Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности физического развития и двигательных нарушений





Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к сниже­нию двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладе­нии пространственными представлениями и двигательными действи­ями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:

— расстройством функций зрения на основе органических на­рушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;

— ограничением возможностей зрительного подражания, порожда­ющим искаженное представление об окружающей действительности;

— неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у де­тей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;

— снижением иммунитета к инфекционным и простудным за­болеваниям,и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся.



В ряде исследований (Земцова М.И., Каштан М.С., Певзнер М.С., 1967) представлена анатомо-физиологическая связь между зритель­ной сенсорной системой и вегетативными функциями, связь между зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Авторы предполагают, что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус и гипофиз, регулирует вегетативно-эндокринные функции организма и оказывает общее тонизирующее действие на центральную нервную систему. Поэтому реализация резервных возможностей организма ребенка с ограниченными возможностями может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме.

Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения де­тей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального воз­растного этапа. Младший школьный возраст является наиболее бла­гоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьников привычки к систематическим заняти­ям физическими упражнениям, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потен­циалов детей с нарушением зрения. В младшем школьном возрас­те развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зри­тельный и осязательный контроль за выполнением движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. И.М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства. Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз служить таким орудием не может. Однако младшие школьники с нару­шением зрения часто путают правую и левую стороны. Своеобра­зие развития сенсорных функций обусловливает выраженную сте­пень асимметрии в развитии движений левой и правой руки. Г.Х. Кекгель, М.И. Земцова, И.С. Моргулис (1962) своими иссле­дованиями показали несогласованность движений рук, обосновывая функциональную асимметрию явлениями компенсаторного характе­ра. В процессе обучения в связи с трудовой и игровой деятельно­стью правая рука более совершенствуется в исполнительных функ­циях, а левая — в контрольных. В связи с этим точность движения правой руки по мере обучения повышается.



Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зре­ния значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нор­мы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), Л.Н. Ростомашвили (1999) показывают, что у детей 10—12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ=1600 куб. см, а у нормально видящих — 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих школь­ников показатели кистевой динамометрии ниже на 28 %, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они усту­пают последним в среднем на 12—15%. Л.Ф. Касаткин (1967, 1970), И.И. Шмельков (1981) и Б.В. Сермеев (1984) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7—14 лет: отставание у маль­чиков 3,5—5 кг, у девочек 1—1,5 кг.



У детей с патологией зрения отмечается нарушение координа­ции движений. В возрасте 8—9 лет оно составляет 28 %, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выпол­нении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результа­тов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7—9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способно­сти. Исследование (И.И. Шмельков, 1981) прыгучести (прыжок в высоту с места) у незрячих школьников выявило отставание от нор­мально видящих сверстников на 6,9 см. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих на16—24%. По данным А. Г. Сухарева (1975), слабовидящие мальчики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зря­чие дети 10,3 км; в среднем школьном возрасте слабовидящие — 6,8 км, а зрячие — 14,7 км; в старшем возрасте соответственно 3,5; 4,8 и 12,2 км. Эти данные свидетельствуют о низкой двигатель­ной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работо­способности детей с нарушением зрения.

С возрастом показатели физического развития у детей со зри­тельной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравне­нию с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудис­той и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Воз­растная динамика физического развития у этих детей сохраняется та­кой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидя­щих продолжает развиваться до 17 лет.

Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зре­ния в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5—5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, мас­са тела на 6—7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих (Касаткин Л. Ф., 1980). Мышечная сила значительно ослабленна, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамичес­кого равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения. По данным Е. И. Ливадо (1974), А. К. Акимовой (1973, 1977, 1979), Р.Н. Азаряна (1989), у слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость — у 12 %. Б. П. Ермаков (1989, 1990) конста­тирует, что нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58 % девочек, тогда как у нормально видящих соответ­ственно у 20 % и 14 %; значительно больше и число простудных заболеваний. Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стой­кими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопи­ем и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сер­дечно-сосудистой системы.

По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причи­ны вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) орга­нические нарушения, наследственные заболевания, врожденное сла-бовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педаго­гических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррек-ционной работы с данной категорией детей.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с на­рушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недораз­витие письменной речи смешанного характера (разные виды дисгра-фии), соматические заболевания, задержка психического развития, дет­ский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

ММД — часто встречающееся заболевание. Оно характеризует­ся негрубым поражением центральной нервной системы, сопровож­дается мышечной дистонией — неуклюжестью, неловкостью, скован­ностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная растормо-женность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловли­вость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Периодически появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт меж­личностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпели­во прививать, умело направлять его сверхактивность в русло продук­тивных игр, физических упражнений, интересной деятельности. При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10—11 годам отрицательные проявления сглаживаются, он будет нормально учиться и упорядочит свое поведение, станет достаточно контактным и адек­ватным в поведенческих реакциях (В. И. Гарбузов, 1982).

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профи­лактической и коррекционной работе, направленной на нормализа­цию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.

 

2.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.