Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по работе с литературой.





Учебно-методическое пособие

для студентов факультета прикладной психологии

по дисциплине «Общая психология» -

Часть 2 «Познавательная сфера психики»

Авторы-составители: доцент, канд. психол.н. Яковлева И.В.,

Старший преподаватель Марковская Г.Г.

 


 

Содержание

Стр.

Аннотация3

Методические рекомендации студентам4

Введение. Функциональная структура психики.9

Глава 1. Психические образы 10

1.1.. Ощущение и психофизика сенсорных процессов 10

1.2. Общее представление о восприятии 19

1.3. Представление в структуре психики 33

Тестовые вопросы и задания для самопроверки к главе 1 37

Литература к главе 1 38

Глава 2. Сквозные психические процессы и функции39

2.1 Общее представление о памяти 39

2.2 Общее представление о внимании 49

Тестовые вопросы и задания для самопроверки к главе 2 54

Литература к главе 2 55

Глава 3. Интегративные феномены когнитивной сферы психики56

3.1. Воображение как интегративная психическая функция 56

3.2. Мышление и речь 61

3.3. Интеллект и творчество 74

Тестовые вопросы и задания для самопроверки к главе 3 78

Литература к главе 3 79



Словарь80

Приложение (ответы на тестовые вопросы) 83

 


Аннотация

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих базовый обще-профессиональный курс «Общая психология» по направлению «психология» (030300) с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Учебно-методическое пособие является составной частью УМК (учебно-методического комплекса) по данной дисциплине и способствует глубокому и прочному усвоению студентами учебной программы.

Программа курса реализуется в форме лекций и семинарских занятий. Широко используются дискуссии по проблемным вопросам, целью которых является развитие профессионально-психологического мышления студентов. В пособии содержатся методические рекомендации студентам по подготовке к учебным занятиям и самостоятельной работе.

Программа курса «Общая психология» состоит из четырех тематических частей или разделов: (соответственно четырем учебным семестрам первого и второго года обучения): 1.Введение в общую психологию; 2.Познавательная сфера психики; 3.Эмоционально-волевая сфера психики; 4.Сознание и личность.



Настоящее пособие раскрывает учебный материал второй части курса – «Познавательная сфера психики»и включает в себя краткое содержание его основных тем, перечень рекомендованной литературы, словарь основных понятий, методические рекомендации и вопросы для самопроверки. В приложение включена краткая информация о выдающихся психологах, которые внесли значительный вклад в исследование отдельных познавательных процессов и интеллекта в целом, что и составляет содержание настоящего пособия.


Методические рекомендация студентам по изучению дисциплины «Общая психология: часть 2 – Познавательная сфера психики»

«Общая психология» является базовой дисциплиной учебного плана подготовки бакалавра психологии, состоит из четырех частей и направлена на формирование целостной системы знаний об общих закономерностях психической деятельности, фундаментальных теориях, основных категориях и методах психологической науки.

Вторая часть учебного курса называется «Познавательная сфера психики» и знакомит студентов с когнитивными психическими процессами от ощущения до речи, то есть с составляющими и характеристиками интеллекта человека.

Когнитивная психология располагает большим количеством эмпирического материала и его осмысление требует от студентов серьезной самостоятельной работы. При этом особое место занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями. Студентам рекомендуется работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.



Рекомендации по работе с литературой.

Перечень литературы, необходимой для изучения дисциплины, приводится в программе курса и в каждом разделе настоящего учебно–методическом пособия.

При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала.

Предварительное чтение направлено на выявление в тексте профессиональных психологических терминов и поиск их значения в справочной литературе.

Сквозное чтение рекомендованной литературы дает возможность студенту сформировать тезаурус основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими.

Выборочное чтение – наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к семинарским занятиям по соответствующим темам.

Повторное чтение предполагает возвращение к неясным фрагментам текста.

Аналитическое или изучающее чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Важно не только содержание вопросов, но сам принцип освоения литературы с помощью вопросов к текстам.

Есть несколько приемов изучающего чтения:

1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна.

2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:

- медленно прочитать текс т, стараясь понять смысл изложенного;

- выделить ключевые слова в тексте;

- постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

3. Формулирование тезисов в виде положений, утверждений, выводов.

К этому можно добавить и иные приемы: прием реферирования, прием комментирования.

При работе с литературой необходимо иметь в виду, что вся предметная область данной дисциплины имела свою историю развития. Поэтому при чтении текстов необходимо отмечать хронологию текстов. Такое сопоставление дает не только лучшее понимание смысла текстов, но и способствует лучшей организации материала в памяти.

Важной составляющей любого солидного научного издания является список литературы, на которую ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы. В этом случае вся проблема как бы разбивается на составляющие части, каждая из которых может изучаться отдельно от других. При этом важно не терять из вида общий контекст и не погружаться чрезмерно в детали, потому что таким образом можно «за деревьями не увидеть леса».

