Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской и русской философии





Ефросинья Полоцкая – первая женщина на Руси, которая была канонизирована церковью. С ее именем связано создание библиотек, строительство храмов и монастырей. Много времени она отдавала педагогической деятельности. Ефросинья Полоцкая занималась также переписыванием книг, переводом философско-религиозной литературы с греческого языка на славянский. Писала летописи, молитвы, поучения. Известным представителем христианской культуры XII–XIII вв. является Кирилл Туровский. Туровский епископ отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию». Идеал служения Богу видел в аскетизме. Большой интерес проявлял К. Туровский к логике, а также к ораторскому искусству.

Становление самобытной национальной философии связано с именем Франциска Скорины, гуманиста и первопечатника первой половины XVI в. Поднимается проблема познания внутреннего мира человека и усовершенствования личности. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины, лежит человеколюбие. Одна из наивысших характеристик личности – справедливость. Мудрость Скорина понимает как стремление к познанию мира.



Сымон Будны, религиозный реформатор, филолог, педагог, поэт. Склонялся к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве Казимира Лыщинского. В философском учении К. Лыщинского имел место последовательный отказ от теологии и ее основоположений. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Одновременно К. Лыщинский отрицал бессмертие души. Белорусский философ выступал с критикой духовенства. Католическая церковь жестоко расправилась со своим идейным противником: 30 марта 1689 г. Лыщинский был приговорен к сожжению на костре. Имя К. Лыщинского достойно стоять в одном ряду с именами таких «великих еретиков», как Мишель Сервет, Джордано Бруно и др.

Во второй половине XVIII – начале XIX в. (эпоха Просвещения) был сделан значительный шаг вперед в развитии астрономии, математики, биологии, физики. Для белорусских ученых данной эпохи, таких как М. Почобут, Я. Снядецкий, К. Нарбут и других, был характерен стихийный естественнонаучный материализм.



С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси (В. Степин, Е. Петушкова, Вл. Берков и др.).

Русская философия – совокупность философских идей и концепций, сложившихся в процессе развития русской культуры, начиная с ее возникновения и до сегодняшнего дня.

Древнерусская философия с XI по XVII в. развивалась на основе византийской патристики. Это был период донациональной философии.. В XVII в. на смену философии византийского типа приходит западноевропейская схоластика. В XVIII в. философия обособилась от религии и утвердилась как теоретическая наука. Подлинно же оригинальная национальная философия появляется в России только в XIX в. Формированию национальной философии способствовали патриотический подъем первой четверти XIX в., связанный с победой над войском Наполеона и восстанием декабристов.

«Россия и Запад» - центральная проблема русской философии. П. Я. Чаадаев задумался над этой проблемой. Свои мысли он высказал в «Философических письмах» (1829–1831 гг.). За резкую критику самодержавия, крепостничества, официального православия и других негативных сторон российской действительности император Николай I объявил его сумасшедшим. Чаадаев создал оригинальную теорию исторического развития. История России представлялась ему трагической и мучительной. Он видел позитивный потенциал в православии. Считал, что России необходимо соединить положительные стороны восточной и западной культур и развиваться не изолированно, а в русле мировой цивилизации.



Идеи П. Я. Чаадаева вызвали споры в общественной мысли середины XIX в. и разделили русских мыслителей на два лагеря:славянофилов и западников.

Славянофильство – направление в русской философии середины ХIХ в., представителями которого были А. С. Хомяков, братья И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. Киреевский и др. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, считали, что самобытность и уникальность русской культуры. В основе их учения находится идея о мессианской роли русского народа. Славянофилы придавали большое значение крестьянской общине. Они считали, что монархия – лучшая форма правления для России. Важное место в их учении занимает понятие соборности как всеобщего принципа бытия и социальной организации. Соборность – это объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу.

Западники, представителями являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др., считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и страны Западной Европы. Выступали за создание правового государства. Критиковали православие и другие национальные особенности и традиции, которые сдерживали развитие России.

Ф. М. Достоевский видел спасение русской культуры в религиозном возрождении и внутреннем преображении человека.

Отправной точкой философско-религиозного учения Л. Н. Толстого была идея создания «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, ¼ дающей блаженство на земле». За яростную критику православия писатель был предан анафеме, т. е. отлучен от церкви.

Со второй половины XIX в. развивалась русская идеалистическая и религиозная философия. Значительный вклад в нее внес христианский философ, критик, публицист и поэт В. С. Соловьев. Он полагал, что три силы играют роль в истории человечества: мусульманский Восток, европейский Запад и Россия. Предназначение русского народа – стать духовным лидером человечества.Соловьев критиковал славянофилов и считал, что нельзя противопоставлять Россию Европе.

Русская идея, по Соловьеву, означает призыв к интеллигенции постараться восстановить в себе русский национальный характер.

Соловьев сформулировал исходные принципы русской философии. Главной идеей в его творчестве является учение об Абсолюте (всеединстве), Софии и Богочеловечестве. «Философия всеединства» становится ведущей линией русского философствования. Всеединство - такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб всем, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции. Особое место занимает учение о Софиибожественной премудрости, которая включает в себя истину, цельное знание и «вечную женственность».

В конце XIX – начале XX в. русская религиозная философия переживает период расцвета.

Одним из самых выдающихся философов этого периода был Н. А. Бердяев. Основными понятиями его философии были «свобода», «творчество», «дух». «Русская идея» – это идея не исключительности нашего народа, а его взаимной связи с другими народами, ответственности за все человечество, более того – за космос¼», – настаивал Бердяев. Как и славянофилы, Бердяев писал о соборности, которую он понимал, как осознание родства всех верующих во Христа.

Особое место в русской философии занимает священник, философ Павел Александрович Флоренский. Он создал философию нового типа. В центре его философии проблемы слова, символа, имени. Символ выявляет скрытую энергию, божественное начало. Так, например, икона является символом мира божественного.

В слове заключена магическая и мистическая сила. Особой магией обладает личное имя человека.

Оригинальным учением является русский космизм. Основная идея русского космизма – это идея активного вмешательства человека в протекание естественных природных процессов с целью приведения их в соответствие со своими представлениями о разумном и нравственном устройстве мира.

Космизм утвердился в России в трех формах:

1. Культурно-философская форма на языке искусства выражала идею единства природы, общества и человека (В. Ф. Одоевский, П. И. Чайковский, Н. К. Рерих и др.).

2. Религиозно-философская форма сложилась в результате теоретического осмысления взаимоотношений человека с миром в условиях ускорения научно-технического прогресса. На ее становление повлияла мировоззренческая традиция православия и некоторые идеи славянофилов (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и др.).

3. Естественнонаучная форма развивалась К. Э. Циолковским, Н. А. Умовым, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским и др. Константин Эдуардович Циолковский высказал мысль о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Верил, что освоение космоса поможет решить человечеству его насущные проблемы, сделает его более могущественным. Сормулировал ряд идей, образующих «космическую этику»: равенство всех разумных существ в космосе, взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.

Значительный вклад в развитие русской философии внес философ-позитивист А. А. Богданов, создавший учение «тектология» (всеобщую организационную науку), которая предвосхитила современную кибернетику.

Со второй половины 30-х гг. усилилась идеологическая диктатура в философии, утвердился непререкаемый авторитет «философа» Сталина. Философская мысль оживилась в 60-е гг. во времена «хрущевской оттепели». Наиболее выдающимися философами второй половины XX в. были Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич, С. С. Аверинцев

Вопрос 13

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.