Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика античной философии





Вопрос 1

Философия как социокультурный феномен. Философия и мировоззрение.

Философия(с греческого) – Филио и София, Любовь к мудрости.

Философия возникла в 7-6 веках до н.э. в трех географических регионах: Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай.

Философия (совр.) – это форма духовной культуры, которая в обобщенном виде содержит в себе знания о мире, человеке и познании.

 

Уровни философии:

1. Обыденно-житейский уровень

На этом уровне философия существовала в виде здравого смысла, поговорок, притч и т.д.

2. Художественно-образный уровень

Представители искусства, форм характерных для их жанра, рассматривают философские проблемы.

3. Научный уровень

Философия реализовывалась профессионалами (Геггель и др.)

 

Специфика философии:

1. Философское знание носит абстрактный характер

2. Философия обладает научностью, но не является наукой

3. Для философии важна личность мыслителя

 

Структура философии:

1.История философии

2.Онтология – учение о бытии

3.Философская антропология – философское учение о человеке

4.Гносеология (с греческого – познание)

5.Этика – учение о морали



6.Эстетика – учение о красоте и прекрасном

7.Логика-наука о мышлении

 

Функции философии:

1. Методологическая

Философия формулирует исходные принципы и способы познания для всего комплекса частичных наук.

2. Интеллектуальная

Занятия философией, развитие у человека способностей к абстрактному мышлению.

3. Идеологическая

Философия участвует в выработке идеологии, то есть системы взглядов, принципов и ценностей, определенной социальной группы людей

4. Функция социальной критики

Философия дает оценку существующему с точки зрения его соответствия должному (идеалу)

 

5. Мировоззренческая

Философия формулирует мировоззрение, то есть систему взглядов на мир, и свое место в этом мире

 

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифологическое

Характерно художественно-образное объяснение мира, обращено к вере и чувствам человека. В мифологии мир и человек мыслятся в единстве

2. Религиозное

Предполагает веру в сверхъестественные силы, которые влияют на человека и жизнь общества. В религиозном мировоззрении мир разделен на земной и небесный. Религия обращена к вере и чувствам человека.



3. Философское (научное)

Обращено к разуму человека.

 

 

Вопрос 2

Специфика философской традиции Древней Индии

Индийская философия носила ярко выраженный религиозный характер.

 

Основные темы индийской философии:

· Тема существования человека в мире

· Вопросы внутреннего мира человека и др.

 

Древнеиндийская философия сформировалась примерно в 5 веке до н.э. Основным литературным памятников Древнеиндийской культуры являются веды (знания). Философия изложена в таком тексте как Упанишады.

 

Основные понятия Индийской философии:

1.Брахман – духовная первооснова мира.

2.Ахимса – принцип ненасилия, запрет на убийство всего живого.

3.Сансара – вечный круг перерождения души.

4.Карма – нравственный закон воздаяния за наши деяния.

 

В 5 веке до н.э. в древней Индии сформировались 2 группы школ:

1.ортодоксальные

Признавали святость ведической литературы

 

2.неотодоксальные

Не признавали святость ведической литературы

 

· Буддизм

Основатель Сиддхартха Гаутама. Из философии превратился в религию. Религия без Бога. Возник на территории Индии. Сейчас в Индии не исповедуется. Буддизм пессимистичен в оценке человеческой жизни. Основная цель – объяснить каким образом избавится от страданий.

 

Благородные истины Будды

1.Жизнь, сеть страдания.

2.Причиной страданий являются неудовлетворенные желания, жажда жизни.

3.Необходимо избавится от желаний, от жажды жизни.



4. Существует восьмеричный благородный путь, исполнив который, человек придет к главной цели – нирване.

 

Нирвана (в переводе – угасание, покой) – состояние души, где отсутствует все, что имеет человек в земном мире, и даже личностные качества.

Принципы Восьмеричного пути:

· Умение преодолевать иллюзии

· Необходимо избавится от эгоизма

· Остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани

· Нравственное поведение

 

Восьмеричный путь – путь самосовершенствования.

 

 

Вопрос 3

Особенности философской мысли Древнего Китая

 

Специфическими чертами китайской философии, связанными с особенностями культуры китайской цивилизации, являются:

1. Особая роль философии в социально-политической жизни. Философы в этот период нередко были министрами, послами, государственными чиновниками различного уровня. Поэтому для них характерна сосредоточенность на вопросах управления государством, этики, ритуала, политики.

2. Практицизм теоретических поисков. Философия должна способствовать самосовершенствованию человека и помогать управлению государством.

«Книга перемен» - ценнейший источник древнекитайской философии, в которой представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название книги).

Наиболее влиятельные философскими школы Древнего Китая :

1. Даосизм

Основателем даосизма является Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.). Ему принадлежит трактат «Дао дэ цзин». К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия «дао», «инь – ян».

