Сделай Сам Свою Работу на 5

Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания





Адаптивное физическое воспитание детей в школах III—IV ви­дов предусматривает овладение школьниками программным мате­риалом в соответствии с государственным образовательным стан­дартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоретическими знаниями. В школьную программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнас­тика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, которые спо­собствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо ски­док на недостаточность зрения. Помимо этого предусмотрены дополнительные занятия по коррекции двигательных нарушений, рит­мике, рекреативные занятия и адаптивный спорт.

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляют­ся не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, кото­рые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в слу­чае необходимости, лечебно-восстановительную направленность. Ос­новные направления адаптивного физического воспитания для детей с депривацией зрения представлены на рис. 2.10.



К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся по­ложения, учитывающие следующие сведения о физическом, сомати­ческом и психическом состоянии учащихся:

1) возраст и пол;

2) результат медицинского обследования и рекомендации вра­чей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения;

врожденная или приобретенная патология и пр.;

4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

5) исходный уровень физического развития;

6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

7) наличие сопутствующих заболеваний;

8) способность ребенка к пространственному ориентированию;

9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;



10) состояние и возможности сохранных анализаторов;

11) способы восприятия учебного материала;

 

 


12) состояние нервной системы (наличие эпилептического син­дрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-воле­вой сферы, гипервозбудимости и пр.).

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возра­ста (7—11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зри­тельной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрес­сировать. Поэтому в урок обязательно включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, ук­репления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз.

Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями. В связи с этим по­следствия нарушений могут быть в значительной мере преодолены, и незрячий человек может достичь высокого уровня психического и физического развития при определенных условиях. К таким услови­ям можно отнести:

• условия семейного и школьного воспитания;

• состояние здравоохранения, социального обеспечения реаби­литационных центров;

• уровень квалифицированной помощи ребенку с особыми нуж­дами;

• уровень технического прогресса и многие другие факторы. Поэтому одной из основных задач реабилитационной работы в целях развития компенсаторных возможностей является квалифици­рованная помощь ребенку. Учителю физкультуры следует знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрацион­ной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов пред­мета. У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориенти­ровки. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вести­булярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки. Исследования ряда авторов (В.А. Кручинин, Л.А. Се­менов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) показывают, что в ре­зультате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зре­нию восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей.



Уроки адаптивного физического воспитания в школах для де­тей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимаю­щихся. Например, в 1—2-х классах продолжительность подготови­тельной и заключительной частей по времени больше, чем в 3—4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного

опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжитель­ность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индиви­дуального и дифференцированного подхода к регулированию физи­ческой нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возмож­ностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавате­ля. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом пси­хического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфи­ческих особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении незрячих двигательным действиям используются альбо­мы с рельефным изображением различных поз и движений, нагляд­ные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Например, при формировании навыков ориентировки, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шёлковая полоса шириной 4-5 см. (рис. 2.11). К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся: озвученные мячи, мячи с верёвочкой, которая крепится к поясу, и ребёнок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир; «педальки» для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки (рис. 2.12, а); конус для развития вестибулярного аппарата (рис. 2.12, б) и многое другое.

Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение. Занимающихся необхо­димо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни. Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления пред­метов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зритель­ного восприятия, а также освоения навыков пространственной ори­ентировки.

Для стимуляции двигательной активности умышленно создают­ся ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррек­цию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных ана­лизаторов (зрительного, осязательного, слухового, обонятельного).

       
   
 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.