поведения ее членов. Ассоциация Специалистов по Групповой Работе признает первичность и обязательность для своих членов Этического Кодекса, принятого вышестоящей организацией – Американской Ассоциацией Консультирования и Развития (AACD) – и предупреждает, что никакая часть настоящего документа не должна использоваться для замены Этического Кодекса. Данные стандарты Призваны дополнить кодекс AACD в области групповой работы. Прояснить природу нравственной ответственности группового консультанта и подчеркнуть особую важность компетентности руководителя группы. Предполагается, что групповой консультант должен быть профессионалом и относиться к принятию этической ответственности со всей серьезностью. ASGW рассматривает Этические нормы как неотъемлемую часть групповой работы, и, соответственно, рассматривает групповых консультантов как "проводников этики". Групповые консультанты должны обращать особое внимание на цель и содержание своих действий, поскольку попытки консультантов повлиять на поведение человека с помощью групповой работы всегда имеют этические последствия.



Приведенные в этом документе этические нормы должны рассматривался как материал для размышлений, анализа своей работы и обсуждения сложных вопросов, возникающих в ходе работы. Они определяют степень ответственности групповых консультантов перед клиентами. Предполагается, что групповые консультанты знакомят членов группы с данными стандартами.

1. Предоставление клиенту полной информации. Групповые консультанты должны соответствующим образом подготовить потенциальных или новых членов группы, предоставив им все необходимые сведения о планирующейся или существующей группе. Следующая информация должна быть предоставлена в обязательном порядке:



(а) Групповые консультанты должны ознакомить участников с процедурой отбора, организацией групповой работы, предполагаемыми результатами, способом оплаты (если это необходимо) и процедурой завершения работы. Объяснение должно осуществляться в терминах, соответствующих уровню развития членов группы, теме и целям групповой работы.

(б) Групповой консультант должен иметь и предоставлятьпотребованию официальный документ, в котором должна быть подтверждена его квалификация и должно быть указано, каким именно видом групповой работы он имеет право заниматься.

(в) Групповые консультанты должны сообщить о том, что ожидается от членов группы и ведущего, об их правах и ответственности,

(г) Цели групповой работы должны быть описаны консультантом как можно более полно, включая информацию о том, чьи это цели (руководителя группы, организации, родителей, законодательные, общественные и т.п.) и о роли членов группы в определении этих целей.

(д) Групповые консультанты должны вместе с членами группы оценить риск возможных изменений в жизни участников, которые могут произойти в результате групповой работы, и помочь им понять, готовы ли они к таким изменениям.

(е) Члены группы должны быть проинформированы о необычных или экспериментальных процедурах, которые могут применяться в процессе групповой работы.

(ж) Групповые консультанты должны объяснить как можно более подробно, какие услуги могут, а какие не могут быть предоставлены в рамках предлагаемой групповой работы,



(з) Групповые консультанты обязаны объяснить необходимость обеспечения полного психологического присутствия каждого участника группы на каждом занятии. Они должны выяснить, не употребляют ли кандидаты в группу какие-либо наркотики или медицинские препараты, которые могут повлиять на их работу в группе Они должны запретить любое употребление алкоголя и/или нелегальных наркотиков во время занятий и настоятельно рекомендовать не употреблять перед занятием алкоголь или наркотические вещества (разрешенные или запрещенные), которые могут повлиять на их физическое и психологическое присутствие на занятии.

(и) Групповые консультанты должны выяснить, пользовался ли кандидат в группу услугами психологов или психотерапевтов. Если он в данный момент пользуется услугами профессионального консультанта, руководитель группы должен предложить ему информировать своего терапевта о предполагаемом участии в групповой работе.

(к) Групповые консультанты должны четко информировать членов группы о правилах, регламентирующих возможность получения консультации между занятиями.

(л) При определении уровня оплаты консультант должен принимать во внимание финансовые возможности и место жительства кандидатов в группу. Члены группы не должны платить за занятия, на которых отсутствует консультант, а привила оплаты занятий, пропущенных членом группы, должны быть четко определены. Оплата участия в групповой работе оформляется в виде договора между членом группы и консультантом на определенный период времени. Групповой консультант не должен повышать плату за свои услуги во время действия данного договора. В случае, когда установленная плата за услуги не подходит кандидату в группу, консультант должен помочь ему найти аналогичные услуги за приемлемую цену.

 

2. Отбор участников. Групповой консультант может провести собеседование с кандидатами в группу. Насколько это возможно, консультант должен отбирать в группу тех людей, чьи цели и потребности соответствуют задачам группы, кто не будет мешать или препятствовать групповой работе, и чье состояние не ухудшится в результате групповой работы. Информирование о группе (см. первое правило) осуществляется в процессе отбора. Отбор может быть организован различными способами, например:

(а) индивидуальное собеседование;

(б) групповое собеседование;

(в) письменное анкетирование.