В решении учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги. Можно выделить три основных способа записи:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования положений и фактов;

б) последовательная запись мыслей автора, по разделам, главам,

параграфам книги. Такая запись требует творческой переработки прочитанного, что способствует прочному усвоению содержания книги;

в) краткое изложение прочитанного: содержание страниц укладывается в несколько фраз, содержание глав - в несколько страниц связного текста. Этот вид записи проще, ближе к первоисточнику, но при этом творческая мысль читателя пассивнее, а поэтому усвоение материала слабее.

В более общей форме все записи при освоении литературы можно подразделить на составление плана, тезисов и конспектирование.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать настоящее учебно-методическое пособие. Представленный в нем краткий обзор содержания изучаемых тем может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

Методические указания студентам по подготовке к семинару.

Подготовка студентов к семинарским занятиям проходит в несколько этапов:

· работа с литературой;

· анализ полученных сведений в форме план-конспекта, компьютерной презентации, схем;

· выбор ключевых понятий;

· составление теоретических вопросов по теме;

· разработка кейсов по теме.

Для подготовки к значительному числу семинарских занятий студентам полезно объединиться в группы по 3-5 человек и выбрать лидера группы. Основная функция лидера – это организация работы группы по подготовке к семинару. В течение семестра лидерство может меняться. Лидер группы отвечает за распределение различных форм работы по подготовке к семинару, а также контролирует порядок выступлений. В случае отсутствия одного из членов команды лидер группы принимает решение по замене отсутствующего сообщения другим.

В качестве обязательных пунктов выступления группы являются: введение новых терминов, небольшие содержательные выступления (около 5 минут), раскрывающие суть темы. При этом наиболее важная часть выступления задиктовывается студентам-слушателям. После выступления группа предлагает слушателям ответить на вопросы двух типов: вопросы на усвоение услышанного (репродуктивные вопросы) и вопросы на размышление (проблемные вопросы). Для новых терминов и для схем используется доска или презентация их на экране. Студенты-преподаватели ставят оценки студентам-слушателям, оценивая качество усвоения материала и участие в дискуссии.

Студенты приносят на семинарское занятие конспекты, сделанные самостоятельно, для того, чтобы их качество оценил преподаватель.

 

Общие рекомендации студентам по освоению дисциплины.

В рамках курса «Общая психология: часть 2» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами и вопросами для самопроверки; решение задач, упражнений; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературы). Материал и задания для этих видов самостоятельной работы представлены в УМК.

Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику. Она заключается в том, что при их выполнении студент должен опереться на свой собственный субъективный опыт. При этом он должен использовать имеющиеся или развить новые навыки рефлексии, научиться сосредоточивать свое внимание на собственных разнообразных ощущениях и образах, отделять одни субъективные феномены от других.

В ряде заданий от студента требуется определенная наблюдательность. Наблюдая за поведением людей в различных ситуациях, студент глубже проникает в суть и функции психики, сознания и познания.

Учебный план предусматривает контрольную работу с обобщающей весь изученный материал темой «Сравнительный анализ когнитивных психических процессов». Тема конкретизируется преподавателем в нескольких вариантах, где указываются вопросы для сравнения двух познавательных процессов (например, ощущения и восприятия). Контрольная работа может выполняться как в аудитории, так и в виде домашнего задания.

. Необходимо отметить, что выполнение данной контрольной работы является самостоятельным творческим видом деятельности. Основной критерий оценки – самостоятельность и осознанность в раскрытии темы и изложении проработанного по лекциям и рекомендованной литературе материала.

При написании контрольной работы студенту рекомендуется учитывать следующее.

- Контрольная работа по данной дисциплине это не только проверка усвоенного материала, но и способ его осмысления и структурирования. Поэтому простое переписывание текста из источника при выполнении контрольной работы – пустая трата времени и самого студента и того преподавателя, который эту работу будет оценивать. В то же время творческое осмысление материала не должно превращаться в общие размышления по поводу темы. Основополагающие суждения должны быть обоснованы ссылками либо на научные факты, либо на авторитетные источники.

- При написании контрольной работы студентам рекомендуется заострять внимание на конкретных свойствах, видах, механизмах работы и проявлениях сравниваемых когнитивных процессов. При этом важно развести два сравниваемых понятия - по определению и по конкретным эмпирическим характеристикам. В рамках данной темы контрольной работы основными являются понятия: «ощущение», «восприятие», «представление», «память», «внимание», «воображение», «мышление». В настоящем пособии эти понятия определяются и рассматриваются достаточно подробно.

- Учебный материал второго семестра, в отличие от первой части курса «Общая психология», подкреплен большим количеством экспериментальных исследований, в которых открыты и изучены многие закономерности и особенности функционирования психики. Эмпирические факты требуют, в первую очередь, их знания и понимания, что и следует показать на всех аттестационных процедурах по «Общей психологии» во втором семестре обучения студента-психолога.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.