Х1V. Философские проблемы познания, науки и техники.
? Укажите, какое суждение выражает точку зрения диалектического материализма:
! истина – это знание, верное всегда и во всех отношениях;
! все наши знания относительны, в них ничего абсолютного;
!+ в каждой относительной истине есть элементы абсолютной;
!+ истинность любого положения имеет пределы.
? Сциентизм – учение, утверждающее в качестве высшей ценности:
!+ науку;
! религию;
! искусство;
! технику.
? Учение, согласно которому человеческий разум возникает и осуществляет все виды своих действий на основе ощущений называется:
! скептицизмом;
! агностицизмом;
!+ сенсуализмом;
! рационализмом.
?Философы, отрицающие (полностью или частично) принципиальную возможность познания бытия:
! идеалисты;
! материалисты;
!+ агностики;
! сенсуалисты.
? Проблема теории познания была центральной в философии:
! Античности;
! Средневековья;
!+ Нового времени.
? Концепция «научных революций» была выдвинута:
! К.Поппером;
!+ Т.Куном;
! Б.Расселом.
? Теория познания как философская дисциплина:
! онтология;
! антропология;
!+ гносеология;
! аксиология.
? Учение об относительности всех наших суждений:
! догматизм;
!+ релятивизм;
! сенсуализм;
! эмпиризм.
? Развитие гносеологических представлений конца ХХ – нач. ХХI вв. определяется тем, что оно происходит в условиях (наиболее подходящий вариант):
!+ информационного общества;
! рыночной экономики;
! обострения глобальных проблем;
! традиционного общества.
?Один из основных аспектов, выражающих особенности научной деятельности:
! экономический;
! политический;
!+ когнитивный;
! педагогический.
? Гносеология как часть (раздел) философии, не занимается исследованием:
! форм и закономерностей познавательной деятельности;
! границ познания, средств и методов обретения достоверного знания;
!+ ценностного отношения человека к окружающему миру;
! соотношения знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания.
? Суждение о том, что к истине можно только постоянно приближаться, что «истина есть процесс, а не готовый результат», принадлежит:
! Д.Локку;
!+ Гегелю;
! Д.Юму.
? Какие признаки человека отличают его от животного?
!+ разумность;
! бессознательное;
!+ осознанная деятельность;
! действия.
? Выделите уровни научного познания:
! естественнонаучный;
! чувственный;
!+ эмпирический;
!+ теоретический.
? Непосредственной целью науки является:
! связь с практикой;
!+ достижение истины и открытие объективных законов;
! развитие материального производства;
!+ получение новых знаний.
? Укажите эмпирические методы научного познания:
!+ наблюдение;
!+ эксперимент;
! абстрагирование;
! математизации.
? Укажите теоретические методы научного познания:
!+ синтез;
! измерение;
! наблюдение;
!+ абстрагирование;
!+ формализация.
? Какие формы знаний относятся к донаучным?
! искусство;
! философия;
! религия;
!+ магия.
? Субъект познания – это:
! то, что познается;
!+ тот, кто познает;
! то, посредством чего достигается знание.
? Абсолютизация устойчивости знания порождает:
!+ догматизм;
! скептицизм;
! агностицизм;
! релятивизм.
? «Истина есть идеологическая форма, организующая форма человеческого опыта». Подобное определение мог дать:
! материалист;
!+ субъективный идеалист;
! объективный идеалист;
! неотомист.
? Для научной рациональности не характерно:
! признание приоритета разума;
! осознание мышлением своего содержания;
!+ абсолютизация мыслительной деятельности;
! критический анализ предпосылок и методов мыслительной деятельности.
? Для современной науки в целом, и для гносеологии в частности характерен:
!+ методологический плюрализм;
! методологический монизм;
! методологический дуализм.
? Непосредственной целью познания является:
!+ истина;
! благо;
! заблуждение;
! практика.
? Противоположностью истины является:
! ошибка;
! ложь;
!+ заблуждение.
? Заблуждение:
!адекватная форма знания;
!+ ложная форма знания;
! не имеет отношения к знанию.
? Признаком истины является:
! практика;
!+ объективность;
! польза.
? Истина - это:
! знание, не соответствующее своему предмету;
! знание, дополняющее свой предмет;
!+ знание, соответствующее своему предмету.
