Сделай Сам Свою Работу на 5

Спортивные игры, доступные для детей с врожденным недоразвитием или после ампутации конечностей





Спортивные игры   Дети с дефектами, верхних конечностей   Дети с дефектами нижних конечностей  
кисть     предплечье плечо     Обе кисти или оба предплечья   Голень или бедро Обе голени   Оба бедра или бедро и голень  
Баскетбол   д   Д   Д   —   В   В   В  
Волейбол   с, д   с, д   с, д   —   А, Д2   В, Д2   В, Д2  
Настольный теннис   Д с   Д с   с   с   А, В   А, В   А, В  
Большой теннис   с   с   с   —   А, В   В   В  
Бадминтон   д,с   Д с   Д с   —   А, Д2   А, В, Д2   В, Д2  
Гандбол   д   д   д   —   А   А, В   В  
Футбол   д   д   д   д   Д1   —   —  
Хоккей   с   с   —   —   А, СЗ   А, СЗ   С 3  
Бильярд   с   с   —   —   А, В   А, В   в  
Бейсбол   с   с   —   —   А   А   —  
Гольф   с   с   —   —   А   А   —  
Керлинг   с, д   с, д   д   —   А   А   —  

Обозначения: А — на протезах, В — в коляске, С — с использовани­ем специальных технических средств и приспособлений; Д —без исполь­зования средств протезной техники и специальных приспособлений; 1 — на костылях; 2 — сидя на полу; 3 — на санях с коньками.



7.5. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста

Учитывая характерные морфофункциональные изменения, разви­вающиеся вследствие ампутации и влияния гипокинезии, неизмери­мо возрастает роль физических упражнений циклического характера как эффективного средства нормализации обменных процессов, раз­вития двигательных способностей и повышения функциональных воз­можностей организма.

Для выполнения физических упражнений циклического характе­ра детьми среднего и старшего школьного возраста могут использо­ваться тренажеры и нестационарные виды отягощений, предназна­ченные для комплексного воздействия на опорно-двигательный аппарат. Преимущество занятий с отягощениями в реабилитацион­ном процессе детей-инвалидов определяется их большей доступнос­тью по сравнению с другими видами двигательной активности, а также физиологичностью и адекватностью воздействия в плане восстанов­ления функциональных возможностей организма.



Педагогические воздействия в процессе занятий с отягощения­ми направлены на повышение адаптационно-компенсаторных возмож­ностей организма, максимальную активизацию сохранных функций и мобилизацию физиологических резервов организма. Занятия на тренажерах после ампутации нижних конечностей проводятся с ак­центом на преимущественное развитие мышц верхних конечностей, плечевого пояса, мышц спины и живота; после ампутации верхних конечностей — на развитие мышц нижних конечностей, мышц живо­та и спины. Такой методический подход при построении занятий позволяет повысить эффективность педагогического воздействия с учетом уровня ампутации и изменений функционального состояния организма.

После ампутации обеих верхних конечностей могут использо­ваться тренажеры для развития мышц сгибателей и разгибателей бедра и голени (рис. 7,4; 7.5), тренажер для разгибания спины (Hyperextension Bench), тренажер для развития мышц живота (рис. 7.6). После ампутации одной верхней конечности, кроме перечисленных, применяются тренажеры и блочные устройства для развития силы мышц сохраненной конечности, в частности для развития мышц пле­чевого пояса, дельтовидных мышц и мышц груди (Butterfly) (рис. 7.7), а также для развития широчайших мышц спины, сгибателей и разги­бателей руки. Широко используются тренажеры, направленные на повышение функциональных воз­можностей кардиореспираторной системы (рис. 7.8). Для выполнения упражнении на других тренажерах необходимы специальные приспособления, обеспечивающие удержание ручек тренажера. Эти приспособления требуются после ампутации на уровне кисти или предплечья (при длине культи не менее 7 см). Приспособления состоят из приемной гильзы и захвата. Приемная гильза изготавли­вается индивидуально, методом блокования по гипсовой модели куль­ти. В приспособлении на культю предплечья захват крепится на шаровом шарнире, что обеспечивает необходимую подвижность при выполнении упражнений. Применение приспособлений обеспечива­ет равномерную нагрузку на обе конечности (рис.7.9).



 

 
 


Рис 7.5 Развитие динамической силы мышц нижних конечностей с разгрузкой позвоночника.
Рис. 7.4 Выполнение упражнения для развития динамической силы мышц бедра после ампутации обоих плеч.

