Сделай Сам Свою Работу на 5

Составление и представление ментальных карт «Мой Петербург» и «Мой Лондон».





Размышление над образом «своего города» раскрывает город как индивидуальное пространство с нелинейным временем личностных событий. Стенли Милгрэм в «Эксперименте в социальной психологии» определял ментальную карту города как выражение устойчивых маршрутов и ассоциативных связей, скрепляющих городское пространство «отдельного» горожанина. Ментальная карта сочетает когнитивный и эмоциональный подходы. Кроме того она требует своеобразного «доверия» к самому себе – к собственным образам и увлечениям. Нередко упоминается интуитивный компонент как составляющая ментальной карты. Мы полагаем, что более важно «доверие» собственной интуиции (своего рода «интуиция интуиции»).Составление ментальных карт может быть проведено по рекомендациям выдающегося планировщика и исследователя города Кевина Линча (см. Кевин Линч. Образ города - Глазычев, Form-based code и т.д.).

Ментальные карты демонстрируют значимость визуальной коммуникации. Заставляют определить понятие доминанты. Они показывают влияние «наблюдателя», который перестаёт сегодня просто «отмечать» (фиксировать) пространство своего проживания, но начинает его «блюсти» (формировать).Возможно сопоставление различных ментальных карт.



Сам проект по составлению ментальных карт города важен еще и потому, что даёт материал для разговора об экологии города. Передовой (отвечающий вызовам времени) город становится все более человекоориентированным. Что означает эта «ориентация на человека»? Не приведёт ли она к «усреднению» облика города? Когда вполне практические нужды (вроде парка и школы около дома) вытеснят эстетический драйв и эксперимент? Когда обыденное заместит грандиозное? Здесь мы обнаруживаем дискуссионное смысловое поле. И дебаты о назначении современного города (и о том, кто и что должны определять направление его развития) могут стать продолжением проведённой на уроке работы с ментальными картами.

Вопросы к ментальным картам: Что Петербург для вас? Каков ваш личный Петербург? Куда бы вы повели нагрянувшего к вам вашего сверстника из Бельгии или Индии? Какие места являются для вас знаковыми, т.е. теми, в которых вы проживаете уникальные и значимые для вас состояния.



Идея ментальных карт: Установка на диалог, сквозное сопоставление. Что есть такого (в местах, исторических сюжетах, городской мифологии и т.д.), что объединяло бы и Петербург, и Лондон? Заметим, что именно объединяющие смыслы могут становиться и моментами различения (сходство не есть совпадение).

Роман в интеллект-карте

Феномен великого американского романа. «Гэтсби» – одно из ключевых «литературных» событий. Особенность американского романа (как крупной формы, требующей для своего воплощения не только энергии и опыта всей жизни, но и актов «жёсткой» рефлексии над значимыми для себя смыслами) в том, что ключевые вещи литературной традиции оказываются и знаковыми (важными для понимания) событиями самой истории. «Гэтсби», как «Форд» компании «Крайслер», заключает (но ещё и непрерывно разворачивает) в себе собрание литературных открытий, инноваций.

Персональные карты

Идеи для работы с «Картой персоны».

Изначальной установкой при создании карт была принципиальная установка на максимально свободное высказывание своего мнения. Поэтому, несмотря на, например, резко отрицательное отношение тьютора проекта М. Ю. Присталова к фигуре Сталина и высокую оценку им качества президенства Обамы, в наших картах эти исторические деятели представлены в почти противоположном (мнению тьютора) качестве. Как мы поясним далее, такого рода расхождения сочтены нами не только допустимыми, но и желательными. Поскольку на базе именно этих конкретных противоречий может быть развёрнута продуктивная дискуссия (а не анафема или апология).



Итак. Одним из интересных заданий с «персональными картами» (учитывая их возможную резко выраженную субъективность, вольный или невольный отбор составителем карты каких-то однонаправленных фактов) может быть следующее:

Постарайтесь на основании имеющейся информации сделать ряд гипотез о политике (его стратегии, этическом кодексе и т.д.). Найдите поворотные (сомнительные, кризисные, определяющие и т.д.) точки его биографии. Найдите возможность изменить «картографию» той или иной личности. Какие события вы бы добавили в эту карту? Значение каких событий преувеличено? Можно ли описать биографию данной личности, интерпретируя её с противоположных (например, политических) позиций? Пример: радикальное «изменение биографии» политика, попадающего из числа «героев нации» в число «врагов народа» или наоборот (Лев Троцкий и т.д.). Отберите различные факты, позволяющие «сконструировать» нужную для определённой интепретации биографию.

Поясним сказанное, повторно отметив важные опции работы с картами. Вот, например, карта о Гитлере. Рассуждая об этой постыдной для всего 20-го века фигуре, мы можем подумать над тем, в каких точках его биографии мы способны уловить рост его чудовищной мании, рост омерзительнейшего из злодеев. Интересно и поучительно подумать также и над тем, что не вошло в карту такого (а понятно, что не вошло очень многое), что принципиально важно для понимания того, как формировалось мировоззрение Гитлера, ненавидящее сам мир. То есть, работая с картой, мы можем исходить из её сознательной, умышленной неполноты, предполагающей наше доделывание того, чего в ней, на наш взгляд, не хватает. Карта открыта, отверста для развития и расширения (притом не только экстенсивного, но и интенсивного, смыслового).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы

Работа с интеллект-картами увлекательна для большинства школьников.

Интеллект-карты универсальны, то есть могут создаваться практически на любом уроке.

Они совмещают различные физиологические системы восприятия.

Карты являются ценным, эффективным мнемоническим механизмом, способствуя запоминанию не только отдельных «объектов» (различных персон, понятий, событий), но и связей между ними.

Интеллект-карты помогают разрабатывать логические навыки (классификации различных объектов и понятий, их связи и т.д.).

Хорошая карта требует кропотливости и систематичности.

 

Можно подытожить задачи, решаемые интеллект-картами, следующим методически выверенным способом:

В блоке УУД познавательной направленности

Общеучебные действия:

• Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

• Умение структурировать знания.

• Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание .

• Смысловое чтение с извлечением необходимой информации текстов различных жанров.

• Определение основной и второстепенной информации.

• Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

Логические действия:

• Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

• Синтез составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов.

• Выбор основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

• Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

 

Полученные результаты

На сайте школы создан раздел интеллект-карт: Лаборатория интеллект-карт(http://6sch.ru/2012-11-28-16-18-25/laboratoriya-intellekt-kart)

Проведена большая и кропотливая работа. Можно говорить о создании тематических циклов. Общее число интеллект-карт (зачастую весьма трудо- и времяёмких) составляет 25 штук.

Сделано несколько карт высокого качества. Фактически, на данный момент они могут быть названы одними из лучших карт, из числа имеющихся в российском интернет-пространстве.

Методом «проб и ошибок» составлен блок учебных примеров. Выполненные работы могут не только иллюстрировать различные учебные примеры, но и выступать в качестве заданий.

Сделана подборка ценных источников. Проведён мониторинг обширной базы интернет-материалов.

Карты многократно использовались в ходе открытых уроков.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.