|
Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств
№ п/п
| Содержание
| Кол-во подходов
| Количество повторений в одном подходе
| | 4—5 лет
| 5—6 лет
| 6-7 лет
| | 1.
| Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики
| 2—3
| 4—6
| 6—8
| 8—10
| | 2.
| Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые
кирпичики
| 1—2
|
| 6—8
| 8—10
| 3.
| Прыжки на правой,
левой ноге
| 1—2
|
| 4—6
| 6-8
| 4.
| Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два
| 2—3
| 2—3
| 3—4
| 4—5
| 5.
| Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три
| 2—3
|
| 3—4
| 4—5
| 6.
| Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по четыре
| 1—2
|
| 1—2
| 1—2
| 7.
| Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по два
| 2-3
| 2-3
| 3—4
| 4—5
| 8.
| Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по три
| 1—2
|
| 2—3
| 3-4
| 9.
| Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах
| 2—3
| 5—6
| 6—8
| 8—10
| | | | | | | | | | |
Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.
На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом,
спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.
Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка (табл. 3.3). Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3.
Таблица 3.3
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств круговым методом для детей 6—7 лет
Содержание
| Дозировка
| Время отдыха
между станциями
| Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м
| 1 раз
| 15—20 с
| Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх
| 6—8 раз
| 20—25 с
| Станция 3. Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы
| 8—10 раз
| 25—30 с
| Станция 4. Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты
| 1 раз
| 20—25 с
| Станция 5. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры
| 8—10 раз
| 15—20 с
| Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине
| 4—8 прыжков
| 25—30 с
| Станция 7. Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх
| 6—8 раз
| 35—50 с
|
Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время — по 15 мин. Представленные в табл. 3.4 и 3.5 комплексы не являются обязательными в каждом занятии, используются лишь доступные на данный момент упражнения, усложняясь постепенно по мере их освоения.
Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равновесия у 4—5-летних — 10—15 с, у 6—7-летних — 25—30 с и более, пройденное расстояние для 4—5-летних — 3—4 м, для 6—7-летних— 5—6 м.
Таблица 3.4
Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия
№ п/п
| Содержание
| Кол-во подходов
| Кол-во повторений
| 4—5 лет
| 6—7 лет
| 1.
| Стойка на носках, руки внизу
|
| 10 с
| 15 с
| 2.
| Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу
|
| 10 с
| 15 с
| 3.
| Ходьба с мешочком на голове, по дорожке шириной 15—25 см
|
| 2—3 м
| 3—5 м
| 4.
| Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу
|
| 2 м
| 3 м
| 5.
| Ходьба по наклонной доске вверх и вниз
|
| 3—4 м
| до 5 м
| 6.
| Прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх
|
| 2—3 м
| 3 м
| | 7.
| Бег вверх-вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке
|
| 3—4 м
| 4—5 м
| | 8.
| Ходьба по лестнице из разновысоких кубиков
|
| 8—10 раз
| 10—12 раз
| | 9.
| Балансировка на набивных мячах (3 кг)
| 3—5
| 10—15 с
| до 30 с
| | 10.
| Ходьба по канату (на полу)
вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны
| 1—2
| 2—3 м
| 4—5 м
| | | | | | | | | | | |
Хорошо освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки)сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 2 до 8—10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью.
Комплекс упражнений на коррекцию вестибулярных нарушений и устойчивость к вестибулярным раздражителям требует предварительного разучивания техники. Например, обучать кувыркам нужно на каждом занятии в первом полугодии и только во втором включать в комплекс. Весь комплекс рассчитан на 15 мин и используется в начале основной части занятия (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции
№ п/п
| Содержание
| Кол-во подходов
| Кол-во повторений в одном подходе
| 4-5 лет
| 6-7 лет
| 1.
| Ходьба и бег с остановками по сигналу
|
| 1,5—2 мин
| 2 мин
| 2.
| «Челночный» бег
| 3—5
| 8 м
| 10 м
| 3.
| Подскоки с остановкой по сигналу
|
| 1,5—2 мин
| 2 мин
| 4.
| Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону
|
| 1,5—2 мин
| 2 мин
| 5.
| Кувырки вперед с открытыми глазами
|
|
|
| 6.
| Кувырки вперед с закрытыми глазами
|
|
|
| 7.
| Кувырки с последующей ходьбой по линии
|
|
|
| 8.
| Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастическому бревну, линии
| 1—2
|
|
| 9.
| Перекат со спины на живот «бревнышко», глаза открыты
|
| 4—5 м
| 5—6 м
| 10.
| То же, глаза закрыты
|
| 4—5 м
| 5—6 м
| 11.
| «Бревнышко» с последующей ходьбой по линии (бревну, гимнастической скамейке)
|
| 4—5 м
| 5—6 м
| 12.
| Прыжки со скакалкой с
изменением темпа
|
| 10—15 с
| 15—30 с
|
Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении. Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловища, поворотами на 180°, 360° как на месте прыжком, так и во время ходьбы и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление движений.
Наиболее остро реагирует вестибулярный анализатор на комбинированные движения в разных направлениях, используемые в комплексе упражнений. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами, активизируя тем самым другие компенсаторные механизмы восприятия. Эти упражнения представляют для неслышащих детей большую сложность.
Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходится запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость, т. е. включать в работу различные сенсорные системы.
При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований:
1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
2) специальные коррекционные упражнения чередовать с обще-развивающими и профилактическими;
3) упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|