Дао – это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее.

«инь – ян» -противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной. Этический идеал даосов ярко выражен в содержании принципа «у-вэй» – принципа «недеяния», который призывал к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности по преобразованию мира, ведущей к нарушению естественного хода развития объектов и явлений.

Конфуцианство

Конфуцианство – этико-политическое учение, основанное Конфуцием, возникло на рубеже VI–V вв. до н. э. Идеал конфуцианства – сильное государство и процветающее общество.

Жэнь, ли, вэнь – качества идеальной личности, именуемой благородным мужем. Все учение Конфуция направлено на разъяснение того, как стать благородным мужем.

жэнь – человеколюбие, которое проявляется в соблюдении «принципа взаимности» в отношениях к людям: «чего не желаешь себе, не делай другим».

ли – благопристойность, следование ритуалу и этикету. Конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: почтительности к старшим и максимальном соответствии своему статусу. и выполняющих различные функции .

вэнь – воспитанность, образованность человека.

Учение Конфуция сыграло важную роль в объединении китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации.

 

Вопрос 4

Общая характеристика античной философии

Античная философия – это совокупность учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца VII в. до н. э. по VI в. н. э.

Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:

1. Этап становления древнегреческой философии – VII–VI вв. до н. э. (философы – Фалес, Гераклит, Пифагор и др.).

2. Этап зрелости, классическая древнегреческая философия – V–IV вв. до н. э. (учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).

3. Этап разложения, упадка, эллинистическая философия – III в. до н. э. – VI в. н. э. (философы – Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и др.).

Отличительной чертой раних периодов развития философской мысли Древней Греции является онтологизм.

Онтологизм (от греч. ontos – сущее и logos – учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства мира.

Основные философские учения:

Материализм– это философское учение, считающее основой мира материальное начало. Первый древнегреческий философ Фалес основой мира считал воду, другие философы – огонь, воздух, землю или все названные стихии вместе.

Особый интерес представляет теория Демокрита. Демокрит считал основой мира атом. Особого рода атомы – огненные, чрезвычайно подвижные – являются носителями жизни и сознания. Но в наибольшей степени они сосредоточены в человеческом теле, где составляют примерно 50% массы. Поэтому человек – самое разумное существо. В XVII в. Теория Демокрита была положена в основу естественнонаучной картины мира, просуществовавшей до начала ХХ в.

Идеализм – философское учение, считающее основой мира идеальное начало. Родоначальником идеализма был Платон. По его мнению, основой мира являются идеи. Кроме идей, по Платону, существует также вторичная реальность – материя. Возможность превращается в действительность при соединении идей с материей – возникает бесконечное многообразие материальных объектов.

Душа человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей». При рождении она падает в тело как в пещеру или могилу. Однако в душе живут смутные воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей». Об этом свидетельствуют, например, настойчивые попытки людей найти в нашем мире Бога, счастье, справедливость и т. д.

Наиболее известным и талантливым учеником Платона был Аристотель, сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом.

Дуализм – это философское учение, считающее, что в основе мира лежат два равноправных и невыводимых друг из друга первоначала – материальное и идеальное. Аристотель признает существование материи, которую понимает как не имеющее конкретного вида вещество, некий исходный материал. В то же время он признает и существование идеальных по своей природе прообразов вещей – форм. При соединении формы структурируют материю, и в результате появляются различные материальные объекты.

Античным философам был присущ диалектический взгляд на мир. Диалектика – философское учение, рассматривающее мир в состоянии непрерывного движения, развития. Наиболее четко диалектические идеи были выражены Гераклитом в известных афоризмах: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклит понял и причину всеобщей изменчивости – ею является борьба противоположностей.

На позднем этапе развития античной философии происходит переход от онтологической проблематики к аксиологической и этической. Первым на этой проблематике сосредоточил свое внимание Сократ. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям предпочтительнее заняться вопросами собственной жизни, и пришел к выводу, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств. Если же людям их четко объяснить, то человек уже не сможет поступать иначе, так как будет ориентироваться на эти высокие образцы поведения – рассуждал Сократ.

Наиболее оригинальный ответ на вопрос, как нужно жить, чтобы быть счастливый дали киники. По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. По их мнению, нужно ничего не иметь, чтобы не бояться что-то потерять. Так, например, наиболее яркий представитель кинизма Диоген Синопский жил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т. д

В отличие от киников, стоики не отрицали материальных благ, а считали, что относиться к ним нужно равнодушно, так как не от обладания ими зависит счастье. Для счастья нужны не материальные, а духовные ценности. Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости. Стоицизм – философия героических личностей. Наиболее известные представители – философ Сенека, римский император Марк Аврелий.

 

Вопрос 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.