? Укажите ошибочное суждение:
!+ абсолютная истина достижима;
! в каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной истины;
! человечество движется по пути овладения абсолютной истиной.
? Процесс познания начинается с:
! представления;
! понятия;
!+ ощущения.
? Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом - это:
! восприятие;
!+ представление;
! суждение.
? Отражение мира в наглядной форме характерно для:
!+ чувственного познания;
! рационального познания;
! иррационального познания.
? Науке свойственно стремление к (ошибочный вариант):
! истине как непосредственной цели:
! выработке единой взаимосвязанной, развивающейся системы знаний о мире;
! к установлению закономерных связей действительности;
!+ к формулировке общих, неизменных положений.
?Критериями научного знания являются такие признаки как (указать не подходящий вариант):
! обоснованность;
! достоверность;
!+ субъективность;
! ориентированность на практику.
? К философским методам познания не относится:
! метафизический;
!+ метод моделирования;
! феноменологический;
! герменевтический.
? К функциям научной теории не относится:
! объяснительная;
! методологическая;
! прогностическая;
!+ практическая.
? Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в:
! представлении;
! суждении;
!+ мышлении.
? Мышление – это (подходящий вариант):
! чисто природное свойство человека;
!+ выработанная в ходе истории функция социального субъекта;
! признак, передающийся по наследству.
? «Париж стоит на Сене» - это:
! понятие;
!+ суждение;
! умозаключение.
? Логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получают общее:
!+ индукция;
! дедукция;
! гипотеза;
! суждение.
? Философ, который для определения познавательных возможностей человека, проводил различие между «явлением» и «вещью в себе»:
! Платон;
! Аквинский;
!+ Кант;
! Маркс.
? Новизна его учения о познавательных способностях заключалась в том, что был введен рассудок – как третий источник познания – наряду с чувственностью и разумом:
! Аристотель;
!+ Кант;
! Фейербах;
! Поппер.
? Познание связано с пониманием, постижением смысла, интерпретацией текста – такой позиции придерживается:
! марксизм;
! неотомизм;
! психоанализ;
!+ герменевтика.
? Философ, который отвергает представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, полагает он, именно человек «выдан» технике и в этом истоки опасностей, которые подстерегают человека:
! А.Швейцер;
! Б.Рассел;
! К.Ясперс;
!+ М.Хайдаггер.
? Наука – это (ошибочный вариант):
! форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании;
! творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности;
!+ собрание, сумма отдельных сведений по различным сферам человеческой деятельности;
! совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.
? Рациональность, в общем виде, понимается как (правильный вариант):
!+ апелляция к доводам разума и рассудка при принятии решений, в процессе познавательной деятельности;
! апелляция к чувствам, личному опыту в процессе поиска истины;
! принятие на веру тех или иных истин.
? Компонентом теоретического уровня познания является (указать ошибочный вариант):
! гипотеза;
!+ факт;
! теория;
! проблема.
? К методам эмпирического исследования не относится:
! наблюдение;
! эксперимент;
! измерение;
!+ классификация.
? Морально устаревшей называют технику (наиболее приемлемый вариант):
!+ сохранившую свои качества, но «потерявшую репутацию»;
! изменившую физические параметры;
! технику, утратившую свои «рабочие свойства».
? Одним из основных форм научного знания является:
! суждение;
!+ гипотеза;
! умозаключение.
? Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности - это:
!гипотеза;
! проблема;
!+ теория.
? Эмпирический и теоретический уровни познания (правильная позиция):
!+ взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна;
! не имеют между собой связи, существуя в «чистом» виде;
! взаимоисключают друг друга.
? Понятие «парадигма» является ключевым для концепции науки:
! Фрейд;
!+ Т.Куна;
! А.Эйнштейна.
? Выделите правильное определение дедукции:
!+ путь познания от общего к частному выводу;
! путь исследования от частного к общему;
! единство чувственного и рационального.
? Какой тип познания характеризуется системностью, обоснованностью и логичностью:
! обыденный;
!+ научный;
! художественный.
