Сделай Сам Свою Работу на 5

Физические упражнения для коррекции расслабления





 

 

Упражнения   Коррекционная направленность  
1. «Плети». И.п. — стойка произволь­ная, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника   Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти  
2. «Покажи силу». И.п. — основная стойка, ноги на ширине плеч: 1 — руки в стороны; 2 — руки к плечам, кисти в кулак; 3—4 — максимально напрячь мыш­цы рук; 1—4 — расслабить мышцы рук — стряхнуть воду» с пальцев рук   Напряжение ( расслаб­ление мышц рук, быст­рота переключения, об­разное мышление  
3. «Бабочка». Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями ба­бочки Пластичность, вырази­тельность движений, дифференцировка амп­литуды и симметрично­сти движении, образное мышление  
4. «Вертолет». То же, но движения асимметричные: правая вверх — в сторону, левая — вниз — в сторону (со сменой положения) Пластичность, вырази­тельность, координация асимметричных движений, образное мышление  
5. «Балерина». И.п. — основная стойка; 1—2 — встать на носки, руки вверх — наружу, потянуться за руками; 3—4 — дугами в стороны — вниз, расслабленно скрестить руки на гру­ди, голову наклонить вниз Равновесие, точность, выразительность, плас­тичность движений, дифференцировка амп­литуды, расслабление  
6. «Обними себя». И.п. — основная стойка; 1 — руки в стороны, вдох; 2—3 — крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох; 4 — руки вниз, расслабленно Напряжение — рас­слабление, координация движений  
7. «Удивились». И.п. — основная стойка; 1 — поднять плечи, вдох; 2 — опустить плечи, выдох; 3 — поднять плечи, развести руки, вдох; 4 — опустить плечи, и.п., выдох. Темп медленный. После 6—8 повто­рений расслабить мышцы плечевого пояса Напряжение — рас­слабление, координация движений и дыхания, эмоция удивления  
8. И.п. — стойка ноги врозь, набивной мяч (1—2 кг) в руках внизу; 1 — руки вверх, прогнуться, посмот­реть на мяч, вдох; 2 — в и.п., выдох; 3 — наклоны вперед, прямые руки вперед, посмотреть на мяч, вдох; 4 — и.п., выдох. Темп медленный. После 5—6 повто­рений положить мяч, опустить плечи, встряхнуть руки Развитие силы мышц плечевого пояса, коорди­нация движений и ды­хания, переключение на расслабление в фазе отдыха  
9. И.п. — сидя или стоя. Сжимание-разжимание кистей с постепенно увели­чивающимся темпом движений. По сигналу — отдых, расслабление — «стряхнуть воду с пальцев»   Развитие мелкой моторики рук, дифференцировка темпа движении, расслабление  
10. И.п. — сидя по-турецки. Выполнить позу правильной осанки: расправить плечи, туловище прямое, подбородок приподнят, плечи опустить. Закрыть глаза, фиксировать позу 20 с. Во вре­мя отдыха (20—30 с) лечь на спину, ноги согнуть в коленях, руки в сто­роны — расслабиться   Сохранение вертикаль­ной позы без зритель­ного контроля, переклю­чение, дифференцировка времени, расслабление  
11. И.п. — лежа на спине. Сделать глу­бокий вдох и напрячь все мышцы тела в течение 10 с (отсчитать 10 с мысленно, про себя), максимально расслабить все мышцы, глубокое ды­хание   Развитие статической силы, дифференцировка (отмеривание) времени, волевое усилие, рас­слабление, контролиру­емое дыхание  
12. «Велосипед». Из упора сидя сзади поднять ноги на угол 45°, выполнить «педалирование» в течение 20 с, опу­стить ноги, согнуть колени, руками «потрясти» мышцы голени   Развитие силы мышц ног и брюшного пресса, расслабление мышц ног с элементами самомас­сажа  
13. И.п. — основная стойка. Круговые движения кистей, круговые движения предплечий, круговые движения в плечевых суставах с постепенно увеличивающейся амплитудой (рас­слабленно, за счет инерции), расслаб­ление — «бросить» руки   Развитие гибкости, мелкой и крупной моторики рук, регулирование темпа и амплитуды движений, умение ис­пользовать инерцион­ные силы  
14. Прыжки на скакалке на двух ногах в высоком темпе — 30 с, прыжки на скакалке с междускоками в медленном темпе — 30 с, повторить З—4 раза     Активизация дыхатель­ной и сердечно-сосудис­той систем, координация движений рук и ног, уме­ние выполнять «силь­ные» и «расслабленные» прыжки, переключение и дифференцировка темпа    
15.   Бег с высоким подниманием бедра у опоры с переходом на расслабленный бег «трусцой»   Быстрота движений, способность к переклю­чению и расслаблению, дифференцировка уси­лий и темпа движений  
16.   «Скалолазы». Лазанье по гимнасти­ческой стенке вверх и вниз с перехо­дом на соседнюю стенку и доставанием флажка. После упражнения: поднять руки вверх, последовательно расслабить все мышцы: «уронив» ки­сти, предплечья, плечи, согнуть тазобед­ренные, коленные, голеностопные сус­тавы — сесть на пол   Преодоление чувства страха, координация движений рук и ног, дифференцировка уси­лий, профилактика плос­костопия, последова­тельное расслабление разных звеньев тела  
17.   «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за голову — поднять го­лову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с, расслабить все мышцы, опус­тив голову на руки и согнув ноги в коленных суставах, «поболтать» ногами   Статическая сила мышц позвоночника, укрепле­ние мышечного корсета, расслабление мышц ту­ловища и ног  
18.   Стоя у опоры — расслабленные махи ног вперед и назад   Регулирование произ­вольного расслабления, гибкость  
19.   Сидя, руки расслаблены; 1—4 круговых движения годовой вправо; 5—8 круговых движения головой влево   Расслабление мышц шеи, устойчивость вер­тикальной позы при раздражении вестибу­лярного аппарата  

 







 

Коррекция осанки

Для правильной осанки характерны: прямое положение тулови­ща и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы по­звоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут (рис.4.1).

Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипо­тонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее ти­пичные ее формы (рис. 4.2).

 

Рис.

 

Для определения вида нарушения осанки предлагается таблице в которой перечислены все признаки отклонений осанки от норм! (табл. 4.2)

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная :

неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или паралича ми отдельных мышечных групп (Черник Е.С., 1997).

Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке I могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у вертикальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физически. упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.

 

Табл. 4.2.

 

При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положени­ями.

1. В основе формирования осанки лежит гармоническое разви­тие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конеч­ностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.

2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, под­вижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.

3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, ос­вещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.

4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комп­лексное воздействие самых разнообразных упражнений на все груп­пы мышц, с другой — специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенно­го типа осанки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.