Сделай Сам Свою Работу на 5

Духовные стихи из сборника Бессонова «Калики перехожие»





 

 

Приложение С. 125—134

 

1. Стих о Голубиной Книге (№ 77)

 

Близко городу Ерузалимова,

Собиралися, соезжалися

И сорок царей со царевичем,

И сорок князей со князевичем,

Ко тому царю Выду Евсеичу.

 

Как проговорит Володемир князь,

Володемир князь Володемрович:

«Ино ой же еси, сударь,

«Перемудрый царь Давыд Евсеевич!

«Ты скажи-ка-ся нам, проповедывай:

«Отчего зачался у нас белый свет,

«Отчего зачалось солнце красное,

«Отчего зачался светёл месяц,

«Отчего зачались зори ясныя,

«Отчего зачались звезды частыя,

«Отчего зачались дожди сильные,

«Отчего зачались ветры буйные?»

Как ответ держал перемудрый царь,

Перемудрый царь Давыд Евсеевич:

— Я скажу вам, проповедаю,

— Я по памяти, словно по грамоте:

— У нас белый свет начинается,

— Начался бел свет от Свята Духа,

— Самого Христа, царя небесного;

— Солнце красное от лица Божия,

— Млад-светёл месяц от грудей Божьих,

— Зори ясныя от риз Божиих,

— Звезды частыя от очес Божьих,

— Дожди сильные от мыслей Божьих,

— Ветры буйные от Свята Духа,

— Самого Христа, царя небесного.

 

Как проговорил Володемир князь,



Володемир князь Володемрович:

«Ино ой же еси, сударь, премудрый царь,

«Перемудрый царь Давыд Евсеевич!

«Ты скажи, сударь, проповедывай:

«А который царь над царями царь,

«А который город городам мати,

«А которая рыба всем рыбам мати,

«А которая река ли всем рекам мати,

«А которая гора горам мати,

«А которая древа древам мати,

«А которая трава травам мати,

«А который зверь всем зверьям мати,

«А которая птица всем птицам мати?»

Как ответ держал перемудрый царь,

Перемудрый царь Давыд Евсеевич:

— Я скажу и я вам проповедаю:

— У нас во поле во Сарачинскиим,

— Что на камне белыим Алатыри,

— Выпадала Книга Голубиная;

— Что не малая книга, не великая,

— А что эту книгу не прочесть будет,

— На руках книгу не сдержать будет,

— А сама книга распечаталась,

— Слова Божии прочиталися:

— У нас Белый царь над царями царь;

— Почему Белый царь над царями царь?

— Он принял, царь, веру хрещёную,

— Хрещёную, православную,

— Он и верует единой Троицы,

— Единой Троицы неразделимыя:



— Потому тот царь над царями царь.

— Расалим город городам мати:

— Почему тот город городам мати?

— Что стоит тот город середи земли,

— Середи земли, свету белого:

— Что во городе Ерусалимове,

— Что стоит гробница белокаменна;

— Что во той гробнице белокаменной

— Почивают ризы самого Христа,

— Самого Христа, царя небесного:

— Потому Русалим город городам мати.

— Окиян море всем морям мати:

— Почему то море всем морям мати?

— Выходила из моря церква соборная,

— Сааборная, богомольная:

— Что во той во церкви во соборныя

— Почивают мощи папа римского,

— Папа римского, слава-Клементьева;

— Потому Окиян море всем морям мати,

— Уж и Тит рыба всем рыбам мати;

— А ты помнишь ли, князь, памятуешь ли,

— А на чем же у нас основалася мати сыра земля?

— Основалася на трех на рыбицах:

— Потому Тит рыба всем рыбам мати.

— А Ердан река всем рекам мати;

— Почему Ердан река рекам мати?

— Окрестился в ней сам Исус Христос,

— Со двух-на-десятьми Апостольми,

— Со двух-са-десятьми со Архангельми,

— Со Иваном светом со хрестителем;

— Потому Ердан река рекам мати.

— А Харгор гора всем горам мати;

— Почему Харгор гора горам мати?

— Преобразился на ней сам Исус Христос,

— Показал он дело ученикам своим;

— Потому Харгор гора горам мати.

— А Капарис древо всем древам мати.

— Почему то древо всем древам мати?

— На нем распят был сам Исус Христос,

— Прамежду Исус двумя разбойниками,

— Прамежду Исус двумя душегубами.

— Распинали его Жиды-Пилатыри,

— Разливали кровь понапрасную;

— Потому Капарис всем древам мати.



