Сделай Сам Свою Работу на 5

Почему люди играют? Каковы мотивы решения об участии в игре?





Философия успешной игры.

(с) Дмитрий Сергеев 2002 год

Итак, мы имеем техническое задание и приняли решение об использовании игровой технологии. Прежде чем приступить к проектированию, нужно обсудить логику будущей игры или её философию.

Попробуем сформулировать особые, присущие именно игровому методу черты. Для этого кроме ожиданий заказчика, нужно знать ожидания участников и организаторов (исполнителей) будущего действия. Интересно, что ожидания последних зачастую совпадают, хотя и по своему.

Ответим на следующие вопросы:

Почему люди играют? Каковы мотивы решения об участии в игре?

§ Я хочу добиться успеха, получить премию, престижную работу, особые права, возможности…

§ Это позволит проверить себя и других, самовыразиться.

§ Я хочу подтвердить (занять) свое место в сообществе. Это престижно.

§ Все это делают. Я не хуже.

§ Это очень интересно (увлекательно).

§ Я хочу познакомиться с новыми людьми.

§ Я хочу чему-нибудь научиться, что-нибудь понять, решить какую-то проблему.

§ Меня попросили (обязали) участвовать.

 

Попробуем теперь, опираясь на ожидания заказчика, участников и исполнителей определить необходимые компоненты успешной игры.Если хотите -формулу успешной игры[1].



§ Динамическая система игровых целей.

Нет предела в развитии. Открыв в океане новый остров, мы увидим впереди целый архипелаг. А когда нанесем его на карту, увидим новые горизонты! Мы постоянно находим новые перспективы. Чем быстрее мы движемся, тем чаще ставим перед собой новые цели.

Заказчик будет удовлетворен результатами игры, если цели игры, изложенные в техническом задании, будут реализованы в полном объеме. Но есть ещё один результат любой деятельности – это её осмысление, анализ удач и недостатков, новые идеи, видение перспектив. Несомненно, что видение путей дальнейшего развития и использования, как самой игры, так и её результатов[2] – есть итог не менее важный, чем первоначальная задача.

Участник, пришедший на игру с понятным желанием победить и с удивлением обнаруживший, что иные результаты игры (даже те, о наличии которых он и не предполагал ранее) может быть даже более важны для него, чем первоначальная цель, будет также доволен своим участием (независимо от результатов). Такой вот парадоксальный вывод! Правда для этого Вам придется использовать технику итоговой рефлексии.



Исполнители тоже люди. Получая вознаграждение за свою работу, они, кроме этого, профессионально совершенствуются, знакомятся с новыми людьми, получают удовлетворение от успешной игры.

В любом случае и для заказчиков, и для участников и для исполнителей расширение сознания, возможность заглянуть за горизонт, увидеть новые перспективы - есть самостоятельная ценность. Организация игровой деятельности, позволяющая достигнуть этого результата – есть важный элемент игры. Затраченные на это усилия с лихвой окупятся хорошими отзывами о Вашей работе, продемонстрируют эффективность используемой методики и Ваш профессионализм.

 

§ Безопасное игровое (деятельностное) пространство. Право на ошибку.

Для того чтобы достигнуть островов, надо переплыть океан. Именно здесь, в борьбе с самим собой и стихиями, каждый проявит все свои лучшие и худшие качества. И не важно плавание ли это на тростниковой лодке или одиночное восхождение на Эверест. Именно об этом сдержанно пел Владимир Семенович Высоцкий в фильме «Вертикаль»:

 

«Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни – рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой –

Там поймешь, кто такой…»

 

К счастью игра позволяет сделать эту борьбу достаточно безопасной. Где ошибки можно совершать без ущерба для себя и окружающих. Где ошибки становятся поводом для размышления и работы над собой, опытом, стартовой позицией для следующей попытки.



По большому счету не важно, какую деятельность вы предлагаете участникам отбора: строительство моста или многокилометровый марш по пересеченной местности, деловую игру или психологический тест… Тем не менее:

Заказчик вправе рассчитывать, что игровая программа будет соответствовать поставленной задаче;

Участникнадеется, что предложенная ему в рамках игры деятельность не будет противоречить его ценностным ориентирам и физическим возможностям (пацифистам не придется стрелять, а инвалидам - подниматься по лестнице);

Исполнительже должен быть уверен, в возможности обеспечить содержание деятельности.

