|
Организация, продолжительность и формы проведения занятий
Комплекс лечебной гимнастики назначают в соответствии с диагнозом, возрастом и функциональными возможностями ребенка;
по мере освоения упражнений комплекс расширяется за счет включения новых упражнений специальной направленности и увеличения числа их повторений. В условиях стационара занятия проводятся преимущественно индивидуально, в палате или в кабинете реабилитации (предпочтительно). Продолжительность и место гимнастических упражнений в режиме дня могут сильно варьировать в зависимости от содержания и распорядка других реабилитационных мероприятий. В ряде случаев упражнения специальной направленности выделяют в отдельную процедуру (занятие в кабинете БОС или на тренажерах проводят в соответствии с расписанием). Обычно занятия с методистом продолжительностью около 40 мин проводят один раз в день, в первой половине дня. Рекомендуется проведение второго занятия полной длительности (60—90мин) в вечернее время с методистом либо родителями пациента и повторение основных упражнений комплекса 4—6 раз в течение дня (по 12—15 мин).
Пациенты с плегиями, как правило, не способны к самостоятельной интенсивной двигательной активности, поэтому увеличение нагрузки обеспечивается увеличением продолжительности при умеренной интенсивности занятия. Психофизические особенности детского возраста (быстрая утомляемость, невозможность продолжительной концентрации внимания, неприятие длительной монотонной деятельности) диктуют необходимость частой перемены деятельности и использования в занятиях игр или элементов игры. Например, ребенок 3—5 лет выполнит поочередное сгибание ног более эффективно, если при этом будет катать мишку и зайчика (кукол, машинки разных моделей и др.), закрепленных в области коленных или голеностопных суставов, устраивать между ними соревнования и т.д.
Эмоционально более насыщенными являются групповые занятия, на которых 4—6 пациентов объединяют по возрасту либо двигательным возможностям; при этом для каждого ребенка с полной плегией или глубоким парапарезом (либо младшего возраста) и для детей с тетрапарезами необходим сопровождающий (родственники или персонал), обеспечивающий индивидуальную помощь и страховку. Исключительно важными условиями успешности групповых занятий являются наличие в группе положительного лидера, настроенность детей и их родителей на позитивные сдвиги, поощрение любых успехов. Положительный пример, совместные игры, здоровая соревновательность и доброжелательная обстановка позволяют проводить длительные занятия без эмоционального утомления. Хорошим фоном для занятий является музыкальное сопровождение.
Место проведения занятий должно быть оборудовано теплым напольным покрытием (жесткие маты, татами) либо полом с подогревом. Во время занятий детям с нарушениями функций тазовых органов рекомендуется использовать подгузники (только HEPPI), а на случай срочного переодевания в кабинете (зале) необходимо иметь ширму.
Ниже представлены комплексы упражнений, предложенные разными авторами для занятий на разных этапах травматической болезни при разных уровнях поражения спинного мозга (табл. 6.16— 6.20).
Таблица 6.16
Дыхательные упражнения в остром периоде травматической болезни
(по Найдину В.Л., 1972, с изменениями)
№ п/п
| Исходное положение
| Характер упражнения
| Методические приемы
| 1.
| Лежа на спине
| Пассивное
| Методист стоит сбоку от пациента, руки на грудной клетке, пассивно следуют за экскурсией грудной клетки в ритме дыхания больного. Во время выдоха методист производит вибрирующее сдавление грудной клетки с постепенным увеличением усилия. При вдохе методист оказывает легкое сопротивление расширению грудной клетки. Место приложения рук изменяют через 2—3 дыхательных цикла (участки грудной клетки, область реберного угла, живота). Форсированное дыхание (6—7 циклов) чередуют с обычным (4—5 циклов), за
тем упражнение повторяют
| 2.
| То же
| Пассивно-активное
| То же упражнение, с активной помощью пациента: форсирование выдоха «втягиванием» мышц живота, вдоха — выпячиванием брюшных мышц
| 3.
| Лежа на спи
не, наклон туловища влево либо на левом боку, под нижней частью грудной клетки — валик
| Активно-пассивное. Преимущественная вентиляция нижней доли
правого легкого
| Методист рукой фиксирует верхнюю часть правой половины грудной клетки, оказывая на вдохе сопротивление расширению грудной клетки, на вдохе — вибрирующим движением увеличивая его амплитуду. Пациент на вдохе «выпячивает» мышцы живота(диафрагма опускается) и одновременно расширяет грудную клетку, преодолевая сопротивление руки методиста, на выдохе «втягивает» мышцы живота (диафрагма поднимается). После 7—8 упражнений — 1,5 мин произвольного дыхания, затем упражнение повторяют
|
| Лежа на спине, наклон туловища вправо либо на правом боку, под нижней частью грудной клетки — валик
| Активно-пассивное. Преимущественная вентиляция нижней доли левого легкого
| Методист рукой фиксирует верхнюю часть правой половины грудной клетки, в остальном методика та же, что в предыдущем упражнении
|
| Лежа на левом боку, под нижней частью грудной клетки — валик
| Активно-пассивное. Преимущественная вентиляция верхней доли правого легкого
| Методист одной рукой сверху фиксирует средненижнюю область половины грудной клетки, в другой рукой оказывает дозированное сопротивление верхней области грудной клетки с этой же стороны во время вдоха
|
| Лежа на правом боку, под нижней частью грудной клетки — валик
| Активно-пассивное. Преимущественная вентиляция верхней доли левого легкого
| Та же, что в предыдущем упражнении
|
| Лежа на спине, кисти рук сцеплены «в замок» на животе
| Активное
| На вдохе пациент поднимает над головой сцепленные «в замок» руки, на выдохе опускает в исходное положение
|
Таблица 6.17
Комплекс упражнений при травме шейного отдела позвоночника, ранний период
(по Епифанову В.А., 1987, с изменениями)
Исходное
| Упражнения
| Методика
| Лежа
на спине
| Диафрагмальное дыхание Тыльное и подошвенное сгибание стоп
Сжимание и разжимание пальцев кисти
Круговые движения стопами Сгибание и разгибаниерук влоктевых суставах Попеременное сгибаниеног вколенных суставах
Диафрагмальное дыхание Сгибание и разгибание в лучезапястных суставах Попеременное отведение и приведение правой и левой ног Круговые движения в лучезапястных суставах Диафрагмальное дыхание
| Дозировка:
упражнения выполняются по 4—6 раз. Темп выполнения медленный
Не отрывать пятку от горизонтальной поверхности
|
Таблица 6.18
Комплекс упражнений при травме нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника, ранний период
(по Кукушкиной Т.Н. с соавт., 1981, с изменениями)
№
п/п
| Упражнения
| Дозировка, методические приемы
| Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища
| 1.
