Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем





Махачкала - 2009

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

КАФАРОВ Т.Э.

ХАЛИКОВ А.С.

 

ФИЛОСОФИЯ В ТЕСТАХ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано научно-методическим Советом по философии Министерства образования и науки России в качестве учебно-методического пособия по дисциплине «Философия» для студентов естественно-научных и технических специальностей и направлений подготовки. (от 29.05.2006 №80/3).

Махачкала - 2009

ББК 87

К-31

 

 

Составители: доктор философских наук, зав. кафедрой философии и истории ДГМА Кафаров Тельман Эмиралиевич

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ДГМА Халиков Абдулхалик Султансаидович

Рецензент: Алиев Н.И. – доктор философских наук, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин ДГМА.

ФИЛОСОФИЯ В ТЕСТАХ

Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2009, 113 с.

Пособие составлено на основе учебной программы в соответствии с государственными стандартами по гуманитарным дисциплинам. Охвачены все разделы курса философии с учетом регионального компонента и медицинского профиля. Издание может быть использовано в процессе преподавания философии в вузах в качестве контрольно-обучающего средства для оптимизации учебного процесса. Работа снабжена ответами на задания, что позволяет использовать его для самоподготовки и может быть адаптирована к современным образовательным технологиям.



 

Махачкала - 2009

П р е д и с л о в и е

В учебном процессе используются различные приемы и методы, формы и средства, способствующие активной работе студентов, раскрытию их творческого потенциала. Одной из таких форм является тестирование, которое активно применяется в нашей системе образования в последние годы. Отношение к этой форме закрепления и контроля знаний, со стороны преподавателей далеко не однозначное. Мы полагаем, что тестирование не следует рассматривать как самодостаточное средство обучения и контроля над знаниями. В теоретических, и особенно философских дисциплинах, тесты приводят к формализации, упрощению материала, его поверхностному усвоению. На наш взгляд, тесты хороши как один из уровней (этапов) контроля и закрепления контроля учебного материала. Настоящее пособие составлено на базе учебной программы с учетом регионального компонента и является результатом обобщения опыта преподавания курса философии в Дагестанской государственной медицинской академии и махачкалинского филиала Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета); апробации метода тестирования и решения логических задач как продуктивной формы в развитии творческих способностей студентов и аспирантов. Тестовые задания пособия носят контрольно-обучающийся характер: по многим проблемам философии студенты найдут приемлемые ответы, а преподаватель получит дополнительный материал для активизации мыслительной деятельности обучающихся и возможность проверки и контроля знаний в процессе текущей учебы и итогового контроля. При этом предлагаются различные варианты: в одних случаях нужно выбирать единственно верный ответ на 3-5 позиций, в других – обозначить наиболее подходящее из предложенных позиций, в третьих требуется указать ошибочный вариант. Поиск верного ответа может осуществляться как путем интуитивного выбора, так и методом от противного, т.е. предварительного исключения вариантов, которые не соответствуют истинному ответу. В любом случае необходимо последующее логическое обоснование и комментарий к выбранному варианту. Различная степень сложности, представленных тестовых заданий позволит дифференцировать процесс обучения и контроля знаний студентов и аспирантов с учетом их уровня подготовки. При составлении тестов были использованы учебники по философии, а также справочные и другие издания, содержащие тестовые задания. Предлагаемое издание содержит более 1000 тестов и представляет дополненный и усовершенствованный вариант издания 2006 года. Мы рассчитываем на критические замечания, рекомендации и пожелания коллег, которые будут учтены в дальнейшей работе.





 

I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем

? Термин философия впервые употребил:

! Гераклит;

! Демокрит;

!+ Пифагор;

! Аристотель;

! Кант.

? Как соотносятся философия и мировоззрение:

! философия – часть мировоззрения;

!+ философия теоретическое ядро мировоззрения;

! мировоззрение – часть философии;

!+ философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;

! философия не имеет отношения к мировоззрению.

? В каких регионах мира зародилась философия?

! Египет;

!+ Греция;

!+ Индия;

! Рим;

! Китай.

? Назовите представителей философского идеализма:

! К.Маркс;

! Демокрит;

!+ Платон;

!+ Г.Гегель;

!+ Д.Беркли.

? Кто считал, что философия начинается с удивления?

!+ Платон;

! И.Кант;

!+ Аристотель;

! Г.Гегель;

! К.Маркс.

? Основные черты философского мышления:

! предметность;

!+ рефлексивность;

!+ целостность;

! конкретность;

!+ критичность.

? Структура любого мировоззрения, по В.Дильтею, включает в себя:

!+ картину мира;

! верования;

!+ идеалы;

!+ оценку жизни;

! политические идеи.

? И.Кант очертил сферу философии следующими вопросами (укажите лишний):

! Что я могу знать;

! Что я должен делать;

!+ Что такое природа;

! Что такое человек;

! На что я смею надеяться.

? Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

!+ чувственно-образная форма освоения действительности;

! абстрактно-понятийная форма освоения действительности;

! теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;

! аналитический способ познания мира;

! все ответы верны.