? В современных условиях особенно важны нравственные, гуманистические аспекты развития науки. Это связано в первую очередь с:
! изменениями в природной среде;
!+ развитием научно-технического прогресса.;
! политическими изменениями в современном обществе.
? Понятие «техника» как искусство, мастерство сложилось впервые в:
!+ Античности;
! Средневековье;
! эпоху Возрождения.
? Развитие современной техники в первую очередь зависит от:
! природно-географических условий;
! характера политического режима;
!+ развития науки.
? Социальные процессы в современном мире показывают, что развитие науки и техники:
! безусловное благо;
! исключительное зло;
!+ сопряжено с благом и злом.
? Социальные технологии - это:
! элемент технологии производства;
! включают в себя технологию производства;
!+ новый вид технологий, не связанный непосредственно с производством.
? Термин «знание» употребляется в различных аспектах. Укажите не подходящий вариант:
! способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить;
!+ определенная процедура, которая выполняется по заранее заданной схеме;
! любая познавательно значимая информация;
! особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой.
? Практика: (указать ошибочное определение):
! основа познания, ее движущая сила;
! источник познания;
! решающий критерий истины;
!+ абсолютный и единственный критерий истины.
? Методом эмпирического исследования не является:
! эксперимент;
! наблюдение;
!+ гипотеза;
! измерение.
? Достоверное эмпирическое знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов:
!+ факт;
! гипотеза;
! теория;
! проблема.
? Русский физиолог И.Павлов полагал, что цель …. в физиологии – оценить значение каждого органа с его истинной и жизненной стороны, указать его место в целостном организме (вариант вместо многоточия):
! наблюдения;
! эксперимента;
! гипотезы;
!+ синтеза.
?Процесс проникновения в сущность каждого заболевания для практического врача начинается с:
! рациональной стадии познания;
!+ чувственной стороны познания;
! иррациональной стороны познания.
? Формой рационального познания не является:
! проблема;
! гипотеза;
!+ наблюдение;
! теория.
? Современное производство превращает природу:
! в своеобразный храм для эстетического наслаждения человека;
!+ в источник сырья, который беспощадно эксплуатируется;
! в антипод науки и техники.
? Какое из определений не соответствует современной цивилизации:
!техногенная;
! информационная;
! постиндустриальная;
!+ аграрная.
? Софокл пишет о «чудовищной» силе, которую дала техника в руки человека. Таким образом, опасность, несущую с собой техника, была подмечена:
!+ в Античности;
! в Средневековье;
! в Новое время.
? Сегодня в развитых странах ведущей отраслью человеческой деятельности становится:
!+ сфера досуга;
! сфера образования;
! сфера производства.
? Наука не способна обеспечить социальный прогресс, более того последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), такой позиции придерживаются:
!+ антисциентисты;
! рационалисты;
! сенсуалисты;
! сциентисты.
? Преувеличение роли относительной истины ведет к:
! догматизму;
!+ релятивизму;
! прагматизму.
? Одним из важнейших моментов диалектического подхода к познанию является:
!+ принцип конкретности истины;
! принцип абсолютизма истины;
! принцип неопределенности истины.
? Представитель Нового времени, предложивший классификацию наук, в основе которой лежали три различных способности человеческого ума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия:
!+ Ф.Бэкон;
! Р.Декарт;
! Б.Спиноза.
? Укажите не правильное суждение:
! научное познание реализуется в контексте исторического развития общества;
! наука способствует развитию человека, его интеллекта, творческих способностей и культуры мышления;
! наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин;
!+ наука представляет собой сумму знаний о каких-либо объектах.
? Какое положение является не правильным:
! философия науки сложилась к сер. ХХ в. как философское направление, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом;
!+ в рамках философии науки речь идет об отдельных науках, которые существенно отличаются друг от друга;
! философия науки – такой раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений;
! философия науки рассматривает науку как своеобразную форму познания, специфический тип духовного производства и компонент культуры.
? Характерные черты научной рациональности (не правильный вариант):
! человеческий разум перестал уподобляться Божественному и наделялся статусом суверенности;
! из процесса познания были элиминированы (изъяты) ценностные ориентации;
! научным признавалось то, что могло быть конструировано и выражено на языке математики;
!+ признание тождества мышления и бытия.
?Возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности характерно для (правильный ответ):
!+ классического научного рационализма;
! рационализма античности;
! постклассической науки.
? Вторая научная революция произошла (правильный вариант):
!+ в конце XVIII – I пол. XIX в;
! в XVIII в.;
! в I в. н.э.
?То, что характерно для второй научной революции и соответствующего типа рациональности:
! биология и геология вносят в картину мира идею развития;
! формируется картина мира, не редуцируемая к механистической ;
! в научную методологию был введен термин «научная метафора»;
!+ признается тождество мышления и бытия.
? Третья научная революция характеризуется (не верный вариант):
! появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности;
! тем, что в центр исследования выдвигается изучение микромира;
! революционными открытиями во многих науках: физике, биологии, химии и т.д.;
!+ отделением науки от философии.
? В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики и развития научного знания:
!+ кумулятивизм и антикумулятивизм;
! эмпиризм и рационализм;
! сциентизм и антисциентизм.
? Кому принадлежит высказывание: «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны»:
! Г.Гегелю;
!+ К.Попперу;
! К.Марксу.
? Формулировка «знание о не знании» более подходит к определению:
! гипотезы;
!+ проблемы;
! термина;
! эксперимента.
? Существуют следующие модели человеческой (в т.ч. научной) деятельности: (указать не правильный вариант):
! Сизифа;
! Прометея;
! Колумба;
!+ Коперника.
?Впервые традиция как один из факторов развития науки была рассмотрена (правильный вариант):
! И.Кантом;
!+ Г.Куном;
! К.Марксом.
? Идея историчности научного знания получила развитие в (ошибочный вариант):
!+ эмпиризме (17 в.);
! марксизме;
! неогегелянстве;
! неокантианстве.
? Возникновение рациональности относится (подходящий вариант):
!+ к периоду между 800 и 200 гг. до н.э. в Китае, Индии, Греции;
! к V в. до н.э. в Греции;
! к VI в. до н.э. в Индии;
! к XVII в. в Европе.
? Формирование научного типа рациональности связано с (не подходящий вариант):
! первой научной революцией;
! возникновением классической европейской науки;
!+ возникновением первых университетов в Европе.
? Новый тип рациональности, обусловленный третьей научной революцией исходит из того, что (не подходящий ответ):
!+ знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем;
! мышление изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором;
! проблема истины напрямую становится связанной с деятельностью исследователя;
! допускается ценность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.
? В плане философского анализа техника выступает как (ошибочный вариант):
!+ машины и механизмы;
! особый вид человеческой деятельности;
! средство человеческой деятельности;
! социальный феномен;
! реализованное знание.
? Рождение философии техники чаще всего связывают с работой «Основные черты философии техники», автором которой является:
! М.Хайдеггер;
!+ Э.Капп;
! К.Ясперс.
? В основе развития технических средств лежат принципы (наименее подходящий вариант):
! функционального моделирования;
! дополнительности;
!+ системности.
? По мнению К.Ясперса в возникновении современного технического мира неразрывно связаны три фактора (указать лишний фактор):
! естественные науки;
! промышленное производство;
! дух изобретательства;
!+ организация труда.
? Категоризация - это:
!+ выделение группы объектов на основе некоторого общего абстрактного признака;
! выделение группы объектов на основе их связи в практической ситуации;
! способ классификации предметов по генетическим критериям;
! все указанные варианты.
? В гносеологическом аспекте направлением, противоположным рационализму является:
! идеализм;
! скептицизм;
! агностицизм;
!+ эмпиризм.
? Правильным является суждение:
! практика – это производственная деятельность людей;
! практика – это научно-экспериментальная деятельность людей;
! практика – это общественно-историческая деятельность людей;
!+ всё приведенное выше.
? Выделите суждение, принадлежащее созерцательному материализму:
! практика – это логическое обоснование мысли;
!+ практика – это чувственное восприятие мира;
! практика – это научно-экспериментальная деятельность;
! практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей.
? Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве:
! кибернетической системы;
!+ самоорганизующейся системы;
! диссипативной системы;
! статической системы.
? Что в синергетике считается причиной движения?
! аттракторы;
! флуктуация;
! энтропия
!+ неравновесность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|