Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по теоретической части учебного модуля «ФИЛОСОФИЯ»





Теоретическая часть модуля направлена на формирование знаний принципов, методов и законов, понятий и категорий философии в соответствии с требованиями ФГОС к дисциплинам гуманитарного цикла. Основное содержание теоретической части излагается преподавателем на лекционных занятиях, а также усваивается студентом при знакомстве с первоисточниками, которые предназначены для более глубокого овладения знаниями основных дидактических единиц соответствующего раздела. Контрольные вопросы призваны закрепить изучаемый теоретический материал.

Раздел Содержание раздела
Философия, мировоззрение и ценности Понятие мировоззрения, ценности и нормы в структуре мировоззрения. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. Возникновение философии.

Контрольные вопросы:

  1. Что означает слово «философия»?
  2. Какие Вы знаете подходы к определению предмета философии?
  3. Чем отличается философия от мифа, религии и науки?
  4. Какие Вы знаете отличительные признаки метафизики и диалектики?

Основные первоисточники:



  1. Бердяев Н.А. Истина и откровение. –СПб., 1996.
  2. Борхес Х.Л. Письмена Бога. –М.1992.
  3. Бубер Мартин. Два образа веры. –М., 1995.
  4. Библер В.С. Что есть философия? /Очередное возвращение к исходному вопросу. //Вопросы философии. – 1995. -№1.
  5. Вольф Роберт П. О философии. –М., 1996.
  6. Гильдебранд Дитрих фон. Что такое философия? –СПб., 1998.
  7. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? –СПб., 1998.
  8. Ильенков Э.В. Философия и культура. -М., 1991.
  9. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. –М., 1972.
  10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура –М., 1990.
  11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. –М., 1990.
  12. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? –М., 1991.
  13. Хаймо Хофмайстер. Что значит мыслить философски. –СПб, 2000.
  14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. –М., 1991.

 

Раздел Содержание раздела
Исторические типы философии Античная философия. Философия древней Индии и древнего Китая. Средневековая европейская философия. Европейская философия Возрождения и Нового времени. Немецкая классическая философия. Европейская философия XIX века. Современная зарубежная философия. Традиции русской философии.

Контрольные вопросы:



1. Что означают термины: космосоцентризм, архэ, атом, маевтика, эйдос, метафизика, гедонизм, цинизм, скептицизм, стоицизм?

2. Что такое теоцентризм, креационизм, теодецея, патристика и схоластика?

3. В чем состоит различие между эмпиризмом и рационализмом Нового времени, каких представителей указанных направлений и их идеи Вы знаете?

4. В чем выражается трансцендентальный идеализм и идеалистическая диалектика немецкой классической философии?

5. Какие характеристики и особенности «философии жизни», позитивизма, экзистенциализма, феноменологии, психоаналитической философии Вы можете привести, каких представителей указанных направлений и их идеи Вы знаете?

6. Какие особенности русской философии, каких русских философов и их идеи Вы знаете?

Основные первоисточники:

1. Августин Аврелий. Исповедь. –М., 1991.

2. Аквинский Фома. О сущности и сущем. /Историко-философский ежегодник. –М., 1988.

3. Аристотель. Метафизика / Сочинения: В 4 Т., -Т.1. –М., 1975-1983.

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. –М., 1991.

5. Боэций Утешение философией. –М., 1990.

6. Бэкон Ф. Новый Органон //Бекон Ф. Сочинения: В 2 Т. –М., 1972. Т. 2.

7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. –М., 1988.

8. Гегель Г.В.Ф. Наука логики в 3-х т. –М., 1971.

9. Гуссерль Э. Логические исследования. Катрезианские размышления. –Минск –М., 2000.

10. Декарт Р. Рассуждение о методе //Декарт Р. Сочинения: В 2-х Т. –М., 1985. Т.1.

11. Камю А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство. –М., 1990.



12. Кант И. Критика чистого разума. –М., 1994.

13. Кун Т. Структура научных революций. –М., 1975.

14. Кьеркегор С. Страх и трепет. –М., 1993.

15. Локк Д. Сочинения. В 3-х Т. –М., 1985-1988.

16. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. –М., 1995.

17. Платон. Государство / Сочинения: В 3 Т. –М., 1968-1971.

18. Поппер К. Нищета историцизма. –М., 1993.

19. Рассел Б. Человеческое познание. –М., 1997.

20. Сартр ж. -П. Стена: избранные произведения. –М., 1997.

21. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. –М., 1992.

22. Фромм Э. Бегство от свободы. –М., 1993.

23. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //Сочинения, в 5-ти т. Т.1. –М., 1992.

24. Юнг К. Архетип и символ. –М., 1991.

 

Раздел Содержание раздела
Философская онтология и философская антропология. Бытие как проблема философии. Материальное и идеальное бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Бытие и сознание. Природа мышления. Язык и мышление. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие.

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика философских размышлений о бытии?

2. Какие основные формы бытия Вы знаете?

3. Что такое материя?

4. Какие существуют атрибуты и модусы материи?

5. Какие формы движения материи Вам известны? В чем различие категорий движение и развитие?

6. Какие Вы знаете свойства пространства и времени?

7. Какие существуют философские подходы к определению отношений бытия и сознание?

8. Какие формы мышления Вы знаете?

9. В чем выражаются гносеологическая и коммуникативная функции языка?

10. Какие концепции происхождения человека Вы знаете?

11. Какие особенности присущи «биологизаторским» и «социологизаторским» моделям понимания человека?

12. В чем выражается комплексный характер антропосоциогенеза?

13. В чем смысл жизни с точки зрения гедонизма, эвдемонизма, аскетизма, этики долга, утилитаризма, прагматизма?