? Материализм - это:

! принцип философского исследования;

! учение о материальности мира;

!+ философское направление, утверждающее первичность материи;

! провозглашение приоритета чувственных удовольствий;

! все ответы верны

? Мир – это комплекс ощущений, считают:

! материалисты;

! объективные идеалисты;

!+ субъективные идеалисты;

! пантеистиы;

! все названные.

? Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?

!+ это учение о ценностях;

! это теория о мотивации поведения;

! это учение об общезначимых ценностях;

! это нормативная дисциплина;

! все названное.

? Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет:

!+ формируется на бессознательном уровне;

! существует исключительно в сфере рационального;

! является синонимом только ценностных ориентаций;

! связан только с убеждениями;

! все указанное.

? Мифология исторически ближе всего к:

!+ философии;

! науке;

!+ религии;

! праву;

!+ искусству.

?Философия преимущественно направлена на осмысление:

!+ мировоззренческих вопросов;

! природных процессов;

! социальных проблем;

! экономических проблем;

!+ общечеловеческих проблем.

? Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к миру – это:

!+ мировоззрение;

! гипотеза;

! умозаключение;

! теория;

! проблема.

? Возникновение философии означало:

! появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;

! появление в обществе нового социального класса;

! дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных

процессах;

!+ переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;

! все указанное.

? Своеобразие философии заключается в том, что она:

!+ обладает всеобщностью и предельной абстрактностью;

!+ исследует как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки;

! опирается на положения, не нуждающиеся в доказательстве и обосновании;

!+ формирует ценностные ориентации людей, их отношение к окружающему миру;

! основывается на наблюдении и эксперименте.

? Философы, согласно Пифагору, это люди:

! умеющие спорить;

! умеющие слушать;

! стремящиеся к знанию;

!+ стремящиеся к знанию и правильному образу жизни;

! все указанное.

? Философскому мировоззрению присуща:

! наглядность;

! эмпирическая обоснованность;

!+ системность;

! категоричность;

! все указанные признаки.

? В каждом обществе существует:

! столько мировоззрений, сколько и людей;

! одно мировоззрение;

!+ разные типы мировоззрений;

! сколько народов, столько и мировоззрений;

! сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.

?Формами предфилософского мировоззрения являются:

! наука;

!+ мифология;

!+ религия;

! искусство;

! право.

? Человек может:

!+ иметь нефилософское мировоззрение;

! иметь одновременно несколько мировоззрений;

! иметь только научное мировоззрение;

! не иметь никакого мировоззрения;

! все указанное.

? Философия изучает (наиболее подходящий вариант):

! мир в целом;

!+ мир как целое;

! отдельные стороны бытия;

! общество и его проблемы;

! политические процессы в обществе.

? В мифах люди пытались дать ответы на волнующие вопросы в форме:

!+ сказаний;

!+ преданий;

!+ вымыслов;

! анализа;

! доказательства.

? Религия и философия являются компонентами духовной культуры человечества:

! не имеют ничего общего между собой;

! различаются по форме, совпадают по содержанию;

!+ занимаются общими мировоззренческими вопросами (проблемами), но в основном дают различные ответы на них;

!+ являются формами общественного сознания.

? Деление мира на потусторонний и посюсторонний характерно для:

!философии;

! науки;

!+ религии;

! искусства;

! всё указанное.

? Религия придает нравственным ценностям:

!+ абсолютный характер;

! условный характер;

! нейтральный характер;

! сакральный характер;

! самостоятельный характер.

? Что сближает философию и науку:

!+ абстрактное мышление;

!+ использование логики;

! проведение экспериментов;

! внедрение результатов в производство;

! все указанное.

? По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется:

! философией;

! физикой;

!+ метафизикой;

! логикой;

! онтологией.

? Какое из суждений акцентирует внимание на ценностном аспекте философского мировоззрения:

! философия – это способ теоретического освоения реальности, направленный на постижение сути бытия;

!+ философия – форма духовно-практического освоения действительности, выражение человеческого отношения к миру;

! философия – это система отвлеченных знаний о мире, не имеющих отношения к повседневной жизни человека;

! философия – это любовь к мудрости;

! все указанное.

? Философия отличается от религии:

!+ как отрасль культуры, в которой преобладает разум, логика, но в ней имеет место и вера;

! как область духовной деятельности, в которой вера имеет большее значение, чем разум, хотя разум и привлекается для обоснования веры;

! как форма культуры, в которой само знание является предметом веры и основано на авторитете традиции;

! как область знания, имеющая исторический характер;

! все указанное.

? По вопросу об источниках возникновения философии существуют следующие основные концепции:

!+ мифогенная;

! сциентистская;

! гносеомифогенная;

! антропологическая;

! натуралистическая.

? Философия возникает и существует довольно долго в форме:

! мифологии;

!+ предфилософии;

! мистики;

! язычества;

! все указанное.

? Какие из вопросов являются философскими?

! Каковы пути предотвращения ядерной войны?

! Как решить продовольственную проблему?

!+ Что такое свобода?

! Когда на земле появились люди?