— А Плакун трава всем травам мати;

— Почему Плакун трава всем травам мати?

— Мать Пречистая Богородица

— По своем по сыне по возлюбленнем,

— По своем по сыне слезно плакала,

— А роняла слёзы на землю пречистыя,

— А от тех от слёз от пречистыих

— Зараждалася Плакун трава травам мати.

— Уж и Индрик зверь всем зверьям мати.

— Почему тот зверь всем зверьям мати?

— Что живет тот зверь во святой горы,

— Он и пьет и ест из святой горы,

— И он ходит зверь по подземелью,

— Яко солнышко по поднебесью.

— Когда Индрик зверь разыграется,

— Вся вселенная всколыбается;

— Потому Индрик зверь всем зверьям мати.

— А Стрихиль птица всем птицам мати.

— Почему Стрихиль птица птицам мати?

— Что живет та птица на синём мори,

— Она пьет и ест из синя моря;

— Когда Стрихиль птица разыграется,

— Все синее море всколыбается,

— Потопляет гостя торгового,

— Разбивает босы и корабли:

— Потому та птица всем птицам мати.

 

Как проговорил Володемир князь,

Володемир князь Володемрович:

«Ино ой же еси, сударь, перемудрый царь,

«Перемудрый царь Давыд Евсеевич!

«Отгадай-ка-ся мой перемудрый сон,

«Ино мне нынче в ночи мало спалося,

«А во сне много мне снов виделось:

«Ба-то Кривда с Правдою поспорили,

«Как Правда Кривду одолеть хочет,

«А Правда Кривду переможила,

«Как Правда пошла по поднебесью,

«А Кривда осталась на сырой земле».

 

Ещё старым людям на послушанье,

Молодым людям ради памети.

Еще славен Бог да прославился

Да велико имя Господне Его.

 

2. Сон Богородицы (№ 611)

 

Мати-мати, Мать Божия, Мария Пресвятая!

Где ты, мати, ночи ночевала?

«Ночевала я в городе Салиме,

«Во Божией во церкви за престолом;

«Не много спалось, много виделось:

«Будто я Христа Сына породила,

«Во пелены его пеленала,

«Во шолковы поясы свивала.»

Речет ей Иисус Христос Небесный:

— Мати Моя, мати!

— Не сказывай, мати, этот сон:

— Я Сам этот сон знаю,

— Я сам про него рассуждаю. —

«Как на реке на Иордане

«Вырастало дерево святое,

«Святое дерево кипарисово;

«Да на том ли на дереве кипарисе

«Да чудесный крест проявлялся,

«Да чуден крест животворящий:

«На том на кресту Тебе быть распяту.»

В пятницу под субботу

Жиды Христа распяли,

Понапрасну святу кровь проливали,

Руцы и нози приковали,

Скрость ребер копьем прободали,

Головушку тростью проломали.

Послышала матушка Мария,

Бежит ко Христу, сама плачет:

«Чадо мое милое!

«За что Ты такую муку принимаешь?

«На кого Ты меня, чадо, покидаешь?»

— Не плачь, Моя матушка, Мария,

— Не одну тебя Я покидаю,

— Покидаю Я, тебя, мати, на Иоанна Богослова,

— На Своего друга на Христова.

— Я Сам, мати, теперь умру,

— Я во третий день, матушка, воскресну,

— Да Я Сам, мати, со неба сойду,

— Я Сам из тебя душу выну,

— Погребу твои мощи с ангелами,

— С херувимами да со славными серафимы;

— И спишу твой лик на иконе,

— Поставлю во Божией во церкви за престолом:

— Будут души-рабы Богу молиться,

— Будут тебя, мати, поминати,

— Меня, Христа, прославляти, —

— Слава Тебе, Христе Боже!

 

3. Хождение Святой Девы (№ 395)

 

Ходила Дева по Святой Руси,

Искала Сына своего.

Навстречу Деве три Жидовина;

Дева тех Жидовин воспрашивала:

— Вы Жиды, Жидовины, Жиды прокляты!

— Где же вы, Жидовины, Христа мучили? —

«Дева, ты, Дева, Святая Дева!

«Мы не Жиды, не прокляты:

«Были Жиды — деды сами,

«И прадеды, и прачеты,

«Поди же ты, Дева, на Сион-гору:

«На Сион на горе церква строится,

«Тут церква строена, вся каменная;

«Во той во церкви три гроба стоят:

«Во первом гробе Сам Иисус Христос,

«Во втором гробе Иоанн Предтеча,

«Во третьем гробе Святая Дева.