 

3. Конфиденциальность. Групповые консультанты должны защитить членов группы, ясно определив, что подразумевается под конфиденциальностью и почему она необходима, а также описав трудности, связанные с ее соблюдением.

(а) Групповые консультанты должны предпринять шаги для защиты членов группы, определив условия конфиденциальности и ее ограничения, В случае, когда состояние члена группы представляет опасность для него самого, других или группы и целом, консультант обязан предпринять соответствующие меры или сообщить об этом в соответствующие инстанции.

(б) Групповые консультанты должны подчеркнуть важность соблюдения конфиденциальности и определить соответствующие правила, касающиеся всех членов группы. Перед началом группового консультирования члены группы следует предупредить об обязательности соблюдения этих правил и затем необходимо неоднократно напоминать об этом в ходе групповой работы. Тем не менее, следует четко разъяснить, что полную конфиденциальность гарантировать невозможно.

(в) Члены группы должны быть информированы о проблемах, связанных с обеспечением конфиденциальности в условиях группы, Для того, чтобы повысить уровень ответственности членов группы и уменьшить вероятность такого рода нарушений, консультанты могут привести примеры того, как конфиденциальность может быть нарушена непреднамеренно. Консультанты должны информировать членов группы о возможных последствиях умышленного нарушения конфиденциальности,

(г) Групповые консультанты могут гарантировать конфиденциальность только со своей стороны и не отвечают за нарушения со стороны членов группы.

(д) Групповые консультанты имеют право записывать занятия на видео- или аудио носители только с предварительного согласия членов группы и при условии информирования их о том, каким образом эти материалы будут использованы в дальнейшем.

(е) При работе с несовершеннолетними групповой консультант должен определить пределы конфиденциальности.

(ж) Члены группы, принудительно направленные в группу, должны быть информированы обо всех отчетах, которые консультант обязан предоставить в соответствующие инстанции.

(з) Групповые консультанты обязаны хранить асе записи о членах группы (письменные, аудио-, видео- и т.п.) таким образом, чтобы обеспечить их конфиденциальность.

(и) Преподаватели, обучающие групповых консультантов, должны соблюдать анонимность при обсуждении случаев из практики группового консультирования.

 

4. Добровольность/принудительность участия. Групповые консультанты должны информировать членов группы о добровольном или принудительном характере участия в группе:

(а) Групповые консультанты должны сделать все возможное для того, чтобы как в добровольных, так и в принудительных группах все участники дали согласие на работу в группе на основе их полною информирования.

(б) При работе с детьми и подростками групповые консультанты должны следовать правилам той организации, в которой они работают.

(в) В ходе работы с принудительно направленными участниками консультант должен предпринимать все усилия для того, чтобы работа в группе для таких участников приобрела добровольный характер.

(г) Групповые консультанты не имеют права подтверждать, что члены группы прошли курс групповой терапии, если они присутствовали на занятиях, но не участвовали в работе должным образом. Члены группы должны быть информированы о последствиях их отказа принимать полноценное участие в групповой работе.

 

5. Выход из группы. В случае, если член группы принимает решение покинуть ее до окончания работы, необходимо помочь ему сделать это оптимальным образом.

(а) Процедуры выхода из группы должны быть обсуждены консультантом со всеми членами группы либо до начала работы во время собеседования либо на первом занятии группы.

(б) Групповые консультанты обязаны проинформировать членов группы о возможных последствиях преждевременного выхода из группы.

(в) В идеальном случае групповой консультант и член группы должны совместно определить степень полезности или бесполезности для последнего продолжения групповой работы.

(г) Члены группы имеют безусловное право покинуть группу в назначенный срок, если оговоренный испытательный период оказался неудовлетворительным.

(д) Члены группы имеют право покинуть ее, но очень важно сообщить им, что они должны заранее информировать о своем решении консультанта и остальных членов группы. Консультант должен обсудить с членом группы, решившим преждевременно покинуть ее, возможный риск такого решения.

(е) Групповой консультант перед тем, как участник группы покинет ее, может, если необходимо, обсудить с ним причины его желания оставить группу. Консультант должен вмешаться, если остальные члены группы используют чрезмерное давление для того, чтобы заставить члена группы продолжить работу.

 

6. Сдерживание и принуждение (границы жесткости ведения группы). Групповые консультанты должны обеспечить максимально возможную защиту членов группы от физического насилия, угроз, принуждения и чрезмерного давления.

(а) Необходимо четко различать разницу между "терапевтическим давлением", которое является частью групповой работы, и "чрезмерным давлением", которое не является терапевтическим.