| Тыльное сгибание в голеностопных суставах и рук в локтевых суставах со сжиманием пальцев в кулак
| 10—12 раз
| 2.
| Поочередное сгибание правой и левой ног в коленных и тазобедренных суставах без отрыва от горизонтальной поверхности
| 6—7 раз каждой ногой
| 3.
| Поднимание рук вверх в координации с дыханием (руки вверх — вдох, вниз — выдох)
| 4—5 раз каждой рукой
| 4.
| Отведение ноги в сторону с последующим приведением (по скользящей поверхности без отрыва пятки, с отрывом пятки, по обычной поверхности, с легким отягощением)
| 4—5 раз каждой ногой Стопы в положении тыльного сгибания
| 5.
| И.п.— ноги согнуты в коленях, упор на локтях и стопах. Поднимание таза — вдох, опускание — выдох
| 4—5 раз
| 6.
| И.п.— ноги согнуты в коленях, упор стопами о поверхность. Поднимание одной ноги на носок с одновременным опусканием второй на пятку
| 12—16 раз
| 7.
| И.п.— руки согнуты в локтях, ноги разогнуты. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, не поднимая таза с опорой на локти, голову, плечи, удержаться в этом положении, затем опуститься
| 6—7 раз
| 8.
| Поднять руки к плечам, развести локти, соединив лопатки — вдох, опустить — выдох
| 6—8 раз
| 9.
| Поднять выпрямленную ногу до угла 45°, стопа в положении тыльного сгибания, «написать» в воздухе цифры 1—3 (5), вернуться в и.п.
| 2—3 раза каждой ногой. Дыхание равномерное
| 10.
| Глубокое дыхание
| 30 с
| 11.
| Поворот на живот
|
| Исходное положение — лежа на животе, руки вдоль туловища
| 12.
| Поочередное сгибание ног в коленных суставах с одновременным тыльным сгибанием стоп
| 10—12 раз
| 13.
| И.п.— упор на предплечьях. Опираясь на кисти и предплечья, поднять голову и плечи, удержаться в этом положении, затем
опуститься
| 6—8 раз
| 14.
| Согнуть ногу в коленном суставе, стопа в положении тыльного сгибания, поднять ногу, разогнуть
| 6—8 раз каждой ногой
| 15.
| И.п.— руки к плечам. Приподнять плечи, голову и верхнюю часть туловища. Соединив лопатки, удержаться в этом положении
| 5—6 раз
| 16.
| Приподнять выпрямленную ногу назад, отвести в сторону, вернуться в исходное положение
| 6—7 раз каждой ногой
| 17.
| Поворот на спину
|
| Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища
| 18.
| Глубокое дыхание
| 30 с
| 19.
| Поочередное сгибание рук в локтевом суставе с одновременным тыльным сгибанием разноименной стопы
| 12—16 раз (выполнять с усилием)
| 20.
| Поднимание выпрямленных рук вверх — вдох, опускание — выдох
| 6—7 раз
| Упражнения для статического напряжения мышц спины
Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища
| 21.
| И.п. — ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, упор на стопы, руки со стороны. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, не отрывая таза. Удерживаясь в этом положении, выполнить круговые движения руками
| 3—4 раза
| 22.
| Прогнуться, приподнимая таз, с опорой на голову, руки и пятки. Удержаться в этом положении
| 3—4 раза
| Исходное положение — лежа на животе, руки вдоль туловища
| 23.
| И.п.— руки сцеплены в замок сзади. Прогнуться в грудном отделе, удержаться в этом положении
| 2—4 раза
| 24.
| Приподнять выпрямленную ногу назад, удержаться в этом положении
| 4 раза
| 25.
| Упражнение 24 выполнить двумя ногами одновременно
|
| 26.
| В том же положении имитация движений стиля «кроль» ногами
| 20—30 движений
| 27.
| И.п.— руки к плечам. Круговые движения в плечевых суставах, одновременно с прогибом в позвоночнике
| 6—8 раз
| 28.
| И.п.— руки опущены с постели. Прогнуться назад, разведя руки в стороны, соединяя лопатки, удержаться в этом положении
| 2—3 раза
|
Таблица 6.19
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|