«Над Иисусом Христом молебны поют.

«Над Предтечею свечи пылают,

«А над Девою Святой цветы расцвели,

«Цветы расцвели, цветики лазоревые,

«На тех на цветочках сидят пташки Камскии.

«Поют стишочки Херувимские».

 

4. Вознесение (№ 1)

 

Как вознесся Христос на небеса,

Росплакалась нищая братья,

Росплакались бедные-убогие, слепые и хромые:

«Уж ты истинный Христос, Царь Небесный!

«Чем мы будем бедные питаться?

«Чем мы будем бедные одеваться, обуваться?»

Тут возговорил Христос Царь Небесный:

— Не плачьте вы, бедные-убогие!

— Дам я вам гору да золотую,

— Дам я вам реку да медвяную:

— Будете вы сыты да и пьяны,

— Будете обуты и одеты. —

Тут возговорил Иван да Богословец:

«Ведь ты истинный Христос да Царь Небесный!

«Не давай ты им горы да золотыя,

«Не давай ты им реки медвяныя:

«Сильные-богатые отнимут;

«Много тут будет убийства,

«Тут много будет кровопролитья.

«Ты дай им свое святое имя:

«Тебя будут поминати,

«Тебя будут величати, —

«Будут они сыты да и пьяны,

«Будут и обуты, и одеты».

Тут возговорит Христос да Царь Небесный:

— Ты Иван да Богословец,

— Ты Иван да Златоустый!

— Ты умел слово сказати,

— Умел слово рассудити!

— Пусть твои уста да золотыя,

— Пусть те в году праздники частые.

 

5. Царевич Иосаф (№ 49)

 

При долине, при долине

Стояла мать прекрасная пустыня,

К которой пустыни

Приходил тут младой царевич,

А младой царевич Асафей:

«Прекрасная мать пустыня,

«Любимая моя мати!

«Приими меня во пустыню:

«Я рад на тебя, мати, работати,

«Земные поклоны исправляти».

Отвеща ему мать пустыня

Ко младому царевичу Асафью:

— Ты младой царевич Асафей!

— Не жить тебе во пустыни:

— Кому владеть вольным царством,

— Твоею белой каменнуй палатуй,

— Твоею казною золотою? —

Отвеща ей млад Асафей:

«Прекрасная мать пустыня,

«Любимая моя мати!

«Не хочу я на вольное царство зрети,

«На свою белу каменну полату,

«На свою казну золотую.

«Хощу пребыть во пустыни:

«Я рад на тебя, мати, работати,

«Земные поклоны исправляти».

Отвеща ему мать пустыня

Ко младому царевичу Асафью:

— Ты младой царевич Асафей!

— Не жить тебе во пустыни:

— Как придет весна та мать красная,

— И лузи-болоты разольются,

— Древа все листами оденутся,

— Воспоют птицы все райския,

— А ты из пустыни вон и выйдешь,

— Меня, мать прекрасную, покинешь. —

Отвеща младой царевич Асафей:

«О прекрасная мать пустыня,

«Любимая моя мати!

«Как придет весна та мать красная,

«И лузи-болоты разольются,

«Древа все листами оденутся,

«Воспоют птицы все райския:

«А я из пустыни вон не выйду,

«Тебя, мать прекрасная, не покину».

 

И все святые праведные

Асафью царевичу вздивовались,

Ево ли младому царскому смыслу,

Ему поем слава

И во веки веков аминь.

 

6. (№ 517)

 

Проспали, продремали

Небесное царство,

Прошел наш век

Ни зá что!

Чем-то нам будет

Господу Богу подъявиться,

Чем-то нам будет

Перед Господом оправдаться?

Поднесем мы Господу

Три дáра,

Три дарá потайные:

Первые дáры —

Ночное моление;

Другие дáры —

Пост-содержание;

Третьи дáры —

Любовь-добродетель.

Уж и нóнече на сем свете

Все книги сгáсли:

Одна книга не угасла —

Святое Его Евангелие,

Уж и чтет эту книгу

Иван да Креститель,

Он чтет ее,

А сам плачет:

«Господи, Господи!

«Прости души грешныя,

«Многогрешныя, беззаконныя!»

 

7. Страшный Суд (№ 515)

 

Архангел во трубу затрýбя,

Мертвых от гроба разбýдя.

Мертвые от гроба восстанут,

Едины все в рóвне будут.

 

Господь грешным проглагóле:

«Рабы вы грешны, окаянные!