Немаловажным условием успеха является, также, определение границы (предела) игры и реальности. Ведь деятельность можно построить как на основе игровых эпизодов, так и на жизненно-важных ситуациях. Впрочем, определение этих границ достаточно спорный вопрос, требующий отдельного разговора.

 

§ Игровая интрига и творческий акт.

Большинство художественных произведений содержат сюжетную интригу. Кто же совершил преступление? Читатели детектива догадываются об этом, как правило, с самого начала, но финал опровергает самые разумные предположения. Клоун в цирковом представлении ведет себя непредсказуемо, и именно это вызывает смех. На пути искателей сокровищ одно за другим возникают самые неожиданные ловушки, которые героям приходится преодолевать, вызывая симпатию зрителей.

Рассматривая игру, как произведение искусства, нет причин отказываться от этого проверенного временем приема. Переводя разработку игры в технологическую область, планируя вызвать удивление и энтузиазм ее участников, нам нужно задуматься об игровой интриге.

Это может быть неожиданное задание (метание сырого яйца на дальность), особое условие выполнения упражнения (завязанные глаза), наличие нестандартного решения задачи (идолы острова Пасхи умели ходить![3]), конкуренция между участниками или командами (кто же победит?) или добровольный отказ от конкуренции, как необходимость успешной деятельности (неочевидный поступок)… В любом случае интрига приводит к многовариантности решений и поступков участников, что, в свою очередь, вызывает непредсказуемость итогов, что само по себе повышает интерес к процессу игры.

Планирование игровой интриги - есть творческий акт, совершаемый исполнителем отбора при разработке технологии, что превращает игру в произведение искусства, а мастера игры в художника.

Действия участников в условиях наличия игровой интриги, также, - есть творческий акт, демонстрирующий способности к генерации идей, принятию оптимальных решений и самоорганизации, что необходимо для самореализации.

Заказчик же в любом случае будет удовлетворен эмоциональной насыщенностью действия.

 

§ Практический опыт. Вариативность деятельности.

К цели можно добраться разными способами. Можно плыть на лодке, лететь на дирижабле, использовать мысленное перемещение.… В любом случае к цели нужно двигаться, а не говорить или мечтать об этом.

Опыт – критерий истины. Выстраивая цепочку усложняющихся заданий, исполнитель создает среду, наглядно демонстрирующую потенциал участников. Такая система позволяет, также, определять рейтинг участников в зависимости от их способностей.

Но игровые задания – это только надводная часть айсберга. Важно, также, обеспечить возможность вариативности деятельности участников. Не только решить задачу, но и сформулировать её, определить когда, с кем, в какой последовательности работать над ней. Запасные варианты. Приоритеты. Стратегия. Тактические приемы. Обеспечение достижения общих целей игры. Не важно, что делают участники. Важно как они это делают и каких добиваются результатов.

Осознанный выбор варианта поведения – есть наиболее эффективный способ решения поставленных перед участниками игры задач. Умение анализировать ситуацию, выдвигать поведенческие гипотезы, сравнивать возможные последствия того или иного варианта действий, принимать решения, организовать собственную деятельность, анализировать результаты и сравнивать их с прогнозом демонстрирует компетентность и способность участника успешно действовать в предлагаемой ситуации.

Интересно что, конструируя сложную игровую систему с широким вариативным потенциалом, можно сравнивать способности участников к достижению успеха независимо от их профессиональной сферы. Именно такой подход был реализован в конкурсных отборах стипендиальной программы Владимира Потанина в 2000-2002 годах.

 

§ Динамика игры.

Наблюдая за иным футбольным матчем, ловишь себя на мысли, что все вроде правильно. Игроки бегают по полю, тренеры нервничают, мяч перемещается по каким-то своим законам… Но смотреть на это скучно! Не интересно. Кажется, что все тянут время до финального свистка, лениво отрабатывая придуманные, может быть даже гениальным человеком, правила.

