V. Классическая арабо-язычная философия.
? Арабо-мусульманская философия получила развитие на:
! основе ислама, как новой монеистической религии;
! базе высокоразвитой науки;
! основе достижений народов объединенных в халифат;
!+ все указанное.
? Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических группировок:
!+ хариджитов;
!+ кадаритов;
!+ джабаритов;
! ашаритов;
! все указанное.
? В каламе рассматривались следующие основные вопросы:
! соотношение природы и духа;
! взаимоотношения общества и личности;
!+ атрибуты Бога;
!+ божественное предопределение и свобода воли;
! все указанное.
? Религиозно-правовые школы ислама:
!+ маликиты;
!+ ханбалиты;
!+ шафииты;
! суниты;
! суфии.
? Период наивысшего расцвета мусульманской цивилизации:
! VI – VIII вв.;
!+ IХ – ХII вв.;
! ХIII – ХV вв.;
! III – VI вв.;
! XV – XVIII вв.
? Ислам является:
! политеистической религией;
!+ монотеистической религией;
! национальной религией;
! аврааматической религией;
!+ мировой религией.
? Ислам возник:
!+ позже других мировых религий;
! раньше иудаизма и христианства;
! одновременно с христианством;
!+ в VII в.;
! позже буддизма.
? Главные деятели мусульманской реформации:
!+ Аль-Афгани;
! Аль Ашари;
! Ибн Сина;
!+ Мухаммед Икбал;
! Аль Газали.
? Существуют разновидности суфизма:
!+ дервишизм;
!+ факиризм;
!+ марабутизм;
! ханбализм;
! шафинизм.
? Основные труды аль-Газали:
!+ Воскрешение наук о вере;
!+ Опровержение философов;
!+ Геммы мудрости;
! Канон врачебной науки;
! все указанные.
? Что общего между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы?
! антропоцентризм;
!+ теоцентризм;
!+ креационизм;
! гуманизм;
! пантеизм.
? Что общего между Аристотелем и Ибн Рушдом в понимании материи и формы:
!+ материя – условие бытия вещей, а форма - сущность;
! материя и форма не имеют отношение к бытию вещей;
!+ форма – условие бытия сущности;
! материя – сущность вещей, а форма – условие;
! все указанное.
? Ибн Халдун полагает, что государство переживает ряд стадий в процессе своего существования (не верный вариант):
! консолидацию, когда устанавливается монархическая власть, опирающуюся на поддержку народа;
! тиранию, когда монарх монополизирует власть;
! злоупотребление привилегиями со стороны власть имущих;
!+ анархии, когда в государстве царит беспорядок;
! попытки умиротворения народного недовольства.
? Автором труда «Воскрешение наук о вере» является:
! Ибн-Араби;
!+ Ал-Газали;
! Ибн Сина;
! Ибн Рошд;
! Аль-Фараби.
? На арабском Востоке почетный титул Первого учителя принадлежал:
! ал-Газали;
! Ибн-Сина;
! ал-Фараби;
! ал-Кинди;
!+ Аристотелю.
? Что понимается под мусульманской схоластикой:
! суфизм;
! мутазилизм;
! суннизм;
! шиизм;
!+ калам.
? Учение античной медицины о 4 соках получило интерпретацию арабо-мусульманских врачей в форме:
! эманационной теории;
! мистицизма;
!+ теории мизаджей;
! двойственной истины;
! учения о предопределении медицины.
? Автором «Канона медицины» является:
! Ар-Рази;
! Ибн-Рушд;
!+ Ибн-Сина;
! Гален;
! Парацельс.
? Одна из самых строгих и жестких правовых школ в исламе:
! кадариты;
! джабариты;
! хариджиты;
! исмаилиты;
!+ ханбалиты.
? Письменная культура и книжные знания в Арабском халифате были достоянием:
! только правителей;
! только арабов;
! исключительно религиозных деятелей;
! особой ……..жрецов;
!+ значительной части городского населения.
? Гносеология мутазализма характеризуется:
!+ превосходством разума над верой;
! превосходством веры над разумом;
! приоритетов чувств над разумом;
! признанием одинаковой значимости веры и разума;
!+ отрицанием таклида.
? Основоположником восточного перипатетизма является:
! Ибн Сина;
! Ибн Рушд;
!+ Ал-Фараби;
! Ал-Газали;
! Ал-Ашари.
? Знаменитый персидский мистик и поэт, основатель суфийского братства маулавийа:
! Джами;
!+ Руми;
! Хайям;
! Хафиз;
! Саади.