«Изыйдите вы в пропасти земляныя!

«Там вам черви неусыпаемые,

«Зима вам несогремая,

«Смолы кипят лютоимыя!»

А грешные возрыдают:

«Помилови нас, Судья страшный,

«Сам Иисус Христос!

«Не знали мы про то — не ведали,

«В чем нам был грех, в чем нам спасенье!»

Господи грешным проглаголе:

«Рабы вы грешные, окаянные!

«Как вам не знать было — не ведати?

«Были вам книги сóзданы,

«В книгах было вам все написано,

«По чем душу спасти, по чем в рай взойти:

«Душу вам было спасти постом и молитвою.

«А в рай взойти — святой милостынею».

Припадут грешные

Ко матери сырой земле:

«О матерь, сыра земля!

«Расступись на две стороны,

«Пожри нас грешных, окаянныих,

«Дабы не видали Судьи страшного,

«Не терпели б муки вечныя!»

Станут сами себя проклинати:

«На что нас отцы с матерью порóдили,

«На что на белый свет пущали?

«Уж бы нас породили, —

«Да с малёхоньку мы пóмёрли,

«Не терпели бы муки вечныя!»

Повелит Господь святым ангелам

Погнать грешных в реку огненную.

Погонют грешных в реку в огненную

Яко скота бессловесного.

Повелит Господь святым ангелам:

«Задвиньте их крутым берегом,

«Засыпьте песками желтыми,

«Чтоб не видно было от них —

«От рук восплесканье,

«Чтобы не слышо было от них —

«От слез возрыданье!»

И грешным мука скончается.

Велико имя Господне!

 

Комментарии

 

 

О судьбе и творческом пути Г. П. Федотова см.: Федотова Е. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) // Федотов Г. П. Лицо России. Статьи 1918-1930. Париж: YMCA-Press, 1988, с. I-ХХХI.; Топоров В. Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и о его книге // Наше наследие, 1988, № IV, с. 45, 50-53; Протоиерей Александр Мень. Возвращение к истокам // Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990, с. 7-26.

 

 

Федотов Г. П. Лицо России // Вопросы философии, 1990, № 8, с. 136.

 

 

Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

 

 

Мочульский К. Г. Федотов. Стихи духовные // Современные записки. Париж, 1936, т. XI, с. 460-462.

 

 

Русские народные песни, собранные П.В. Киреевским, ч. 1. Русские народные стихи. М., 1848;Варенцов В. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860;Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1861-1864, т. 1-2.

 

 

Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Соч. Ф. Буслаева, т. 1. СПб., т. 1, с. 601

 

 

Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887, с. 451.

 

 

Настоящее издание, с. 15.

 

 

Рыстенко А.В. Легенда о святом Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературе. Одесса, 1909, с. 258.

 

 

Адрианова В.П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917.

 

 

Библиографические данные представлены в кн.: Ранняя русская лирика. Л., 1988. См. также библиографические отсылки в комментариях к наст. изд.

 

 

Stammler H. Die geistliche Volksdichtung als Ausserung der Geistliche Kultur des russischer Volkes. Heidelberg, 1939.

 

 

Mine J.L. Thematic and Poetic Analisis of Russian Religious Oral Epics. Dissertation. University of California: Berklley, 1972.

 

 

Kowalska Н. Rosyijski wiersz duchowny i kultura religijna staroobrzendowcow pomorskich. Wroclaw; Warszawa , 1987.

 

 

Настоящее издание, с. 16.

 

 

Г. Федотов считал, что анализируемые им стихи отражают эпоху допетровской Руси.

 

 

Такова, например, Программа Полесского этнолингвистического атласа, по которой осуществляется сбор сведений о древнейших славянских обрядах, обычаях и поверьях. См.: Полесский этнолингвистический сборник. М., 1983.

 

 

См., например: Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982

 

 

Настоящее издание, с. 11

 

 

См. также: Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству (Культ матери-сырой земли дер. Присно) // Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984, с. 222-233,

 

 

Экспедиционные записи автора. -Далее даются без отсылок

 

 

См. коммент. 19, 20.

 

 

Kowalska H. Ор. cit.

 

 

Настоящее издание, с. 120.

 

 

См. коммент. 172.

 

 

Настоящее издание, с. 123-124.

