|
Физические упражнения для коррекции расслабления
№
| Упражнения
| Коррекционная направленность
| 1.
| «Плети». И.п. — стойка произвольная, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника
| Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти
| 2.
| «Покажи силу». И.п. — основная стойка, ноги на ширине плеч:
1 — руки в стороны;
2 — руки к плечам, кисти в кулак;
3—4 — максимально напрячь мышцы рук;
1—4 — расслабить мышцы рук — стряхнуть воду» с пальцев рук
| Напряжение ( расслабление мышц рук, быстрота переключения, образное мышление
| 3.
| «Бабочка». Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями бабочки
| Пластичность, выразительность движений, дифференцировка амплитуды и симметричности движении, образное мышление
| 4.
| «Вертолет». То же, но движения асимметричные: правая вверх — в сторону, левая — вниз — в сторону (со сменой положения)
| Пластичность, выразительность, координация асимметричных движений, образное мышление
| 5.
| «Балерина». И.п. — основная стойка;
1—2 — встать на носки, руки вверх — наружу, потянуться за руками;
3—4 — дугами в стороны — вниз, расслабленно скрестить руки на груди, голову наклонить вниз
| Равновесие, точность, выразительность, пластичность движений, дифференцировка амплитуды, расслабление
| 6.
| «Обними себя». И.п. — основная стойка;
1 — руки в стороны, вдох;
2—3 — крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох;
4 — руки вниз, расслабленно
| Напряжение — расслабление, координация движений
| 7.
| «Удивились». И.п. — основная стойка;
1 — поднять плечи, вдох;
2 — опустить плечи, выдох;
3 — поднять плечи, развести руки, вдох;
4 — опустить плечи, и.п., выдох. Темп медленный. После 6—8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса
| Напряжение — расслабление, координация движений и дыхания, эмоция удивления
| 8.
| И.п. — стойка ноги врозь, набивной мяч (1—2 кг) в руках внизу;
1 — руки вверх, прогнуться, посмотреть на мяч, вдох;
2 — в и.п., выдох;
3 — наклоны вперед, прямые руки вперед, посмотреть на мяч, вдох;
4 — и.п., выдох.
Темп медленный. После 5—6 повторений положить мяч, опустить плечи, встряхнуть руки
| Развитие силы мышц плечевого пояса, координация движений и дыхания, переключение на расслабление в фазе отдыха
| 9.
| И.п. — сидя или стоя. Сжимание-разжимание кистей с постепенно увеличивающимся темпом движений. По сигналу — отдых, расслабление — «стряхнуть воду с пальцев»
| Развитие мелкой моторики рук, дифференцировка темпа движении, расслабление
| 10.
| И.п. — сидя по-турецки. Выполнить позу правильной осанки: расправить плечи, туловище прямое, подбородок приподнят, плечи опустить. Закрыть глаза, фиксировать позу 20 с. Во время отдыха (20—30 с) лечь на спину, ноги согнуть в коленях, руки в стороны — расслабиться
| Сохранение вертикальной позы без зрительного контроля, переключение, дифференцировка времени, расслабление
| 11.
| И.п. — лежа на спине. Сделать глубокий вдох и напрячь все мышцы тела в течение 10 с (отсчитать 10 с мысленно, про себя), максимально расслабить все мышцы, глубокое дыхание
| Развитие статической силы, дифференцировка (отмеривание) времени, волевое усилие, расслабление, контролируемое дыхание
| 12.
| «Велосипед». Из упора сидя сзади поднять ноги на угол 45°, выполнить «педалирование» в течение 20 с, опустить ноги, согнуть колени, руками «потрясти» мышцы голени
| Развитие силы мышц ног и брюшного пресса, расслабление мышц ног с элементами самомассажа
| 13.
| И.п. — основная стойка. Круговые движения кистей, круговые движения предплечий, круговые движения в плечевых суставах с постепенно увеличивающейся амплитудой (расслабленно, за счет инерции), расслабление — «бросить» руки
| Развитие гибкости, мелкой и крупной моторики рук, регулирование темпа и амплитуды движений, умение использовать инерционные силы
| 14.
| Прыжки на скакалке на двух ногах в высоком темпе — 30 с, прыжки на скакалке с междускоками в медленном темпе — 30 с, повторить З—4 раза
| Активизация дыхательной и сердечно-сосудистой систем, координация движений рук и ног, умение выполнять «сильные» и «расслабленные» прыжки, переключение и дифференцировка темпа
| 15.
| Бег с высоким подниманием бедра у опоры с переходом на расслабленный бег «трусцой»
| Быстрота движений, способность к переключению и расслаблению, дифференцировка усилий и темпа движений
| 16.
| «Скалолазы». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с переходом на соседнюю стенку и доставанием флажка. После упражнения: поднять руки вверх, последовательно расслабить все мышцы: «уронив» кисти, предплечья, плечи, согнуть тазобедренные, коленные, голеностопные суставы — сесть на пол
| Преодоление чувства страха, координация движений рук и ног, дифференцировка усилий, профилактика плоскостопия, последовательное расслабление разных звеньев тела
| 17.
| «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за голову — поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с, расслабить все мышцы, опустив голову на руки и согнув ноги в коленных суставах, «поболтать» ногами
| Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета, расслабление мышц туловища и ног
| 18.
| Стоя у опоры — расслабленные махи ног вперед и назад
| Регулирование произвольного расслабления, гибкость
| 19.
| Сидя, руки расслаблены; 1—4 круговых движения годовой вправо; 5—8 круговых движения головой влево
| Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата
|
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут (рис.4.1).
Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы (рис. 4.2).
Рис.
Для определения вида нарушения осанки предлагается таблице в которой перечислены все признаки отклонений осанки от норм! (табл. 4.2)
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная :
неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или паралича ми отдельных мышечных групп (Черник Е.С., 1997).
Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке I могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у вертикальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физически. упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.
Табл. 4.2.
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой — специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|