14. В чем смысл свободы и творчества по Н.А.Бердяеву, кто из еще из философов исследовал данную проблематику?

Основные первоисточники:

1. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. –М., 1989.

2. Гартман Н. Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник. –М., 1988.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. –М., 1991.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. –М., 1993.

5. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

6. Джемс В. Воля к вере. –М., 1997.

7. Дубровский Д.И. Проблема идеального. –М., 1983.

8. Дюркгейм Э Самоубийство. –М., -СПб., 1898.

9. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. –М., 1989.

10. Марков К.В. Философская антропология. –СПб., 1997.

11. Петров М.К. Язык, знак, культура. –М., 1990.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. –М., 1986.

13. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. –М., 2000.

14. Тейярд де Шарден. Феномен человека. –М., 1987.

15. Уитроу Д. Структура и природа времени. –М., 1984.

16. Хайдеггер М. Бытие и время. –М., 1997.

17. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. –М., 1990.

18. Флоренский П.А. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях. -М., 1993.

19. Фромм Э. Иметь или быть. –М., 1986.

20. Фуко Э. Слова и вещи. –М., 1994.

21. Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. Произв. –М., 1994.

22. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. –Т.20.

23. Юнг К.Г. Человек и его символы. –М., 1997.

 

Раздел Содержание раздела
Философия истории и социальная философия Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Философия политики. Общественно-политические идеалы. Проблема гражданского общества. Философия права. Права человека. Насилие и ненасилие. Философия экономики.

Контрольные вопросы:

1. Какие исторически сложившиеся концепции понимания общества Вам известны, и кто является их авторами?

2. Какие понятие образующие признаки присущи категориям гражданское общество, нация, народность, род, племя, государство?

3. Какие критерии являются основанием для формационного подхода к общественному развитию, а какие для цивилизационного подхода?

4. Чем характеризуются детерминистские и индетерминистские модели исторического процесса?

5. Какие Вы знаете концепции философии истории и типы исторического развития, что выступает источником и кто является субъектом истории в данных концепциях?

6. Чем различаются политические идеалы Платона и Аристотеля, каких авторов и какие философские концепции политики Вы еще знаете?

7. Какое общество можно назвать гражданским, какая роль в нем принадлежит провой и экономической свободе, демократическим ценностям?

Основные первоисточники:

1. Аристотель. Политика //Собр. Соч.: В 4 т. –М., Т.4. –М., 1983.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. –М., 1990.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. –М., 1993.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. –М., 1989.

5. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. –М., 1996.

6. Джилас М. Лицо тоталитаризма. –М., 1992.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. –М., 1991.

8. Карсавин А.А. Философия истории. –СПб., 1993.

9. Коллингвуд Р.Д. Идея истории. –М., 1980.

10. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. –М., 1972.

11. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. –М., 1992.

12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. –М., 1992.

13. Тойнби А.Д. Постижение истории. –М., 1991.

14. Тоффлер О. Футурошок. –СПб., 1997.

15. Франк С.Л. Духовные основы общества. –М., 1991.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. –М., 1993.

17. Хейзинга Й. Hom Indeas –М., 1992.

18. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. –М., 1993, Т.2. –М., 1998.

 

 

Раздел Содержание раздела
Теория познания и методология науки Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Структура научного знания. Проблема истины в философии и науке. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Контрольные вопросы:

1. Что такое гносеология, релятивизм, скептицизм, агностицизм?

2. В чем выражается взаимодействие субъекта и объекта познания?

3. Какие Вы знаете основные формы и методы познания?

4. Каковы особенности познания в прагматизме, постпозитивизме, конвенционализме, экзистенционализме, интуитивизме и феноменологии?

5. Какие структурные элементы научного познания Вы знаете?

6. Что есть истина? (Назовите как минимум три трактовки понятия истины).

7. Что такое объективная истина, абсолютная истина и относительная истина?

8. Кто и в каких концепциях вводит понятия верификации и фальсификации?

9. Что такое парадигма?

10. В чем выражается ответственность современного ученого?

Основные первоисточники:

1. Башляр Г. Новый рационализм. –М., 1987.

2. Бердяев Н.А. Истина и откровение –СПб., 1998.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. –М., 1988.

4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Философские работы. Ч.1. –М., 1994.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. –М., 1988.

6. Карнап Р. Философские основания физики. –М., 1971.

7. Кун Т. Структура научных революций. –М., 1977.

8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. –М., 1994.

9. Найссер У. Познание и реальность. –М., 1981.

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. –М., 1983.

11. Пуанкаре А. О науке. –М., 1983.

12. Рассел Б. Человеческое познание. –М., 1997.

13. Степин В.С. Динамика научного знания как процесс самоорганизации. –М., 1994.

14. Тулмин С. Человеческое понимание. -М., 1984.

15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. –М., 1986.

16. Франк С.Л. Непостижимое //Сочинения. –М., 1990.

17. Хабермас Ю. Познание и интерес //Философские науки .-1990. №1.

18. Хайдеггер М.О. Учение Платона об истине //Время и бытие. –М., 1993.

19. Хилл Т.И. Современные теории познания. –М., 1965.

20. Штейнер Р. Истина и наука. –СПб., 1992.

 

Раздел Содержание раздела
Философские проблемы области профессиональной деятельности Специфика философского знания в профессиональной сфере. Ценности и проблема истины, вера, сомнение, знание в профессиональной отрасли знания. Роль философских наук в процессе развития профессионального знания.

Контрольные вопросы:

1. Почему философию иногда называют «наукой наук»?

2. Какие Вы можете привести примеры использования философской методологии в Вашей профессиональной сфере?

3. Какие Вы знаете идеалы и нормы исследования, применяемые в Вашей отрасли знания?

Основные первоисточники:

1. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

2. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. М.: Знание, 1984.

3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

5.Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.