 

 

м. подробнее:Толстой Н.И. К реконструкции семантики и функции некоторых изобразительных и словесных символов и мотивов [Глаза и зрение покойников в славянских народных представлениях] // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990, с. 52. Ср.: настоящее издание, с. 86

 

 

Причитания Северного Края, собранные Е.В. Барсовым. М., 1872, с. 13

 

 

Tolstaja S. Тhe worshipping of saints and its transformation in slavic folk belief // Traditional folk belief today. Tartu, 1990, р. 157-159. См. также:Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.

 

 

Настоящее издание, с. 24.

 

 

Там же, с. 32.

 

 

Настоящее издание, с. 53; см. также коммент. 82

 

 

Там же, с. 37; повторение и развитие этой идеи см.:Успенский Б.А. Влияние языка на религиозное сознание // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969, вып. 4, с. 159-168.

 

 

Федотов Г.П. Славянский или русский язык в богослужении// Путь. Париж, 1938, № 57, с. 3-28.

 

 

Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии. Петроград, 1915.

 

 

Например, у Василия Великого есть тонкие рассуждения о смысловых радличиях соединительного союза и комитативного предлога. См.:Василий Великий. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу ионийскому // Творение иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския, т. I. СПб, 1911.

 

 

Kowalska H. Op. cit.

 

 

Федотов Г. Лицо России// Вопросы философии. М., 1990, № 8, с. 135.

 

 

Настоящее издание, с. 12.

 

 

Федотов Г. Русский человек // Новый град, Нью-Йорк, 1952, с. 80-81.

 

 

Федотов Г. На поле Куликовом // Федотов Г.П. Лицо России. Статьи 1918-1930 гг. 2-е изд. Париж, 1988, с. 126.

 

 

Тезис об антиномичности русского национального характера обосновывал в своих трудах Н.А. Бердяев (см.:Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, с. 10—23;он же . Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990, с. 43—45, 171, 269). Несомненна перекличка основных идей книги Федотова и эссе Н.А. Бердяева «Душа России» (1915), включенного в его книгу «Судьба России». Более подробно полярные типы русского сознания охарактеризованы Федотовым в статье «Русский человек» (1938): «Какими словами, в каких понятиях охарактеризовать русскость? Если бесконечно трудно уложить в схему понятий живое многообразие личности, то насколько труднее выразить более сложное многообразие личности коллективной. Оно дано всегда в единстве далеко расходящихся, часто противоречивых индивидуальностей. Покрыть их всех общим знаком невозможно. Что общего у Пушкина, Достоевского, Толстого? Попробуйте вынести общее за скобку, — окажется так ничтожно мало, просто пустое место. Но не может быть определения русскости, из которого были бы исключены Пушкин, Достоевский и столько еще других, на них не похожих. Иностранцу легче схватить это общее, которого мы в себе не замечаем. Но зато почти все, слишком общие суждения иностранцев отзываются нестерпимой пошлостью. Таковы и наши собственные оценки французской, немецкой, английской души.

В этом затруднении, — по-видимому, непреодолимом, — единственный выход — в отказе от ложного монизма и в изображении коллективной души как единства противоположностей. Чтобы не утонуть в многообразии, можно свести его к полярности двух несводимых далее типов. Схемой личности будет тогда не круг, а эллипсис. Его двоецентрие образует то напряжение, которое только и делает возможным жизнь и движение непрерывно изменяющегося соборного организма» (Фед. НГ, с. 70).

 

 

Более развернуто эта мысль изложена в статье Федотова «На поле Куликовом» (1927): «Национальное самосознание есть непрерывно раскрывающийся духовный акт, смысл которого, говоря словами В. Соловьева, есть постижение в судьбе и духе народа того, „что Бог думает о нем в вечности”. Мы всегда неполно и отрывочно созерцаем отдельные стороны этой таинственной личности. Самые устойчивые национальные характеристики приходится пересматривать, перестраивать, потому что мы имеем дело с подвижным объектом, с меняющимся образом. Самосознание народа непосредственно совпадает с его актуализацией. Новый подвиг, новая жертва — и новый грех — влекут за собой новую установку национального сознания» (Фед. ЛР, с. 126).

 

 

Сближение «гениальности» и «святости» может восходить к книгеН.А. Бердяева «Смысл творчества»(1916): «Гениальность есть иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный пути святости» (Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989, с. 392). Ср. замечание Федотова о «религиозной гениальности» св. Мартина Турского (Фед. ЛР, с. 242). 23 февраля 1936 г. Федотов прочитал доклад на тему «Святость и творчество», в котором, в частности, говорилось: «Святость... можно понимать как утонченную форму творчества, направленного на самого человека» (Новый град. Париж, 1936, № 11, с. 142). См. также:Ильин В.Н. Гений и святой в их творческой и житейской судьбе // Вестник РСХД, 1952, № 2, с. 18—22.