               
   
 
 
   
Рис. 7.6. Упражнение для разви­тия динамической силы мышц живота после ампутации обоих плеч  
 
 
   
Рис. 7.7 Развитие динамической силы мышц плечевого пояса и груди после ампутации предплечья


После ампутации нижних конечностей используются трена­жеры и грузоблочные устройства для развития широчайших мышц спины (рис. 7.10), дельтовидных мышц и мышц груди (рис. 7.11), для развития плечевого пояса (рис. 7.12), брусья консольные для воздействия на мышцы живота (рис. 7.13) и спины, бицепс-ма­шина, тренажер для развития ик­роножных мышц сидя или стоя (Calf machine) (после односто­ронней ампутации бедра или го­лени), smith mashine для воздей­ствия на мышцы пояса верхних конечностей.

 

 
 

 

 


Рис. 7.8. Выполнение упражнений на тренажерах с целью повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы

 

 


 

 

 


Рис 7.9. Выполнение упражнения с

помощью приспособления на культю предплечья

 

             
   
 
 
 
 
Рис. 7.12. Упражнение со штангой для развития динамической силы мышц плечевого пояса после ампутации обеих голеней  
 
Рис.7.13. Упражнение для разви­тия силы мышц живота на консоль­ных брусьях после ампутации обе­их голеней
 


Сложность и многообразие психоэмоциональных и морфо-функциональных изменений, происходящих после ампутации конечностей, требуют дифференцированного подхода к занимающим­ся, который основан на комплексной оценке психофизического со­стояния. Данные мероприятия направлены на выявление причин и давности ампутации, тяжести ампутационного дефекта, определение сопутствующих заболеваний, продолжительности пользования протезно-ортопедическими изделиями, психоэмоционального состояния, а также показаний и противопоказаний к занятиям физическими уп­ражнениями. Полученные данные позволяют учесть индивидуальные особенности занимающихся и служат объективными критериями для определения адекватной структуры и содержания индивидуальной программы занятий с отягощениями.

Рис. 7.14. Упражнение с гантелями после ампутации голени

Для занятий используются тренажерные устройства, входящие в состав комплекса атлетической (силовой) подготовки, а также нестационарные виды отягощений (гантели, штанга, диски). Преиму­ществом при использовании тренажеров является возможность ока­зывать локальное воздействие на определенные мышечные группы, безопасность, минимальная возможность получения травм, простота и доступность выполнения, возможность оперативной оценки текущих результатов занятий. Однако необходимо учитывать, что выполнение упражнений на тренажерах позволяет целенаправленно воздейство­вать лишь на отдельные мышечные группы. Более широкие возмож­ности предоставляет использование нестационарного оборудования. В частности, выполнение упражне­ний со штангой или гантелями позволяет осуществлять комплек­сное воздействие одновременно на несколько мышечных групп, значительно расширить объем комплекса, увеличить варианты упражнений путем варьирования техники и внешних условий вы­полнения, что, несомненно, важно при занятиях с инвалидами после ампутации конечностей (рис. 7.14).

Важным аспектом организа­ции занятий с отягощениями яв­ляется регулирование нагрузки в соответствии с возможностями подростков. Выполнение упраж­нений силового характера явля­ется наиболее некомфортным, по­скольку требует проявления максимальных мышечных усилий, поэтому наиболее оптимальным является режим нагрузки со следующими параметрами:

• количество занятий в недельном цикле — 2—3;

• количество упражнений в одном занятии — 6—8;

• количество подходов — 3—4;

• количество повторений — 10—12;

• интервалы отдыха — 2—3 мин.

В случае если не удается добиться выполнения 12 повторений в каждом из трех подходов, то в каждом последующем снижается величина отягощения. Объем недельной нагрузки занятий с отяго­щениями определяется состоянием и подготовленностью занимаю­щихся, а также их субъективными ощущениями.

Для детей-инвалидов, перенесших ампутации на уровне бедра или голени, доступны практически все упражнения на тренажерах комплек­са атлетической подготовки. Однако при наличии временных ограниче­ний к занятиям по медицинским показаниям или вследствие недоста­точной физической подготовленности выполнение ряда упражнений затруднено, поэтому большое значение имеет определение объема дос­тупных упражнений в соответствии с возможностями занимающихся. В табл. 7.3 и 7.4 представлен примерный перечень упражнений для де­тей среднего и старшего школьного возраста после ампутации бедра или голени и обеих голеней. Большинство упражнений может выполняться сидя в коляске или при помощи специальных технических приспособле­ний, позволяющих фиксировать положение тела на тренажерах.

 

Таблица 7.3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.