Сделай Сам Свою Работу на 5

Нетрадиционные формы занятий





При работе с детьми, имеющими церебральную патологию, мож­но использовать занятия в сухом бассейне и на фитболах. Методи­ческое пособие по использованию сухих бассейнов для детей с ДЦП разработано в Санкт-Петербурге школой-центром «Динамика» в 1997 г.

Тело ребенка в бассейне постоянно находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двига­ется, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с от­дыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет потребность в движении. Сухой бассейн способствует развитию моторики, координации движений, равновесия, проприоцептивной чув­ствительности, всех сенсорных систем. Упражнения, проводимые в сухом бассейне, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствует раз­витию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, сти­мулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению под­вижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей, создают положительный психоэмоциональный настрой. Подбор упражнений в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости от формы и степени тяжести заболевания.



Другой формой занятия с детьми, страдающими ДЦП, является фитбол-гимнастикана больших упругих мячах. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х гг. XX столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн Фогельбах в Базеле для больных ДЦП.

Фитболы изготавливаются из высокопрочного материала ледрапластика. Этот материал использует с 1963 г. Аквелино Каса-ни (владелец небольшого семейного предприятия на севере Ита­лии внедрил в производство новую технологию изготовления особо прочных мячей большого диаметра). В течение последующих 38 лет продукция фирмы «Ледрапластик» пополнилась такими изде­лиями, как физиороллы (два соединенных между собой мяча, об­разующих устойчивый овальный ролл), мячи-стулья (мячи с че­тырьмя небольшими ножками), мячи с ручками (хопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи и др. В технологии изготовления этих мячей учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, антистатические свойства, максимальная травмобезопасность, так как в случае механического повреждения мяч не лопнет, а будет медленно сдуваться. Выдерживает фитбол вес более 300 кг, позволяя заниматься людям любого возраста и комплекции.



Фитболы могут быть разного размера в зависимости от воз­раста и роста занимающихся. Так, например, для детей 3—5 лет диаметр мяча должен быть равен 45 см, от 6 до 10 лет — 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен составлять 65 см, для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см, —75 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создает допол­нительную нагрузку на связки при выполнении упражнений, сидя на мяче. Накачать фитбол можно велосипедным или автомобиль­ным насосом.

Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на орга­низм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует реге­неративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лим-фооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшаются функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыха­ния, повышаются обмен веществ, интенсивность процессов пище­варения, защитные силы и сопротивляемость организма.



Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией (лечением верховой ездой), о положительном воздействии которой на здоровье писал еще Гиппократ.

При оптимальной и систематической нагрузке создается силь­ный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все фи­зические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Условия выполнения упражнений на мяче гораздо тяжелее, чем на жесткой устойчивой опоре (на полу), так как упражнения выпол­няются в постоянной балансировке, и, для того чтобы не упасть, не­обходимо совмещать центр тяжести тела с центром мяча. Услож­ненные условия работы позволяют получить быстрые результаты за короткое время. Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, а естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника. Кроме оздоровительного, не­сомненно также воспитательное, педагогическое и психологическое воздействие фитбола на организм занимающегося.

Прежде чем приступить к занятиям, следует ознакомиться с не­которыми методическими рекомендациями (Потапчук А.А., 2001, 2002).

1. Правильная посадка на фитболе предусматривает оптималь­ное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче счита­ется правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90°, голова приподнята, спина вы­прямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способ­ствует устойчивости и симметричности главным условиям сохране­ния правильной осанки.

2. Необходимо правильно и своевременно использовать стра­ховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Кро­ме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. На занятия одевать удоб­ную одежду и нескользкую обувь.

3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

4. Ни одно упражнение не должно причинять боль или достав­лять дискомфорт.

5. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шей­ном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.

6. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхания, особенно это касается исходного положения лежа на живо­те на мяче, так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.

7. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и лежа на груди на мяче, голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

8. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

9. При выполнении упражнений лежа на животе на мяче с упо­ром руками на полу, ладони должны быть параллельны друг другу и располагатьсяна уровне плечевых суставов.

10. Упражнения на силу должны чередоваться супражнениямина растягивание и расслабление.

11. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Важна также эстетика выполнения упражнений.

12. Занятия на фитболе могут проводиться через день или два раза в неделю. Продолжительность занятий для детей до 5 лет 15—20 мин, для детей 6—7 лет — 25—30 мин, в более старшем возрасте — до 40—45 мин.