И дело не в том, что время игры слишком большое (хотя и здесь есть золотая середина). Не в том, что правила слишком сложны и запутанны (это важно!). Не в том, что комментаторы сегодня не в ударе (мало ли что произошло накануне). И даже не в том, что игроки устали (обязательно надо учитывать возможности участников).

Просто всем все стало безразлично - футболистам, судьям, тренерам. И если финальный свисток застанет вас в этот момент, можно смело говорить о бездарной игре.

Антон Семенович Макаренко š называл это явление - отсутствием мажора, верного тона. Музыканты называют это – потерей темпа. Психологи говорят о потере эффекта синергии, когда участники, какого-либо процесса многократно умножают успех своей деятельности за счет командного взаимодействия и поддержки друг друга.

Есть что-то метафизическое в этом явлении. Вспоминается дискуссия о роли личности в истории.

В любом случае пускать этот процесс на самотек недопустимо. Необходимы специальные действия со стороны исполнителей (ведущих) для преодоления кризиса. Иногда достаточно изменения темпа речи, иногда приходится модифицировать игровую процедуру[4]. Лучший же способ борьбы с этим явлением – не допускать его с самого начала. Верный мажорный тон с первой секунды. Отсутствие необоснованных организационных пауз. Событийный темп. Взаимная поддержка (подпитка) участников и ведущих приводит к общему энтузиазму.

В азарте участники способны превзойти свои обычные возможности. Они демонстрируют себя в наилучшем варианте, способны на неординарные поступки, открытия, высокий деятельностный темп. Это естественным образом приносит им удовлетворение и от самой деятельности и от открытия себя.

Кстати, динамика игры позволяет заказчикам экономить время и соответственно – деньги.

…И вдруг в один момент все меняется! Атаки следуют одна за другой. Появляется азарт. Каждая минута до конца матча на вес золота. Зрители неистовствуют. Игроки выкладываются на все сто. Кажется, что они заводят друг друга… Захватывает!

Кстати, заканчивать надо всегда раньше, чем надоест. Взрослые люди меня поймут.

 

§ Рефлексия[5]. Успех.

Тур Хейердал переплыл атлантический океан на папирусной лодке во второй попытке. Только четырнадцатая экспедиция на Эверест достигла вершины.š… Каждая попытка (удачная или нет) является поводом для осмысления пройденного пути.

Встраивание в тело игры рефлексивных эпизодов š является мощным инструментом обеспечения успеха всего действия. С одной стороны рефлексия позволяет участникам увидеть новые перспективы, осознать новые цели (сформировать мотивацию). С другой стороны – определяет способ действий в условиях вариативной игровой реальности, помогает вычленить уроки на будущее.

Надо различать специальным образом организуемую рефлексию (запланированную исполнителями в рамках игры) и спонтанную, возникающую естественным образом в результате осмысления происходящих событий.

Демонстрация участниками способностей и навыков обратной связи не только повышает результативность их игрового участия, но и может стать основой для положительных личностных изменений. Планируя рефлексивные эпизоды или, даже оставляя возможность для их организации самими участниками, исполнители повышают эффективность игры. Причем эффект достигается очень простыми средствами (планирование использования времени и наблюдение).

Интересные результаты может дать сочетание индивидуальной, групповой и макрогрупповой[6] рефлексии. Коллективное определение целей и способов деятельности на основе возникших затруднений приводит к возникновению эффективных команд. Конфликт индивидуальных и групповых интересов приводит к необходимости выбора способов достижения цели.

Рефлексия играет особую роль в достижении успеха игры. Само это чувство возникает в процессе осмысления и эмоционального переживания происходящего. Без рефлексии не может быть успеха!

 

§ Образовательное пространство.

На основе игрового опыта и его осмысления формируется мотивация к совершенствованию деятельности. В игре возникает потребность образовательных модулей тесно связанных с деятельностным полем.

Это не значит, что в рамках игры такая возможность должна быть предусмотрена. Это значит, что мы можем использовать это… Заодно участники могут научиться чему-нибудь полезному.

Для заказчиков и исполнителей деятельность по реализации игры и её рефлексия также является образовательным процессом в широком смысле этого слова. Нет предела совершенству.