 

 

См. подробнее: Фед. СДР, особенно с. 235.

 

 

См. об этом: Фед. СДР, с. 196—197.

 

 

Антоний Печерский (ум. 1073) — основатель монашества на Руси;Феодосии Печерский (ок. 1036—1074) — игумен Киево-Печерского монастыря;Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (ум. 1515) — игумен основанного им Волоколамского монастыря;Нил Сорский (ок. 1433—1508) — основатель скита на реке Соре в Белозерском крае. Преподобным Феодосию Печерскому, Нилу Сорскому и Иосифу Волоцкому, а также святым-князьям и святым-юродивым посвящены специальные главы вкниге Федотова «Святые Древней Руси». Федотов противопоставляет выразителей разных религиозных типов: с именами Иосифа Волоцкого и Нила Сорского связаны враждовавшие движения «иосифлян» (см. коммент. 15) и «нестяжателей»; если Антоний, согласно Федотову, «затворился в уединенной пещере, где и пребывал до самой смерти», то Феодосии умалил «безмолвие и созерцание... ради трудовой и братской жизни» и стал устроителем монашеского общежития на Руси (Фед. СДР, с. 53, 62).

 

 

Федотов излагает точку зрения М.Н. Сперанского, несколько смещая при этом акценты. В тексте, на который ссылается Федотов, сказано следующее: «…конец XV—XVII в. — время создания стиха в той форме, как мы его знаем теперь» (Сперанский М.Н. Духовные стихи из Курской губернии // ЭО, 1901, т. 50, № 3, с. 18. В последние десятилетия в результате открытия новых письменных источников была уточнена хронология ряда духовных стихов. Например, установлено, что духовный стих о царевиче Иоасафе сложился на основе стиха покаянного 8-го гласа «Приими мя пустыня…» не позднее середины XVI в. и первоначально вообще не был связан с Повестью Варлааме и Иоасафе (см.:Петрова Л.А. К вопросу об истоках рукописной традиции цикле стихов о Варлааме и Иоасафе // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987, с. 39—51). Однако в целом вопрос о времени появления духовных стихов до сих пор не может считаться решенным. Не использованы в полной мере и возможности, которые открывают новейшие публикации покаянных (умиленных) стихов по рукописям XV—XVII вв.

 

 

Утверждение имеет принципиально важное значение для Федотова, поскольку позволяет рассматривать духовные стихи, зафиксированные в XIX в., в контексте русской средневековой культуры, ср.: «В России — в народных слоях ее — средневековье удержалось до середины XIX века» (Фед. НГ, с. 82—83).

 

 

Петр ВасильевичКиреевский (1808—1856), русский фольклорист, археограф, публицист, создал огромное фольклорное собрание, публикация которого продолжается и в наши дни. При жизни П.В. Киреевскому удалось издать лишь небольшую часть духовных стихов, имевшихся в его распоряжении (Русские народные песни, собранные П. Киреевским, ч. 1. Русские народные стихи // М., 1848). Материалы из архива П.В. Киреевского легли в основу наиболее полного собрания русских духовных стихов — «Калеки перехожие», подготовленного к печати П.Л. Бессоновым.

 

 

Это утверждение не вполне точно. Хотя в ХIХ—XX вв. былины действительно бытовали главным образом на Русском Севере, однако фиксировались они также и в центральных губерниях России, Поволжье, Приуралье, на Дону и в некоторых других местах.

 

 

Ср. противопоставление византийско-русской и польско-украинской культур в статье Федотова «Три столицы» (1926) (Федотов Г.П. Три столицы// Новый мир, 1989, № 4, с. 215—217).

 

 

См. очерк Г. Успенского «Народная интеллигенция» (Успенский Г.И. Власть тьмы // Полн. собр. соч. М., 1949, т. 8).

 

 

То есть к чтениям, положенным в определенные дни по церковному уставу.

