ПРОХЛАДА - МОРОЗ БЕРЕЖЛИВОСТЬ – СКУПОСТЬ
Какие мыслительные операции участвовали в поиске ответа на вопрос?
Литература к главе 3.
- Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. - собр.соч.,т.4 - М.,1992
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - собр.соч.,т.2 - М.,1992
- Грановская Р.М.. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов, СПб., 1994
- Иванников. Основы психологии. М.- СПб., 2010
- Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2010
- Майерс Д. Интуиция.- СПб., Питер, 2010
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2005.
- Хрестоматия «Психология мышления», под ред.Ю.Гиппенрейтер, М., Черо, 2003
- Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 2006
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.:Питер, 2005.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта, М.,1982
- Практический интеллект, - ред. Р.Стернберга, СПб.,Питер, 2003.
- Холодная М.А. Психология интеллекта.- СПб, Питер, 2003
- Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. М., 2005.
Словарь
1.Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.
2.Абсолютный нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение.
3. Амнезия — частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию.
4. Апперцепция– феномен восприятия, отражающий зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств субъекта.
5. Внимание— сосредоточенность психической деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).
6. Восприятие – познавательный процесс, заключающийся в приеме и переработке человеком информации, поступающей в мозг непосредственно через органы чувств, и завершающийся формированием целостного перцептивного образа.
7. Воображение — психический процесс, выражающийся в построении новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте, а также - в создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации.
8. Дискурсивное мышление— форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.
9. Дифференциальный порог ощущений — минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.
10. Длительность ощущения — характеристика ощущения. Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения воздействия.
11. Закон Стивенса — модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом С. Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, как у Фехнера, а степенная зависимость. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен.
12. Идеомоторные акты – представление о движении, как если бы оно выполнялось реально, сопровождающееся зрительными образами, мышечными ощущениями и иннервацией мышц, соответствующей данной двигательной задаче
13. Иконическая память— сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время, которая имеет большую емкость, быстро угасает во времени (около 0,25 сек.) и сознательно не контролируется.
14. Иллюзии восприятия - ошибки восприятия частных признаков тех или иных предметов.
15. Интеллект – система всех познавательных способностей индивида (ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения), определяющая успешность любой деятельности и адаптацию к новым жизненным задачам.
16. Интенсивность ощущения — субъективная выраженность ощущения, связанного с каким–либо раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Были предложны различные модели, в которых описывается вид этой связи. В законе Г. Фехнера эта зависимость представлена в виде логарифмической кривой. В законе С. Стивенса она имеет вид степенной зависимости. Существенное влияние на характер связи ощущения с раздражителем имеет функциональное состояние анализатора.
17. Интуиция — отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований. Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явлений, процессуально оно характеризуется быстротой протекания и отсутствием осознанных этапов постижения истины.
18. Константность– свойство восприятия, позволяющее в определенном диапазоне изменения условий восприятия сохранять неизменными параметры воспринимаемого объекта.
19. Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности.
20. Мнемотехника— система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания (например, организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий).
21. Мышление – познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания и представляющий собой целенаправленное, обобщенное и опосредованное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.
22. Образ — субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, всё более удовлетворяя практическим нуждам.
23. Объем памяти — количество материала, которое доступно к воспроизведению через некоторое время после его усвоения.
24. Основной психофизический закон или закон Фехнера (иногда называют законом Вебера –Фехнера) — сформулированный в 1860 г. Г. Фехнером в „Элементах психофизики“ закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Т.е. возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия.
25. Ощущение– сенсорный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом отдельных свойств внешнего и внутреннего мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
26. Память – познавательный процесс, включающий запоминание, сохранение, воспроизведение различной информации и опыта субъекта.
27. Последовательный образ — зрительное ощущение или восприятие, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя и продолжающееся до десяти минут.
28. Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти.
29. Психофизика— раздел психологии, основанный Г.Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.
30. Речь – система звуковых сигналов и письменных символов, используемых человеком для представления и передачи информации в процессе общения.
31. Сенсибилизация –повышение чувствительности вследствие тренировки или взаимодействия анализаторов.
32. Сенсомоторика(от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — взаимная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.
33. Сенсорная адаптация — изменение чувствительности анализатора, служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя.
34. Синестезия –появление под воздействием раздражения одной анализаторной системы ощущений в другом анализаторе.
35. Целостность восприятия — свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого–либо объекта не воспринимаются, но оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.
36.Чувствительность— способность живого организма активно реагировать на воздействия или способность иметь ощущения.
37. Эгоцентризм - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения или размышлять в иной системе координат. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.
38.Эйдетический образ — особый картинный образ памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий восприятию, наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.
39. Эффект Зейгарник (или эффект незавершенного действия) — закономерность, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.
40.Эффект края –явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд, заучиваемого материала, элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.
41. Язык — система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям, средство общения.
Приложение (ответы на тестовые вопросы):
К 1-ой главе:
1) Е = К loge I+ C, где К и С – константы, I – интенсивность раздражителя,
Е – интенсивность ощущения
2 а) адаптация
2 б) синестезия
3) в
4) а
5) а
6) б
7) в
8) г
9) а
К 2-ой главе:
1) в
2) а
3) г
4) а
5) в
6) б
7) в
8) в
9) в
К 3-ей главе:
1) в
2) г
3) в
4) а
5) б
6) а
7) в
8) в
9) б
10) в
11) б
12) в
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|