 

§ Микро- и макрогрупповая динамика.

Насколько малоинтересен был бы футбол, если бы каждый игрок играл только за себя.

Положительная групповая динамика значительно повышает эффективность деятельности команды, влияет на эмоциональное восприятие происходящих событий. Являясь членом коллектива, участник отбора может реализовать свои организаторские способности, потребность в коммуникации, получить поддержку своих идей, участвовать в общей работе. Сопричастность к общему делу, совместные впечатления от удач и неудач вызывает целый спектр эмоциональных переживаний, без которых игра не может быть успешна.

Немаловажна и система взаимоотношений с другими командами. Это значительно повышает общую динамику игры, вариативность деятельности. Вносит особую интригу в ход игры. И не обязательно отношения между различными командами должны быть основаны на конкуренции…

Особенно существенна групповая динамика для успеха игры в детской и молодежной аудитории. Что обусловлено возрастными психологическими особенностями.

Понимание общих целей, хорошо налаженное взаимодействие, свободный обмен информацией, оперативное решение организационных проблем, совместные переживания за общее дело в команде заказчиков и исполнителей также обеспечивают успех игры.

 

§ Эмоциональная привлекательность. Зрелищность.

Деятельность, которую мы предлагаем участникам игры, должна быть эмоционально привлекательна. Постоянное переключение из позиции участника в позицию зрителя, что неизбежно при ограниченном количестве организаторов (мастеров игры), обуславливает необходимость выстраивания всей игры по законам театра (шоу). Игру можно рассматривать как особый вид искусства.

Это и сюжет, и декорации, и грамотно выстроенные мизансцены, и актерское мастерство ведущих, и вешалка и буфет…

Общее эстетическое впечатление от игры значительно влияет на её успех. Поэтому в игре не должно быть мелочей. Поэтому в игре все должно быть прекрасно. И динамическая система целей. И безопасное деятельностное пространство. И микро- и макрогрупповая динамика…

А для исполнителей и заказчиков хорошее шоу – это хорошее общественное мнение (PR). Оно еще ни кому не мешало.

 

§ Партнерство. Творческое сотрудничество.

Желание успешности игры сближает участников, исполнителей и заказчиков. Формирует из них единую команду. Обуславливает особый партнерский стиль отношений.

Мы все заинтересованы в качественном результате. Поэтому мы помогаем друг другу. Наши отношения характеризуются взаимозаботой[7] š. Это задает хороший мажорный тон игры.

 

 

Таким образом, мы приходим к своеобразной математической формуле успешной игры:

Формула 1. Успех игры.

+ Динамическая система игровых целей.

+ Безопасное игровое (деятельностное) пространство. Право на ошибку.

+ Игровая интрига и творческий акт.

+ Практический опыт. Вариативность деятельности.

+ Динамика игры.

+ Рефлексия. Успех.

+ Образовательное пространство.

+ Микро- и макрогрупповая динамика.

+ Эмоциональная привлекательность. Зрелищность.

+ Партнерство. Творческое сотрудничество.

= Успешная игра.

 

Образным вариантом предлагаемой формулы успешной игры может быть рисунок, который мы в дальнейшем будем называть «Острова в океане»:

 


[1] Реализация ожиданий участников не менее важна, чем ожиданий заказчика. Даже если участник не одержит победу в ходе игры, но его другие ожидания реализуются – он будет удовлетворен своим участием в проекте. Что, несомненно, повысит общую эффективность вашей деятельности.

[2] Для задач отбора интересен вопрос об использовании участников не прошедших отбор, но способных к успешной деятельности в данной области.

[3] Опытным путем подтвержденный факт.

[4] Изменение текущих игровых процедур на основе оперативного рефлексивного анализа возникающих затруднений называется ситуативным ведением.

[5] РЕФЛЕКСИЯ š – REFLECTION (от латинского reflexio - обращение назад) – важный механизм продуктивного мышления; особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте.

[6] С участием всех участников игры.

[7] Термин д.п.н. И.П.Иванова – последователя А.С.Макаренко, создателя методики коллективной творческой деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.