 

 

Рассуждения А. Пономарева представляют интерес для общей концепции книги Федотова: «...можно ли утверждать, что все эти понятия и сведения, передаваемые духовными стихами, были вместе с тем общим достоянием народа и каждый в народе отчетливо знал о Христе, Богоматери и пр. все то, что поют о них слепцы калеки-перехожие? Разумеется, нет: калеки-перехожие делают это содержание лишь доступным народу — в этом их значение, и для характеристики народного мировоззрения важно совсем не то, что знают они, а чрез них может знать и народ, но — характер и самый способ усвоения и передачи готовых христианских понятий, направление, в котором шло это усвоение, самостоятельная переработка народной мыслительностью начал, лежащих в основе воспринимаемых сведений, самостоятельное проникновение и углубление в них... Повторяем, народ много может и совсем не знать из того, что поют калеки-перехожие, но особенности усвоения христианских сюжетов в их стихах тем не менее суть нечто безусловно общее для всего народа (недаром же занимают они положение певцов народных) и тем самым характерное для его мировоззрения» (Пономарев А. Русское народно-религиозное миросозерцание в школьной характеристике академического богослова-магистранта // Странник, 1884, т. 1, с. 550—551).

 

 

Иосифлянство (или осифлянство) — церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV — середины XVI в., связанное с деятельностью Иосифа Волоцкого и его последователей (см.:Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. М.; Л., 1960). Историческое иосифлянство прекратило свое существование к XVII в. Федотов понимает иосифлянство в широком смысле, как определенную тенденцию в духовной жизни русского общества. Об этом Федотов писал позднее в статье «Россия и свобода» (1945): «Но старая Русь не сдалась Московии без борьбы. Большая часть XVI столетия заполнена шумными спорами и залита кровью побежденных.

„Заволжские старцы” и княжое боярство пытались защищать духовную и аристократическую свободу против православного ханства. Русская церковь раскололась между служителями царства Божия и строителями Московского царства. Победили осифляне и опричники. Торжество партии Иосифа Волоцкого над учениками Нила Сорского привело к окостенению духовной жизни... Мировоззрение русского человека упростилось до крайности; даже по сравнению со средневековьем — москвич примитивен. Он не рассуждает, он принимает на веру несколько догматов, на которых держится его нравственная и общественная жизнь. Но даже в религии есть нечто для него более важное, чем догмат. Обряд, периодическая повторяемость узаконенных жестов, поклонов, словесных формул связывает живую жизнь, не дает ей расползаться в хаос, сообщает ей даже красоту оформленного быта... Христианство, с искоренением мистических течений „Заволжья”, превращается все более в религию священной материи: икон, мощей, святой воды, ладана, просвир и куличей... Это ритуализм, но ритуализм страшно требовательный и морально эффективный. В своем обряде, как еврей в законе, москвич находит опору для жертвенного подвига. Обряд служит для конденсации моральных и социальных энергий» (Фед. НГ, с. 147, 150—151). См. также наст, изд., с. 121.

 

 

Аналогичным образом оценивал поэтические достоинства духовных стихов Ф.И. Буслаев. Так, например, он отмечал, что стих о Вознесении «поражает глубиною мысли и высоким поэтическим творчеством, и только из опасения быть заподозренными в пристрастии к народности мы не решаемся этот стих признать лучшим в нашей поэзии христианским произведением, далеко оставляющим позади себя все, что доселе писали в религиозном роде Ломоносов, Державин и другие позднейшие поэты» (Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб.,1887, с. 451—452). См. также наст, изд., с. 119.

 

 

См. статью Федотова «Трагедия интеллигенции» (1926) (Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции// О России и русской философской культуре. М., 1990, с. 403—443).

 

 

Манихейство — религиозное учение, возникшее на Ближнем Востоке в III в. и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских и христианских мифов и ритуалов. Названо по имени основателя — полулегендарного Мани (ок. 216 — ок. 277). В отличие от христианства манихейство учило, что зло столь же самостоятельное начало, как и добро, царство тьмы как равное противостоит царству света, причем зло связано с материей, тьмой и дьяволом, а добро — с духом, светом и Богом. Манихейское учение о дуализме добра и зла развивали средневековые еретические движения: павликиане, богомилы, катары.

 

 

Богомильство — еретическое движение, зародившееся в начале X в. на Балканах. Название связывают с именем попа Богомила — предполагаемого основателя движения. В основе учения богомилов лежит представление о двойственности мира и постоянной борьбе добра и зла, земной мир и тело человека считались созданиями дьявола, а небесный мир и душа человека — проявлениями доброго начала. Богомилами и другими европейскими еретическими движениями была создана обширная апокрифическая литература, влияние которой обнаруживается в русских апокрифах и духовных стихах.