? В доисламской Аравии людей отвергавших поклонение племенным идолам, веривших в единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям называли:
! суфиями;
! хариджитами;
!+ ханифами;
! зиндиками.
? Ибн Халдун определил основную ориентацию своих социологических построений как:
! социальную механику;
!+ социальную физику;
! социальную биологию;
! социальное естествознание.
? Вопросы, по которым ашариты заняли антимутазилистскую позицию:
! признание значения рационального знания;
!+ возможно ли рациональное познание Бога, независимое от откровения;
!+ возможно ли знание добра и зла, предшествующее откровению;
! по всем указанным.
? Ал-Газали подверг критическому рассмотрению положения:
! мусульманской теологии;
! суфизма;
! исмаилизма;
! фальсафа;
!+ все указанное.
? Ибн Сина рассматривает следующие виды доказательств:
!+ силлогизм;
!+ индукцию;
! детерминизм;
!+ аналогию;
! все указанные.
? Ибн Рушд делит людей в соответствии с их познавательными способностями на:
!+ толпу;
!+ теологов;
!+ философов;
! книжников;
! комментаторов.
? Виднейшие собиратели преданий о пророке Мухаммеде:
!+ Ал-Бухари;
! Ал-Хорезми;
! Ибн Араби;
! Аль-Газали;
!+ Аль-Муслими.
? Исламский мистицизм обозначается термином:
! шиизм;
! суннизм;
! ашаризм;
!+ суфизм.
? По пути духовного совершенствования суфий проходит различные стадии, в том числе:
! макамат;
! карамат;
!+ тарикат;
!+ хакикат.
? Как называется в исламе наместник Бога на земле:
!+ халиф;
! ханиф;
! правитель;
! пророк;
! ангел.
? В решении вопросов специфичных для калама ашариты придерживались (ошибочный вариант):
! компромиссного варианта;
! умеренных позиций;
!+ таких же позиций, что и кадариты;
!+ радикальных позиций;
!+ таких же позиций, что и мутазалиты.
? Положения, характеризующие учение мутазилитов:
!+ Бог всемогущ: но только относительно добра и справедливости;
! всемогущество Бога ничем не ограниченно;
! зло и несправедливость существуют по воле Бога;
! зло и несправедливость не подвластно Богу;
!+ если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки.
? Мутазилиты были представителями первой крупной школы в:
! суфизме;
!+ каламе;
! суннизме;
! ашаризме;
! шиизме.
? Мутазилиты утверждали:
!+ человек волен совершать как добрые, так и дурные поступки;
! поведение человек полностью предопределено Богом;
! поведение человека определяется его божественным положением;
! поведение человека определяется окружающей средой;
!+ Бог всемогущ, но только относительно добра и справедливости.
? Какие из атрибутов Бога мутазилиты признают субстанциональными:
!+ жизнь;
! воля;
!+ могущество;
! зрение;
! слух.
? Слепое следование религиозным авторитетам это:
! догматизм;
!+ таклид;
! креационизм;
! фатализм.
? Основной школой калама после Х в. становится:
!исмаилизм;
! перипатетизм;
! хариджизм;
!+ ашаризм;
! мутазилизм.
? Античные традиции философствования нашли наибольшее воплощение в:
! ашаризме;
! мутазилизме;
!+ машаизме;
!+ восточном перипатетизме;
! суфизме.
? Почти все исследователи рассматривают его философию как вершину рационализма средневековой философии Арабского Востока:
! Ал-Фараби;
! Ал-Газали;
! Ал-Кинди;
! Ибн Сина;
!+ Ибн Рушд.
? Понятие Единства Бытия (вахдат ал-вуджуд) было введено:
!+ Ибн Араби;
! Ал-Фараби;
! Ал-Газали;
! Ибн Рошд;
! Ибн Сина.
? Спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, во многом основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам:
!+ калам;
! тарикат;
! теология;
! сунна;
! таклид.
? Основная проблема, которая оказалась в центре дискуссий между кадаритами и джабаритами – это:
! проблема происхождения мироздания;
!+ соотношение свободы воли и предопределения;
! вопрос об оптимальной форме государственного устройства;
! соотношение веры и разума;
! все указанные.
? Учение кадаритов было развито:
!+ мутазилитами;
! хариджитами;
! исмаилитами;
! джабаритами;
! исмаилитами и хариджитами.
? Ал-Фараби первым попытался концептуально решить вопрос о:
!+ соотношении философии и религии;
! о божественном предопределении;
! соотношении разума и чувств;
! причинах социальной несправедливости;
! все указанные вопросы.