(б) Цель групповой работы заключается в том, чтобы помочь участникам найти их собственные ответы, а не заставить их выполнять то, что группа считает правильным,

(в) Консультанты должны проявлять осторожность и не принуждать участников изменяться в тех направлениях, которые субъективно воспринимаются ими как нежелательные.

(г) Консультанты обязаны вмешиваться в работу группы во всех случаях чрезмерного давления или попыток со стороны членов группы заставить других участников делать что-то против их воли,

(д) Консультанты обязаны вмешиваться в работу группы в тех случаях, когда кто-нибудь в группе пытается выразить свою агрессию в виде физического насилия, способного нанести вред другому члену группы или самому себе.

(е) Консультанты обязаны вмешиваться в работу группы в тех случаях, когда кто-либо в группе прямо оскорбляет другого члена группы или неадекватно выражает свою неприязнь к нему.

 

7. Система ценностей ведущего при работе в группе. Групповые консультанты должны осознавать свои собственные ценностные установки и потребности и понимать, что они могут оказывать влияние на групповую работу.

(а) Несмотря на то, что групповые консультанты должны избегать навязывания своей системы ценностей членам группы, они могут сообщить о своих убеждениях, если считают, что это необходимо для групповой работы.

(б) В каждой группе существуют негласные нормы поведения, которые должны быть доведены до сведения всех кандидатов в группу прежде, чем они решат принять в ней участие. (Например, непосредственно выражать свои чувства, быть прямым и честным, делиться с остальными личными переживаниями, учиться доверять, развивать межличностные взаимодействия, принимать решения только за себя.)

(в) Консультант не имеет права решать свои личные и профессиональные проблемы за счет членов группы.

(г) Групповые консультанты не должны использовать группу для собственной психотерапии,

(д) Групповые консультанты должны осознавать свои ценностные установки и предпочтения и уметь проявлять их, учитывая культурологические особенности групп.

(е) Групповые консультанты должны понимать, что они так же, как и другие, обладают психологическими стереотипами (предвзятое отношение к возрасту, недееспособности, этнической и расовой принадлежности, полу, религии или сексуальным предпочтениям) и прилагать усилия к тому, чтобы они меньше влияли на групповой процесс. Таким образом они смогут защитить личные права и достоинство всех членов группы.

8. Непредвзятость. Групповые консультанты должны стремиться к одинаково уважительному отношению ко всем членам группы с учетом их индивидуальности,

(а) Групповые консультанты должны понимать и уважать различия (культурные, расовые, религиозные, возрастные, половые, физические и др.), существующие между членами группы.

(б) Групповые консультанты должны следить за своим поведением в отношении отдельных членов группы и помнить о возможных пагубных последствиях фаворитизма или особых отношений с одними членами группы в ущерб остальным. Вполне понятно, что групповые консультанты будут выделять некоторых участников, однако все они заслуживают равного внимания.

(в) Групповые консультанты должны предоставлять равные возможности всем членам группы, пытаясь включить в работу молчаливых детей, поощряя их попытки включиться в общение и предотвращая монополизацию и пустые разговоры.

(г) Если группа большая, консультанты могут пригласить другого профессионального консультанта в качестве соруководителя.

 

9. Двойственные взаимоотношения. Групповые консультанты должны избегать двойственных отношений с членами группы, поскольку они могут повлиять на их объективность и профессиональные суждения, либо затруднить члену группы возможность полноправно участвовать в работе.

(а) Групповые консультанты не должны использовать свою профессиональную роль и преимущества руководителя группы для установления и развития личных или социальных контактов с членами группы в течение всего времени групповой работы,

(б) Групповые консультанты не должны использовать свои профессиональные отношения с членами группы для своей личной выгоды ни во время групповой работы, ни после ее завершения.

(в) Сексуальные отношения между групповым консультантом и членами группы рассматриваются как неэтичные.

(г) Групповые консультанты не должны предоставлять профессиональные услуги в обмен на услуги со стороны членов группы.

(д) Групповые консультанты не должны отбирать в свои группы членов своих семей, родственников, подчиненных или близких друзей.

(е) Групповые консультанты должны обсудить с участниками возможные отрицательные последствия интимных отношений между членами группы.

(ж) В случае, если групповой консультант является одновременно преподавателем, обучающим технике группового консультирования, и ведущим группы, в которой в рамках этого курса принимают участие его студенты, он не должен оценивать академическую успеваемость студентов в зависимости oт их участия в группе. При этом ведущий обязан разделять учебные задачи и задачи групповой работы и давать возможность студентам решать самим, в какой степени им раскрываться на группе и когда останавливаться при обсуждении своих проблем.