 

 

В работе 1883 г. А.Н. Веселовский писал: «Я по-прежнему не сомневаюсь в сильном влиянии богомильской проповеди и богомильской фантазии на религиозное и, более того, поэтическое миросозерцание тех народных слоев, которые так или иначе тронуло движение сектантства; но я выразился бы теперь менее категорично относительно определенных следов этого влияния, чем делал это прежде...» (Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха, вып. 4. СПб, 1883, ч. 6—10, с. 4 (Сб. ОРЯС, т. 32, № 4).

 

 

Точное название сборника, подготовленного П.А. Бессоновым, — «Калеки перехожие», но традиционно оно передается, как и у Федотова, «Калики перехожие».

 

 

Паремия (греч. παροιμία «изречение, притча») — читаемый в храме во время богослужения отрывок из Ветхого Завета.

 

 

Сыропустная неделя — первая неделя Великого поста, когда не полагается употреблять в пищу не только мясо, но и молоко и молочные продукты. Стихира и икос (греч.) — виды богослужебных песнопений (стихиры посвящаются празднику, а икос — подвигу святого или празднуемому событию).

 

 

Федотов не вполне точен. Наиболее ранний текст покаянного стиха «Плач Адама» был внесен кирилло-белозерским писцом Ефросином в один из его сборников около 1470 г. (Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1980, т. 35, с. 136); данный сборник был описан уже в 1859 г. О «Плаче Адама» см.: Савельева О.А. Структурные особенности Краткой и Пространной редакций «Плача Адама» // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Не., 1984, с. 152—165; она же. «Плач Адама». Круг источников и литературная семья памятника // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Нс., 1985, с. 164—182.

 

 

Псальмы (польск. psalm, от греч. ψαλμός — хвалебная песнь, псалом) — бытовые духовные песни, получившие распространение в России, на Украине и в Белоруссии с середины XVII в.

 

 

См.: Пономарев А.И. Славяно-русский Пролог. Часть 1-я, содержащая проложные чтения на сентябрь-декабрь // Памятники древнерусской церковно-учительнои литературы. СПб., 1896, вып. 2, с. LIII—LXVI; Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой архитектуры. Опыт историко-сравнительного исследования. СПб., 1891, с. 1891, с. 118—125, 225—256. См. также современную работу: Белоусов А.Ф. Из наблюдений над русским духовным стихом. 1. «Два брата Лазаря» // Quinquagenario. Сборник статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1972 с. 50—66.

 

 

Этому духовному стиху посвящены статьи: Ржига В. Стих о нищей братии // ИОРЯС АН ССР, 1926, т. 31, с. 177—188; Седельников А. Литературно-фольклорные этюды // Slavia, 1927, № 1, с. 71—79.

 

 

В книге Федотова встречаются оба варианта прозвания св. Феодора, известные в духовных стихах: Тирон (т.е. новобранец) и Тирянин (т.е. Жилец г. Тира, ныне Сур в Ливане).

 

 

Известен ряд литературных памятников, посвященных гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба в 1015 г., в частности так называемое анонимное Сказания о Борисе и Глебе и «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба», написанное монахом Киево-Печерского монастыря, летописцем и агиографом Нестором. На раннем этапе изучения Сказания о Борисе и Глебе предполагалось, что его автором был монах Киево-Печерского монастыря Иаков (XI в.), однако позднее эта гипотеза была отвергнута (Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV в. Л., 1987, с. 191, 401).

 

 

«Эпистолия о неделе» — апокрифический текст, излагающий наставления о праздновании воскресного дня. Эти наставления содержаться якобы в послании самого Господа, которое упало с неба в Риме или в Иерусалиме. Славянские тексты «Эпистолии» восходят к разным греческим редакциям апокрифа, возникшего не позднее VI в. Эпистолия о неделе была популярна на Руси уже в XVI в.

 

 

Аполог ( от греч. άπόλογος — рассказ, притча) — краткое произведение иносказательно-нравоучительного характера.

 

 

Имеется в виду так называемое Слово о втором пришествии Христове, о Страшном суде и будущей муке Палладия Мниха. Опубликовано по рукописи XVII в. в кн.: Франко I. Апокрiфи i лεгенди з украïнських рукописiв. Львiв, 1906, т. 4, с. 371—387.

 

 

Проложной — прилагательное от пролог (сборник кратких житий, поучений, назидательных повестей, размещенных в порядке церковного календаря).

 

 

Катехизис (греч.) - краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. О влиянии храмового культа на народное православие см.:Новгородцев П . Существо русского православного сознания // Православие и культура. Сборник религиозно-философских статей. Берлин, 1923, с. 7-23.

 

 

Ср.; «...А мы проповедуем Христа распятого... » (1 Кор. 1, 23).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.