? Слава искусного врача пришла к нему в 17 лет, когда он вылечил Эмира Бухары. Это:
! Ар-Рази;
!+ Ибн Сина;
! Ибн Аттар;
! Захрави;
! Ибн Рушд.
? Ал-Фараби утверждал, что в реальной жизни достижимо:
! всеобщее равенство;
! действительное счастье;
!+ воображаемое счастье;
! социальная гармония;
! все указанное.
? Его называли «философом бытия»:
! ал-Фараби;
!+ Ибн Сина;
! ал-Кинди;
! ал-Газали;
! Ибн Рошд.
? Мыслитель, который представлял мистико-аскетическое направление в философии и выступил с критикой Аристотеля и его арабских последователей:
! ал-Кинди;
! ал-Фараби;
! Ибн Рушд;
! ал-Хорезми;
!+ ал-Газали.
? Представители восточного перипатетизма (укажите неправильные ответы):
!+ ал-Ашари;
! ал-Кинди;
! ал-Фараби;
! Ибн-Сина;
!+ Руми.
? Представитель восточного аристотелизма, который рассматривал вопрос о соотношении Бога и природы как соотношение двух родов бытия – необходимо сущего и возможно сущего:
! Ибн Рушд;
! Ибн Халдун;
! Ибн Сина;
! Ибн Туфейль;
!+ Ал-Фараби.
? Универсалии, согласно Ибн-Сине:
!+ существуют до вещей;
!+ существуют в вещах;
!+ существуют после вещей;
! существует в природе;
! не существуют вообще.
? Мир, согласно Ибн-Сине:
! сотворен Богом;
! развивается по своим собственным законам;
! существует сам по себе;
! порождение абсолютной идеи;
!+ является эманацией Бога.
?«Философия – это спутница и молочная сестра религии», - это утверждение принадлежит:
! Ал-Кинди;
! Ибн Халдун;
! Ал-Фараби;
! Ибн-Сина;
!+ Ибн Рушду.
? Степень счастья в посюсторонней жизни, согласно Ибн Рушду, зависит от приобретенного человеком:
!+ знания;
! богатства;
! опыта;
! опыта и богатства;
! всего указанного.
? На Востоке его называли «вторым учителем» после Аристотеля, он написал комментарии ко многим произведениям античного мыслителя:
! ал-Кинди;
!+ ал-Фараби;
! Ибн Араби;
! Ибн Халдун.
! Ибн Рушд.
? По мнению Ибн Сины настоящий человек прежде всего стремится:
! к чувственным наслаждениям;
!+ к духовному совершенству;
! материальному достатку;
! к физическому развитию;
! к власти.
? В этике ал-Фараби центральной является категория:
! добра;
! долга;
! совести;
!+ счастья;
! милосердия.
? Ал-Фараби полагал, что счастье каждого человека:
! независимо от достижения личного благополучия других;
! зависит от воли Бога;
! зависит от материального благополучия;
!+ зависит от благополучия других.
? В рамках ислама сложился религиозный и правовой:
!+ плюрализм;
! дуализм;
! монизм;
! религиозный монизм и правовой плюрализм.
? Наибольшее развитие на мусульманском востоке получила:
! физиология;
!+ гигиена;
! психология;
! анатомия.
? Теория двойственной истины была предложена:
! ал-Фараби;
!+ Ибн-Рушдом;
! Ал-Кинди;
! Ибн-Синой.
? Одну из правовых школ в исламе представляет:
! сунизм;
! суфизм;
!+ шафиизм;
! хариджизм;
! исмаилизм.
? Суфизм представлен различными тарикатами, среди которых:
! ханбалиты;
!+ накшбандия;
!+ кадирия;
! маликиты;
! ханифиты.
? Смысл «теории двойственной истины» Ибн Рушда состоит:
! в ограничении роли науки в познании;
! в отрицании познаваемости мира;
! в отстаивании свободы религиозного творчества;
!+ в обосновании независимости научной и религиозной сфер познания.
? Какие недостатки медицинских книг своих предшественников старался исправить Ибн Сина в своем труде «Канон врачебной науки»:
! смещение наблюдений и вымыслов;
! бессистемность изложения;
! мистические интерпретации;
!+ все ответы верны;
! верные первые два ответа.
? Характерная для калама проблематика включала следующие основные вопросы:
!+ атрибуты Бога и их соотношение с его духовностью;
! происхождение вселенной и его строение;
!+ божественное предопределение и свобода воли;
! происхождение государства и его роль в обществе;
!+ извечность Корана как слова Божьего или его сотворенность во времени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|