13. Каждое упражнение повторять, начиная с 3—4 раз, постепен­но увеличивая до 6—8 повторений. Упражнения выполнять, исходя из принципа рассеивания нагрузки в разных исходных положениях на разные группы мышц. В конце занятия используются упражнения для восстановления дыхания и расслабления.

Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А.В., Пикалева Е.Ю., 2001):

— развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гиб­кость, сила, ловкость);

— обучение основным двигательным действиям;

— развитие и совершенствование координации движений и рав­новесия;

— укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;

— улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем;

— нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

— улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внут­ренних органов, устранение венозного застоя;

— улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

— стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептив-ной чувствительности;

— развитие мелкой моторики и речи;

— адаптация организма к физической нагрузке. Использование фитбол-гимнастики в профилактике, лечении и коррекции различных заболеваний и деформаций позволяет разно­образить занятия, вносить эмоциональный разряд, способствует ак­тивному вовлечению занимающегося в лечебно-педагогический про­цесс,что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий.

При ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исход­ных положениях в зависимости от поставленных задач. Так, напри­мер, упражнения на фитболе лежа на животе (рис. 5.9) и лежа на спине (рис. 5.10) с вращением мяча в различных плоскостях умень­шают силу земного притяжения, обладая антигравитационным эф­фектом, который позволяет ребенку поднять от опоры голову и пле­чи. Покачивание и вибрация на фитболе снижают патологический мышечный тонус и уменьшают гиперкинезы.

 

 
 



 

 


Рис. 5.9. Упражнение на фитболе лежа на

животе

Рис. 5.10. Упражнение на фитболе лежа на спине

 

Упражнения в исходном положении лежа на животе на фитболе (рис. 5.11) с паравертеб-ральной стимуляцией разгибате­лей спины и большой ягодичной мышцы способствуют разгиба­нию в грудном отделе позвоноч­ника и подниманию нижних ко­нечностей.

Рис. 5.11. Упражнение в исходном положении лежа на животе на фит­боле

Упражнения в исходном положении лежа на спине на фитболе способствуют растягиванию спастичной большой грудной мышцы и укреплению прямой и косых мышц живота.

Упражнения стоя на четвереньках с фитболом под грудью (рис. 5.12) вырабатывают опороспособность на верхние и нижние конечности, тренируют равновесие и координацию движении, укреп­ляют мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса.

 

 


           
     
 
 
 

 


   

   

 

Рис. 5.12. Упражнение стоя на

четвереньках с фитболом под грудью

Рис. 5.13. Упражнение сидя на фитболе

 

Упражнения сидя на фитболе (рис. 5.13) способствуют выра­ботке навыка правильной осанки, формируют оптимальное взаимо­расположение головки бедренной кости и вертлужной впадины, умень­шают спастичность приводящих мышц бедер.

Для тренировки опороспособности рук и ног используются уп­ражнения лежа на животе на фит­боле (рис. 5.14) с прокатыванием мяча вперед и назад.

 
 

Фитбол-гимнастика в прак­тике АФК дает положительные результаты и может эффектив­но применяться у детей с цереб­ральным параличом. Тем же эффектом, но большей устойчивостью обладают двойные фитболы-физиороллы и цилиндрические мягкие модули, широко используемые в практике дошкольных учреждений, школ и реабилитационных центров города.

Рис. 5.14. Упражнение лежа на животе на фитболе с прокатывани­ем мяча вперед и назад

 

5.4. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП

Оценка эффективности занятий АФК может складываться из различных параметров. Это может быть текущая оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состо­яния организма детей по физиологической кривой, хронометрирова­ние с оценкой плотности проведенного занятия. Так как оценка про­изводится врачом совместно с педагогом, этот метод оценки называется врачебно-педагогическим наблюдением (ВПН). Такие ВПН проводятся при любой патологии у детей. При церебральном параличе необходимо ввести специфические методы оценки, отслеживающие антропометрические, функциональ­ные и физиометрические показатели. В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценить в динамике состояние мышц — силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергий и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения.

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата должна прово­диться совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психо­логом, логопедом.

В табл. 5.2—5.3 приведены различные схемы оценки двигатель­ных возможностей детей в школе-центре «Динамика» и в НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера (Санкт-Петербург) (табл. 5.4).

Таблица 5.2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.