!+ В чем смысл жизни?

? Правильным является суждение:

! существует единая философия человечества;

! у каждого государства своя философия, которая отражает её историю;

!+ развитие человеческой культуры сопровождается возникновением различных

философских школ, направлений и концепций;

 

!+ философия выступает как самосознание эпохи;

! философия возникает в кризисные периоды общества.

? Наиболее подходящее суждение:

! философия не имеет никакого отношения к частным наукам (медицине);

!+ она выступает в качестве теоретической основы частных наук;

! философия включает в себя частные науки;

!+ Философия обобщает частнонаучные знания.

? Философ – это человек (наиболее подходящий вариант):

! владеющий истиной;

! умеющий спорить;

! способный проводить эксперимент;

!+ стремящийся к поиску истины;

! все указанное.

? Согласно Гегелю, философия – это эпоха схваченная в:

! природе;

! социуме;

!+ мысли;

! искусстве;

! мысли и искусстве.

? Проблемы обсуждаемые в философии касаются:

! ученых, исследователей;

! государственных деятелей и политиков;

! каждого человека;

! верующих;

!+ все верно.

? По сути своей философия начинается с вопроса: что есть:

!истина;

! природа;

! человек;

! Бог;

!+ начало всего сущего.

? Мировоззренческие вопросы:

!характерны для религии и философии;

! рассматриваются только в рамках философии;

! не имеют отношение к философии;

!+ у философии свой подход к решению этих вопросов;

! рассматриваются не только в рамках философии.

? Культовая система является основным элементом:

! философии;

! искусства;

! мифологии;

!+ религии.

?Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью:

! символов;

! образов;

! чувств;

!+ разума;

! все указанное.

? «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакого страдания человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так от философии, если она не изгоняет болезни души». Так определил задачу философии:

! Сократ;

!+ Эпикур;

! Гегель;

! Маркс;

! Аристотель.

? Философия, согласно Гиппократу, такое занятие, которое имеет дело с:

! постижением Бога;

!+ фундаментальной теоретической мыслью;

! чувственным восприятием действительности;

! экспериментом;

! со всем указанным.

? Русский мыслитель, который определял философию как творческое осознание духом смысла человеческого существования:

! Соловьев;

! Франкл;

! Л.Толстой;

!+ Бердяев;

! Булгаков.

? К функциям, выполняемым философией не относится:

!+ прагматическая;

! методологическая;

! гносеологическая;

! мировоззренческая;

! прогностическая

? Укажите правильный ответ. Философия – это:

! такая же наука как и история, политология, социология;

! умение вести беседу;

!+ это форма мировоззрения, опирающаяся на науку и разум;

! это религия, где: место Бога занимает абстрактное понятие;

! «наука наук», которая включает в себя все остальные науки.

? Характерной чертой философского размышления является:

!+ сомнение;

! категоричность;

! краткость;

! доказательность;

!+ логичность.

? Отличительная черта философских методов в их:

! точности;

! конкретности;

!+ универсальности;

! непротиворечивости;

! предметности.

? Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет:

! мироощущение;

! мировосприятие;

!+ миропонимание;

! миросозерцание;

! все указанное.

? Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет:

! мировосприятие;

!+ мироощущение;

! суждение;

! умозаключение;

! понятие.

? Согласно Гиппократу врач-философ подобен:

! герою;

! мудрецу;

!+ Богу;

! духовному наставнику;

! всем указанным.

? Какие из перечисленных понятий относятся к философским категориям:

! гравитация;

! молекула;

! элементарная частица;

!+ субстанция;

!+ причина.

? Представление о философии как о «госпоже», «царице» наук сложилось в:

!+ Античную эпоху;

! в Средневековье;

! эпоху Возрождения;

! Новое Время;

! Эпоху Просвещения.

? Материализм – это:

! принцип философского исследования;

! учение о материальности мира;

! провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;

!+ философское направление, утверждающее первичность материи;

! все указанное.

? Какое из положений соответствует идеализму:

! сознание есть продукт материи;

! сознание неразрывно связано с материей;

!+ сознание может существовать до и независимо от материи;

! сознание не всегда адекватно отражает материю;

! все указанное.

? Представителями объективного идеализма являются:

! Вольтер;

!+ Платон;

! Юм;

! Кант;

!+ Гегель.

? Один из исторических типов мировоззрения (указать не подходящий вариант):

! мифологическое;

! религиозное;

! философское;

!+ научное;

! психологическое.

? Философия медицины - это:

! умственное познание теории здоровья и болезни;

!+ теоретическая основа современной медицины;

! правильная постановка диагноза;

! проведение медицинского эксперимента.

? Медицина относится к следующему типу знания:

! естественнонаучному;

! гуманитарному;

! техническому;

!+ естественно-научному и социогуманитарному;

!+ междисциплинарному.

? Какое онтологическое противоречие выражает медицинская категория «предболезнь»:

! противоречие организма и среды;

!+ противоречие бытия актуального и потенциального;

! противоречие субъективного и объективного;

! противоречие общего и единичного;

! противоречие человека и природы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.