(з) Не допускается навязывание чьих-либо частных консультационных или терапевтических услуг членам группы, с которой работает консультант,

10. Использование техник и приёмов. Групповые консультанты могут использовать только те методики, которыми они хорошо владеют, все остальные они имеют право применять только под руководством супервизора.

(а) Групповые консультанты должны уметь сформулировать теоретические положения, на которые они опираются в своей работе, и уметь обосновывать свои действия.

(б) Практическая подготовка групповых консультантов должна соответствовать сложности и силе воздействия используемой ими техники терапевтического вмешательства,

(в) Групповые консультанты должны помнить о необходимости адаптировать свои методики для того, чтобы они соответствовали уникальным требованиям различных культурных и этнических групп.

(г) Групповые консультанты должны помогать членам группы переносить полученные в группе знания в повседневную жизнь.

 

11. Выработка целей. Групповые консультанты должны помогать членам группы выработать личные цели участия в группе.

(а) Групповые консультанты должны использовать все свое умение для того, чтобы помочь членам группы сформулировать конкретные цели групповой работы ясным и понятным для них языком.

(б) В процессе групповой работы консультанты должны помогать членам группы оценивать степень продвижения к их личным целям и помогать пересматривать их, если это необходимо.

(в) Групповые консультанты должны помогать членам группы определить, в какой степени их личные цели могут быть достигнуты в рамках конкретной группы.

 

12. Консультации между занятиями. Групповые консультанты должны разработать и объяснить участникам правила проведения консультаций между занятиями.

(а) Групповые консультанты должны следить за тем, чтобы отдельные члены группы не использовали консультации между занятиями для решения вопросов, которые относятся к теме группы и должны обсуждаться на групповых занятиях.

(б) Групповые консультанты должны побуждать участников выносить вопросы, обсуждаемые на консультациях между занятиями, на групповые встречи, если эти вопросы относятся к теме работы группы.

(в) Групповые консультанты должны обращаться за консультациями или за помощью, если возникают этические вопросы или трудности, которые мешают им эффективно вести группу.

(г) Групповые консультанты должны обращаться за соответствующей профессиональной помощью при наличии у них проблем личного характера или возникновении конфликтов, которые могут помешать им профессионально выполнять свою работу.

(д) Групповые консультанты должны обсуждать случаи из своей практики только для получения профессиональных консультаций или в целях обучения.

(е) Групповые консультанты должны информировать членов группы о том, будут ли индивидуальные консультации конфиденциальны,

 

13. Окончание групповой работы. Консультант должен обеспечить своевременное завершение работы группы в случае, если количество занятий не оговорено заранее.

(а) Групповые консультанты должны постоянно говорить членам группы об их достижениях и периодически предлагать им подвести итоги и оценить свой опыт, полученный в результате групповой работы. Групповой консультант должен способствовать тому, чтобы участники становились все более независимыми от группы.

 

14. Оценка состояния группы и завершающие действия. Групповые консультанты должны постоянно оценивать текущее состояние группы и обдуманно подходить к проведению завершающих процедур.

(а) Групповые консультанты должны понимать важность непрерывного отслеживания состояния группы и помогать участникам оценивать свои достижения.

(б) Групповые консультанты должны оценить групповую работу в целом на последней встрече или перед завершением работы.

(в) Групповые консультанты должны следить за своим поведением и понимать, что оно может являться образцом для участников.

(г) Встречу ведущего с участниками группы после завершения ее работы можно проводить как общие собрание, как систему индивидуальных встреч, либо как объединение того и другого. Цель таких встреч – определить: 1) степень достижения индивидуальных целей каждым участником; (и) эффект от групповой работы для каждого из участников; 2) необходимость дополнительной помощи отдельным членам группы. Каждому члену группы при необходимости должна быть предоставлена возможность личной встречи с консультантом.

 

15. Помощь других специалистов. Если потребности конкретного члена группы не могут быть удовлетворены в рамках темы предлагаемой работы, групповой консультант должен рекомендовать данному участнику обратиться за помощью в другую профессиональную службу.

(а) Групповые консультанты должны знать о местных психологических службах, в которые они могут направить членов группы за соответствующей помощью.

(б) Групповые консультанты должны при необходимости помочь члену группы найти соответствующую психологическую службу.

 

16. Профессиональная компетентность группового консультанта.

Групповые консультанты должны профессионально совершенствоваться в течение всей своей деятельности. Это является их профессиональным долгом.

(а) Для обновления знаний и совершенствования профессиональных навыков групповые консультанты должны заниматься своим образованием, иметь постоянную практику и принимать участие в мероприятиях по повышению профессиональной квалификации.

(б) Групповые консультанты должны быть в курсе научных исследований и новых разработок, относящихся к групповой терапии.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.